Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1193) → Иерей Владимир Тоготин: Свет Евангелия освещает мир

Иерей Владимир Тоготин: Свет Евангелия освещает мир

№8 (1193) / 20 февраля ‘23

Беседы с батюшкой

Предлагаю начать разговор со слов Спасителя. Начался подготовительный период к Великому посту, и Церковь предлагает нам вспомнить пророчество Спасителя о последних временах. Много разных признаков. Один из них хотел бы обсудить сегодня – проповедь Евангелия по всему миру. Христос говорит, что даже когда наступают страшные времена, когда происходят войны, землетрясения, болезни, голод, даже в такое время один из признаков – это проповедь Евангелия по всему миру. Сейчас мы видим действительно страшное землетрясение в Турции. Войны, болезни, голод и другие человеческие страдания распространены по всему миру. А распространено ли Евангелие по всему миру? И что это значит: распространить Евангелие по всему миру? Это значит все народы обратить в христианство или достаточно по одному человеку от каждого народа обратить? Или нужно Евангелие, Библию перевести на все языки мира? Как правильно понимать критерий последних времен?

– Мне кажется, Евангелие уже переведено почти на все языки. Однако не все пользуются этим, и этого мало для проповеди по всему миру. Болезни, глады, войны не первый раз происходят и, думаю, не последний. На протяжении всей истории были войны. Взять историю нашей родимой матушки-Руси. Она буквально начиналась с войн. Вся история соединения русских княжеств проходила в войнах. Естественно, и болезни были, и глады. Поэтому это нельзя принимать за основной критерий. Это дополнительный критерий. А проповедь Евангелия на самом деле идет постоянно. Но для нас, христиан, наверное, будет чудо, если Евангелие распространится по всему миру. Для любого православного сердца это будет радостно. Представьте, что Евангелие распространилось и все стали христианами, все стали православными… Это даже трудно представить. Но как фактически это сделать? У нас есть какие-то медийные возможности: интернет, телевидение (но оно уже немного устарело). Есть книги, их читает кто-то. Но все это тоже устаревает. Хотя книга – это, наверное, вечный инструмент информации, он еще возродится. Будет время возрождения книги, когда людям надоест вот это все – социальные сети, интернет.

Социальные сети используются для проповеди. Но опять-таки воздействует это на простой народ? Думаю, что нет, особенно в той степени, в какой нам хотелось бы это видеть. Может быть, будут другие варианты. Господь может так сделать, что мы даже придумать не можем. Каким образом произойдет эта проповедь? Ведь есть такое место в Евангелии, когда апостолы спрашивали Христа о будущих временах. Им не терпелось узнать: «Когда?» Может, через день, через два. Они готовились к концу света, думали, что все произойдет уже во времена Христа. Будет конец света, и все увидят новую землю, новое Небо. Однако этого не случилось. Ученики апостолов ждали. И когда наша Русь-матушка крестилась, все ждали конца света. В 1666 году все с трепетом думали: «Ну вот, сейчас наступит конец света». Но нет. Пришел 1666 год, и не наступил конец света.

Помнится место из Евангелия, где Господь говорит, чтобы не смели лезть в будущее время. Ни человек не знает завтрашний день, ни ангелы. А в одном Евангелии есть место, где Господь говорит, что даже Сын Человеческий этого не знает. Вот так парадоксально, хотя мы знаем, что Господь Всеведущий. Меня это место всегда очень потрясало. Видимо, в таком состоянии человечества Господь даже не пытался решить судьбу мира Бога Отца. Этот момент еще подтверждает моление о Чаше. Помните, Господь перед распятием молился Своему Отцу? Он знал, что пойдет на Крест. Но раз молился, Он допускал вариант, что вдруг Отец что-то сделает, вдруг по-другому сценарию все пойдет. Потому что это невероятно – идти на Крест Тому, Кто знает, что Его ждет. Это страшно.

С этим можно сравнить конец света. Для нас это все тоже страшно. Само слово «апокалипсис» переводится как «откровение» (последняя Книга Нового Завета). Однако люди уже употребляют вот это слово «откровение» в смысле «конца света»: «все, наступил апокалипсис», «скоро наступит апокалипсис». И людям страшно ожидать конца света. Но признаков пока нет. Можно констатировать такой радостный факт. Сейчас в жизни тяжело нам приходится... Но пока признаков конца света нет, не исполнились. А болезни, голод и войны – это не основные признаки. Это как бы предвестники. И мы знаем, что Господь может дать отсрочку. Может, как у ниневитян, – Господь взял и сменил гнев на милость, простил ниневитян за их покаяние. Точно так же и нам не следует лезть в будущие времена, а лучше позаботиться о своей душе и подготовить душу, пока осталось какое-то время. Какое – не знаем.

Для каждого есть свой конец света. Жизнь человеческая очень скоротечна. И человек не знает, когда он предстанет пред Судом Божиим. Для кого-то это через 50 лет, для кого-то – через несколько часов. Никто не знает. Даже мы вот здесь сидим и не знаем, что будет сегодня вечером. Конечно, надеемся на милость Божию, но для каждого конец света может наступить в любой момент. Это все понятно. Но признаки пока не пришли. И надо нам, христианам, это использовать для того, чтобы проповедь христианства продолжалась, и мы могли позаботиться о своей душе, чтобы предстать пред Судом Божиим.

Вопрос от телезрительницы Ирины из Ярославля: «У нас произошел спор. Мне человек доказывает, что есть камни, которые дают счастье (сейчас ведь реклама идет). Например, чтобы было богатство, – такой-то камень, для семейного благополучия – другой. И есть камень, который необходимо приобрести для защиты от злых людей, от духов. Но самое страшное, что мне это говорит человек верующий, ходит в церковь. И аргументирует это тем, что мы же, например, лечимся растениями, их используют в медицине. То есть они сотворены Богом (а камни тоже творение Божие, и их тоже надо использовать), и они имеют силу. Но я думаю, что лекарства – это одно, это химия. А благополучие и счастье – это все только от Бога, по молитве».

– Не знаю, как верующий может такое говорить. Может, он верующий в камни. Начнем с того, что камень – это неживая природа. Да, мы знаем примеры из церковной истории, когда какие-то вещи спасали человека. В каком смысле? Как причастные к святому. Риза Господня, например, или Риза Богородицы, или шапочка апостола Павла спасала от боли, происходило врачевание. Но камни – это что-то связанное с верой в астрологию, с верой в деструктивные учения. И для христианина камень не является лекарством.

Даже трава не всегда спасает. Тот же корень валерианы. Люди как-то слишком много доверяют растениям, хотя не следует этого делать. Да, есть химические лекарства, есть лекарства растительные. Но «трава» от слова «отрава». И на любой аптеке вы увидите змия. Надо с осторожностью относиться к лекарствам, не злоупотреблять ими. Та же валериана на самом деле яд. Врачи иногда используют ее в малых дозах. Но если брать эту траву в большой дозе, это может вызвать летальный исход. Поэтому здесь ничего хорошего нет. Тем более – камень. Что может камень? Зарядить чем-то? Нет, конечно. Грех верить в такие вещи верующему человеку. Все эти талисманы присутствуют в учениях деструктивных сект. Поэтому у любого православного христианина сразу отторжение от этого.

Да, у нас есть традиция поклонения святым мощам. Но она сопряжена с молитвой Господу, с молитвой этим святым. И должна быть умеренной, без фанатизма. Мы знаем, на Западе была такая история с мощами, что люди сошли с ума. Они там наряжали их в короны, в разные красивые облачения. В интернете все это можно увидеть, страшные вещи. Католическая Церковь прославилась этим. У нас, в Православной Церкви, адекватное отношение к мощам: частичка мощей хранится в ковчеге, и поклонение сопряжено с молитвой этому святому, Божией Матери, Господу. Но не как поклонение веществу.

Были ведь страшные иконоборческие споры, когда из христиан пытались сделать идолопоклонников. Эти споры разрешились на VI Вселенском Соборе. Собрали Вселенские Соборы и прославили икону. Поклонение иконе мы сравниваем с поклонением первообразу, а не веществу, не дереву, не краске. Можно сравнить с тем, когда мы носим фотографию любимого человека. Мы же не поклоняемся фотографии, а вспоминаем близкого человека, молимся за него, тоскуем по нему. Допустим, отец уезжает в командировку на длительное время, достает фотографию своей дочки, смотрит на нее... Может позвонить. Сейчас, правда, есть более совершенные средства, даже для видеопереговоров. Но все равно человек носит под сердцем фотографию близкого… Для нас икона – средство поклонения первообразу. А поклоняться камню – это безумие, с моей точки зрения. Камень не может вместить дух.

В Откровении Иоанна Богослова апостол Иоанн использует камни для описания Бога. Он так описывает Бога, сидящего на Престоле: сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду (Откр. 4:3). Этими тремя камнями он описывает Самого Бога, будучи неспособным описать Его иначе, придать Ему какие-то человеческие черты. Может быть, отсюда и берет свое начало попытка наделить камни магическими, божественными свойствами?

– Совершенно верно, невозможно описать Господа словами, как нельзя описать и жизнь в Царстве Божием. Как можно от рождения слепому рассказать о красном, зеленом цвете? Так и здесь. Апостол Иоанн искал какие-то сравнения для описания Господа и нашел для этого очень красивые камни.

Но не нужно забывать, что и камни – это творение Божие. Вспомним слова Христа о лилиях: посмотрите на полевые лилии…(Мф. 6:28–29) и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. То есть это попытки с помощью по-земному красивых вещей хоть немного приблизиться к пониманию, что есть Господь.

Да, пожалуй, это некая попытка отразить великую славу Божию, которую иначе вместить невозможно. Вы упомянули лилии – растения. Мы знаем, что чудеса могут происходить и через растения. На Святой Земле в лавре преподобного Саввы Освященного есть пальма, листья которой распространяются по всему миру. Считается, что по молитве преподобному Савве, используя каким-то образом эти листья или просто имея их у себя, люди излечиваются от болезней и даже от бесплодия. И понятно, что это происходит не из-за самих листьев, что эти листья не чудотворные.

– Конечно. Листья – словно мостик. Господь хочет дать человеку какой-то мостик к Богу, потому что очень трудно соединить человеческое и Божественное. Пальма – символ встречи Христа в Иерусалиме. За неделю до Светлой Пасхи Христовой мы отмечаем праздник Входа Господня в Иерусалим, и я думаю, что эта пальма в обители Саввы Освященного и является земным мостиком, приближающим нас к Богу, усиливая молитвы.

Как можно вдохновить на молитву? Нужно сказать: «Вот есть красивая пальма – символ встречи Господа в Иерусалиме». Человек молится, и через лист этой пальмы Господь подает ему просимое: исцеление от болезни, рождение ребенка ранее бесплодной женщиной и так далее, и это вполне нормально. Но всегда нужно помнить, что мы поклоняемся не пальме, что она лишь вдохновляет нас на молитвенные подвиги.

Вопрос от телезрителя: «Согласно учению Церкви, Евангелие должно быть проповедано каждому, чтобы после Второго Пришествия Христа во время Страшного Суда никто не мог сказать, что он ничего не знал. Но дело в том, что на земле каждую секунду рождается новый человек, который о Евангелии ничего не знает. И поэтому, пока люди будут рождаться, никакого Второго Пришествия Христова и конца света быть не может. Этот процесс может запуститься только тогда, когда люди перестанут рождаться. Так ли это?»

И можно целенаправленно не просвещать несколько человек, чтобы конец света не наступил.

– Нет, я не могу с этим согласиться. Мы помним слова Христа: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19:26). Я думаю, что Господь обязательно найдет способ просветить весь мир Евангельским светом. И не нужно говорить, что люди не должны рождаться или что они должны пить некий эликсир бессмертия. У Бога происходят чудеса, нарушающие естества чин, мы знаем об этом из церковной истории.

Так же бывает в случае исцеления от болезни. Вот приходит человек к врачу, и ему говорят: «У Вас четвертая стадия болезни». Он в подавленном состоянии приходит в храм и спрашивает у батюшки: «Что мне делать?», батюшка дает совет, что ему нужно делать, и он начинает следовать этому совету. Через месяц приходит к врачу, и врач говорит: «Произошла ошибка. Наверное, вам неправильно сделали МРТ или перепутали снимки», – и человек продолжает жить.

Мне вспомнилась одна матушка, монахиня. Ей сказали: «Вам осталось жить две недели». Батюшка сказал: «Причащайся каждый день», благословил ее, и она жива до сих пор. А вы говорите: «Не надо рождаться людям». Слава Богу, что люди рождаются. Господь найдет способ, как просветить весь мир, но для этого нужны наши открытые Богу сердца. А уж судьбы мира – это не нашего ума дело.

Тема проповеди Евангелия во всем мире сегодня очень важна. Получается, что это сопряжено со многими трудностями. Можно ли тогда считать, что пока Сам Господь не найдет способ распространения Евангелия по всему миру, то и конца света не будет? Конечно, будут землетрясения, войны, голод, болезни, но конца света не будет.

– Конец света рано или поздно все равно наступит, потому что есть же пророчество Христово об этом. Второе Пришествие обязательно будет, наступит такой момент, когда Господь придет к нам во второй раз, явится во славе, как молния посреди неба.

У апостола Павла мы читаем слова, которые, как мне кажется, большинству людей не ложатся на душу: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых. Как правильно понимать эти слова? На примере Ксении Петербургской мы видим, что она действительно избрала безумное, была словно безумная, и мудрецы, многое знавшие в жизни, не понимали ее подвига, как и мы сейчас во многом не понимаем его. Но неужели у нас, отчасти мудрых, по выражению апостола, нет шансов? Неужели лучше стать безумными, как блаженная Ксения?

– Апостол Павел говорит: мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1:23). Сама идея Евангелия безумна с точки зрения человеческого рационального ума. Представьте, Бог, Творец мира, Начальник жизни нашей (как мы поем в стихире), приходит на землю в образе человеческом, зрак раба приим, и идет на Крест. Разве это не безумие? Христианин, который читает Евангелие и вмещает его в свое сердце, знает, для чего Христос идет на Крест. Но для так называемого образованного человека, не знающего Евангельской тайны, это подлинное безумие.

Кто для нас начальник? Крутой человек, который стукнет кулаком по столу, скажет, что нужно делать, и все будут его слушаться. А Господь – образец смирения и любви. Он принимает этот образ, зрак раба, принимает природу человеческую, чтобы избавить человека от смерти, от греха, от страданий, чтобы обожить его, вознести на Небо. Разве это не безумие?

Если спросить об этом повстречавшихся нам людей, думаю, большинство из них скажут: «Глупости какие-то». Мало того, мы знаем, что Западная Церковь уже отходит от этого. Евангелие так там адаптируется: «Да, Христос был, но Он не был Богом. Он был просто хорошим человеком, пророком. Он умер, но оставил после Себя хорошее учение – Евангелие и что-то такое еще». То есть на Западе до такого уже доходят, что не верят в Божество Иисуса Христа.

Простой человек не верит в Божество Иисуса! Конечно, для него это безумие. Для него начальник – крутой человек, который командует ему, что нужно делать. Но другой путь избрал Господь. Он отдает, жертвует Сына Своего, чтобы спасти род человеческий. И мы знаем, что это произошло, мы празднуем это великое Воскресение – Пасху Христову, избавление человека от смерти, страданий и греха.

Наверное, такие течения, которые низводят Христа до пророка, просто великого человека, существуют повсеместно. Но и на Западе есть христиане, которые борются за то, чтобы Христа почитали как Бога и нашего Спасителя.

Записали:
Анастасия Гергель
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс