Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1189) → «Если Кто-то может всех спасти, то только Бог»

«Если Кто-то может всех спасти, то только Бог»

№4 (1189) / 23 января ‘23

Размышление

Господь дает человеку познать богообщение в той мере, в которой тот способен его принять, и освященное Христом ведерко яблок может сделать сердце бабушки чистым как воск, а тысячи молитв «праведника», свысока смотрящего на других, могут остаться без ответа.

Любой Спас – от Христа

Когда-то на праздник Преображения Господня после набежавших в храм бабушек с корзинами яблок, меда и другой огородной снеди, размещенной на длинных столах по всему храму, которую священники старательно освящали, я написал: «Еду в храм без меда. Просто помолиться» (имея в виду, что все эти яблоки, помидоры с огурцами в храме – чистая профанация: я смотрел свысока на любимые бабушками медовый, яблочный, ореховый Спасы, искренне считая их натуральным темным язычеством, прикрытым Православием: ведь ясно же, что Спас один на все времена – Господь наш Иисус Христос, а все остальное – от лукавого).

А когда я пришел в храм с женой и маленькой 10-месячной дочкой в этот раз, глядя на счастливые лица бабушек, освящавших свои скромные плоды с маленьких огородиков, вдруг подумал: ради них Господь снизошел на землю, а сейчас – на их простой урожай, освятил его и благословил. Он пришел, умер за нас на Кресте и Воскрес, взял на Себя не только наши грехи, но и всю нашу жизнь со всеми скорбями, горестями, большими и маленькими радостями – всю, без остатка.

Древние христиане ставили изображение креста на всякую утварь, вплетали в орнаменты узоров, украшавших стены, на одежду, украшения, посуду – они хотели, чтобы вся их жизнь была связана со Христом. И бабушки, освящающие в церкви яблоки, хотят того же. Господь дает человеку познать богообщение в той мере, в которой тот способен его принять, и освященное Христом ведерко яблок может сделать сердце бабушки чистым как воск, а тысячи молитв «праведника», свысока смотрящего на других, могут остаться без ответа.

Когда Макарий Великий подвизался в уединении, один подвижник открыл ему, что две простые женщины в Александрии превзошли его в благочестии. Преподобный отправился в путь, разыскал этих женщин, попросил рассказать о своей жизни. Женщины удивились, но рассказали: «Мы – сестры, замужем за двумя братьями. Желая послужить Богу, мы просили отпустить нас в монастырь, но мужья нас не отпустили». – «Так в чем же ваш подвиг?», – удивился Макарий. «Повинуясь воле мужей, мы остались, живем вместе с ними, не зная, чем угодить Богу. Но мы договорились, что никогда не скажем ни одного худого слова ни друг другу, ни нашим ближним. Сначала нам было очень трудно не ссориться, но потом мы поняли, что это лукавый нас искушает, и стали просить Бога о помощи исправляться – только на Него наша надежда». Преподобный Макарий восславил Бога и с большой пользой вернулся к себе в пустынь.

Когда под ногами небо

Моя жена – смелая женщина. Как-то раз, не задумываясь, залезла на высокое дерево, чтобы спасти оравшего на всю округу голодного испуганного котенка. Но оказавшись в самолете, становится неуверенной и тихой и садится подальше от иллюминатора, держит меня за руку и все время, пока летим, молится. Говорит, что нигде не чувствует себя такой маленькой и беззащитной, как в запертой консервной банке на высоте 10 000 метров.

Можно сколько угодно рассуждать о безопасности и удобстве воздушных судов, но когда самолет падает в воздушную яму, напрягается и гудит, даже у самых смелых выражение глаз меняется: сейчас многие ощущают себя словно запертыми в тесном и трещащем по швам стареньком самолете посреди бури – моторы натужно ревут, самолет кидает из стороны в сторону, за бортом громыхает и сверкает, а стюардессы устали разносить воду и говорить успокаивающие слова, делать вид, что ситуация под контролем, они тихо плачут за шторкой. Пассажиры чувствуют, что все идет не по плану, все понимают, что никто ничего не знает и ничем не управляет, и главное уже – не долететь до курорта, а просто сесть на землю хоть куда-нибудь, главное – не разбиться.

От ощущения реальной опасности сидящий рядом человек становится вовсе не таким уж и чужим. От этого хочется быть настоящим и искренним, чтобы твое «да» было просто «да», а «нет» – просто «нет»: не обсуждать последние политические сплетни, а поговорить о чем-то хорошем и важном, о чем обычно не говорят с первым встречным. Соседу ведь тоже страшно, ему не хочется в эти минуты быть одному, он тоже видит в тебе не свидетеля своего страха, а просто человека и брата.

Когда бежать некуда, остается молиться, ибо вот она – бездна: если Кто-то может всех спасти, то только Бог. Хочется главного – простого человеческого тепла и знать, что Бог рядом… Ты повернешься к сидящей впереди пожилой женщине с бледными закушенными губами, возьмешь ее за руку и тихо скажешь: все будет хорошо, мы обязательно приземлимся, я знаю. От этого ее лицо просветлеет, тряска вокруг прекратится, а в иллюминаторе между черными тучами появится солнце. Так всегда бывает. И так будет.

Маску сними

Один комик развелся с женой. Чтобы сообщить об этом своим поклонникам, специально поехал в Санкт-Петербург, где вечером встал возле разводящихся мостов и сказал на камеру: «Вот – развожусь». Люди часто становятся заложниками своего образа. Помню, у нас в студенческой компании был такой, который считал себя душой компании, – все время старался шутить. В походе все уже спать легли, а он анекдоты рассказывает. Закончилось все грустно – с ним попросту перестали общаться, он расстраивался и недоумевал, почему люди так жестоки.

В церкви такое сплошь и рядом. Придешь помолиться, никого не трогаешь, какая-то тетушка, которая в храме две недели, обязательно захочет тебя научить, как правильно молиться или свечку ставить. Боже упаси вас на таких бурно реагировать. Эти самоназначенные учителя только того и ждут, чтобы ты завел с ними разговор, а лучше начал спорить, тогда они вцепятся в тебя мертвой хваткой и не только молиться не дадут, но лишат последнего мира. Вообще можно забыть, зачем в храм пришел. Недаром отец Димитрий Смирнов называл таких православными «ведьмами».

Как самому таким не стать? Есть золотое правило: пока не спросили – лучше молчать, даже если сильно хочется всех кругом научить, просветить. Как об этом замечательно сказал Арсений Великий: «Много раз сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании не жалел никогда».

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyy-24-08;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyy-26-08;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnyy-29-08

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс