Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1189) → Иеромонах Стефан (Игумнов): Душа умирает, если не приносит плода

Иеромонах Стефан (Игумнов): Душа умирает, если не приносит плода

№4 (1189) / 23 января ‘23

Беседы с батюшкой

Начнем разговор с известного и очень яркого Евангельского эпизода о том, как Христос шел по дороге и увидел смоковницу, хотел взять с нее плоды и перекусить вместе с апостолами. Но плодов не оказалось. И в результате Господь говорит: да не вкушает никто от тебя плода вовек. На обратном пути ученики видят, что смоковница засохла.

Удивительный эпизод, он отличается от общей Евангельской картины, когда Христос совершает чудеса, воскрешает сына наинской вдовы и дочь Аира. Они возвращаются к жизни, а смоковница, наоборот, умирает. Почему происходит такое событие? Почему Христос в этом отрывке предстает уничтожающим живое творение, а не дарующим жизнь?

– Этот Евангельский отрывок лично меня повергает в ужас. Когда его читаю или вспоминаю о нем, я почему-то применяю к себе историю со смоковницей. Всегда очень лично это воспринимаю. Мне очень боязно оказаться смоковницей, которую Господь попалит за то, что она не принесла плода.

И это действительно редкий случай в Евангелии, когда Господь проявляет гнев, дает пример наказания. Святые отцы, толкуя этот момент, говорят о том, что смоковница не первый год была бесплодна. Господь знал об этом и иссушил ее, поскольку ожидать плода от нее уже не стоило. Но вместе с тем речь все-таки идет о дереве, а это неодушевленное существо, и это было сделано в первую очередь в назидание для тех, кто видел этот пример и кто продолжает его лицезреть до наших дней, то есть для нас с вами. Господь хотел показать, что Ему очень важно, чтобы каждый человек, который, как дерево, был Им насажден, принес плод добрых дел, плод душевной работы, ее мы все должны проделать.

Самое главное в том, что этот плод – для Господа. Он искал пищу для Себя, хотел насытиться, будучи голодным в тот момент. То есть наши добрые дела, состояние нашей души, вообще вся наша жизнь и ее результат – это то, что насыщает Господа, приносит Ему радость, наполняет ответной любовью к нам. И Он нам показывает, что если мы такого плода не приносим, хотя Он год за годом его от нас ждет, то в конце концов можем иссохнуть, как смоковница. Зачем нам тогда жить, если наша жизнь бессмысленна и бесплодна?

Еще можно вспомнить притчу, которую рассказывал Христос, как хозяин виноградника постоянно приходил поискать плодов на смоковнице, но не находил три года. Тогда он сказал виноградарю срубить ее. А тот отвечает: «Я еще за ней поухаживаю год, и если она снова не принесет плода, то тогда точно ее срублю и выброшу из виноградника». Эти образы притчи прямым образом прилагаются к нам. И с нами Бог может поступить так же, если увидит, что от нас нет плода.

– Да. Мы сами с собой поступаем так, что наша душа иссыхает и умирает, если не приносит плода. Собственно говоря, смоковницы – образ нашей души, которая умирает, если не приносит плода. Так устроена природа. Дерево умирает, если не приносит плода. И так же устроена наша душа. Это закон жизни. Невозможно просто жить, плыть по течению и ничего не делать. Душа обязана трудиться, как сказал поэт, тоже, наверное, опираясь на Евангельский базис нашей культуры. Так мы устроены. Невозможно просто существовать как бездушное нечто. Человек – живое, одушевленное, одухотворенное существо. Сама жизнь, существующая в нем, связана с тем, что он постоянно должен пребывать в процессе самоотдачи. Он должен приносить плоды. А конечный результат жизни – душа, отданная Христу.

Мы прикладываем к себе Евангельские строки и задаемся вопросом: «А приношу ли я такой плод?» Как понять это? Как найти ответ на вопросы: «Я плодоносящая или засохшая смоковница?», «Стоит ли позаботиться о том, чтобы появились еще плоды? Или я принес уже достаточно?»

– Именно для этого Господь и приводит нам притчи, чтобы каждый адресовал сам себе такой вопрос: «Приношу ли я плод?» И правильно будет прийти к выводу о том, что должный плод я еще не принес. Плоды собирает Господь, и когда каждым из нас плод будет принесен в полноте, то он украсит житницы, райские сады и кущи. Но пока наша жизнь продолжается, мы можем приносить еще плоды, умножать их. Пока дерево живет, оно плодоносит. Когда перестает приносить плоды, оно умирает.

У меня в родительском доме есть одна очень старая яблоня. Не знаю, сколько ей десятков лет, она очень старая. Я помню ее давным-давно, и уже тогда она была старым деревом с потрескавшимся стволом и обширной кроной. И эта яблоня каждый год плодоносит. Наверно, если б она не давала яблоки каждый год, ее давно бы уже срубили, посадили бы на ее месте что-то другое. Но она каждый год плодоносит. Она продолжает жить.

Не важно, сколько человеку лет: двадцать, восемьдесят, девяносто – пока жив, он должен плодоносить. Это прежде всего плоды покаяния. Из примеров жизни святых и окружающих нас людей мы знаем, что, бывает, человек очень пожилой и немощный, уже болеет и не может встать с одра, но при этом приносит такие плоды, от которых все люди вокруг вкушают. Это свет его души, плоды покаяния, осмысление прожитой жизни, накопленный в результате опыт. Все это бесценно для окружающих его людей, все это плоды, которые мы вкушаем. И если такой человек перестает плодоносить, он умирает. А пока он приносит плод, значит, Господь хочет, чтобы он жил и чтобы люди питались от этого плода. Все в руках Божиих.

Если говорить о продолжительности жизни в вопросах, связанных с формальными моментами, то это Господь определяет, когда, кому и сколько жить. Смоковнице также отпущен свой срок. Не знаю, сколько эти деревья живут, наверно, не так долго, как могучий дуб, который приносит только желуди, или какие-то еще долго живущие деревья. Это все в руках Божиих. Но от каждого Господь ждет его плод.

Бытует мнение, что чем дольше живет человек, тем он грешнее. С одной стороны, он не может умереть потому, что его держат грехи, а с другой стороны, потому, что Господь дает ему время на покаяние. Но разве можно сказать о человеке, долго живущем на земле: «Наверное, ты очень грешен, поэтому тебе девяносто?»

– Так сказать мы ни о ком не можем, кроме самих себя, опять же черпая примеры у святых. Макарий Великий – святой более, чем многие, но сам себя он таковым не считал. Наоборот, обращал на себя образ бесплодной смоковницы, что он грешнее всех, что у него нет времени на покаяние.

На самом деле если человек действительно живет во грехе и не дал доброго плода, то он как раз та смоковница, которая в винограднике. Он еще жив. Значит Господь ждет и дает шанс все-таки принести плод. А если нет, то такая смоковница иссохнет и умрет.

Можно ли предположить, что виноградарь, который обрабатывает смоковницу и просит хозяина ее сохранить, это образ духовника, который точно так же на Исповеди просит Бога дать кающемуся человеку время на покаяние, на исправление, на добрые дела?

– Конечно, это может быть образ священника, того, кто действительно переживает о кающемся. Это может быть образ каждого христианина, точно так же переживающего о брате или сестре, о самом себе, в конце концов. Это скорее образ нашей совести, которая еще стучит в наше сердце и является связующим звеном между нами и Богом. Когда мы совершаем грех и понимаем, что делаем это вновь и вновь, что-то внутри нас взывает к Богу и говорит: «Господи, может, Ты меня простишь – и я исправлюсь».

Вопрос от телезрителя: «Кто может принимать участие в общей Исповеди?»

– Действительно, есть традиция общей Исповеди. Она восходит ко временам, когда христиане жили вместе. В первых христианских общинах все было общим. И грехи тогда исповедовали открыто, никто не стеснялся, не смущался друг друга. Люди приходили в первую христианскую общину с чистым сердцем, отдавали все и полностью каялись, исправляли свою жизнь. Это же не просто слова, Исповедь – обещание исправиться. Христиане давали его и исправлялись.

Так жила христианская община первые годы своего существования. Но такая жизнь продолжалась недолго. Из Священного Писания мы знаем, что даже в такой общине потом начались обманы, лукавство, и форма открытой общей Исповеди перед всеми стала менее возможной. Одно дело, когда все честны друг перед другом и никто никого не укоряет, не завидует, не превозносится ни перед кем. Но если есть малейшее основание, что это будет происходить, то о какой открытой Исповеди может идти речь? Грешник покается, а другой скажет: «Смотрите, какой он грешник!» Это будет вред для человека, который его осудит.

Со временем это все умалилось, как и многие другие моменты, и Церковь стала жить по тем законам, по которым живет и сейчас, когда есть определенная строгость, ограничения и огромная внутренняя свобода. Сегодня традиционна для Православной Церкви Исповедь, когда кающийся стоит перед Богом в присутствии священника как свидетеля и сомолитвенника и того, кто читает над ним разрешительную молитву, прося Господа простить его грехи.

Но бывали самые разные случаи в истории Церкви, когда происходили какие-то драматические моменты, касающиеся всего народа, или какие-то катаклизмы. Народ коленопреклоненно каялся, и Господь давал чудеса, спасал его от бедствий в такие моменты. Но это исключительные случаи.

Под общей Исповедью, наверное, имелись в виду те ситуации, когда читаются общие молитвы, где перечисляются основные грехи, присущие каждому, молитвенные последования об Исповеди, и потом все равно каждый человек исповедуется персонально, потому что это дело касается его и Бога.

В каких-то случаях, перед большими праздниками, над постоянными прихожанами, ревностными христианами, у кого нет грехов, которые нужно исповедовать особым образом со священником, читается общая Исповедь, и они допускаются к Причастию. Каждый перед судом своей совести знает, что у него есть скрытого, что должно быть обязательно раскрыто на Исповеди персонально.

Вы сказали такую фразу: приход как одна семья. Но даже в семье бывает сложно жить, особенно если есть братья, сестры. Бывают конфликты и с родителями, и с дедушками, бабушками, и с детьми, и с братьями и сестрами, а приход – вообще чужие люди. Фраза правильная, но как сделать так, чтобы приход стал для тебя семьей? Если ты с родственниками порой ругаешься, а тут чужие люди со своими абсолютно заморочками, со своим воспитанием и проблемами...

– Вот Господь нам и дает такие примеры, такие образы в помощь в нашей жизни, чтобы мы смогли исполнить заповедь вообще о любви: о любви к людям и даже к врагам. Господь призывает и врагов любить. У нас есть совсем близкий круг наших родственников: семья, родители и дети. Но если ты любишь своих детей и любишь своих родителей, разве это означает, что ты должен соседских стариков или бабушку в автобусе презирать? И на детей, которые бегают по улице или в чем-то нуждаются, не обращать внимания, совершенно равнодушно к ним относиться? Разве так Господь замыслил наш мир, тем более то, как должны вести себя христиане?

Нет. Мы должны любить и эту старушку не меньше, чем свою мать, и этих детей не меньше, чем своих. И чтобы научиться этому, нам дана наша малая семья, которую уж мы обязаны любить 100% и делать для нее все, потому что иначе мы просто не двинемся дальше. То же самое приход. Это наша семья во Христе, наша духовная семья, и нельзя считать, что в приходе для нас чужие люди. Значит, мы еще не доросли до того, чтобы чувствовать себя полноценной частью этого прихода и вести вот такую жизнь во Христе. Конечно, все в приходе должны быть именно как братья и сестры. А проблемы, конечно, существуют между братьями и сестрами. Они есть и в приходской жизни, но, может быть, в приходе даже и легче. Потому что там есть Отец над всеми, Сам Всемогущий Господь. И приход как раз то место, где двое или трое собраны во имя Его. Плюс еще Господь видимого помощника на каждый приход поставил – священник такую миссию осуществляет, помогая Богу и помогая людям выстраивать отношения друг с другом.

Если приходская жизнь правильно устроена, то там даже легче выстроить братские или сестринские отношения, чем в семье. В одной семье, где есть физическое родство, могут быть и верующие, и неверующие. У одного – одни интересы, у другого – другие. А в приходе мы все веруем во Христа. У нас у всех один главный безусловный интерес. И одна цель. Я думаю, что шансов выстроить такую семью, христианскую, большую, в приходе больше. Хотя и семья наша, физическая, должна строиться по такому принципу. Все должны быть объединены верой, одной целью. И все стремиться ко Христу.

А вот эти две линии давайте разграничим. На приходе есть священники, обычно не один. Мы сейчас находимся в Москве, в московской студии. В Москве на каждом приходе обычно по два-три и больше священников. Наверное, где-то в деревнях бывают ситуации, когда один священник окормляет несколько приходов. Священник, в принципе, – организатор приходской жизни. Как Вы и сказали, его Бог наделил такими способностями и возможностями для того, чтобы из разных людей, приходящих в храм, создать приход как единую семью.

С другой стороны, мы знаем, что священники также духовники. Священников на приходе несколько, духовник у каждого человека вроде бы один. И вот эти две линии как пересекаются между собой? Твое присутствие на приходе в общине и общение со священником и твоя духовная жизнь и общение с духовником.

– Нормальная ситуация, когда батюшка служит на приходе много лет. Его рукоположили, назначили на приход, и он служит на нем всю жизнь. Знает всех прихожан от рождения и их детей, внуков. Еще до рождения молится о том, чтобы они родились, как это часто бывает. Тогда это действительно одна семья. Он духовник и настоятель. А если у него есть священники более молодые, которые ему помогают, со временем они тоже становятся такими же духовниками для всех и являются отцами. То есть на этом приходе сразу несколько отцов, они друг другу помогают. Это прекрасно. На маленьких приходах в деревнях действительно бывает такое, что несколько общин церковных, храмов окормляет один священник. Но опять же, я думаю, если это не совсем далеко разбросанные храмы, все равно прихожане друг друга знают. Даже, бывает, за священником ездят в один храм, в другой – послужить. И это нормальная ситуация, потому что это может быть связано с тем, что священник восстанавливает несколько разрушенных храмов.

До сих пор у нас такие есть. Он постоянно служит где-то в одном месте, но ему еще благословил архиерей и в другом, и в третьем храмы восстанавливать. И прихожане из его деревни, села ездят и помогают ему в тех местах тоже. Это все равно одна большая христианская семья.

Мы сегодня говорили о смоковнице и поняли, что Христос ждет от нас плодов. Является ли покаяние таким плодом? И какие еще дела могут быть такими плодами? Ведь нам важно понимать, что нам этих плодов всегда не хватает. Мы всегда должны расти, всегда стараться плодоносить больше. И вот надо наметить, в каких направлениях нам нужно задуматься о плодах.

– Хорошая методика. Действительно, когда есть хороший план, можно надеяться, что чего-то достигнешь. Этот план известен, он описан в Евангелии. Надо в первую очередь помнить, что Тот, Кто ждет от нас плода, Тот, Кто собирает эти плоды, – Сам Господь. Соответственно, можно легко понять, чего Господь от нас ждет. Мы читаем Евангелие и на каждой странице видим, чего Он от нас ждет. И нужно пытаться этому соответствовать через осознание, что мы ничему не можем соответствовать, что мы очень слабые, что есть Господь, Который может нам что-то дать и что-то сделать. Но в то же время это понимание, что если мы с Ним, то Он через нас может в этом мире действовать.

Например, мы живем в какое время? Есть проблемы, есть нуждающиеся люди, есть какие-то катаклизмы. И всегда есть вопрос оказания помощи людям. Мы знаем, сегодня нуждающиеся – наши братья и сестры в разных частях мира, есть они и на нашей земле, и мы пытаемся оказать помощь. Захотели мы помочь, но что можем сделать? Начинаем призывать всех: братья, давайте поможем. Но как мы поможем? Если Господь Сам нас не возглавит в этом деле, если Он не просветит нас, как помощь организовать, то ничего мы не сможем. А те, кто занимается практической работой, прекрасно знают, где что взять. С неожиданной стороны что-то приходит. С другой стороны, с третьей. И помощь собирается. Потому что это было благое дело, которого Господь ждал. Это реальный плод добрых дел, милосердия, что Он от нас ждет, и Он Сам же и помогает нам его сформировать и вырастить.

Это касается всего. Покаяние – основное, с чего мы начали. Устроение сердца человеческого. Становимся мы на молитву, но молиться не можем, тем более каяться. Все раздражает, нас все искушает, даже в словах молитвы, когда грехи перечисляем. Ну и что? Что мы будем делать? И вдруг наступает момент (если мы упорно, раз за разом молимся, хотя через силу, раздражаясь), когда начинаем молиться хорошо. Внезапно поняли, что читали эти грехи, которые перечисляются в исповедании ежедневном, ничего не понимали, ничего не чувствовали. И тут вдруг – раз, какое-то слово проскочило, и мы поняли, что действительно в этом грешны. И нам настолько захотелось от этого избавиться... Что это такое? Благодать Божия. Это Господь за нас сделал, нам дал это все. Но это некий плод в нашей душе. И вот так во всем.

Нужно читать Евангелие с открытым сердцем. И буквально вожделеть, чтобы Господь открыл, что мы можем Ему принести в нашей жизни, чтобы Он напитался нашими плодами, которые, по сути, Его. Ведь смоковница откуда берет плоды? Она черпает питание из земли. Она устроена так, что взращивает плоды. Но она не сама себя придумала. Не сама мастерит нечто. Господь дает ей эти плоды. И если она засохла, значит, корень у нее иссох. Значит – душа иссохла, она оказалась неспособной воспринимать питательные соки, которые Господь ей дает. Вот о чем речь.

Отец Стефан, благодарю Вас за беседу. В заключение прошу у Вас совсем краткого напутствия для наших телезрителей.

– Прежде всего хочу поздравить всех с продолжающимся праздником Рождества Христова! Очень радостно всегда в святые дни встречаться, друг с другом общаться и стараться принести плод в эти дни. Каким он может быть? Хотя бы постараться, чтобы эти святые дни чем-то отличались от прочих дней нашего года. Чуть больше внимания уделять собственной душе, духовной жизни и Господу. Чуть меньше праздных разговоров, чуть больше – душеполезных.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс