Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (1191) → Архимандрита Саввы (Мажуко): Человек усеченный

Архимандрита Саввы (Мажуко): Человек усеченный

№6 (1191) / 6 февраля ‘23

Свет невечерний

Мы очень любим собираться за столом. И самое дешевое из развлечений взрослого человека – пороптать на власть. Это так приятно. Мы это называем кухонными разговорами. Можно перемыть кости министрам, президентам, даже патриархам. Это наше законное право, наверное, и, если не переходить некоторых рубежей, это нельзя аттестовать как осуждение. Просто праздные разговоры, которые с возрастом превращаются в старческое ворчание. Иногда это мило, иногда раздражает, но, безусловно, мы имеем на это право.

Чаще всего нам не нравятся какие-то законы, постановления, бюрократия, коррупция, те пороки, которые мы никак не можем изжить в нашем обществе. Оценивая те или иные решения, постановления, законы, мы упускаем из виду, исходя из какой антропологической ситуации принимают те или иные решения наши власти. А это вопрос уже в какой-то мере философский. Антропология – учение о человеке, то есть как мы мыслим человека. Любой такой специалист в политике и законодательстве исходит из желания принести пользу обществу, сделать жизнь людей лучше. Что значит сделать жизнь людей лучше? То есть мы мыслим человека определенным образом; есть какая-то предпосылка этой мысли, в которой мы не отдаем себе отчета.

Есть один замечательный текст, написанный Джоном Ленноном несколько десятилетий назад. Эта песня (которую я с удовольствием пел в свое время и сейчас иногда вспоминаю) на самом деле имеет не просто симпатичный текст, но еще и является определенным символом веры, неким кредо современного человека. Это кредо раскрывает предпосылку мышления того, как современное общество представляет себе нормального человека, что является нормой для человека. Исходя из этой нормы принимаются те или иные законы, решения, мы видим свое будущее, рисуем картины этого будущего.

Что это за символ веры, что за картина? Как современное секулярное общество мыслит человека? Песня, о которой я говорю, всем хорошо известна – «Imagine». Простая мелодия, милое исполнение. Есть замечательные видеоклипы на эту песню. Многие под гитару пели эту песню в молодости.

Вслушайтесь в слова. Представь, нет никаких Небес. Что за небеса имеет в виду Джон Леннон? Это не просто небо, это метафизическое небо, рай, Царство Небесное, жилище святых. То есть это не просто космос, не просто некое пространство. Так вот, представьте, что нет места святости, нет Царства Небесного. Это очень просто, попробуй. И нет под нами ада. Над нами только Небо. Представь, что люди живут только сегодняшним днем.

Вы скажете, что же здесь такого? Иногда поэзия, искусство проговаривают те вещи, до которых философский ум докапывается с трудом, а ум обывателя вообще никак не докапывается, потому что это очень трудно, требует навыка к длинной мысли, определенного вкуса к философскому мышлению. Это портрет современного секулярного человека. Что это за человек? Это человек усеченный, человек, у которого нет права на святость. Потому что нет никакой святости. Все ваши устремления к святыне, к святости имманентны, посюсторонни, потому что Бога никакого нет. А ваша религиозная устремленность не более чем просто взволнованность. Может быть, вас в детстве папа не любил. Может быть, у вас были сложные отношения с родителями, и вы сейчас компенсируете это своей религиозностью. Будьте попроще. Нет ни святости (а значит, нет и святых людей), ни порока, греха не существует как такового. Есть просто какие-то наклонности из-за того, что человек рос в заводском районе, например, и света Божия не видел. Поэтому у него такие странные склонности: он груб, ворует, избивает жену. А стоит поменять эту атмосферу, убрать этот бэкграунд – и все будет хорошо.

И куплет заканчивается призывом: представь, что каждый живет только здесь и сейчас.

Мы это очень часто слышим: живи сейчас, будь счастлив сейчас. А это значит, что отсекается не только метафизическая вершина человека, не только грех перечеркивается, но и истории нет. Нет истории твоей семьи, твоего рода, твоей страны, потому что все это лишний груз. Но на самом деле это человек усеченный, который не может понять самого себя.

Например, у каждого человека (особенно молодого) есть стремление к чему-то большому, бескорыстному, вечному, даже стремление положить жизнь свою за что-то, что важнее и ценнее, чем собственная жизнь. Есть стремление к святости, есть чувство греха, есть понимание того, что в сердце каждого живет семя тли (как мы читаем в вечерних молитвах). Зло не только вовне, и человек становится порочным не потому, что на него кто-то дурно влияет; зло главным образом гнездится в сердце каждого человека. Есть грех, есть святость и есть история моей семьи, она живет во мне. И я не могу себя понять до тех пор, пока не приму историю моего рода, моих дедушек, прабабушек с их подвигами, святостью, грехами и пороками. Это все во мне живет и существует.

Джон Леннон продолжает: Представь, нет стран. Это несложно сделать. Зачем государства? Они не нужны, они мешают. Не за что умирать и не за что убивать. И никаких религий нет. Представь, что все люди живут ради мира. То есть все люди, отказавшись от государств и от религий, просто живут в мире. Простое решение предлагает Джон Леннон.

Одна из мифологических установок современного дискурса, в том числе философского и политического, – это уверенность в том, что все войны происходят из-за религий, что из-за религий пролито очень много крови. И все войны происходят из-за государственных амбиций. А стоит убрать все это – и люди будут жить мирно.

Эта песня – прекрасная иллюстрация к тому, что святые отцы называли забвением греха. Это иллюстрация к тому, что человек буржуазный, который живет только в горизонтальном измерении и отказывает в любой вертикали вверх и вниз, сам себя усекает и обедняет...

В послевоенное время мир стал предельно секулярным, сила государств ослабла, а религия вообще была вынесена за скобки. В XX веке, веке секулярных стран и идеологий, пролито столько крови! Те люди, которые в 70–80-е годы пели эту песню, стали сейчас политиками, руководителями государств, они продолжают эту песню петь и продолжают воевать, грабить, интриговать друг против друга. Ничего не поменялось. Потому что зло внутри каждого человека.

Установить Царство Небесное на земле без преодоления греха невозможно. Без принятия Искупителя невозможно вылечить эту беду, это семя тли, а оно есть в сердце каждого человека. Конечно же, внешние условия нужно менять, и нужно делать жизнь лучше. Но этого не может сделать усеченный человек, которому отказали в святости, в грехе, в истории и биографиях его предков, живущих в нем.

Такой человек очень удобен, он превращается в элемент конструктора LEGO с разъемом, подходящим абсолютно любому персонажу или фигуре. У него уже нет ни истории, ни святости, ни греха, он просто универсальное безликое существо.

Нет, это не путь к установлению Царства Небесного на земле. Это скорее путь к новым диктатурам, я думаю. Но в любом случае такая усеченная икона современного человека сеет только депрессию и одиночество.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс