Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1189) → Архимандрита Саввы (Мажуко): Как читать Писание

Архимандрита Саввы (Мажуко): Как читать Писание

№4 (1189) / 23 января ‘23

Свет невечерний

Какая солнечная, прекрасная Книга – Деяния святых апостолов, написанная апостолом и евангелистом Лукой. Это продолжение его Евангелия. Я позволяю себе называть эту Книгу солнечной, даже весенней, потому что она говорит о детстве нашей Церкви, о том, когда были часты видения и Дух Святой и святые ангелы как будто бы оставляли свои следы на пыльной Галилейской земле.

Те, кто внимательно читал и перечитывал этот замечательный текст, свежий, молодой, яркий, заметили, что один из главных действующих лиц этой Книги, может быть, даже самый главный, – Дух Святой, Который говорит, чаще всего повелевает что-то сделать апостолам или сообщает Свои веления епископам, пресвитерам, ученикам апостолов через ангелов. Ангелы – тоже персонажи этой Книги. И все это преисполнено такой свежести, такой молодой, прекрасной, цветущей силы!..

Один из эпизодов этой Книги – история апостола Филиппа, который получил повеление от ангела выйти на пустую дорогу, ведущую из Иерусалима в Газу. Дух Святой сказал апостолу, что ему нужно встретить эфиопского евнуха, высокопоставленного чиновника царицы Кандакии, эфиопской владычицы. И он действительно встретил эфиопского чиновника, который не просто ехал в роскоши, как тогда было принято, но, сидя в повозке, читал пророка Исаию. Пусть это был и эфиопский чиновник, но он был из тех, кого тогда называли прозелитом, то есть обращенным в иудейскую веру, человеком необычайного благоговения и религиозности, он принял закон и пророков и посещал Иерусалим, чтобы узнать что-то из Закона Божия.

Толкователи этого места Священного Писания подчеркивают, что настолько был усерден этот человек, настолько любил Священное Писание и Закон Божий, что даже в повозке не расставался с Книгой. Это сейчас мы понимаем, что в метро, автобусе, электричке невозможно не читать. У нас есть телефон, книга или какая-то брошюрка. Кто-то даже вечерние молитвы читает в транспорте. Это совершенно естественно, удобно. В те времена, на тех дорогах и в тех повозках читать было не с руки, это был настоящий подвиг. Но так любил этот эфиопский евнух Священное Писание, что не расставался с ним даже в повозке, жадно вчитываясь в текст.

И вот Дух Святой приставляет ему на дороге апостола Филиппа, который задает ему вопрос: «Разумеешь ли, что чтеши?» Эта фраза очень известна, особенно в семинарской среде. Старые священники любят ее повторять. То есть: ты понимаешь вообще, что читаешь? На что евнух отвечал: «Как я могу понимать, если кто-то мне не объяснит?»

Апостол Филипп спросил, какое место он читает, и прозвучала знаменитая цитата из пророка Исаии о страдающем отроке Господнем. И апостол Филипп стал разъяснять евнуху, о ком это. То есть он говорил ему об Иисусе Христе. Это была настоящая Пасхальная проповедь, яркая, волнующая и в Духе Святом. Потому что по повелению Божию она была сказана.

Евнух настолько был потрясен рассказом и благовестием апостола Филиппа, что, увидев по дороге воду (какой-то водоем, пруд или реку), он сказал: «Вот вода. Что препятствует мне креститься?» Филипп его спросил, верует ли он в Иисуса Христа. Евнух исповедовал веру в Спасителя. Филипп совершил Крещение, и после этого Дух Святой сошел на эфиопского чиновника, то есть он получил дар Пятидесятницы. А Филипп исчез, как будто бы растворился в воздухе.

Книга полна таких историй. Если бы мы читали это в какой-то другой книге, подумали бы, что это выдумка, сказка. Но каждая строка этой Книги дышит такой подлинностью, такой молодой свежестью и правдой, что невозможно не взволноваться от чтения этих строк. И пропадает всякая мысль о том, что это мог кто-то выдумать. Это было время церковной молодости, когда изобильно Дух Святой изливался на верующих и каждый христианин носил в себе какой-то особый, очень яркий дар Святого Духа.

Эта история очень важна для нас, современных христиан, потому что это рассказ об отношении к Священному Писанию как к святыне. У евреев, например, в старину существовало правило определенной градации в чтении Книг Священного Писания. Например, Книги пророка Иеремии, или Иезекииля, или Книга Бытия могли читаться только людьми, достигшими тридцатилетнего возраста. Считалось, что должна быть достигнута определенная мера естественной опытности человека, когда ему уже можно давать такие серьезные тексты, тем более толковать их.

Евнух отвечает на вопрос апостола Филиппа замечательной фразой: «Как я могу разуметь, если кто мне не объяснит?» Кажется, совершенно естественный ответ. Тем не менее во все времена появлялась такая тенденция, она есть и в нашу эпоху, тенденция определенной библейской дерзости. За этим, конечно, есть определенная часть правды, но все-таки на 90% это именно дерзость, что я сам в состоянии истолковать священный текст. Вот евнух, хотя и был образованным человеком, сказал, что не может понять, пока кто-то не объяснит. А мы говорим, что вполне справимся своими силами и нам не нужны толкования святых отцов, исследования, не нужна грамматика библейских языков. Мы открыли Книгу, начали читать – и тут же беремся толковать. На самом деле это не просто дерзость, но опасная тенденция, которая человека может увести в заблуждение.

Один из величайших библеистов древности – блаженный Иероним, знаток языков, переводчик. Он блестяще знал древнегреческий язык и в зрелом возрасте изучил древний иврит, перевел книги Ветхого Завета на латынь. Собственно, он переводил много других текстов и считался образованнейшим человеком своего времени. Он про себя говорил, что не знает Священное Писание, не дерзал сказать, что можно доверять его толкованию, у него было очень много вопросов, и он обращался к церковной традиции. Он говорил: что «в рассуждении о Священных Писаниях нельзя идти без предшественника и путеводителя». И он описывает ситуацию своего времени, конца IV – начала V века: «И болтливая старуха, и сумасбродный старик, и многоречивый софист, одним словом, все приписывают себе знание Писаний, терзают их и учат других прежде, чем бы самим научиться». Терзают Священное Писание! Подумайте, как красиво и как точно сказано!

Далее он продолжает: «Одни, приняв важный вид и гремя отборными словами, среди женщин любомудрствуют о Священных Писаниях. Другие, о стыд! узнают от женщин то, что передают мужчинам; мало того, благодаря легкости языка и своей смелости, учат других тому, чего сами не понимают. Умалчиваю о подобных мне, которые после изучения светской литературы, обращаясь к Священным Писаниям и искусственною речью пленяя слух народа, все, что ни говорят, считают Законом Божиим и не сподобляются знать мысли пророков и апостолов, но к своим собственным мыслям приискивают несоответственные тексты, как будто бы это было хорошее дело, а не самый порочный род учения – искажать мысли Писания и подчинять оное своему произволу, несмотря на явные противоречия».

Последние слова святой Иероним говорил о своих современниках-интеллигентах, которые были обременены, как и он, знанием светских текстов, цитировали, как и блаженный Иероним, очень щедро Овидия, Вергилия, Горация и греческих поэтов. Эти люди, как считал блаженный Иероним, – самый опасный контингент (он и себя, собственно, благодаря своему юмору относил к этой категории), потому что они склонны путать риторику с богословием.

И народ тоже склонен путать риторику с богословием. Очень легко прослыть богословом, когда у тебя хорошо подвешен язык и ты умеешь, как паук, который из себя вытягивает паутину, из запаса своей начитанности постоянно извлекать какие-то силлогизмы, яркие фразы, волнующие чувства и будоражащие ум. Но в этом не будет богословия, церковной традиции, это будет риторика.

Блаженный Иероним как раз был из тех, кто обладал наряду с большим знанием Священного Писания, церковной традиции еще и удивительным тактом и богословской скромностью. Потому что прежде, чем учить других, самому выносить суждения, нужно внимательнейшим образом послушать предшественников. И помолиться Господу, чтобы Он послал каждому на пути, как и эфиопскому евнуху, своего учителя, своего апостола Филиппа.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс