Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1193) → Архимандрит Савва (Мажуко): Лекарство от блуда

Архимандрит Савва (Мажуко): Лекарство от блуда

№8 (1193) / 20 февраля ‘23

Свет невечерний

Я все думаю, как бы мне записать такой ролик, который смотрело бы больше народа и количество просмотров увеличивалось бы год от года. Есть такая тема, которая всегда будет востребована и на которую пойдут многие зрители и слушатели, – это то, что в православной аскетике называется блудом. Замечательное слово, такое сальное, что после его произнесения даже неудобно продолжать речь. Тем не менее это занимает мысли многих людей, является стержнем аскетических усилий и провалов большинства и даже темой анекдотов и разного рода историй.

Как справиться с нечистыми мыслями? Как избавиться от похоти? Что вообще делать с блудом? Мы видим, что даже в Священном Писании многие страницы, посвященные великим людям, таким, как царь и пророк Давид или великий и мудрый Соломон, «испорчены» историями по поводу каких-то очень взрослых увлечений. То царь Давид увидит прекрасную и пышную женщину с крыши своего дома, то царь Соломон никак не может собрать достойный его гарем жен. И много-много других историй, включая жития святых подвижников, которые очень тяжело сражались со своим телом, даже уходили в пустыню, очень жестко постились, брали на себя какие-то подвиги. Но это не помогало. И это обескураживает многих религиозных людей.

Основное в битве с этими мыслями, движениями, как это деликатно называется в аскетической литературе, – Исповедь и молитва. Но надо сказать, что здесь тоже как будто бы не найдено универсальных отмычек для сложных замков похоти и блуда. Любой духовник вам расскажет с десяток историй из своей практики, когда люди, которые брались усиленно бороться со своим телом, со своими желаниями, мечтаниями, выполняя все предписания христианской аскезы, все посты и молитвы, тем не менее падали. Разрушались семьи, появлялись какие-то дамы или были другие какие-то злоупотребления, если выражаться деликатно.

Дело в том, что аскеза и все те книги, что написаны на эту тему за несколько тысяч лет, категорически противопоказаны современным впечатлительным людям с невротической психикой. Все эти предписания даже вредят. И все эти разговоры вредят. И даже эта программа, которую я сейчас записываю, вам повредит, если вы человек истерического или невротического склада и очень впечатлителен. Потому что в сражении с этими явлениями действует принцип медузы Горгоны.

Если помните, античный герой сражался со страшным демоном – суровой дамой, очень озлобленной, у которой вместо волос были змеи (такие современные дреды). Но главным ее оружием был взгляд: любой, кто смотрел на медузу Горгону, тут же превращался в камень. И очень хитрый греческий герой, отполировав свой медный щит, сражался с медузой Горгоной через отражение.

Вот все, что связано со стихией пола, эффективно работает, только если руководствоваться принципом такого щита: нельзя смотреть прямо, нельзя допускать неделикатности в подобных вещах. Когда некоторые духовники говорят, что нужна бесстыжая Исповедь и прочие откровения, думаю, что эти люди не просто ошибаются, но очень сильно вредят христианам, приходящим к ним за помощью и поддержкой. И только у тех духовников бывает успех, которые относятся к этим вещам очень просто.

Мы видим, что святые отцы, несмотря на то, что были людьми крайне благочестивыми, праведными, тоже мучились этими движениями. Не давалось им так легко целомудрие, как нам представляется при взгляде на их священные изображения. Блаженный Иероним, может быть, один из самых искренних, честных, правдивых авторов, который, как Лев Толстой, выписывал подробно все свои приключения, не стесняясь, что о нем подумают читатели, особенно друзья, рассказывал, что, будучи молодым человеком, почти школьником, он ушел в монастырь и его период взросления пришелся на время жизни в монастыре. И он никак не ожидал, что его так захватят желания, о существовании коих он не подозревал. Начал, конечно, поститься, молиться. Он пишет в своих письмах, что дело доходило до того, что он с земли не мог подняться, а мысли и желания все были там, вокруг тех девиц, с которыми он, как сейчас говорят, тусил. Он был популярный парень из высшего общества, недурен собой, язык подвешен, и вокруг него всегда водились компании. А тут оказался в монастыре, и все это вспыхнуло совершенно новым огнем.

Блаженный Иероним признается, что нашел лекарство от блуда. Представляете? И это очень интересно. Мы же хотим найти универсальную формулу, отмычку, чтобы с этим справляться. Ведь блаженный Иероним имел все возможности плюнуть и сказать: «Да ну вас всех с вашими монастырями, пойду я. Это свободная страна, в конце концов. У меня там поместье осталось, мне девицы письма шлют, и я проживу нормальную жизнь». Тем не менее он остался в монастыре и жизнь свою посвятил богословию, созданию монастырей. Он был большой организатор, интереснейший человек, один из самых остроумных писателей своего времени. И прожил свою жизнь честно, красиво и очень достойно. Были недоброжелатели, которые искали хоть какой-то компромат на него, но так и не нашли, потому что он был честным и достойным человеком.

Так вот, блаженный Иероним нашел лекарство от блуда. В чем оно состояло? В одном из своих писем он пишет, что его спасло. И это необычно. Ему вдруг захотелось научиться читать на иврите, потому что он был настолько вдохновлен Священным Писанием, что ему хотелось изучать Писание в оригинале. Время было суровое, конец IV – начало V века, и у него не было таких возможностей, которые есть сейчас у нас: курсы, словари, грамматика. И некий еврей согласился ему помогать с усвоением грамматики.

Те, кто изучал иврит, знают, что это очень необычный язык, у него, в общем-то, простая грамматика, но для человека неподготовленного это настоящая пытка. И для блаженного Иеронима древнееврейский язык был пыткой на протяжении нескольких лет, если не десятилетий. Он очень долго его изучал, сражался и в конце концов настолько его освоил, что стал одним из самых выдающихся знатоков Библии в истории христианства. Он наизусть цитировал страницы Ветхого Завета, переводил. И знаменитая латинская Вульгата – это перевод блаженного Иеронима с языка оригинала.

Он пишет в своем письме, что излечиться от похоти и блуда ему помогли те трудности, с которыми он встретился при изучении древнееврейского языка. Конечно, эта формула работала лично для блаженного Иеронима, но, наверное, в этом есть какая-то подсказка.

Для современного человека иврит, наверное, будет слишком простым. Если вы очень сильно хотите справиться со своими пугающими желаниями, лучше подойду древнегреческий или венгерский. Возьмитесь изучать венгерский язык – очень тяжелая грамматика. В некоторых языках есть по двадцать падежей. Можно обратиться к финскому языку и его кропотливо и изнурительно изучать. Может быть, вам поможет, не знаю. Но к мнению блаженного Иеронима в этом вопросе следует прислушаться.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс