Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1190) → Архимандрита Саввы (Мажуко): Ходить перед Лицом Божиим

Архимандрита Саввы (Мажуко): Ходить перед Лицом Божиим

№5 (1190) / 1 февраля ‘23

Свет невечерний

Сколько раз мы слышали замечательное народное выражение: «Все под Богом ходим». Знаете, некоторых людей эта фраза отрезвляла, останавливала в порочной жизни, перед поступками, которые нельзя было никаким другим образом остановить. Ведь есть на свете вещи необратимые. Бывает, человек так увлекается и поддается импульсам своего испорченного сердца, что ничто его не может остановить перед совершением каких-то вещей, не приносящих чести.

Но в Священном Писании есть другое выражение, очень важное для нас: «Ходить перед Лицом Божиим». Евангелие от Луки начинается рассказом о семейной паре праведников, родителях Иоанна Предтечи – Захарии и Елизавете. Про них сказано: оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк. 1, 6). В русском переводе стоит фраза: «праведны пред Богом», а в греческом оригинале – выражение: ἐναντίον τοῦ θεοῦ (энантион ту Тхеу). «Энантион» – замечательное и редкое слово, оно встречается в Новом Завете несколько раз, причем два раза (если считать в разных вариантах, то три раза) встречается именно в Евангелии от Луки (в первой и самой последней главе). «Энантион» – слово простое, корень этого слова известен благодаря приставке «анти», которая встречается во множестве слов, ставших русскими. Например: антихристианский, антихрист, антинародный. Приставка «анти» несет значение чего-то супротив, или напротив, или навстречу. «Энантион» – это «в», «навстречу» или «перед» лицом кого-то.

Так вот, в отличие от известного народного выражения «Все под Богом ходим» выражение «энантион ту Тхеу» означает ходить не под Богом, а перед Лицом Божиим, то есть лицом к Лицу, дерзновенно смотреть в Лицо Божие. Это дерзновение сознательное и основано на праведности этих людей. Евангелие говорит о Захарии и Елизавете, что они были праведны перед Лицом Божиим и поступали по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. Они были людьми настоящего достоинства.

Выражение «энантион ту Тхеу» еще встречается в конце Евангелия от Луки применительно к Самому Иисусу Христу. Это знаменитое место Евангелия обычно аттестуют как личный рассказ евангелиста Луки о встрече со Христом. Это встреча с Воскресшим Христом по дороге в Эммаус. В рассказе говорится, что два ученика, Лука и Клеопа, идут в Эммаус, и к ним пристраивается по дороге какой-то неизвестный человек, который спрашивает их, о чем они так взволнованно беседуют. Лука и Клеопа, перебивая друг друга, начинают рассказывать этому неизвестному человеку об Иисусе Христе и дают интереснейшую характеристику, которая выдает точку зрения учеников, апостолов на Иисуса Христа. Они сказали, что это был муж пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом. Вот такая интересная характеристика: они называют Иисуса Христа сильным мужем пророком.

Это очень интересно, потому что мы, находясь в потоке слов и образов современного религиозного мышления, привыкли считать Иисуса Христа Человеком сродни городским хипстерам: Он такой мягкий, сговорчивый, очень толерантный. А они Его называют мужем пророком, сильным в слове и деле. То есть для них это был сильный, крепкий Муж с большой буквы. Очень интересное ощущение: все, кто общался со Христом, чувствовали именно силу, которая от Него исходила. Причем они дают эту замечательную характеристику, употребляя то же самое выражение, коим евангелист Лука описывает праведных Захарию и Елизавету: ἐναντίον τοῦ θεοῦ (энантион ту Тхеу). То есть они говорят, что Он был силен в слове и деле и перед Лицом Божиим, и перед всем народом.

Чем это выражение отличается от выражения «ходить под Богом»? Конечно, здесь можно спорить, что речь идет о каких-то странных акцентах, но я думаю, что это очень важно различить. Когда мы описываем свои ощущения жизни под Богом, то это положение людей, которые не видят Бога, которые ходят будто бы в темноте. Они ощущают какую-то силу, какое-то присутствие, но это можно описать другим расхожим народным выражением: «Что-то есть». Например, вы рассказываете человеку о чуде, произошедшем с вами после посещения старца, или о чуде, как вы после Причастия исцелились от болезни (такое бывает с христианами довольно часто), и ваш светский друг, нецерковный человек говорит: «Ну да, что-то есть». Вот это «что-то есть» и есть ощущения человека, который ходит как будто слепо, не видит Бога, живет не в присутствии кого-то, а в присутствии чего-то, под кем-то.

А христианин призывается этими Евангельскими строками жить сознательной жизнью. Посмотрите, как говорится о Захарии и Елизавете: оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. То есть они знали заповеди и уставы Господни. Не просто руководствовались каким-то смутным религиозным предчувствием или чувством, а изучали Писание, ходили перед Лицом Божиим лицом к Лицу, дерзновенно глядя на своего Искупителя.

Дерзновение праведника, наверное, и есть хождение перед Лицом Божиим. Вот к чему мы призываемся: не просто к смутному религиозному чувству, не просто к игре наугад, как это бывает, например, с нерадивым учеником, который, вместо того чтобы выучить свой урок, просто угадывает, что нужно сказать, чтобы произвести на учителя впечатление, чтобы тот от него отвязался. Евангелие говорит нам, что это не хождение перед Лицом Божиим, это хождение под кем-то, смутное и боязливое, это поведение беглеца и чужака по отношению к Богу.

Мы ходим перед Лицом Божиим, то есть зная все законы Божии. И мы их не просто знаем, но и пытаемся соблюдать. Наши шеи и наши помыслы не гнутся перед какой-то смутной угрозой, а мы смотрим в Лицо Господу, лицом к Лицу. Поэтому и в храме мы стоим и молимся перед иконами, мы не прячем глаза от святых образов, от Евангелия, потому что знаем уставы Господни и стараемся их соблюдать. Где бы мы ни находились и что бы ни происходило в нашей жизни, мы ходим перед лицом Божиим. Это не просто удел праведника, но задача и естественное состояние любого христианина – ходить перед Лицом Божиим.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс