Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
28 ноября – день памяти выдающегося святого, имя которого, к сожалению, не слишком хорошо известно в Русской Православной Церкви. Этот святой подвижник широко почитается в Румынии и Молдавии. Однако чрезвычайно велики его заслуги именно перед российским монашеством. Это преподобный Паисий Величковский.
Святые мощи Паисия ныне находятся в северной части Румынии, в 80 километрах от границы с Украиной, в знаменитой Вознесенской Нямецкой лавре, которая находится в живописных предгорьях Восточных Карпат. В этой обители святой Паисий подвизался последние 15 лет своей жизни и там окончил свои земные дни в ноябре 1794 года.
Если в XIV столетии история монашеского движения в нашей Церкви восходит к личности преподобного Сергия Радонежского, то монашество XIX века восходит к личности Паисия Величковского. Паисий воспитал множество учеников. Они вывели на высочайший уровень духовную жизнь во многих монастырях Русской Православной Церкви. Знаменитые старцы Оптиной пустыни, к которым более столетий ездила вся христианская Россия, святые Валаамского монастыря, Глинской пустыни – все они ученики и наследники преподобного Паисия.
Но прежде чем стать общепризнанным духовным руководителем, святой Паисий сам прошел трудный жизненный путь. Он родился в 1722 году в Полтаве, в семье священника. Примечательно, что его мать происходила из семьи евреев, принявших православное христианство. Духовные дарования Паисия проявились достаточно рано. Это выразилось в том, что мальчик был молчалив и очень любил церковное богослужение. Сегодня часто можно наблюдать, как ревностные мамы, бабушки стоят над душой несчастных малолетних детишек, заставляя их простаивать долгие храмовые службы. Конечно, так делать ни в коем случае нельзя, мы получим обратный эффект, пробудим в ребенке раздражение, аллергию на все церковное. Ребенок устроен так, что ему свойственно беспрерывно играть, двигаться. Вот привели ребенка на Исповедь, обласкал его добрый батюшка, причастили ребенка, и пускай себе бегает по церковному двору. Невозможно всех наших детей сделать похожими на Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
Но бывают и удивительные исключения, когда дите с ранних лет начинает ощущать в душе некое особое действие Божественной благодати, и тогда ребенок сам стремится в храм, сам ищет возможности уединенно помолиться. Вот таким с детства был Паисий Величковский.
В 13 лет он поступил в Киевскую духовную академию. Но схоластическое школьное преподавание на латинском языке не вызвало у него интереса, он ощущал иное призвание и через три года бросил обучение. Подросток был весь погружен в свой внутренний мир, в нем открылась некая внутренняя жизнь, скрытая от окружающих. Нам трудно представить и понять, что в нем происходило. Он начал путешествовать из монастыря в монастырь, искал себе духовных наставников, таких монахов, старцев, которые бы помогли ему раскрыть его духовные дарования. Паисий периодически ощущает совершенно особое внутреннее состояние и стремится к тому, чтобы оно никогда его не оставляло, чтобы с ним всегда была Божественная благодать.
В Православии такое состояние души называют исихия, в переводе с греческого – «покой». Это особый внутренний мир, успокоение, радость, блаженная тишина помыслов. Монахи говорят, что объяснить это словами невозможно, такое состояние можно только внутренне прочувствовать, причем им можно заразиться. Святой старец, стяжавший такое мирное устроение духа, способен его передать своему ученику, послушнику. И вот Паисий ищет монастыри, где бы он смог обрести исихию.
Жизнь его полна скорбей и приключений. Мы видим его на Украине, в Молдавии, Румынии, он знакомится со многими учителями, но никак не может найти ни настоящих духовных учителей, ни удобного места для жизни и своего подвига. Наконец, ему на помощь приходят книги, творения древних отцов-аскетов. Он прибывает на Святую Гору Афон. Его выдающаяся заслуга – переводы с греческого на славянский язык важнейших книг о духовной жизни, они потом войдут в многочисленные сборники, которые и сегодня читают во всех монастырях нашей Церкви.
Время идет. Паисий духовно возрастает. Внутреннее расположение, аскетические труды, пост, непрестанная молитва приносят свои плоды. Ему нет еще сорока, а он уже имеет своих учеников, своих последователей. В 1757 году на Афоне Паисий основывает скит в честь Святого Пророка Божия Илии. Скит со временем станет одним из самых больших и красивых на Святой Горе. Искушенные, опытные, видавшие виды греческие монахи с великим удивлением наблюдали, как вокруг никому не известного молодого инока, нигде ни у кого толком не учившегося, не прошедшего долголетней школы афонского искуса, появившегося неизвестно откуда, из неведомой Малороссии, начинают во множестве собираться последователи. И вот уже Паисия почитают наравне с седыми афонскими старцами. Паисию ровно 40 лет, он возглавляет общину пришедших к нему учеников, которых уже более шестидесяти человек разных национальностей.
В 1763 году с ними он переселяется в Драгомирну, это Румыния. А еще через 15 лет переходит в Нямц. Вместе с ним в Нямц приезжают уже 400 человек. Пример преподобного Паисия показывает, какое удивительное влияние на окружающих может оказать один человек, если в нем действительно пребывает благодать Святого Духа.
Через 30 лет после преподобного Паисия Величковского другой великий подвижник, преподобный Серафим Саровский, очень точно скажет, обращаясь к тем, кто хочет поступить в монастырь: стяжи дух мирный – и тысячи спасутся вокруг тебя. Что привлекало такое множество учеников к святому Паисию? Лучше всего это объяснить, вспомнив Евангельское повествование о Преображении нашего Господа на горе Фавор. Помните, что сказали в тот миг апостолы? Хорошо нам здесь быть! Есть свидетельства, что вокруг святого Паисия всегда распространялась совершенно особая, благодатная радость, покой, тишина, и все окружающие сами стремились напитаться этой благодатью. Поэтому к нему и стремились. Несколько сотен учеников Паисия Величковского разъехались по монастырям, лесам, селам, островам практически всего православного мира. Для историков Церкви представляет интерес выяснить, через кого преемственно духовный опыт Паисия Величковского передавался тому или иному святому старцу, прославленному в нашей Церкви.
Обратимся, скажем, к личности самого почитаемого преподобного подвижника в Казахстане послевоенного периода, практически нашего современника, преподобного Севастиана (Фомина), создавшего целое духовное движение в Караганде. Он, как известно, получил воспитание в монастыре Оптина пустынь у преподобного Иосифа (Литовкина). Иосиф был келейником и учеником святого Амвросия. Тот – Льва (Наголкина). А сам старец Лев возрастал в монашестве под руководством схимонаха Феодора (Пользикова) и иеросхимонаха Клеопы (Антонова). Двух монахов, которые долгое время жили в Нямецкой лавре и были непосредственными учениками самого святого Паисия. Таким образом, наш Севастиан Карагандинский, ученик Паисия, духовный сын Паисия в пятом поколении, его прапраправнук. Будем помнить имя святого Паисия Величковского, этого выдающегося духовного учителя, наставника, и обращаться к нему за молитвенной помощью.
Записала:
Полина Митрофанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.