Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда мы говорим о благодарении, сразу вспоминаются слова апостола: всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите. Наверное, благодарение – одна из редчайших человеческих добродетелей. Мы мало благодарим. Мы редко говорим спасибо именно в плане «спаси Бог!», редко благодарим именно за благодеяния, за хороший день, за все. Недавно Владыка Варсонофий говорил о том, что мы вообще не благодарим. Например, мы были в больнице, выписались и воспринимаем это как само собой разумеющееся, а в церковь не идем и Бога не благодарим. Редкие люди это делают. На Ваш взгляд, насколько нам необходимо все время абсолютно за все благодарить Господа? Возможно ли этому научиться?
– Я хотел бы поблагодарить всех телезрителей, всех неравнодушных православных христиан за ту помощь, которую вы оказывали и оказываете телеканалу «Союз». Мы благодарим Господа и благодарны каждому из вас за помощь. Очень важный итог этого года – то, что телеканал существует и по сей день, и у каждого человека есть возможность принять непосредственное участие в жизни телеканала. Если вам есть чем поделиться с большой аудиторией, звоните в эфир и сообщайте о том, что вы считаете важным для вашей семьи, может, для вашей общины, для вашего монастыря. Я думаю, это все очень важно и нужно. Потому что мы должны иметь представление о том, чем вы живете, о том, какая у вас система ценностей.
Как научиться молиться? Очень важно почувствовать дыхание Божие и каждый миг своей жизни чувствовать его. Когда я читаю утренние молитвы, после них из благодарственного молебна обязательно читаю тропарь, кондак, благодаря Бога за Его благодеяния. Потом я обязательно молюсь об умножении любви. Я считаю, что это тоже очень важно. Молюсь о ненавидящих и обижающих. Каждый из нас, общаясь с большим кругом людей, знает, что есть люди, которые откровенно нас недолюбливают, кто-то пытается и обидеть, а кто-то даже откровенно ненавидит. Мне кажется, помолиться об этих людях тоже очень важно.
У нас есть возможность помолиться. Поэтому, если у нас есть соответствующий настрой, то мы вполне можем реализовать свое намерение, свое желание. Более того, мы можем прийти в храм и в храме попросить священнослужителя отслужить благодарственный молебен, чтобы поблагодарить Бога за то или иное благодеяние, за ту или иную радость, которая произошла с нами, в нашей семье. Например, прийти и возблагодарить Господа в день рождения нового члена нашей семьи. Это по силам каждому! Не только поставить свечу и сказать: «Господи, благодарю Тебя!», но еще и отслужить молебен.
Здесь главное заключается в том, чтобы человек чувствовал, что у него есть такая потребность, есть такой внутренний настрой и желание именно поблагодарить Бога. А благодарить надо обязательно. Потому что, сколько бы мы ни прожили на земле, мы должны быть всегда благодарны Богу за то, что Господь нам дает возможность жить. Это неизреченный дар Божий, редчайшая милость Божия! Я думаю, поблагодарить Бога всегда хорошо, важно и нужно.
Мы должны с этим жить. Кто-то этого не замечает, кто-то считает, что все происходит само собой. Таким людям Господь старается показать, что Он – Творец и Создатель. Те, кто сталкивается с проблемами, имеют возможность потом прийти и попросить Бога для начала о разрешении той или иной своей проблемы, а когда уже проблемы решаются, то уже и поблагодарить Господа.
Вопрос телезрителя из Гатчины: «Святые говорили, что нужно благодарить Господа в скорбях и скорби уйдут. Я пробовал благодарить в тяжких скорбных обстоятельствах, и действительно (может, не сразу, но со временем) понимаешь, какая это польза для души. Хотел задать следующий вопрос. Мне очень нравятся слова акафиста «Слава Богу за все!» как благодарение Господу. Что Вы скажете о нем?»
– Я очень люблю этот акафист. У нас на приходе многие читают его. Мы действительно должны благодарить Бога за то, что Он нам ниспосылает. Каждый раз, когда у нас есть те или иные проблемы, какие-то скорби, Господь нас не оставляет. Он с нами, и Он нам помогает, если мы Ему доверяемся разрешить ситуацию так, как это будет во славу Его. Здесь очень важно не то, насколько мы верим в Бога, потому что в Бога верят и бесы, а каждый должен для себя постоянно отвечать на вопрос: «А доверяю ли я Богу?» Это очень важно! Если мы доверяем Богу, то Господь обязательно управит так, как Он считает нужным. Не так, как мы хотим, а именно так, как Он считает нужным.
И когда мы Бога благодарим за все, то понимаем, что Господь не оставляет нас, что Он с нами, что те события, какие-то обстоятельства нашей жизни, которые нам, может, иногда даже и непонятны, понятны Богу. Он – наш Чадолюбивый Отец. Если мы дети Божии, мы, как дети, должны довериться Богу, тогда Господь будет поступать так, как Он считает нужным. Но если мы пытаемся себе вредить, поступать как неразумные дети, то Господь будет делать все для того, чтобы помочь нам сохранить жизнь. Потому что каждый раз все сопряжено с тем, что могут произойти такие события, при которых жизнь наша может прекратиться.
В Книге Числа сказано: потому, что ропщете, и посылается вам зло. То есть еще в ветхозаветные времена Господь говорил о том, что роптать – это допускать зло в свою жизнь. Мы сейчас воспринимаем ропот как что-то обычное: ну, ропщем немножко. А ведь на самом деле это несогласие. Что такое ропот в настоящем смысле? И возможно ли соединить в нашей жизни богоискательство и ропот? Мы же люди трезвые, не все нам кажется гладким и хорошим, мы видим зло, начинаем осуждать...
– Это разговор об отсутствии доверия Богу. Если мы Богу доверяем, то даже если нам что-то непонятно, мы знаем, что Господь все управит. А когда человек начинает роптать, он не доверяет Богу, он хочет надеяться на свои силы, хочет, чтобы ему было все совершенно понятно. Но это объективно невозможно, в мире много того, что мы не сможем за свою жизнь узнать, в чем не сможем разобраться. Тем не менее враг рода человеческого стремится посеять то или иное сомнение. Когда появляется сомнение, человек начинает роптать. Например, приходит та или иная мысль, он эту мысль начинает обрабатывать и дальше выдает ропот. Мы наблюдаем, как и молодые люди, и люди среднего возраста могут роптать, причем некоторые ропщут постоянно, это уже такая жизненная позиция, определенная привычка.
Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Хочу поздравить всех с наступающим Новым годом, с новолетием и пожелать всего доброго. Хочу поблагодарить Вас, Глеб Борисович, за то, как Вы ведете передачи, всегда приятно слышать, как отец Вадим отвечает на вопросы. Еще я хочу поблагодарить добрых людей за те добрые дела, которые они делают. Мой родной храм – Спас на Каменке, и я хочу поблагодарить всех священников, мне нравятся там все батюшки, все очень эрудированные, хорошо ведут службы. В частности, хочу поблагодарить молодого батюшку Серафима Дейнеса, он окормляет паломнические поездки. В августе я ездила на Коневец, благодарна Господу Богу, что моя мечта сбылась, что я туда съездила. И благодарю за то, что меня выслушали».
– Храни Вас Господь! Дай Бог, чтобы и дальше ваша жизнь в Церкви была такой радостной и светлой и чтобы те мечты, которые у вас есть, связанные с посещением святых мест, сбылись.
Я сейчас тоже вспомнил поездку: мы ездили на Коневец в сентябре. Помню, был сильный дождь, практически шторм на Ладоге, мы думали, что не сумеем добраться. Корабль шел так, что мы боялись, что придется хвататься за спасательные круги. Но когда мы приехали туда, там ни дождя, ни ветерка. Вокруг острова – солнце, тепло. Это было просто чудо! И, конечно, все мы благодарили Господа.
Мы говорим: «Слава Богу за все!» Именно эти слова написаны на могиле Иоанна Златоуста. Но когда случаются тяжелые испытания, отношение к этому всегда разное. Есть люди, которые впадают в тоску, у них упадок духа. Некоторые к чужому горю относятся абсолютно равнодушно. Все это есть в человеческой жизни. Как научиться правильно относиться к испытаниям, бедам, болезням? Не только к своим, но и к чужим.
– Прежде чем ответить на вопрос, я хотел бы продолжить разговор о Коневце. В этом году мы с нашим приходом и с членами Дома ветеранов войны, который мы окормляем, тоже посетили Коневец. Было очень радостно, что эту поездку удалось осуществить благотворительно. Для тех, кто ни разу не был на Коневце, в частности, для представителей Дома ветеранов, это стало огромной радостью. Мы там помолились, узнали об истории острова. Тоже были интересные погодные условия. Не буду вдаваться в подробности, но тоже все заметили, что была особая милость Божия, и тоже возблагодарили Бога. Я благодарен Господу, что Он помог организовать такую благотворительную поездку. Дай Бог, чтобы в следующем году таких событий было не меньше.
Когда мы говорим о том, что Господь с нами, мы ведь верим в это. Наша вера базируется на знании, мы ощущаем, что Господь нас любит. Это внутреннее ощущение базируется прежде всего на том, что каждый из нас чувствует дыхание Божие. Для этого человек должен внимательно, чутко относиться к себе, к собственной жизни. Как святые апостолы: пошли в одном направлении – и почувствовали, что нет с ними Господа, нет дыхания Божия; пошли в другую сторону – и почувствовали, что Господь с ними. Каждый раз мы должны чувствовать и осознавать: Бог с нами или нет? Мы Богу доверяем, но при всем доверии мы не должны быть слепыми, мы должны быть зрячими людьми, не попадать на то или иное минное поле, а суметь пройти так, чтобы ощущать, что Господь с нами.
Совсем недавно видел видео с депутатом Государственной Думы Милоновым, и он рассказывал, как одна девушка ездила на службу на велосипеде по минному полю. Настолько человек чувствовал присутствие Божие! Она настолько чувствовала, что нужно обязательно посетить службу, что не было никакой боязни. Точнее, боязнь была, но она знала, что сможет с Божией помощью проехать по минному полю, доехать до храма и потом вернуться обратно. Это очень важно, когда человек идет по жизни и понимает, что с ним Господь.
Вопрос телезрителя из Воронежской области: «Вы говорили по поводу ропота. Ропот может быть по любому вопросу. Допустим, мать не может вымолить сына-алкоголика десятилетиями. Понятно, что у нее ропот, хотя она ходит в храм, причащается. Другой человек не может избавиться от какой-то страсти и тоже ропщет. Что может этому ропоту противостоять? Если не ошибаюсь, Оптинские старцы советовали в таких случаях читать Иисусову молитву. Но дело в том, что может получиться такое состояние, когда человек читает Иисусову молитву, а внутренние нападки такие, что ни страстей, ни ропота, но человеку кажется, что от этого еще хуже. Как в этом случае быть? Я думаю, что бы ни происходило, нужно продолжать настойчиво твердить: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешногоˮ. То есть не останавливаться. Если остановиться, получается победа врага. Мы же не знаем, как говорит архимандрит Мелхиседек (Артюхин), с какой глубины просим помощи в том или ином случае».
– Конечно, очень важно продолжать молиться. Оставлять молитву ни в коем случае нельзя, потому что это наше общение с Богом. Но очень важно не забывать о необходимости посещать храм, об Исповеди и Причащении. Вполне возможно, что человек пребывает в состоянии уныния, печали, может быть, даже и отчаяния, ведь ропот может привести к отчаянию. И очень важно, чтобы было раскаяние, чтобы он понимал, что это плохо, что в этом нужно раскаяться, несмотря на то, что такая сложная жизненная ситуация. Даже в сложной ситуации нужно дыхание Божие внутри чувствовать. Причащаясь Святых Христовых Таин, человек будет получать от Господа то, что ему необходимо. Когда мы причащаемся – это величайшая милость Божия, потому что мы принимаем Бога в себя.
Вспоминаю один интересный для меня случай. Я познакомился с семьей, они из Казахстана переехали в Германию. В Казахстане муж постоянно пил, выносил из дома все, что только мог вынести. Благочестивая жена не роптала, но постоянно молилась Богу. После смены обстановки, когда они были уже в преклонных годах, пенсионерами, они ощутили радость совместной жизни с Богом. Муж перестал пить, стал посещать храм вместе с супругой, они вместе исповедовались, вместе причащались, вместе паломничали по святым местам. То есть остаток своей жизни они провели именно с Богом.
Как важно, чтобы тот, кто находится рядом, чувствовал, что Господь рядом и обязательно поможет. Какое долготерпение было у этой женщины! Из десятилетия в десятилетие она жила в очень тяжелой ситуации, и, наверное, ее могли посещать какие-то неприятные помыслы, но, очевидно, все эти помыслы она от себя отгоняла. Не помню такого, чтобы она находилась в подавленном состоянии, в состоянии печали, отчаяния. Да, скорбела обо всем этом, но верила, что Господь не оставит, поможет. И она дождалась помощи Божией. Сейчас, я думаю, они с Богом пребывают в Царствии Небесном. Мзда этой женщины многа на Небесах, потому что она прожила достойную жизнь и своей жизнью способствовала тому, чтобы человек, который находился рядом с ней, и окружающие люди смогли стать наследниками Царствия Небесного.
От каждого из нас очень многое зависит. Но это возможно именно тогда, когда мы чувствуем, что с нами Бог. Поэтому молитвы прекращать ни в коем случае нельзя, обязательно нужно приходить в храм, если есть грех – каяться и обязательно причащаться Святых Христовых Таин.
Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Я хочу немножко сказать о себе. Я постоянно благодарю нашего Спасителя. Куда бы ни поехала, что бы ни делала, постоянно благодарю Бога за все. Если я что-то прошу и не получаю, не исполняется, я всегда говорю: „Тебе, Боже, виднее, как лучше для насˮ. Надо обязательно всегда нашего Спасителя благодарить».
– Спаси Господи! Храни вас Господь!
Вспоминается молитва из утреннего правила: «Благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати и славословити державу Твою. И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя…».
Мы просим, чтобы Господь вселился в нас. Мы просим, чтобы Господь посетил нас любовью и благодатью. Мы просим, просим, просим... Может ли прошение быть одновременно и благодарностью?
– Мы – живые люди, и постоянно испытываем палитру разных чувств, эмоций. И когда нас переполняет радость, мы можем просить Бога, чтобы Господь нас этой радости не лишил. В то же время благодарить Его за то, что радость в нас пребывает, потому что это благой Божий дар, и лишиться этого дара человек, конечно, не хочет. Поэтому мы молимся и прославляем святых угодников Божиих, которые готовы были пойти на страдания, мучения, потому что чувствовали, что с ними Господь, и они хотят пребывать с Богом вечно, благодарны Богу за то, что познали Его, и не хотят потерять общение с Ним, Творцом и Создателем.
Если у вас внутренне это состояние, это, конечно, величайшая милость Божия. Но до этого человек должен дойти, он должен прочувствовать, что с ним Господь. И он должен ценить это, у него должна быть такая система ценностей, что позволит сохранить радость о Господе, которая в нем пребывает. Потому что это такая ценность, которую доверяющий Богу, чувствующий присутствие Божие лишиться и потерять не хочет.
Паисий Святогорец говорил, что даже болезнь – это чрезвычайная милость Божия. Мы не чувствуем Промысла Божия, не можем Его понять, но если мы знаем, что во всем Промысл Божий, то даже болезнь, по словам преподобного Паисия Святогорца, – большой дар. Конечно, нам дойти до такого понимания очень сложно. Как принять Промысл Божий безусловно, без всяческого помысла гордыни или, наоборот, самоуничижения?
– Простая ситуация: вокруг все болеют гриппом. У кого-то хороший, сильный иммунитет, он долго держится, но потом наступает момент – и человек тоже заболевает. И он ощущает, что вместе со всеми переживает это состояние. Он понимает, что кто-то уже переболел, кто-то еще болеет, кто-то еще будет болеть. Человек ощущает, что он – член общины или коллектива. То есть он не находится в стороне, он здесь и сейчас вместе со всеми проходит те же испытания.
Скажем, солдаты попали под дождь, сидят в окопах, и все они могут заболеть. Но при этом они не должны роптать, что такая ситуация сложилась, они должны быть благодарны Богу, что Господь здесь, на земле, дает возможность прожить вместе со всеми содержательную и полноценную жизнь. Потому что каждый раз, когда мы преодолеваем те или иные испытания, мы закаляемся духовно, а наш физический иммунитет от этого только улучшается. Понимать это очень важно.
Литургия: общее дело, общее благодарение. Можем ли мы быть благодарными Богу без Литургии?
– Мы знаем такие случаи. Например, преподобная Мария Египетская была в пустыне. Но это случаи совершенно уникальные, единичные. А мы, проживая в современных условиях, должны обязательно посещать церковь, обязательно присутствовать на Литургии.
Очень хочу, чтобы Вы обратились к нашим телезрителям с поздравлением и словом наставления.
– Возлюбленные братья и сестры! Дай Бог, чтобы в следующем году мы продолжили жить во славу Божию. Чтобы мы приложили все усилия, которые только можем, для того, чтобы наша жизнь была жизнью с Богом. Это важно и для каждого из нас, и для всех. Как православные христиане мы должны жить во славу Божию и в это непростое, сложное время помнить о том, что, молясь Господу, прося Его о помощи, каждый на своем месте живя достойно, во славу Божию, мы тем самым будем способствовать тому, чтобы жизнь на нашей родной земле продолжалась и до скончания века звучали слова молитвы, совершалась Божественная литургия.
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.