Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1200) → Священник Максим Плякин: Чудеса в церкви

Священник Максим Плякин: Чудеса в церкви

№15 (1200) / 10 апреля ‘23

Православная азбука

В Своей земной жизни Христос совершал множество чудес, ходил по водам, исцелял больных, воскрешал умерших. Творили чудеса апостолы и древние святые. А происходят ли чудеса сегодня? Для чего дается чудо и нужно ли искать его специально? Что Церковь считает чудом?

– Если говорить академически – чудом считается вмешательство Божие, которое преодолевает естественное течение процессов этого мира. Но это академическое определение. А реально очень часто бывает так (и этому есть примеры в Священном Писании), когда явление, совершенно четко опознаваемое Библией как Божие вмешательство, как чудо, происходит в рамках закона этого мира. Можно вспомнить руно Гедеона, которое в Православной Церкви понимается как одно из пророчеств о Пришествии Христа. Выпадение росы само по себе – вполне естественный процесс, но Гедеон просит знака, просит чуда, и роса выпадает везде, кроме посланной шкуры овцы. И на следующую ночь все меняется местами: роса выпадает на руне – и не выпадает вокруг. То есть через естественный процесс – выпадение росы – Господь явно показывает знак от Себя.

Или чудо Исхода. Израильтяне переходят через Красное море. Но в Священном Писании сказано, что вода расходится не от того, что Моисей вышел и красивым жестом руки приказал: «Вода, разойдись!» Нет. Мы привыкли к киношному, мультипликационному варианту, а в Священном Писании все гораздо прозаичнее: Господь посылает ветер, и этот ветер силен настолько, что начинает сдувать воду с ее естественного положения. Если рассуждать с точки зрения естественных природных процессов, понятно, откуда этот ветер берется. Влажный воздух над морем и сухой воздух над Аравийской пустыней встречаются, возникает атмосферный перепад. Но чудо не в том, что ветер начался, а в том, что он определенное время в определенном месте. И Господь этот ветер посылает именно тогда, когда еврейскому народу, уходящему из плена, необходимо найти ту самую дорогу мимо патрулей египтян.

Есть версия, что в этом месте существовало тектоническое поднятие дна, и это такой естественный мост через море, с которого ветер сдувает воду. И так израильтяне переходят на другой берег. Священное Писание описывает этот эффект, говорит, что Бог послал этот ветер и что он дует в тех краях до сих пор. Но это чудо – потому что совмещаются люди, которым нужно Божие вмешательство, и само действие Божие. И поэтому, наверное, имеет смысл сказать, что чудо возникает тогда, когда в этом чуде есть надобность.

Если вспомнить Новозаветную историю, как Господь Иисус исцеляет болящих или воскрешает сына наинской вдовы, – мы ничего не знаем ни об этой вдове, ни о ее сыне, мы не знаем, как сложилась в дальнейшем их судьба, но мы видим чрезвычайно берущую за сердце историю, когда вдова хоронит единственного сына. И вот, утешая горе вдовы, Иисус говорит: «Вернись к нам!» При этом скептик всегда может найти некий зазор для себя, что это был глубокий обморок, потому что медицина еще не умела тогда это все диагностировать в точности, и разницу между какими-то кататоническими состояниями и собственно смертью медицина научилась четко различать буквально в последние столетия.

Нежелающий верить найдет для себя вполне законные основания этого не делать. Кажется, Владыка Антоний Сурожский любил повторять одну фразу, он говорил, что наш Бог – тактичный. Господь не обязывает человека верить в чудо. И это подводит нас к другому вопросу: а можно ли чудом что-то доказать? Церковь однозначно говорит: нет. Чудо может быть подспорьем, чудо может быть определенной вехой на пути веры. Но отцы Шестого Вселенского Собора во время дискуссии по догматическим вопросам, то есть по вопросам о том, во что должна верить Церковь, категорически постановили: в догматических спорах чудо не является аргументом. Чудо – лишь помощь. Бывает, что человек приходит к вере, увидев чудо. Но нельзя сказать, что чудо обязывает. Потому что иначе мы бы уже были не в области веры (а апостол Павел говорит, что вера – это уверенность в невидимом), а в области знаний. Чудо есть. Чудо – факт, но вот как чудо принимать – каждый решает для себя сам.

Вернемся к истории с Моисеем. Есть чудеса Божией помощи, когда существующими законами мира Господь как-то помогает, а есть ли чудеса абсолютные, которые невозможно объяснить?

– Они гораздо реже. Из Евангельских событий, естественно, вспоминается воскрешение Лазаря Четверодневного, когда Христос медлит, и медлит совершенно сознательно для того, чтобы прийти к гробнице и услышать от собравшихся: «Господин, он уже смердит». То есть здесь явно Христос создает условия для того, чтобы сомнений не было. Что это мертвец, он не в обмороке, не в ступоре, это уже мертвец, потому что начались процессы разложения. И Христос вызывает этого мертвеца к жизни. Святой Амфилохий Иконийский, когда комментировал это место Священного Писания, говорил, что на самом деле чудес было три. Во-первых, Христос вызывает душу усопшего, призывает ее соединиться с телом; во-вторых, Христос исцеляет само тело, потому что иначе Лазарь не смог бы прожить те десятилетия, которые ему были отведены в его второй жизни на земле. И третье чудо, когда Христос говорит: снимите с него покрывало. А для этого нужно помнить детали еврейского обряда погребения, потому что погребальные пелены пропитывались ароматическими маслами. Примерно за 30–35 часов они схватывались, и получалась смола, которая потом дала название нашему дорожному покрытию (это был асфальт древнего мира). Она схватывалась практически намертво, и вытащить из этого кокона тело усопшего можно было только ценой грандиозных физических усилий. А Христос его выводит, и умерший выходит из гробницы, то есть явно у него конечности уже подвижны до такой степени, что он в этом коконе спокойно передвигается, потому что Евангелие нам говорит, что Лазарь выходит из гробницы сам.

И при этом Христос предостерегает в другом Евангелии, в Евангелии от Луки: Если бы кто и из мертвых Воскрес, не поверят. И когда совершенно реальный мертвец воскресает из мертвых, буквально в следующей главе Евангелия от Иоанна, описывающей это чудо, мы видим реакцию на него, по крайней мере, части окружающих. И тогда совещались иудейские начальники в Иерусалиме и постановили Лазаря убить. Нет человека – нет проблемы. Вот это – предельная стадия человеческого неверия, когда чудо не просто не признается. Есть позиция агностика: я не знаю, было оно или нет, я его не видел, я его не пощупал, поэтому не буду говорить ни да, ни нет. Это позиция честная. А здесь позиция радикального, облеченного в конкретные действия неверия: я не просто не буду это признавать, я еще и подчищу следы этого чуда, чтобы никто не смел говорить, что мертвец пришел к жизни.

И такая позиция повторяется с вариациями вновь и вновь в человеческой истории.

В Евангелии Господь, с одной стороны, творит чудеса, с другой стороны, часто встречается оговорка, что Он делает это втайне. Так все-таки чудеса нужны или не нужны? Церковь их прячет или, наоборот, чудеса должны приводить людей к вере?

– Церковь очень аккуратно подходит к верификации чуда. Во-первых, должно быть самое явное вмешательство. Если я разболелся насморком, и через три дня у меня этот насморк прошел, то это с высокой вероятностью не чудо, потому что примерно так насморк и проходит естественным путем. А вот если человек, слегший с тяжелым инфекционным заболеванием, в считанные дни встает здоровым и при этом говорит, что он молился, просил о помощи Божией (и Господь ответил на его молитву), – это чудо. Есть стечение трех факторов – человеческая нужда, молитва и просьба о Божием вмешательстве и, соответственно, явный, видимый глазу эффект. Это может быть исцеление, когда из врачебных документов видно, что вот здесь болезнь еще есть, а вот здесь ее уже нет.

Это может быть рассказ самого человека, засвидетельствованный (если речь идет о верующем христианине) присягой на Кресте и Евангелии, что рассказ подлинно и адекватно отражает то, что произошло в реальности.

Это может быть свидетельство других людей, поэтому, фиксируя чудеса и складывая их в архив на будущее, Церковь старается учесть эти самые три фактора. Была ли нужда в чуде? Потому что Евангелие очень жестко и категорично напоминает нам словами Самого Иисуса: не искушай Господа твоего и не произноси Божия имени напрасно. Во-вторых, было ли вот это резкое, вопреки стандартным природным законам, необъяснимое научными и медицинскими методами изменение течения ситуации? И наконец, был ли момент личного участия человека? Что приводит к чуду? Христос, если мы посмотрим на Евангелие, не творит чудес ради чудес. Он творит чудо ради кого-то. И даже когда мы видим историю с десятью прокаженными, из которых лишь один возвращается поблагодарить за чудесное исцеление, Христос вздыхает: девять где? Почему они не пришли благодарить? Но Он не наказывает их возвращением болезни. Господь скорбит, но не обращает болезнь вспять.

Он еще говорит слова, что род лукавый ищет чудес...

– Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 12:39). То есть когда чуда требуют ради самого чуда, а не ради нужды, приходится вспоминать эти слова Иисуса. Не будет дано иного знамения, кроме знамения Ионы Пророка. Иона призывал к покаянию Ниневию, Ниневия покаялась, и Господь отсрочил гибель этого города.

Из чего можно заключить, что неразрушенный город – это чудо? Может, он был настолько неприступной крепостью, что пытались-пытались, да так и не смогли его разрушить? Здесь мы видим свидетельство пророка о том, что ему было слово Господне: иди и возгласи Ниневии, что ей грозит гибель.

Мы нечто подобное видели в нашей собственной истории чуть больше ста лет назад, когда святой праведный Иоанн Кронштадтский, известный всей России, буквально надрывно даже не возглашал, а кричал с проповеднического амвона: «Россия, покайся! Если не покаешься – потеряешь то, что имеешь». Проходит чуть меньше девяти лет после его смерти – и мы видим, что произошло со страной. Пророка не услышали. Пророк – это ведь не предсказатель будущего, пророк может пророчествовать не о будущем, а о прошлом, поэтому мы называем пророком Моисея. Его рассказ о творении мира, о прежде бывших поколениях – не предсказания будущего. Это раскрытие того, как Господь действует в истории людей. Вот поколение, вот наши предки, вот их жизнь, вот то, что привело к нашей нынешней ситуации, но это еще не все. В этой истории кроме людей действовал еще и Бог. И Моисей рассказывает, как Бог действует в истории людей. Это пророчество, потому что он говорит от имени Божия. Но пророчество не о будущем, а о прошлом.

И вот подобным же пророком, вестником Божиим, который видел волю Божию, видел, куда все идет, и пытался об этом предупредить и его не послушали, был святой праведный Иоанн Кронштадтский. Мы знаем, что тот, кто слышит голос Божий и пытается потом докричаться до людей, – это действительно вестник, посланный к людям. Иногда вестника слушают, иногда, как мы знаем, – нет.

А сейчас совершаются чудеса? И как Церковь их собирает?

– Они не просто совершаются. Если говорить о том же самом святом праведном Иоанне Кронштадтском, мы даже не знаем, где точно находятся его святые мощи, потому что во время богоборческого гонения гробница была разорена, само здание Иоанновского монастыря на Карповке претерпело колоссальные преобразования, и мы не знаем точно, где находится его могила. Надгробие святого Иоанна, когда Иоанновский монастырь был возвращен Церкви, восстановили примерно на том же месте по дореволюционным фотографиям. Но при этом поток чудес от этой гробницы не прекращается до сего дня, и в Иоанновском монастыре заведена особая книга, в которую люди, приходящие в монастырь, пишут: было так-то, молился батюшке Иоанну, просил о помощи, он мне помог. И это даже не классическое, хрестоматийное чудо у мощей, когда человек пришел к мощам святого, помолился – и получил помощь в святом месте. Мы не знаем, где эти мощи, а помощь все равно продолжается. И такие же книги с записями есть, например, в храме Святителя Николая Мирликийского в Софии, в Болгарии, где почивает святитель Серафим (Соболев), там тоже много лет, еще до его канонизации, записывались эти чудеса. Такая же книга заведена в Покровском монастыре города Москвы, где находятся мощи святой праведной Матроны Московской. Это свидетельства людей.

Когда я только еще знакомилась с церковной жизнью, меня очень удивило такое аккуратное (я бы даже сказала – опасливое) отношение людей Церкви к чудесам.

– Более того, само слово «чудо» люди Церкви предпочитают употреблять по минимуму. Это очень обязывающее слово означает, что мы уверены в том, что в данном случае имело место Божие вмешательство в происходящие процессы.

В храме, где я служу, есть очень почитаемая икона Божией Матери «Всецарица». И на этой иконе уже, по-моему, не в один ряд висят драгоценные украшения, пожертвованные людьми. То есть за каждым таким колечком, крестиком, золотыми цепочками, за каждым таким приношением лежит какая-то, не всегда даже рассказанная история того, как человек молился Божией Матери. И это молчаливое свидетельство: Божия Матерь слышит, Божия Матерь отвечает. Но пока канонического освидетельствования нет, мы не можем сказать, что наша икона чудотворная. Мы можем подвести к ней скептика и сказать: «Смотри – вот свидетельства людей, которые получили ответ». Но канонического освидетельствования этой иконы не было.

Может ли поиск чудес быть разрушительным для души человека?

– Не просто может, он скорее всего окажется разрушительным. Если человек ищет чудес, именно ищет настойчиво, постоянно – это значит, что он отвлекается от своего собственного разговора с Богом. А это для души человеческой гораздо полезнее, чем поиск чудес. Ища каких-то вмешательств в естественный ход событий в нашем мире, их же можно и найти. Но не всякое необъяснимое событие обязательно является чудом. Возможно, у него есть свои, пока не очень понятные нам механизмы, но механизмы естественные. И тогда вновь приходится вспоминать: не искушай Господа Бога твоего.

Часто люди говорят: увижу чудо – тогда поверю. Должна ли вера утверждаться чудесами?

– Может быть, как вариант. Но вот вопрос – какое чудо он увидит? Кроме Господа, в нашу жизнь вмешивается еще и Его противник, а противник Божий, если буквально переведем слово «противостоящий», – это satanas. Это чудо из совершенно другого источника. Но поскольку сатана по природе своей ангел и тоже может влиять на события этого мира, то это будет другое чудо. Можно увлечься этими чудесами.

В одном дореволюционном сборнике был рассказ о молодом офицере из Санкт-Петербурга, который увлекался «столоверчением», как тогда говорили, то есть спиритическими сеансами. Его пытались образумить, предупредить – и однажды некая сущность, которая ему отвечала постукиванием по столу, представилась: «Я преподобный Сергий». Тот обрадовался, что с ним якобы сам преподобный Сергий вышел на контакт, и в конечном итоге советы, полученные от вертящегося столика, привели к тому, что он чуть не покончил жизнь самоубийством. Его успели остановить, но, во-первых, разум оказался довольно сильно подпорчен этими событиями, он не восстановился до конца своей жизни, а во-вторых, он действительно попытался выйти из окна вместо двери.

Вот к чему привел настойчивый поиск сущностей, которые могут с нами поговорить. Когда ему говорили, что преподобный Сергий не мог ему ответить, не бывает в бесовском деле, чтобы к нам обращались святые, то он отвечал: «Нет, вы не понимаете, он ко мне пришел, он мной руководит!» А руководство было в том, что этот «голос» ему начал подсказывать колебания курса на бирже, и этот молодой офицер начал биржевую игру. В один прекрасный момент, зная, что советы сбываются, что сейчас все так и будет, он ставит огромную сумму на очередное колебание биржевого курса – и проигрывает. И когда он бросается к столику: «Сергий, как же так?» – получает ответ: «Ха-ха-ха». Бес посмеялся над человеком. Чудо? Чудо! Но это чудо из другого источника. И человек, который ищет чудес, может повредиться, мы знаем это из истории, знаем такие примеры. И, наверное, не нужно забывать Евангельский совет: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка.

Мы всегда просим в конце программы небольшое пожелание для наших зрителей.

– Я вспоминал уже слова апостола Павла, что если Христос не Воскрес, то вера наша тщетна. И мне хотелось бы пожелать, чтобы у тех, кто смотрит и слушает нашу передачу, вера не была напрасной, чтобы единственное чудо – Воскресение Господа Иисуса Христа – нашло место в жизни. Чтобы вера во Христа страдавшего, погребенного и Воскресшего, победившего смерть стала основой жизни. Чудеса тоже бывают, но основа у нас одна – Христос, Который победил смерть.

Записала:
Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnaya-azbuka-Chudesa-segodnya-Beseda-so-svyaschennikom-Maksimom-Plyakinym;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnaya-azbuka-Chudesa-v-cerkvi-Beseda-so-svyaschennikom-Maksimom-Plyakinym-Chast-2

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс