Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Если твое сердце с Богом, беден ты или богат – разницы нет: в любом случае будешь счастлив, и тогда на тебе сбудутся слова апостола о непрестанной радости, потому что жизнь с Богом всегда радость.
Улыбаемся и машем
Некоторые современные люди, знакомые со словами апостола Павла «всегда радуйтесь», убеждены, что верующие должны непрестанно улыбаться и излучать позитив, а если этого не находят, то считают, что с верующими что-то не то. Приходим, говорят, к вам, а там, в церкви, все какие-то грустные, унылые, все в своих грехах, вздыхают, слезы льют – смотреть противно. И уходят. Правды в этом столько же, как в том, что в браке нужно каждый день, держась за руку, сидеть в парке на лавочке и целоваться. Например, все знают выражение: сон как у младенца… Вот у меня маленькая дочь, ее сон – это самая непредсказуемая и беспокойная вещь на свете: можно соблюдать режим, гулять с ней на улице, кормить по часам, уложить вовремя, а она проснется в два часа ночи и будет не спать до утра.
Духовная радость, о которой говорит апостол Павел, один из признаков духовного совершенства, свойство, победившее страсти души, утвердившееся в Боге, очищенное покаянием и молитвой. Этого состояния раньше достигали очень немногие, а сейчас вообще единицы. Было бы странно выйти во двор, где мальчишки гоняют мяч, и требовать от них искусства Месси. Почему-то с футболом это все понимают, а, приходя в церковь, сразу требуют святых. Как сказал отец Димитрий Смирнов, в рай попадают не хорошие люди, а кающиеся грешники, хорошие люди попадают на доску почета. Другой распространенный о христианстве миф, что бедность – эталон христианской жизни. Обычно по этому поводу мне сразу приводят в пример слова Христа, что богатому попасть в рай так же трудно, как верблюду пройти сквозь игольные ушки.
Но правда в том, что сама по себе бедность не спасает человека, и богатство не губит – это всего лишь средство, которое можно употребить себе на спасение или погибель. Бедность может быть причиной неверия, ожесточения сердца и ропота на Бога, а богатство поводом для благодарности Богу в благотворительности и заботе о ближнем. Апостол Павел говорит об этом так: Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке (Флп. 4:12). Если твое сердце с Богом, беден ты или богат – разницы нет: в любом случае будешь счастлив, и тогда на тебе сбудутся слова апостола о непрестанной радости, потому что жизнь с Богом всегда радость.
Святитель Николай – самый любимый русский святой
В начале 90-х, после так называемых «рыночных реформ», когда вчерашние доктора наук, чтобы выжить, торговали в переходах сигаретами и китайскими колготками, на улицах можно было купить что угодно, в том числе и старые иконы. Я вырос в простой советской семье и смотрел на иконы как на неведомые сокровища. Бойкие торговцы решили меня просветить и рассказали, какие иконы самые дорогие. Оказалось, что старинные с редкими сюжетами или малоизвестными святыми. «За них сразу машину можно купить», – мечтательно говорили они. А самыми дешевыми оказались иконы со святителем Николаем, потому что в царской России иконы с его изображением были в каждом доме, и как с ними ни боролись большевики, а потом безбожники-коммунисты, икон со святителем Николаем в нашем народе сохранилось великое множество.
Почему далекого святого из Мир Ликийских так любят у нас в России? Ответ прост: потому, что он свой, простой, добрый. Он всегда придет и поможет. Его доброта и отзывчивость так полюбились в русском народе, что в народном календаре его упоминали во все времена года и по разным поводам: Никола Зимний, Никола Летний, Никола Ратный, Никола Можайский, Никола Милостивый и, конечно, просто Никола Угодник. Угодник – потому, что всю свою жизнь святитель Николай угождал Богу и людям. Как гласит народная мудрость: когда плохо и горе, скорее помолись Николе Милостивому, а он расскажет об этом Спасу Всемилостивому.
Он помогал бедным и обездоленным и защищал невинных, поэтому стал прообразом Деда Мороза и Санта-Клауса. Его родные Миры Ликийские сейчас турецкий Демре, где до сих пор стоят развалины храма, который турки назвали Баба Ноэль Килизе, – церковь Деда Мороза. Предание гласит, что накануне Рождества святой Николай узнал, что один разорившийся горожанин из-за нужды собирался отдать своих дочерей на блудодеяние, и ночью тайно пришел к тому дому и подбросил в сад три мешочка с золотом, чем спас семью от позора. В Европе эта история стала притчей о добром старике Санта-Клаусе, который, чтобы помочь трем бедным сестрам, ночью забрался на крышу их дома и бросил в трубу золотые монеты. Монеты упали в чулки, сушившиеся у камина. С тех пор появилась традиция оставлять подарки ночью под елкой или возле камина в подарочных мешках.
Но главный подарок, который святой Николай приносит в каждую семью, это пример деятельной и нерассуждающей любви Христовой, пример сострадания и милости, что самое тяжелое обстоятельство обращают в добрую сказку со счастливым концом.
Духовное возрастание по молитве Иоанна Златоуста
Читая молитву святителя Иоанна Златоуста из вечернего правила, открыл для себя, что в 18-м, 20-м, 21-м, 22-м воззваниях христианские добродетели, которые там упоминаются, расположены по степени духовного возрастания. Например, в 18-м воззвании мы просим у Бога: «Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление», покаянных слез о грехах, которыми сердце оживает для молитвы и жизни с Богом в душе. Просыпается память смертная. По словам святых, она, как узда, удерживает человека от совершения привычных грехов. Затем душе открывается новое благодатное состояние, о котором преподобный Ефрем Сирин писал: «Душа, имеющая умиление, ликует неизреченной радостью о Боге».
В 20-м воззвании мы молимся: «Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание». Смирение преподобный Иоанн Лествичник называл «дверью в Царство Небесное», от него в душе рождается целомудрие. О целомудрии преподобный Ефрем говорил, что имеющий его делается храмом Божиим. А о следующей духовной ступенью послушаний преподобный Силуан Афонский говорил так: «Послушливый велик перед Богом». Послушливую душу любит Господь и дает ей мир, тогда все для нее хорошо и ко всему она чувствует любовь.
В 21-м воззвании мы читаем: «Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость». Святитель Иоанн Златоуст безропотное терпение скорбей и болезней приравнивал к мученичеству. От терпения в душе рождается великодушие – свойство, объединяющее все добродетели. А затем кротость – высшее богатство чистой души, о котором, перечисляя блаженства, Сам Господь сказал: блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
В 22-м воззвании мы просим: «Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое». Об этой добродетели пел псалмопевец Давид: начало мудрости – страх Господень. Это благодатное состояние не имеет ничего общего с животным страхом или боязнью наказания. Наоборот, это радостное, благодатное ощущение присутствия Божия в своей жизни, чувство благодарной сыновней любви к Богу и, как следствие, боязнь оскорбить Его греховными помыслами или поступками. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что страх Божий – это действие Святого Духа. От действия страха Божия ощущаешь при молитве присутствие Бога, духовно увидишь Невидимого, познаешь, что молитвы есть предстояние на Страшном Суде Божием.
Такие дела.
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/ULYBAEMSYA-I-MASHEM–;
https://tv-soyuz.ru/SVYATITEL-NIKOLAY;
https://tv-soyuz.ru/DUHOVNOE-VOZRASTANIE-PO-MOLITVE
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.