Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема передачи: «Радость покоя». Насколько это возможно в нынешних условиях? Когда мы говорим о покое, возникает масса разных ассоциаций: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих», уйти на покой.
– У всех сразу воспоминания о том покое, который «нам только снится».
Очень много ассоциаций возникает от такого простого слова. Мы знаем, что сейчас происходит в Почаевской лавре, в Киево-Печерской. Мы молимся, переживаем и понимаем, что эти монахи и прихожане находятся вне состояния покоя. Можно ли быть в состоянии покоя сейчас, когда каждый из нас проходит пост и всякие искушения? Что такое покой в Вашем понимании, тем более при Вашем неспокойном служении в больнице?
– Покой – понятие ясное для всех людей, это отсутствие движения, каких-то перемен и факторов, могущих вывести из состояния неподвижности. Но это слово узкое для христианского миропонимания. Для христиан более употребимо и более ценно слово «мир». Оно вмещает в себя понятия успокоения, гармонии, отсутствия тревоги, страха, страдания. «Мир» – более надежный и важный термин. И если говорить о покое, то лучше говорить о мире в более широком смысле, в более ценном значении для нас. Иметь мир в себе и с теми, кто вокруг, как пишет апостол Павел. Мне кажется, именно об этом должна идти речь, когда мы говорим о покое. Внутренний мир и мир со всеми.
Можем ли мы достичь мира? Что нужно для этого сделать? В юности даже спать не хотелось, потому что казалось, что это ненужная вещь, надо спешить жить. А потом приходит время, когда спешка проходит и, наоборот, хочется достичь этого самого мира и покоя.
– Мне тоже так кажется. В молодости человек больше ищет движения, особых впечатлений, которые приносят ему радость. А с возрастом, по-видимому, не обретя необходимой радости, надвигавшись, потерпев, пострадав, уже больше ищет покоя. Мы должны рассматривать перспективу нашей жизни в соединении покоя и радости. Они в единстве являются составными частями нашего человеческого благополучия. Человек по природе своей ищет и покоя, и динамики, которую можно именовать радостью. Соединение мира и радости одновременно с правдой есть определение Царства Небесного. Апостол Павел пишет в Послании к Римлянам: Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Мир, покой, гармония в соединении с радостью – это условия какого-то высшего и благополучного состояния человека, образа его бытия. Этого мира нам надо искать в соединении с правдой и радостью. Этот покой нам нужен.
Что мешает нам найти мир и покой? Совесть. Она часто не дает нам этого самого успокоения. Вы постоянно общаетесь с людьми больными. Они приходят к Вам, задают всякие вопросы, не богословские, а о своей жизни. Встречали ли Вы человека, которого не мучила бы совесть, который находился бы в радости и покое?
– Мне кажется, это невозможно. Как может радоваться человек, как он может иметь покой, если его мучает совесть? Вероятнее всего, это общечеловеческое явление. Я проводил небольшое исследование для себя, спрашивал носителей разных языков, культур: «Есть ли у вашего народа выражение: самые страшные муки – это муки совести? И все говорили: да. Убежденно и однозначно утверждали это. У меня записаны китайские иероглифы, выражающие эту мысль. Можно это экстраполировать и утверждать, что все народы Земли имеют такое выражение. Если это самые страшные муки, то как здесь могут быть покой, мир и радость?
Вопрос от телезрительницы Ирины из Ярославля: «Почему, когда человек умирает, говорят: упокой, Господи, душу новопреставленного? Вне зависимости от того, какую жизнь он вел на земле, бурную или богоугодную. Что такое с душой? Почему надо ее успокоить?»
– Мы провозглашаем: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». Мы желаем ему особого, вечного и блаженного, покоя. И еще более точно описываем наши пожелания – желаем ему Царствия Небесного. А там, как определил апостол Павел, присутствует покой, то есть мир, правда и радость. Этот самый мир – подлинный, настоящий покой – необходим в вечности каждому. И, естественно, имея любовь к ближнему, желая ему посмертного благополучия, мы просим Господа, чтоб Он его упокоил.
Но вы правильно заметили, что не все одинаково прожили жизнь. Одни более праведно, другие не очень, но тем самым мы подчеркиваем, что мы не судьи. Все суды предоставляем Богу. Известно, что внешние праведники оказываются в тайных областях своей жизни не совсем праведниками. Известно и такое явление, как фарисейство. Его крайнее выражение представил нам Салтыков-Щедрин в Иудушке Головлеве. Человек говорит вроде правильные слова, внешне достаточно благочестивый, а жизнь его наполнена ядом, и он изливает на каждого. С другой стороны, мы знаем разбойника, покаявшегося на кресте. Поэтому мы принудительно не должны быть судьями, а как христиане обязаны проявлять любовь, которая в том числе выражается в молитве о живых и усопших. Мы молимся за всех: «Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих». И желаем им Царствия Небесного.
Еще мы просим упокоить со святыми.
– Да, то есть это та область бытия, где пребывают святые. Это и есть совершенство жизни. Мы желаем этого всем. Это необходимое условие нашего христианского отношения к жизни и к ближнему. Молитесь за всех усопших. Вся Церковь молится за православных христиан, а мы можем с осторожностью просить Господа и за тех, кто в меньшей степени христианин или не христианин.
Мы просто обязаны молиться. Мы говорим о покое, о мире в своей душе. Наверное, есть какие-то инструменты, чтобы достичь его хоть в какой-то степени? Хотя мы и пытаемся отказаться от страстей, но так или иначе наполняем ими свою жизнь. И есть жизнь плотская, обычная, бытовая и та, что в Церкви. Мы часто это разделяем. Нормально ли, если мы дома одни, а в церкви другие? Должны ли мы каким-то образом с этим бороться и найти свой мир в душе с помощью общей молитвы и жизни в Церкви?
– Я думаю, если человек – христианин, то он христианин и дома, и на работе, и в храме на службе. Принципы христианской жизни должны быть актуальны везде. Естественной обязанностью, стремлением христианина должно быть одновременное состояние радости, мира и правды. Это благо. Все христиане, по опыту своей христианской жизни, знают, какое это благо, потому что очищают свое сердце исповеданием грехов, питаются благодатью Святого Духа в причастии Тела и Крови Господа нашего. Они знают, какие милости дает Господь, когда человек помолится, особенно когда ему удается сделать это усердно. Такое бывает, когда в жизни возникают трудности. Бог благословляет. И то утешение, которое и может быть описано как мир, радость, правда, реальность, действительность, актуальность того, что происходит с человеком, – это наше сокровище, то, что нам дорого, это и есть дар Божий и Его благословение.
Как можно, имея опыт мира, радости и правды, пренебрегать этим вне храма? Только, как вы правильно сказали, из-за страстей. Что такое страсти? Это те силы, что Бог вложил в нашу природу, но искаженные грехом. Они живут в нас, это то, что мы должны преодолеть и с Божией помощью трансформировать в добродетели. Христианин должен преодолеть страсти и приобрести добродетели, противоположные страстям. Об этом пишет Феофан Затворник в своей переписке, в книге «Путь ко спасению»: о христианской жизни, что это такое и как на нее настроиться. Нельзя разделять христианскую жизнь на богослужебную, домашнюю, прогулочную.
Безусловно, есть и утешения. Мы же что-то кушаем, смотрим, бываем на природе, общаемся с людьми. Это не удаляет нас от Бога. Но мы должны избегать того, что удаляет. Может, это не всегда удается, но, по крайней мере, мы должны иметь принципы и идеалы.
Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Как известно, абсолютный покой – это смерть, а движение – это жизнь. Замечено: когда человек, особенно пожилой, пытается что-то делать, к чему-то стремится, он живет и болезней меньше. А как только успокоился, сел, начинается деменция, склероз и быстрее приходит конец. Так что покой не всегда хорошо».
– Нельзя не согласиться. Действительно, даже есть такое народное выражение, что пока человек в храм ходит, у него и ноги ходят. Перестал ходить в храм – и ноги перестали ходить. То есть какая-то физическая активность благоприятна для человека.
Это если иметь в виду покой как сидение на диване. А если рассматривать покой как покой в мыслях, как аскетический опыт преодоления всяческого, как говорится, надменного мышления, то это звучит по-другому.
Вы говорите о правде. Но если искать ее без нормального состояния покоя и мира, то ее не найти, ведь она будет заслонена, может быть, раздражением, гневом, гордыней, осуждением и прочим.
– Вы имеете в виду правду как справедливость?
Если мы ищем Божию правду, то тоже не можем достичь ее просто пытливостью ума.
– Правда Бога повсюду правда, потому что Он всегда прав. В нашей внутренней и внешней жизни правда является, когда мы исполняем заповеди и волю Божию. Нам, христианам, полагается быть бодрыми, трезвенными, то есть относиться правильно к себе, к своему состоянию, положению, видеть свою немощь и величие Божие. И от своей немощи со всей силой души обращаться к Господу, просить Его о милости, чтобы Он нас наставил в правде Своей. Потому как без постоянного обращения ко Господу мы не можем реализовать себя в мире, радости и правде, не можем это обрести.
Мы знаем одно из главных правил – непрестанно молитесь, за все благодарите. Скажите, как можно научиться, хотя бы немножко, встать на этот путь, не только молитвы, но и благодарения Господа? Каким образом это в принципе возможно достичь в нашей бурной жизни, во всяких испытаниях и искушениях?
– Без Божией помощи мы ничего не сможем достичь. А если Бог благословит, то можно и необходимо достигать молитвы, в том числе и непрестанной. Господь нас к этому призывает. Другое дело, что это – непрестанная молитва? Как это? Некая практика всегда существовала в Церкви, но сейчас, мне кажется, она не очень распространена. Насколько я осведомлен, мало людей ищут непрестанной молитвы. Обычно мы удовлетворяемся вычитыванием правил, канонов, акафистов, выслушиванием богослужения, а ту самую молитву, которую именуют непрестанной, надо искать. Есть книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», она мотиватор, в какой-то мере даже методичка. Однако тут нужно правильно все понять. Кто-то должен подсказать, что это такое, какие границы нельзя переходить, каким образом правильно действовать. Эта книга была опубликована еще в XIX веке, ее редактировал Феофан Затворник, он и сам много пишет о молитве.
Непрестанная молитва, по-видимому, – это обязательная практика; или научение, стремление приобрести непрестанную молитву. Видимо, это обязательное условие христианского возрастания.
Опять вернусь к разговору о благодарении. Если мы только представим себе, что мы благодарим Господа за все испытания, за все неприятности, за поругание, абсолютно за все слова, которые нам не нравятся, если научимся за все благодарить, разве нельзя свалиться в гордыню: «вот какой я молодец?»
– Я слабо себе представляю, как можно за все благодарить. Потому что бывают такие трудные обстоятельства жизни, когда благодарение по человеческим силам невозможно. Но, как свидетельствуют праведники, как свидетельствует их жизнеописание и они сами, – многие христиане, проявившие такую праведность, как прощение обидчиков, свидетельствуют, что это что-то сверхъестественное, их Бог благословил на это.
Мне как-то довелось беседовать с одной почтенной женщиной. Она уже умерла. Когда мы с ней беседовали, она рассказала о том, как на суде сказала в лицо убийце своего сына, что она его прощает. И она сказала это искренне, но этому предшествовала особая работа и молитва. Видимо, Бог дал ей такую силу, премудрость, благодать, что она преодолела естественные человеческие немощи, страсти и сумела явить и исполнить закон Христов. Вот такое явление праведности. Меня это очень впечатлило.
Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Как не потерять душевный покой и обрести утешение тем, чьи родные, дети или родители тяжело болеют? Дайте совет, пожалуйста».
– В таких случаях не знаешь, что и сказать, когда человек переживает какие-то большие трудности, есть тяжесть на душе, скорбь о ближнем. Здесь совета «просто молись» недостаточно. Но, с другой стороны, что еще скажешь? Да, конечно, обращение к Господу Богу бывает разным, с разной интенсивностью. Феофан Затворник пишет, что подлинная молитва – это вопль к Богу. Когда человек издаст вопль к Богу, явится Божие благословение и утешение.
Еще известно, что чтение слова Божия – то, что порой забывают христиане. Я недавно услышал, что самая читаемая книга в мире – Библия. А у нас в России самая читаемая книга – молитвослов. Это хорошо. Но именно слово Божие – источник и утешения, и благословения. Наверное, необходимо рекомендовать людям, находящимся в трудных ситуациях, читать Евангелие.
Конечно, это и церковные таинства. Ими нельзя пренебрегать. Могу сказать по опыту моего общения с пациентами в больнице, что среди людей крещеных (большинство крещены в веру православную, христианскую) мало тех, кто исповедует свои грехи в таинстве Исповеди, кто причащается Святых Христовых Таин. Даже общение со священниками для них что-то необычное, порой пугающее. В ситуации, когда душа болит, есть скорбь, необходимы молитва личная, молитва церковная, церковное таинство и утешение от слова Божия.
Вопрос от телезрительницы Галины: «Сегодня утром встала: как на улице хорошо было! Такое счастье! Благодарила Господа за все, что он дал, за такую красоту. И вдруг звонок от внучки. У нее двое маленьких детей, разлад в семье, муж лютует. И все улетело, никакого покоя. Молюсь Господу, чтобы он наставил их на путь истинный ради детей маленьких».
Понятно, что здесь, с одной стороны, радость, а с другой стороны, тут же приходит какое-то искушение.
– Да. В жизни так и бывает. Нельзя полностью расслабляться, успокаиваться. Обстоятельства могут резко измениться, и внешние благоприятные условия вдруг сменяются тревогами, печалями. Но христианам есть чем заняться, что делать, над чем работать в таких непростых ситуациях. Как парашютист, прыгнувший из самолета, дергает за кольцо парашюта, так и мы должны дернуть за что-то, чтобы преодолеть страх, тревогу и вымолить у Господа Бога милость нашим близким.
Так нужно ли нам сохранять покой, мир в душе, несмотря на испытания, которые нам посылаются, или, наоборот, нам нельзя оставаться в состоянии покоя?
– У нас есть цель – достижение вечной радости, а вместе с вечной радостью и вечного покоя. То есть не может быть подлинной радости без подлинного покоя, и не нужен нам покой без настоящей, подлинной радости в вечной жизни. Именно к этому нужно стремиться. К этому призывает нас Господь, и Он дает нам такую возможность.
Господь создал нас для вечной жизни, вечной радости. И то, что сегодня мы могли увидеть в природе, и есть уверение от Господа в том, что все это есть. Но чтобы мы были готовы воспринять это Божие благословение, нам нужно иметь чистоту сердца, любовь к Богу и ближнему.
На могиле Иоанна Златоуста написано: «Слава Богу за все». Думаю, чтобы прийти к этому пониманию, нужно прожить очень серьезные испытания. Но если мы произносим эту фразу – «слава Богу за все», то, наверное, мы достигли покоя.
– Да. Это сказал человек, уже обретший тот самый данный от Бога покой, ту исихию, которая и есть непосредственное действие благодати Духа Святого.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.