Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1202) → Священник Кирилл Никитин: Празднуя Пасху, не забыть о Христе

Священник Кирилл Никитин: Празднуя Пасху, не забыть о Христе

№17 (1202) / 1 мая ‘23

Учимся растить любовью

Здравствуйте, отец Кирилл!

– Здравствуйте! Христос Воскресе!

Воистину Воскресе! Сегодня разговор пойдет на интересную и очень важную тему. Каждый год, когда мы говорим о праздновании Пасхи в рамках нашей передачи, обязательно затрагиваем существующие в нашей стране традиции празднования Пасхи, а также традиции отдельных семей – ездим в многодетные семьи и снимаем, как празднуют Пасху они.

Бывает, что иногда за внешними замечательными традициями мы несколько забываем донести до детей, да и сами иногда забываем главное, в чем же основа праздника Воскресения Христова. Это надуманная проблема или Вы тоже сталкивались с подобным в своей пастырской жизни? Сначала обсудим, действительно ли актуален этот вопрос, а потом поговорим о том, как его решать.

– Я абсолютно с вами согласен, что вопрос имеет большую актуальность. В Великую Субботу, когда все готовятся к празднику Пасхи, люди несут в храм куличи, яйца, чтобы их освятить. Причем достаточно много людей приходит в храм, что очень радует. Но, к сожалению, в основном все этим и заканчивается. Вся подготовка к Пасхе сводится к тому, что люди готовятся больше внешне, забывая о том, что к празднику Пасхи должна быть подготовка внутренняя. Конечно, вся эта внешняя форма нам нужна. Внешнее формирует внутреннее, и внутреннее отображается на внешнем. Но когда мы уходим только во внешнее, мы теряем самое главное, – что же, собственно, произошло.

Когда общаешься с прихожанами, пытаешься выяснить, что Пасха значит для человека, не всегда люди могут правильно раскрыть тему Христова Воскресения. Они сводят все к тому, чтобы освятить снедь, разговеться, порадоваться, похристосоваться. А суть заключается в том, что Христос Воскрес и даровал нам жизнь. Что значит даровал жизнь? Надо сказать, что до Воскресения Христова каждый, кто умирал, будь то праведник или грешник, уходил в так называемый шеол. Шеол – это царство мертвых. И как бы человек ни трудился, как бы ни молился, какой бы праведной жизни ни был, он уходил в шеол. Каждый, кто находился в этом месте, находился как бы между Небом и землей, то есть не было состояния счастья, человек оставался без Бога.

Наверное, все обратили внимание, что во время Пасхального богослужения открыли Царские врата, диаконские двери. И в течение Светлой Седмицы они закрываться не будут. Это выражает то, что произошло: Господь открыл врата в Царствие Божие, Он открыл для нас рай. И теперь каждый, при желании, может в этот рай войти. Но, конечно, должно быть не только наше желание, но еще и Божия помощь, Божия благодать. То есть мы не сами себя спасаем, а Господь Своею благодатной силой позволяет нам приводить свою душу ко спасению.

Есть такое понятие: синергия. Синергия – это сотрудничество, соработничество Бога и человека. В чем заключается соработничество? В том, что мы служим в этом мире носителями благодати Божией. То есть, приходя в церковь на Пасху, на богослужения, приобщаясь Святых Христовых Таин, приводя свою душу в порядок через таинство Исповеди, мы тем самым позволяем благодати войти в нас и исполняем те слова, которые Сам Христос в Евангелии говорит: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. То есть мы призваны нести свет. Но чтобы его нести, его надо сначала в себя принять. Вот в этом смысле мы соработники с Богом: мы – носители этого самого света.

Пасха Христова – самый сильный и яркий свет, который зажигает всю вселенную, это событие вселенского масштаба. И Бог дает нам эту возможность. Но, к сожалению, в силу своих немощей мы эту возможность не всегда хотим реализовать. Наша лень не дает нам себя заставить встать на молитвенное правило утром и вечером, пойти в храм на воскресное богослужение, подготовиться к таинству Исповеди и Причастия. Ведь для этого нужно попоститься, помолиться, а это труд. Но мы же знаем, что без труда и рыбка из пруда не вынимается. Если мы хотим получить какое-то утешение от Бога, благодать, то надо положить какой-то труд. И Господь не просит от нас труда неподъемного или сверх наших сил. Господь от каждого принимает столько, сколько человек может понести, главное, чтобы это было честно, по совести.

Например, Серафим Саровский мог тысячу дней стоять на камне и молиться. Кто из нас может это вместить? Никто или мало кто. Сергий Радонежский, Иоанн Кронштадтский, Ксения Блаженная несли такие подвиги, которые мы не можем вместить. Но мы можем в свою меру делать то, что возможно. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Господь и намерение целует. То есть необходимо хотя бы свое намерение выразить в каких-то небольших трудах. Что стоит встать утром и вечером на молитву? Если подойти к этому скрупулезно, то это двадцать минут времени. Что такое двадцать минут утром и двадцать минут вечером? В сумме это сорок минут, а в сутках 24 часа. Богу выделить сорок минут – это немного, это даже не десятая часть. Но за эти гроши Господь может многое дать. А если этих грошей нет, то за что давать? Бог лентяям не помогает. Не потому, что не хочет, а потому, что лень становится страстью, разлагающей человека. Мы иногда говорим, что от безделья руки чешутся. На что они чешутся? Не на что-то доброе, а на то, что может навредить, принести ущерб.

К чему я все это говорю? Господь даровал нам Царствие Божие. «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Господь нам жизнь даровал, и теперь нам этой жизни необходимо приобщиться, участвуя в евхаристической жизни, совершая таинство Исповеди, совершая молитвенное правило. Тогда мы можем почувствовать радость Пасхи. Тогда это будут не куличи и яйца, не вода святая или вербочка, а будет живая вера. Не обрядоверие, а именно та живая вера, которая Господу и нужна, которую Господь ищет. «Сыне, даждь Ми сердце твое». Не нужны Богу наши внешние почтения. Кому эта галочка нужна? Мол, вот я, Господи, пришел, отметь меня, я взял водичку. Или: я исповедовался. Бог – не профессор, который отмечает студента, чтобы потом поменьше спросить. Бог ищет живого участия, живого общения.

Когда, например, у студента нет больших способностей, но он старается, преподаватель это видит и будет благосклонен к этому студенту, будет ему помогать. А если студент и этого не хочет, как же лентяю помочь? Тогда он справедливо получает двойку. А у Бога, кстати, других оценок нет: у Него либо «пять», либо «два», либо зачет, либо незачет. Третьего не дано: либо добро, либо зло, либо свет, либо тьма, посерединке, вполсилы не получится. Либо мы по лесенке, ступенька за ступенькой, поднимаемся вверх, либо потихоньку спускаемся.

Дай Бог, чтобы мы научились правильному пониманию Пасхи, осознавали, что Господь сделал ради нашего спасения, и, ценя это, возвращали Ему тем, чем можем. Господь не просит от нас многого, но то, что для нас возможно.

Отец Кирилл, мне кажется, к родителям все это очень хорошо применимо, и каждый взрослый начнет задумываться, как ему уйти от формализма к той самой живой вере. К тому же живая вера дает гораздо больше. Но когда мы касаемся вопроса воспитания детей, тут у родителей большой вопрос, как же открыть своему ребенку такие серьезные и глубокие смыслы. Родитель думает: нет, я это открыть ему не могу, зато я могу с ним покрасить яйца, сделать кулич, прибрать дом в Чистый Четверг (потому что, оказывается, надо убирать все вокруг, а не идти в храм). Когда дело касается вопроса воспитания, очень сложно уйти от обрядовой стороны. Прекрасно, что она есть, но сложно не остановиться только на ней. Какие Вы можете дать советы родителям, которые понимают, что не дают главного ребенку? Но как можно маленькому ребенку объяснить глубокие смыслы?

– Я могу поделиться собственным опытом – как мне эти глубокие смыслы в детстве преподавались. Мы так же и яйца красили, и куличи готовили, несли это в храм. Но после мы шли на ночную службу. И эти торжественные службы – Пасхальные, рождественские – очень сильно отпечатались в моем тогда еще детском сознании, в моем детском сердце, а потом принесли плоды.

Думаю, благодаря посеянным в детстве семенам я стал тем, кем стал, по милости Божией принял священный сан и теперь несу послушание в академии, стараюсь своим добрым студентам показывать пример того, как наша вера устраивается. Мама меня привела, то есть она личный пример показала.

Святитель Иоанн Златоуст также подтверждает, что в его духовном становлении для него был опорой пример матери. Отец у них достаточно рано умер, и мама была вынуждена нести послушание не только обеспечения семьи, но и духовного воспитания детей. Мы знаем, кем стал Иоанн Златоуст. И он приписывает все свои достижения своей матери.

Если каждый родитель будет стремиться жить по-христиански не просто в теории, на словах, это будет приводить к тому, что дети станут ему подражать. Может быть, не сразу, а позже это семя, которое сеется личным примером, процветет. Ведь мы с вами знаем слова: «Хочешь изменить мир – начни с себя». Абсолютно верно. И преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», то есть надо стать светочем.

Господь говорит в Евангелии: Вы – соль земли. Соль позволяет этому миру не разлагаться нравственно. Если соль теряет соленость, ее выбрасывают. И вот нам очень важно эту соленость не потерять, то есть огонек, которым Господь нас благодатно подпитывает, нам постоянно надо возгревать. И родители ответственны за то, чтобы передать детям живую веру.

Если ограничиваться куличиками и пасхами, то дети так и понесут обрядоверие дальше – своим детям и внукам. Но если они увидят, как папа и мама на службе причащаются, исповедуются, дома молятся, это и будет самой лучшей проповедью о живом Христе: Так да светит свет ваш пред людьми.

Если дети увидят, что ты матом не ругаешься, ведешь себя благопристойно, целомудренно, стараешься поступать по-христиански, то можешь ничего не говорить – твоя жизнь будет самым лучшим назиданием. И тогда дети научатся этой жизни. Главное, чтобы наша жизнь соответствовала тому, что Господь нам в Евангелии, в заповедях говорит.

Отец Кирилл, от детей хочется перейти к подросткам. И тут, мне кажется, проблема гораздо серьезнее. Мы знаем, что молодые люди часто уходят из храма. Это проблема многих приходов и отдельных семей.

Мне кажется, воцерковленные с младшего возраста дети проходят свой путь, и родители просто не замечают, когда нужно с ними начать говорить по-другому. Да, этим детям привили веру, но в какой-то момент нужно было перестроиться, а родители не сумели это сделать. Как не упустить этот момент? Что здесь главное?

– Мне понравился пример, приведенный отцом Димитрием Смирновым. Он как раз занимался темой материнства и детства. И как-то к нему пришла одна мама и спрашивает: «Что мне делать? У меня подросток не слушается». Он говорит: «А Вы в церковь часто ходите? Ребенка водите?» – «Да нет, как придется». – «А сколько ребенку лет?» – «Шестнадцать». – «Вы на 16 лет опоздали».

То есть взять подростка и переломить, чтобы он стал христианином, невозможно. Благодать не насилует, Бог нас не заставляет быть верующими. То есть это процесс живой веры через личный пример. Если мы будем подростка заставлять, то просто его сломаем. А нужно ли это?

Он будет инфантильным, неспособным принимать решения, податливым, им будет легко управлять. Он не сможет быть лидером, главой семьи. Скорее всего, будет подкаблучником, потому что его надломили, он не умеет выражать волю. Кто виноват? Бывает, что родители, потеряв время, пытаются потом все наверстать.

Это как глина – пока она мягкая, можно придать ей форму, а когда она высохнет, ее можно только сломать. Сломанный сосуд остается только выбросить. А если ломать человека – это, как правило, ни к чему хорошему не приводит, это будет боль и для родителей, и для ребенка. Что тут нужно делать? Просто молиться, ведь молитва матери может со дна морского достать. Просить у Бога своего чада не проклинать ни в коем случае, что он неверующий, а просить у Бога милости, чтобы Господь пощадил его душу. Помните, в одной из песен «вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил»? То есть Господь в свое время коснется его сердца, и он, может быть, воспылает такой любовью к Богу и такой силой веры, что станет вторым Иоанном Кронштадтским или апостолом Павлом, который из гонителя стал ревнителем.

Все может Господь в один момент, но нам главное – не закрывать эти ворота. Когда насилие, когда ограничения жесткие, когда мы начинаем не по-христиански поступать, живой пример такого поведения, как мы должны себя вести, – притча о блудном сыне. Ведь когда сын сказал отцу «дай мне имение», он сильно обидел отца, потому что имение давалось только по кончине. Он, собственно, сказал: умри для меня. При живом отце. И отец ни слова упрека не сказал, ни проклятия, ничего – дал, что ему принадлежит и отпустил его с миром.

И что мы видим? Сын прогулял свое богатство, имение, докатился до того, что иудей питался со свиньями (свиньи – грязные животные), что показывает его нижайшее падение. И он, когда эти рожки вкушал со свиньями, осознал, вспомнил, что у него есть отец, у которого рабы избыточествуют и сказал: пойду покаюсь и попрошу отца принять не в сыновство, но в рабы. И с такой мыслью пошел к отцу. Отец, увидев его издалека, выбежал навстречу, обнял, расцеловал его, одел ему перстень (знак власти), обувь, привели тельца упитанного, закололи его, устроили большой праздник так, что брат другой обзавидовался этому событию.

Мы видим пример, как любовь широка. Как она принимает даже в падшем состоянии. Мы видим, как он его отпускал, – ни слова не сказал, и как его встретил, – ни упрека. Ведь мог бы сказать: я тебе говорил, что тебе все должное воздал Господь за то, что ты отца так обидел… Ничего этого мы не видим. Обнял его, расцеловал. Нам надо учиться любви у этого отца в притче о блудном сыне. Если мы, как родители, будем к этому тянуться, то и дети будут чувствовать, что их любят какими бы они ни были.

Что такое «условное принятие», «условная любовь»? Ты себя хорошо ведешь – я тебе конфетку даю. Плохо себя ведешь – конфетку у меня не получишь, ремня получишь. А у Бога абсолютное приятие: плохо я себя веду или хорошо, Он меня все равно любит. Мы ведь к Богу обращаемся «Отче наш», «Отец наш», – нам, родителям, нужно учиться у Отца любить своих детей, как Он нас любит.

Пример Марии Египетской, который мы постом проходили, тоже показывает, какая любовь сильная у Бога. Ведь она удивляется: как меня вообще пучина морская не потопила за мои грехи и за всю мою жизнь? Действительно, когда она осознала всю свою греховность, все свое падшее состояние, она положила подвиг в 17 лет – искупала то, в чем провинилась. А Господь мог бы ее в один момент, что называется, в пыль стереть (как и нас каждого может Он в пыль стереть за наши грехи). Нам всегда есть за что у Бога попросить прощения. Но Господь нас милует и дает нам спасение, ведь Он хочет не смерти грешника, но спасения. И мы, как родители, чего хотим для детей своих? Мы хотим, чтобы они стали достойными людьми, чтобы они стали достойными христианами, чтобы они были людьми, которые будут патриотами своего Отечества, они будут любить свою Родину, будут достойно исполнять то служение, на которое поставлены в силу своего таланта или в силу своих способностей. И будут уважать своих родителей, если родители дадут достойный пример любви. И этот достойный пример будет идти из поколения в поколение.

А если мы будем пытаться силой, то вот такая притча нам может хорошо показать что может быть. Поспорили солнышко и ветер, кто быстрее снимет с пастуха тулуп. Начал ветер: дул, потом сильнее начал дуть – пастух укутывается и никак не хочет снимать тулуп. Потом вышло солнышко – благорастворение воздýхов – пригрело, и пастух снял с себя тулуп. Мораль этой притчи какова? Силой, насилием человека не приобрести. Только лаской, добром, снисхождением можно человека расположить к себе. То же самое к детям. Если мы будем стремиться не от такого строгого сердца, но любящего, тогда и будет результат – не гнилые, а добрые плоды.

Спасибо большое. У нас почти не осталось времени – подведем итог. Мне очень понравилось, что Вы сделали акцент на то, что в Евангелии мы можем найти прямые указания, как нам поступать в своем родительстве. Дело в том, что это один из запросов родителей, что не хватает прямых указаний и практического руководства, как же нам вести наше родительство. Оно есть, его просто надо уметь увидеть. Я благодарю Вас за участие в нашей передаче и надеюсь, что Вы у нас будете гостем не один раз.

– Благодарю Вас! Еще раз с праздником Христова Воскресения.

Христос Воскресе, батюшка!

– Воистину Воскресе.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс