Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1189) → Иеромонах Никандр (Пилишин): Верой определяется все

Иеромонах Никандр (Пилишин): Верой определяется все

№4 (1189) / 23 января ‘23

Беседы с батюшкой

Мы встретили праздник Рождества Христова и, надеюсь, смогли почувствовать рождественскую радость, которая вдохновляет нас на весь грядущий год. Вопрос в том, как эту радость сохранить, чтобы огонек в сердце горел в течение года.

– Думаю, нужно в первую очередь определиться, была ли радость. Можно провести такую аналогию. Если рождается в семье ребенок, то радость от рождения ребенка сохраняется в первый период его жизни очень долго. И человек делится этой радостью с другими людьми, рассказывает друзьям, родственникам, коллегам о том, что родился младенец. И все радуются. А вот с событием Рождества Христова происходит почему-то по-другому. Вероятно, церковная жизнь немножко приедается со временем. А ведь по большому счету Рождение Богомладенца – намного более яркое и значимое событие, чем рождение собственного ребенка. Но то ли вера у нас не такая живая, то ли мы входим в обыденность церковной жизни, что радость почему-то очень быстро уходит на второй план.

Чтобы сохранить радость, о которой вы говорите, нужно четко понимать, Кто Родился и Кто Он для нас. Понимать, что это не просто историческое событие, случившееся 2000 лет назад. Вспоминая это событие, мы должны осознавать, что в жизни каждого из нас Рождается Христос – Богочеловек, Который спасает нас и преображает всю нашу жизнь.

Если мы по-настоящему будем верить в Бога, если в нас будет живая вера, то эта радость будет с нами не только во время святок, но и постоянно. Мы не сможем хранить ее внутри себя, она будет переполнять нас, и мы будем обязательно делиться ею с другими людьми. Поэтому для того, чтобы радость сохранить, нужно, чтобы она стала настоящей, вошла в нашу жизнь и мы поняли, что Рождается Богочеловек, Который играет одну из самых важных ролей в нашей жизни.

В песнопениях Рождества мы слышим такие слова: «Христос рождается, славите: Христос с Небес, срящите: Христос на земли, возноситеся...». Как будто бы действительно Христос в эти дни Родился, и Он здесь, на земле, с нами. Вот Вы привели пример с ребенком. Но когда рождается ребенок, ты его держишь на руках, видишь его. А как почувствовать, что Христос рядом с нами?

– Человек, который живет в Церкви, явно чувствует, что Господь с ним. Если он этого не чувствует, значит, пока не произошла встреча Бога и человека. Понятно, что у нас нет телесных ощущений от присутствия Христа, мы ведь говорим о состоянии душевной радости, а душа, дух не имеют плоти и кости. Душа бестелесна, и те ощущения, которые мы имеем в своей душе, тоже не имеют телесности.

Я привел аналогию с ребенком для того, чтобы показать яркость события. Когда у тебя рождается ребенок, ты не можешь об этом молчать. С самого начала все ждут этого события, а потом, когда ребенок рождается, ты делишься радостью со всеми, всем пишешь, звонишь, рассказываешь, что у тебя родился сын. Так почему же, когда Рождается Христос, мы радуемся только в первый и второй день, а потом радость уходит на дальний план? Так не должно быть в нашей жизни.

Я думаю, все зависит от нашей веры. Если наша вера живая и мы реально знаем, что Бог не где-то там, а среди нас, мы чувствуем Его, видим, как Он заботится, промышляет о нас, то этого вполне достаточно для того, чтобы радоваться и сохранить эту радость на протяжении всей жизни.

У апостола Павла мы читаем, что вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Казалось бы, слова не такие сложные. Мы должны верить, например, в то, что ожидаемое нами Второе Пришествие Христа совершится, и должны быть уверены в невидимом, то есть в существовании Бога, ангелов и всего того, о чем мы знаем из Священного Писания, но чего не можем увидеть своими глазами. Но когда встает вопрос мученичества, вопрос смерти – это ведь самая серьезная проверка на веру: действительно ли ты веришь в то, что будет после смерти? И получается, что не так-то просто верить так, как говорит апостол Павел.

– Не так просто потому, что, видя смерть или размышляя о ней, мы испытываем состояние животного страха. Помимо того, что мы люди, мы носим в себе и животное начало, и от этих состояний нам никуда не деться. Страх, посещающий человека при смерти другого человека, или страх перед собственной кончиной – это очень серьезное испытание и для веры, и для души, и для сердца.

Вот мы читаем свидетельства о мучениках, как их мучили. Ведь их не просто обезглавливали или вешали, с них сдирали кожу, многих колесовали, четвертовали, в кипятке или смоле варили... Чего только не делали! Я думаю и верю, что этим мученикам Господь давал силы, потому что только Он познал всю тяжесть этого креста. При нашем обычном состоянии невозможно перенести такое. Из нашей жизни мы знаем: когда человек попадает в автокатастрофу или получает тяжелую травму, его организм отключается, потому что у него срабатывает функция самосохранения. А здесь мы видим, что он переживает тяжелые мучения, и это возможно только при укреплении его Христом, когда Христос дает этому человеку Свою Божественную силу, чтобы он смог перенести эти мучения и засвидетельствовать перед мучителями, что Христос – на самом деле Всемогущий Бог.

Апостол Павел приводит много примеров истинной веры. Он говорит об Аврааме, который, будучи искушаем, приносит в жертву своего сына Исаака. Здесь мы имеем дело с чем-то иным – не сам Авраам идет на мученичество, а он приносит в жертву своего сына, веруя, что Бог силен и из мертвых воскрешать. Это такая же вера, как и у мучеников?

– У веры есть разные стороны, разные аспекты, сопровождающие нас в течение жизни. Есть вера в то, что мы можем перенести мученические страдания, что после смерти мы будем жить с Господом, есть вера в воскресение мертвых. Вера в жизнь после смерти – очень важный момент в нашей обыденности, потому что если мы верим и знаем, что после смерти будет продолжение жизни, зависящее от того, как мы проживем нашу земную жизнь, то мы начинаем жить совершенно по-другому.

Все мы знаем известное выражение Иисуса, сына Сирахова: во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь. Есть известное выражение Иисуса Христа, не вошедшее в Евангелия, но дошедшее до нас через творения древних христианских авторов: в чем Я найду вас, в том и буду судить. И многие святые отцы говорят, что нужно судить о человеке по его кончине, а не только по его жизни.

Но мы не знаем, когда придет наша смерть. Только немногим Господь открывал день их кончины. Например, день кончины был известен святителю Игнатию (Брянчанинову). Святитель Игнатий проснулся в этот день и долго молился, и Господь забрал его во время молитвы.

Вера в то, что есть жизнь после смерти и что она будет зависеть от того, как мы проживем нашу жизнь на земле, заставляет совсем по-другому выстраивать нашу земную жизнь. Мы стараемся меньше грешить, мы готовимся к этой жизни, думаем о ней. Богу совсем не жалко поселить нас в раю, здесь вопрос в том, что мы будем там делать. Если мы придем в рай в разрушенном грехами состоянии, в котором находимся здесь и сейчас, не приготовив себя к жизни в раю, то мы не сможем там жить, как бы Господь ни хотел видеть нас там.

Поэтому вера Авраама в воскресение мертвых должна присутствовать у всех нас, должна определять нашу земную жизнь. Мы должны меньше грешить, больше делать добрых дел, и, самое главное, мы должны помнить о том, что мы смертны, что смерть – не конец, а всего лишь переход из одной жизни в другую, новую жизнь.

Правильно ли я понимаю, что вера помогает нам в нашей земной жизни? Например, у апостола Павла мы читаем, что израильтяне с верой перешли Чермное море, как по суше, а египтяне, не имея веры, утонули. Верой сами собой упали стены укрепленного и кажущегося неодолимым города Иерихона, когда семь священников семь раз в день с семью трубами и трубным звуком обошли город.

– Да, все правильно. И мы знаем, как Моисей по вере повел людей в пустыне. Кто был в этих местах, знает, что это довольно небольшой участок земли, и там невозможно ходить сорок лет. Но так нужно было – ходить кругами эти сорок лет, чтобы одно поколение людей умерло и родилось другое, новое поколение свободных людей, не знающих, что такое плененное сознание.

Почему Моисей не смог войти в Землю обетованную? Потому, что уже в конце этого периода, когда Господь сказал ему повелеть скале, чтобы из нее изошла вода, он усомнился в словах Спасителя и ударил по скале жезлом, как он делал до этого. Моисей не поверил в то, что своим словом он может низвести воду, и сделал это действием жезла. То есть он допустил в свою душу яд неверия, и с этим он не смог бы жить новой жизнью в Земле обетованной, поэтому Господь не дал ему такой возможности.

Конечно же, в нашей обыденной жизни верой определяется все. Авва Дорофей говорит, что вера определяет совесть по отношению к Богу, к самим себе и к вещам. Верой определяется наше отношение к государству, наша гражданская позиция. И вообще все, что есть в жизни верующего человека, пропитано его верой во Христа.

Если мы – верующие, то мы уже не можем жить по-другому. Нам нельзя прийти домой, отключиться на час и сказать: «Сейчас я буду неверующим человеком». Если мы – верующие, то это уже образ нашей жизни навсегда. Конечно, мы можем от него отказаться, и это будет нашим осознанным желанием. А вообще, вера определяет все, что есть в нашей жизни, и все, что бы мы ни делали, мы делаем с верой.

Сомнение Моисея, в принципе, присуще всем нам. Когда в нашей жизни происходит что-то неприятное, мы думаем: «Где же Бог? Почему Он не помогает?» Неужели это наказание нам за неверие, какое было у Моисея? Если Моисей из-за своего неверия не вошел в Землю обетованную, усомнившись всего один раз в жизни, то и мы не попадем в Царство Небесное из-за своих сомнений?

– Но мы же не Моисей. Моисей был предводителем, примером, образцом для тех, кто ходил за ним. Он терпел нападки людей, которых вывел из Египта и которые так хотели вернуться к котлам с мясом, оставленным ими. Почему же Моисей был наказан? Люди знали, за что он был наказан, и он сам это знал, потому что это было очень ярким событием.

Конечно же, в обыденной жизни наше сомнение в вере тоже наказуемо, но оно наказуемо не Богом. Мы наказываем сами себя, когда перестаем верить, потому что мы как бы обкрадываем себя. Теряя веру, мы меняем качество нашей жизни. Если мы начинаем сомневаться в Господе, то в нашу жизнь приходят все негативные качества жизни, от которых мы могли бы уйти, имея веру. Но мы начинаем сомневаться, раздражаться, унывать, и все это приводит к тяжелому душевному состоянию. Поэтому, конечно же, наказание приходит от нашего состояния, а не от Бога.

Хотелось бы разобрать еще один Евангельский пример веры – про слепца Вартимея. Мы знаем, что он по своей вере обратился ко Господу, и Господь его исцелил. А какая была у него вера? То есть где эта черта веры, после которой Господь видит, что вера искренняя, да и мы понимаем, что она настоящая?

– Я думаю, что черта веры есть в жизни каждого – и в вашей жизни, и в моей, и в жизни телезрителей. Это та черта, до которой мы были людьми неверующими, а после которой Господь стал для нас очень важным.

Наверное, это какая-то встреча.

– Да, это встреча. Слепец Вартимей не кричал каждый день, он стал кричать, когда услышал и понял, что Христос рядом с ним. Что произошло в его сердце в этот момент? Я думаю, что это было то же состояние, которое охватило наше сердце, когда Господь вошел в него.

Господь приходит к каждому по-разному. Кому-то вера достается от родителей, к кому-то она приходит от какого-то события, тревожащего его жизнь. У каждого свой путь и своя встреча с Богом, но эта черта обязательно есть в жизни каждого верующего. Я уверен: если спросить у любого человека, то он обязательно расскажет о встрече или о событии, которое стало водоразделом в его жизни, когда жизнь разделилась на «до» и «после».

И у слепца Вартимея жизнь была совершенно разной до и после его исцеления. И мы жили греховной жизнью и продолжаем ею жить, и здесь разница лишь в том, что сейчас мы имеем надежду и веру, что Господь может простить наши грехи, и у нас есть Церковь, есть Христос, есть таинства Исповеди и Евхаристии, и наши грехи могут нам проститься.

То есть верующий, в отличие от неверующего, знает, что ему делать с грехами, – с ними нужно расставаться. А как можно расстаться с тем, чего ты не осознаешь? Осознающий же свои грехи знает, что ему обязательно нужно просить у Господа прощения и выказывать свою готовность и желание расстаться с этими грехами, как с оковами, которые его мучают. Это тоже мученичество, но не ради Христа, а для погибели своей души, ее дьявол стремится сотворить с каждым из нас.

Это не мученичество, а бесцельное мучение, да?

– Да, это мучение, но почему оно бесцельное? У него есть цель – дьявол должен обязательно уловить душу человека. Хоть дьявол тоже творение Божие, но он не может выступать против своего Творца, поэтому ему очень важно уловить в свои сети тех, кто носит образ Творца, и он воюет против них. И, как мы видим на протяжении многих лет существования человечества, цель свою он успешно реализует. Да и мы своей жизнью можем это подтвердить.

Но встреча так или иначе у большинства из нас была.

– Либо еще будет.

Ну да. Но у пришедших в церковь она, скорее всего, была. Однако Господь отвечает не на каждый наш зов, как Он ответил слепцу, который буквально прокричал: Господи! чтобы мне прозреть. Мы постоянно обращаем ко Господу много возгласов и даже просим Его, чтобы мы прозрели или хотя бы увидели свои грехи, но ответ получаем не так часто. Почему?

– Помните, люди, стоявшие у креста, на котором был распят Господь, кричали: «Сойди с креста, и мы уверуем в Тебя», но Господь не сделал этого, потому что Он знал, что эти люди все равно не уверуют, и знал, что это провокация. И в нашей жизни далеко не каждый наш крик, обращенный к Господу, наполнен верой или стремлением спасти душу.

Но если бы все, что мы делаем, было наполнено верой в то, что эти наши действия нужны нам для великой цели спасения души, и если бы это совпадало с представлением Господа и пониманием, что подаваемое нам будет служить этому делу, Господь обязательно дал бы нам это.

По всей видимости, исцеление слепца было необходимо и самому слепцу для укрепления его веры, и людям, окружавшисм его и Спасителя. Господь в нашей жизни исполняет все, что необходимо нам для нашей великой миссии, великой цели – спасения, и мы должны относиться к этому не как капризные дети, а как взрослые люди, имеющие дар рассуждения, – спокойно.

Мы просим обо всем, что, на наш взгляд, нам потребно, с рассуждением и осознанием того, что Господь из всего этого подаст лишь только то, что будет нам необходимо. Мы спокойно реагируем, если Господь дал нам просимое, и благодарим Его за это. Но если Он не дал того, о чем мы просили, мы с твердой верой и благодарностью понимаем, что сейчас нам это не нужно, либо нам это не нужно совсем. Мы доверяем Богу, потому что Бог никогда не ошибается. Мы же можем ошибаться в своих прошениях и иногда даже это признаем.

Когда мы начинаем анализировать свою жизнь и видим, что с нами было ранее, мы говорим: «Да, вот здесь я погорячился». Или: «Здесь я уже повзрослел и понял, что я спокойно мог прожить и без этого, хотя раньше так не думал». Поэтому нам нужно иметь веру и полное доверие Господу, и мы должны осознавать, что если Господь не исполнил просимого, то не потому, что Ему жалко дать нам это, а потому, что Он точно знает, что исполнение просимого усложнит нам путь ко спасению нашей души.

В Евангелии от Иоанна есть такие слова, что когда мы придем туда, куда мы так стремимся, мы уже ничего не спросим, потому что мы увидим, ради чего мы все переносили, во что твердо верили и на что надеялись, и мы увидим плод веры и надежды.

Наверное, это и будет осуществлением того плана, который Господь предписал каждому из нас.

– Да. Этот план глобальный, и конечная его точка – спасение души. Мы знаем, что Бог желает всем спастись, и по пути ко спасению Господь посылает нам огромное количество разных встреч, потерь, разочарований, приобретений, новых друзей и так далее.

Многое происходит в нашей жизни, пока мы идем по этому пути. И мы знаем, что Господь – Податель всех материальных и природных благ, положительных эмоций. Все это приходит к нам от Господа, и мы должны благодарить Его за это, и мы должны благодарить Его и за то, чего с нами не произошло. Мы все время говорим о том, что с нами случается, а сколько же с нами не случилось, и хорошо, что не случилось.

Вот, например, сегодня, когда мы с вами ехали сюда, в студию, с нами не произошло никаких событий, которые препятствовали бы нам сюда прийти, хотя это могло случиться. Но мы не благодарим Бога за это, потому что принимаем это как должное. Мы даже не задумываемся о том, что прожили день и с нами не приключилось ничего такого, что могло бы нас погубить. Мы принимаем это и не благодарим Бога.

Но мы должны благодарить Господа не только за то, что с нами случается, но и за то, чего с нами не произошло, потому что все это входит в прекрасный план по спасению нас от вечной погибели и приготовлению к вечной радости. К той радости, о которой апостол Павел сказал: не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Отец Никандр, благодарим Вас за беседу. В заключение прошу Вас подвести итоги программы и выразить свои пожелания нашим телезрителям в эти Рождественские дни.

– Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с наступившим и продолжающимся праздником Рождества Христова. Я хотел бы всем нам пожелать, чтобы наша вера была по-настоящему живой, чтобы она вдохновляла нас и, несмотря ни на какие события, которые приключаются или могли бы приключиться с нами, чтобы эта вера твердо и с надеждой вела нас в Царство Небесное, где нас ждет Тот, Кто любит нас больше всех и хочет, чтобы мы не забывали о Нем. Он и пришел в этот мир, чтобы мы помнили и ждали встречи с Ним в жизни будущего века. Аминь.

А все те, о ком мы сегодня говорили, кого вспоминали, пусть будут для нас примерами на этом сложном пути.

– С Рождеством Христовым!

Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс