Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1193) → Протоиерей Евгений Попиченко: Найти внутри себя Царствие Божие

Протоиерей Евгений Попиченко: Найти внутри себя Царствие Божие

№8 (1193) / 20 февраля ‘23

Благая часть

Сегодня вновь Мать Церковь нам дает возможность насладиться и утешиться жизнью удивительного святого – преподобного Макария Великого, его трудами и подвигами. Жития преподобных интересны с точки зрения того, как нам научиться быть с самими собой. Это же главная наша задача. Но для этого человек должен с собой познакомиться, найти себя в себе. А это непростая задача.

Часто бывает так, что человек доживает до старости, а себя не находит. Жизнь прошла мимо. Каким образом? Чтобы себя найти, нужно собой заинтересоваться, ощутить: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 21). Там, внутри нас, находится Царствие Божие, и мы должны его найти. Для этого необходима внутренняя жизнь. Это определенный уклад, упражнения. Необходимо время, чтобы заниматься внутренней жизнью. И это требует усилий. Потому что внутренняя жизнь встречает много препятствий.

В первую очередь этому препятствует дьявол. Он не хочет, чтобы человек нашел путь в Царствие Божие. Потому что в этом случае он станет наследником Бога, достигнет спасения. Познав себя, открыв в себе Царствие Божие, встретится с Богом и восстановит с Ним очень близкие отношения, станет Его чадом. Поэтому дьявол нашу жизнь организует таким образом, как в истории, описанной у Клайва Льюиса в «Записках Баламута».

Там приводится такой пример. Человек пришел в библиотеку с целью разобраться с давно мучившей его проблемой, касающейся внутренней жизни. Он находит определенную книгу, начинает ее изучать. А дьявол знает суть книги, знает, что на следующей странице будет тема, которая как раз беспокоит этого человека. И он подкидывает ему некоторые физиологические ощущения: у того начинает сосать под ложечкой, появляется чувство голода, и мысли появляются, что пора перекусить.

И отвлекшийся человек входит в собеседование с дьяволом (хотя оно гибельное, с ним нельзя беседовать, его помысел нужно сразу же отсекать: «Отойди от меня, сатана. Господи Иисусе Христе, помилуй меня»), а тому только это и нужно. Он привлек к себе внимание читавшего и дальше посылает следующий помысел.

Человек говорит: «Я читаю интересную книгу, и мне очень важно дочитать ее до определенного места». А дьявол ему отвечает: «Да, это действительно очень важная книга, чтобы читать ее на голодный желудок». И человек поддается на эту уловку, закрывает книгу, выходит на улицу. А там уже дело техники: «Посмотри направо – автобус проехал. Посмотри налево – девушка пробежала». История заканчивается так: этот человек благополучно находится в оби- телях отца (с маленькой буквы) нашего (так Баламут говорит про царство князя тьмы).

Вот такая история. И для нашей внутренней жизни требуются огромные усилия. Поскольку мы живем в век расслабления, проще всегда интересоваться жизнью внешней: кто и что сказал, какие новости, кто и как живет, какие сериалы есть, какие слухи и сплетни, у кого какие проблемы. И мы всю свою жизнь живем, интересуясь чем угодно, кроме самих себя.

И поэтому вдохновляет жизнь таких святых, которые жили иначе. Макарий Великий 60 лет прожил в пустыне. Это какой-то потрясающий подвиг. И он человека (а все мы между собой похожи по природе) разобрал, можно сказать, на молекулы, вычистил каждый «атом» нашего существа, потом это все собрал уже в состояние святости. И самое интересное, что он это описал. У него потрясающе простые и понятные труды, что нужно делать, чтобы достичь праведности.

Например, Макарий Великий как-то сказал, что как врачи отчаиваются о больном, который перестает есть и пить, так и Бог отчаивается в отношении тех, к кому неприменимы слова: блаженны алчущие и жаждущие праведности. Если в человеке нет жажды и алкания праведности, движения духовного, то это – труп, мертвая душа. И Богу от этого очень печально.

Радуемся преподобному Макарию, молимся ему, читаем его житие. И, даст Бог, какому-то счастливчику удастся погрузиться в глубину его творений.

Мы с вами незаметно вошли в очень серьезную подготовку к Великому посту. А еще мы в воскресный день читали историю о мытаре и фарисее. Неделя так и называется – о мытаре и фарисее. Конечно, фарисей запутался. Он подумал, что достаточно найти какие-то добродетели, начать на них напирать и таким образом он обяжет Бога дать ему блага Небесные.

Но и в церковной жизни очень часто бывают такие истории, когда человек ведет себя по-фарисейски. То есть он внешне имеет один вид, а внутренне – совершенно иное содержание. Фарисей – лицемер, то есть тот, кто изображает праведность, но силы и благочестия праведности не имеет.

И в этом, по мысли преподобного Иосифа Исихаста, выражается состояние прелести. То есть прелесть – это состояние, когда человек заблуждается, когда средства воспринимает как цель. Ему кажется, что достаточно начать очень строго поститься или очень долго молиться, взять на себя подвиг бдения или раздавать средства – и таким образом он стяжает благодать.

Более того, у новоначальных бывает так. Когда начинаешь поститься, идешь по улице и смотришь, что кто-то ест мороженое. И говоришь в себе: «О, это грешник, потому что он не постится». Но проходит 15–20 лет церковной жизни, и ты понимаешь, насколько наивно так оценивать. Это же внешняя оценка, мы не знаем чужое сердце.

Внешние подвиги призваны сокрушить наше сердце, ту гордость, глубинную самость, которая в нас есть. Она должна быть повержена. А человек начинает оценивать свои труды и говорит: «Я не такой, как прочие человецы». Оценивает время, проведенное в Церкви или в монашеском облачении, и думает, что само по себе время что-то меняет.

Нет, сердце меняет подвиг, который правильно человек проходит. Потому что подвиг может довести до прелести, заблуждения, если он перепутал средство с целью. Цель, как говорит об этом преподобный Исаак Сирин, такова: воздаяние бывает не добродетели, не посту, не молитве, не милостыне и не труду ради нее (то есть не времени и не усилиям, которые человек вкладывает в этот труд), а рождающемуся из этого смирению. Вот что должно возникнуть как плод наших трудов, независимо от того, что мы делаем.

Это должно привести к смирению, к сокрушению сердца, пониманию того, что я прах, персть, червь, а не человек, поношение человеков. Так говорил о себе царь и пророк Божий Давид. Внешняя жизнь привела его к тому, что он сокрушился сердцем. И он сказал: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Он это говорил из своего опыта. И только тогда, когда наши труды приводят к сокрушению сердечному, наше сердце становится для Бога милым, дорогим. Он туда приходит и обитель в нем сотворяет.

Поэтому, дорогие мои, никогда не путайте средства и цель.

Помогай нам всем Господь!

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-1-fevralya-2023;
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-7-fevralya-2023

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс