Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (1201) → Иерей Владимир Тоготин: «Кто будет со Христом, тот будет в вечной радости и в вечной любви»

Иерей Владимир Тоготин: «Кто будет со Христом, тот будет в вечной радости и в вечной любви»

№16 (1201) / 24 апреля ‘23

Беседы с батюшкой

Отец Владимир, Христос Воскресе!

– Воистину Воскресе! Всех приветствую.

Много интересных смыслов заложено в православном Пасхальном богослужении. Давайте немножко поговорим о Пасхальном Евангельском чтении. Первая глава Евангелия от Иоанна: В начале было Слово... И далее много интересных стихов. И Слово стало плотию... Почему в Пасхальную ночь читаются именно эти строки?

– Это квинтэссенция всей нашей христианской религии, всего христианства. Христос пришел для того, чтобы исцелить нас от болезней, избавить от смерти и лишить нас греха. И в этом Евангелии как раз очень четко показывается, что пришел Бог, Вторая Ипостась Святой Троицы, Бог Слово, и с приходом Христа на землю все кардинально изменилось.

Знаменитая пасхальная икона, которую мы видим в храмах в эти дни, – «Сошествие Христа во ад». Многие, кто первый раз приходит в храм, не понимают, зачем эта икона, потому что для них Пасха ассоциируется с радостью, с торжеством, а тут ад. А христианину все понятно. До пришествия Христа и грешники, и праведники находились в аду. Что такое ад? Это место, где нет Бога. И вдруг приходит Сам Господь в лице Сына Божия и спасает людей, выводит всех из ада, побеждает ад.

Замечательные слова мы слышали буквально позавчера на полунощнице, накануне крестного хода: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Эти слова пробивают до слез. Казалось бы, зло присутствует везде. Даже в церковь порой придешь, и кто-нибудь тебя отругает. Дома постоянно какие-то стычки. Действительно, ад имеет место в нашей жизни, и злые духи мучают нас. Но будет время, когда будет истреблен этот род лукавый и прелюбодейный, как называл Господь, и будет Бог все во всем.

Это Евангелие описывает смысл не только жизни человеческой, но вообще смысл существования всей нашей Божественной Вселенной. Надо сказать, что для нас это чудо неизреченное. Мы привыкли жить суетой, привыкли жить, как в футляре: сами в себе, стараемся ничего не замечать, никого не видеть. А здесь открывается такой простор для души, что просто диву даешься!

Когда люди приходят в храм, слышат эти слова, чувствуют сердцем православное богослужение, то испытывают необычайную радость, которую логически трудно объяснить. После каждой ночной службы они не хотят уходить из храма, подходят и говорят: «Батюшка, как радостно сегодня! Спасибо большое за такую службу! Как все радостно, как все благодатно!» И я говорю, что это не моя заслуга, просто Господь приходит к нам в эту ночь, вместе с ангелами посещает нас. И это великая тайна!

Мы живем по часам, а у Бога нет времени. Ведь Пасха находится вне времени. Несколько дней назад мы вспоминали Тайную Вечерю. Ведь Евхаристия тоже вечная, вне времени. Мы вспоминаем это событие каждый год, а по сути, каждый день, когда совершается Евхаристия (есть только несколько дней в году, когда не совершается Святая Евхаристия). Евхаристия, по сути, тоже идет вне времени.

Есть такие понятия, которые трудно описать словами, они чувствуются только сердцем. И для того чтобы это почувствовать, надо начать жить настоящей духовной жизнью. Для этого надо быть прежде всего в храме. Некоторые говорят: «Батюшка, я в храм не хожу, дома молюсь». Домашняя молитва – это, конечно, хорошо, но вы не представляете, как усиливается молитва, когда мы приходим в храм. Почему? Вспоминаем слова Евангелия: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Здесь тоже необычная тайна. Господь слышит нас, когда мы собираемся вместе, группой. Для Него это очень радостно. Когда мы вместе, мы выражаем любовь, вместе сосуществуем, вместе молимся. Для Господа радостно видеть, когда Его создания, люди, вместе молятся, находясь в любви, согласии, единении. Это большая тайна и большая радость для нас.

Для Пасхальной службы никаких слов не хватит, можно рассуждать долго. Нужно просто прийти и почувствовать, понять, что это радость неизреченная, счастье для человека – быть на Пасху в храме.

Хотелось бы отметить очень важный момент. Мы забываем, что у нас не одна Пасха в году, у нас 52 Пасхи. Есть Великая Пасха, которую мы отмечаем сейчас, и есть еще 51 Пасха – это воскресные службы. В воскресные дни любой христианин в обязательном порядке должен быть в храме. Если человек не ходит в храм, значит, он свидетельствует, что ему Христос не нужен, Церковь не нужна, и практически отказывается от благодати добровольно, по своей слепоте, по неразумию. Как маленькие дети, которым папа или мама говорят делать правильно, а они плохо себя ведут, так и мы, как дети, не хотим воспринимать благодать, не хотим, чтобы нам было хорошо.

Поэтому, братья и сестры, не гнушайтесь воскресными днями, обязательно приходите в храм. Некоторые четыре раза в году ходят в храм: на Пасху, на Крещение, на Троицу и на Рождество. Это недопустимо. Представляете, если вы будете мыться всего четыре раза в году? Это же будет страшный смрад! И здесь получается точно так же: от того, кто не ходит в храм, исходит духовный смрад.

Поэтому любой христианин постоянно должен быть в храме. И не только в воскресные дни, но и в праздники. На Пасхальной неделе надо быть в храме каждый день, Божественные литургии совершаются каждый день. И после каждой Божественной литургии – крестный ход. Мы окропляем себя и друг друга святой водой, читаем Евангелие на каждой службе, на каждом крестном ходу. Приходите обязательно в храм, без этого не будет радости, не будет благодати. Через Евангелие нам Господь дает законы, которые мы должны постигать, чтобы стяжать благодать Святого Духа. Господь через это дает нам великую радость.

Тем более, что Пасха будет праздноваться вплоть до ее отдания на протяжении еще сорока дней.

– Да, нужно иметь в виду, что Пасха будет праздноваться еще сорок дней. В прошлом году один мой знакомый позвонил мне в понедельник и сказал: «Ну что, Пасха кончилась?» Я ему ответил: «Что ты такое говоришь? Великая Пасха празднуется семь дней, до следующего воскресенья, и дальше Пасха празднуется практически до Вознесения». Так что нужно иметь это в виду и радоваться.

Ешьте на здоровье куличики, пасху, пасхальные яйца. Это нужно делать, это наша русская православная традиция. Наверное, не в каждой Церкви такое есть, потому что у каждой Поместной Церкви свои традиции. А у нас есть традиция освящать куличи и вкушать их, и это дает нам некий жизненный стержень.

Но некоторые садятся за пасхальный стол и говорят: «Дайте нам одно яичко, и мы разговеемся. А больше ничего есть не будем», – очищают яичко и вкушают его. Пасхальное яйцо – это символ Пасхи, Божественной любви, жизни. Это хорошая христианская традиция.

То есть самый кульминационный день у нас – празднование Пасхи в Пасхальную ночь и на следующее утро. Светлая Седмица, по сути, это продолжение Пасхального богослужения. На службе в храмах не читают ничего, что обычно читает чтец, все поют так же, как и в Пасхальную ночь. Получается, что вплоть до утра субботы все это один Пасхальный день.

– Да, включая субботу. И это замечательно, радостно – пение Пасхальных часов, антифонное пение. А чтения в храме нет, потому что чтение все-таки олицетворяет некую аскетику, когда читается Псалтирь или что-то еще. На Пасху мы слышим только пение, и мы радуемся и ликуем, и все очень хорошо, радостно и благодатно. Не упустите этот момент. Если на Пасхальной неделе вы не придете в храм, то пропустите целый год.

В Евангелии есть одно из пророчеств Спасителя, в котором Его потом обвиняли лжесвидетели. Он сказал, что разрушит храм сей и в три дня воссоздаст его. Евангелист делает там ремарку, что все подумали об Иерусалимском храме, а Он говорил на самом деле о храме Тела Своего. Но ведь мы читаем у апостола Павла, что Церковь и есть Тело Христово. Как Христос восстановил Свое физическое тело и Воскрес через три дня, так и Церковь, как Тело Христово, так же восстанавливается. Что бы с ней ни делали, как ни распинали, как бы ни пытались уничтожить, закрыв камнем ото всех остальных людей, чтобы никто не мог к ней прийти, все равно Церковь по милости Божией воскресает.

– Да, это действительно так. Ученики не поняли Христа, когда Он говорил про храм Тела Своего. А тело – это действительно храм духа человеческого. Для чего оно нам нужно? Чтобы нас воспитать и подготовить к вечной жизни. Тело само по себе немощно, и это дает нам познание смирения, познание себя. Например, в болезнях, которых мы боимся, плачем из-за них, начинаем заказывать молебны о здравии. Наверное, с одной стороны, это правильно, а, с другой стороны, святые искали болезней.

Наше тело дает нам прекрасный искус на протяжении жизни, чтобы нашу душу подготовить к Царству Божию. И когда тело уходит в землю по закону христианскому, то многие святые отцы сравнивают его с семенем. Когда мы сажаем семечко в землю, оно разрушается и превращается практически в труху. И вдруг невидимым образом вырастает зеленый отросток, а из него – куст, а из куста – дерево.

Мы знаем, что в Евангелии Господь сравнивал Царство Божие с садом или даже с деревом. На дереве птички сидят, а птички – это люди и ангелы. Получается некий ангельский мир. Точно так же, когда Господь воспринял на Себя человеческую природу, стал полноценным Человеком, восшел на Крест, был погребен и потом, как семечко, Воскрес, и выросла душа человеческая. Господь Воскресил в самом себе природу человеческую. То есть она получила новую жизнь.

Иоанн Златоуст тоже говорит в своем послании слова апостола Павла: если Христос не Воскрес, то вера ваша тщетна. Христос воскресил нас для того, чтобы мы жили с Ним в радости, в любви в Царстве Божием. Очень важно понимать, что тело – это храм нашего человеческого духа. И к нему надо соответствующим образом относиться.

Кстати, ученики потом вспомнили об этом, и мы знаем из Писания, как они потом говорили про это. Вначале такого никто не мог понять: ни ученики, ни фарисеи, ни окружающие. Храм – это каменное здание, а тут оказывается, что тело – это храм. И так же надо к телу относиться, беречь его, стараться поддерживать его жизнедеятельность и питать его Святым Причастием Христовым. Потому что это, наверное, самая главная забота о теле – причащаться Святых Христовых Таин. Стоять дома молиться – это неплохо. Но без Причастия мы не сможем поддерживать тело и душу в том состоянии, в котором это необходимо для ведения духовной жизни.

Вспоминаются еще слова пророка Осии, которые потом были восприняты апостолом Павлом и святителем Иоанном Златоустом: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Это как раз к тем словам, которые из канона Великой Субботы: «Царствует ад, но не вечнует…». То есть он еще имеет какую-то власть над нами, но это не навсегда.

– И то по воле Божией. На этом тоже многие спотыкались. Кто-то говорит, что ад вечный, все грешники будут вечно мучиться в аду, кто-то говорит, что он не вечный. Это тяжелая христианская тема. Но на самом деле лучше не лезть в эти распри, потому что мы не знаем вечной жизни. Это никак не описать словами и умом. Мы пытаемся залезть в неподвластную нам сферу. Но Господь все равно нам намекает: кто будет со Христом, тот будет в вечной радости и в вечной любви. Конечно, выбор надо обязательно делать, чтобы не подвергать себя этому страшному адскому искушению. Вкус ада страшен, и об этом многие святые говорили.

Мне кажется, это применимо и к нашей повседневной земной жизни. Ад ведь есть и здесь тоже. Человеческие страсти нас обуревают. Но главное, что это не навсегда. Благодаря Воскресению Христову это в конце концов пройдет, и мы наконец сможем быть с Богом так же, как когда-то с Ним был Адам.

– Да, мы часто сталкиваемся с адом в нашей земной жизни через людей, которые не хотят жить с Богом. Они оказываются пучиной страстей, сами мучаются и мучают других. Взять, например, типичную картину советской семьи. Мама с папой балуют своего ребенка, он работать не хочет, начинает пить. И потом, когда родители становятся немощными, начинает издеваться над ними и над родственниками. И дома настоящий ад для всех – и для него самого, и для близких.

Или люди выходят на улицу и начинают творить зло. Когда они перестают молиться, исповедовать христианство, теряют благодать. Это простирается на повседневную жизнь, творятся убийства, издевательства. Люди теряют всякую совесть, доброту и идут на такие вещи, на которые даже звери не пойдут.

Христос говорил ученикам: не ищите Царства Божия в каком-то месте, там или здесь, оно внутри вас есть. Но что значит внутри? Царство Божие – это то, что нас окружает. Если мы, например, в семье живем по заповедям, любим друг друга, то мы уже живем в Царстве Божием здесь, на земле. Нам хорошо, радостно, мы хотим вместе собраться, разделить трапезу.

Кстати, трапеза – немаловажная часть жизни. Советские люди относились к этому плохо, не понимая этой сути: просто поели и разбежались. А для христианина трапеза – сакральное действо, это прообраз Святой Евхаристии, когда родственники собираются вокруг стола. Это прообраз Тайной Вечери: они общаются, сидят в любви и вкушают освященную пищу.

Почему нас Церковь призывает молиться перед трапезой и обязательно крестить пищу? Потому, что это действительно соединение людей в любви. Казалось бы, встречаются разновозрастные люди (родители, родственники, знакомые, дети) разных интересов, а им все равно интересно пообщаться, вкусить освященную пищу. Поэтому к трапезе надо относиться очень благоговейно, обязательно перед ней и после нее молиться, благодарить Бога, и тогда пища пойдет на пользу для нашего здоровья.

В завершение нашей программы хотел еще сказать про ад на земле, с ним так часто мы можем столкнуться в своей жизни. Святейший Патриарх Кирилл делился воспоминаниями в одном из фильмов и рассказывал, что в его молодости, когда Пасхальную службу возглавлял митрополит Никодим (Ротов), кафедральные соборы Ленинграда окружили улюлюкающие комсомольцы. Они кричали бранные слова и оскорбления в адрес Церкви и священнослужителей. И митрополит Никодим принял тогда решение все же идти через эту толпу и провести крестный ход вокруг собора. Когда они вышли из собора, толпа продолжала их оскорблять, но стала расступаться. И священнослужители обошли собор с крестным ходом, вернулись к дверям и продолжили Пасхальную службу. И главное, что все это прошло, и Христос, как Воскрес Сам, так и воскрешает Церковь Свою к жизни.

Попрошу у Вас последнего Пасхального напутствия для наших телезрителей.

– Всегда радоваться и почаще бывать в храме. И приветствую вас возгласом: Христос Воскресе!

Воистину Воскресе! С праздником Светлой Пасхи!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс