Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1184) → Епископ Ейский и Тимашевский Павел: Надо вести душу ко Христу

Епископ Ейский и Тимашевский Павел: Надо вести душу ко Христу

№47 (1184) / 12 декабря ‘22

Архипастырь

Владыка, благословите.

– Бог да благословит всех нас.

Мы продолжаем отвечать на вопросы телезрителей. Один из них такой: «Кого можно считать воцерковленным человеком? Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью, и что можно считать своего рода невоцерковленностью и личным недохристианством?»

– Человек воцерковленный – это тот, кто находится в Церкви во всех отношениях: он и духовно с церковью, и физически приходит в церковь каждый воскресный день, включая вечер субботы, а также великие праздники и канун этих праздников. Тот, кто строит свою жизнь по церковному календарю, ориентируется прежде всего на времена постов и на время праздников, соблюдает праздники, молится в храме, подготавливается к встрече праздника, даже дом свой украшает для встречи с этим праздником. А также соблюдает посты, даже домашнюю обстановку выстраивает так, что видно, что идет пост. И внешне, и внутренне этот человек в церкви.

Если почитать любые произведения наших классиков XIX века, то зачастую простой народ не говорил «после 20 декабря я приду», а говорил: «после Николы», или «на Георгия приедем», или «после Юрьева дня», то есть ориентировался не на даты календарные, а на праздники. То есть в приоритете был церковный календарь. Так и сегодня. Когда современный воцерковленный человек едет в командировку, у него всегда мысль, что там надо какой-то храм найти, он заранее просматривает, куда пойти в храм и совершить попутно с командировкой паломничество. В советское время, например, ехали в Саров, в закрытый город, старались храмы саровские посетить и, к примеру, заехать в Дивеево. Или сейчас, например, кто-то в командировку в Москву летит, думает: надо к Матроне зайти, к преподобному Сергию попасть.

Если, например, врачи говорят: «В связи с ухудшением здоровья вашего ребенка, вам нужно в теплые края переехать», опять же, церковный человек смотрит наиболее благополучное место в религиозном отношении. Хороший климат, но надо, чтобы там были рядом храмы, быть может, монастыри. То есть на первом месте все церковное. Тот, кто ходит в храм, все дела приходские старается устроить по правилам церковным. На приходе бывают и недостатки. Нехорошо, когда верующий пытается исправить их комсомольскими методами или супердемократическими и начинает всех возмущать, писать. А по-церковному как написано? Господь сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви» (Мф. 18, 15–17). Может быть, он заблуждался или увидел ошибку. Другого возьми, пообщайся с ним. Если уж не получилось, тогда расскажи церкви (настоятелю, благочинному, архиерею). Я сам встречаюсь с такой недовоцерковленностью, когда люди говорят «я уже 25 лет хожу в храм, поэтому вижу все недостатки», и нет, чтобы мне поведать, он сразу в интернет пишет. Это значит, что он, хотя и ходит в храм, еще внутренне невоцерковлен.

Я думаю, что воцерковленным можно назвать того, кто умеет читать по-церковнославянски и понимает богослужебные тексты, того, кто любит само богослужение, догматику. Странно, когда кто-то ходит 25 лет в храм, и его никак не интересует Сам Бог, учение о Святой Троице, Боговоплощение, учение о пресвятой Богородице. Такой человек просто ходит молиться о земном благополучии, и это тоже недовоцерковленность. То есть он не полностью соответствует тому, чему учат в храме. Я думаю, у настоящего христианина стержень его духовной жизни – покаяние. Потому что мы отходим от Бога грехами, страстями, а возвращаемся к Богу покаянием. Воцерковленный – тот, кто любит молиться: совершает утреннее и вечернее правила у себя дома, перед едой молится и после еды благодарит Бога, знает, в том числе, и этикет церковный, ведь странно было бы от людей, ходящиз в храм, слышать совершенно неправильное обращение, неправильные понятия. Человек, который старается быть похожим на Христа, на святых, который почитает иконы, разделяет всю догматику, почитает церковноначалие, – воцерковленный.

Будем надеяться, что таких будет становиться больше.

– Над этим надо работать.

Сегодняшний человек, как правило, весьма горд собой, и почти каждый считает, что он сам формирует свое мировоззрение, не любит проповеди, наставления, думает, что сколько голов, столько и мнений, что он самый-самый и его точка зрения самая правильная. Как проповедовать Христа в современном обществе, когда достаточно часто встречаются люди с таким мнением?

– Кто-то из современных богословов сказал: «Человек – это звучит гордо», но дьявол звучит еще более гордо. Дьявол переводится как «клеветник», а сатана переводится как «противник Богу», поэтому тот, кто гордится, подражает дьяволу, действует против Бога, против самого себя, против ближних. Гордость – это фундамент всех остальных страстей, печалей, горестей. Зачастую гордые и осознают, что они мучаются от гордости, но по гордыне не хотят отказаться от этого своего нрава, хотя надо бы смириться. Смирение – противоположность гордости. Но гордость живет в каждом из нас, и мы должны признать это и понимать, что она отдаляет нас от Бога, и должны искать пути к смирению.

Преподобный Силуан Афонский говорит, что вся наша жизнь – борьба за смирение. Надо понимать, хотя бы умом осознавать, что гордый будет с гордым диаволом в вечности, а смиренный человек – со смиренным Богом. Хотя бы из этого надо начинать свое исправление, хотя бы, как святые говорят, из страха вечного мучения. Потом уже появляется надежда на Божие милосердие и сыновья любовь к Богу. Поэтому надо над собой поработать и серьезно меняться.

Я встречал людей, которые говорят: «Я Библию читал, я Коран читал – все одно и то же говорят, я сам разобрался, историю знаю». А когда с ним начинаешь беседовать, оказывается, что это верхоглядство, и он не разобрался ни в одной религии. Он не познал Православие, не познал ислам, не познал буддизм и прочие религии, о чем он так смело заявляет. Не желающий учиться даже в миру не считается хорошим и перспективным, если считает, что достиг совершенства в каком-то деле. Этот человек ущербный. Мудрые люди говорят: всегда есть чему учиться, и они учатся не только от тех, кого признают авторитетами, а, бывает, даже у людей простых. Таких историй очень много в жизнеописании великих людей, когда они, хоть и великие, не гордятся этим, а пытаются научиться, приобрести какие-то навыки, что-то познать от простых людей. Поэтому совет всем тем, кто считает, что им не нужны проповеди, все-таки не гордиться, а смириться.

Был такой случай. Пахомий Великий несколько раз в неделю произносил поучения, на которые собирал весь свой монастырь, где жили несколько тысяч человек. Потом он вместо себя посадил своего ученика, молодого 20-летнего Феодора Освященного и говорит: «Сегодня ты будешь учить, а я послушаю». Тот стал смиряться: «Я такой молодой, мне неудобно, старцы сидят… Чему я могу их научить, я сам еще новоначальный?» Но Пахомий грозно приказал ему: «Я тебя благословляю, произноси поучение». Тот по послушанию со страхом, с трепетом стал произносить поучение о молитве. Потом Пахомий заметил, что с задних рядов стали выходить старцы, старшие монахи. Он их встретил: «А вы куда уходите?» Они ему говорят: «Ты издеваешься над нами. Мы по 50 лет прожили в монастыре, а сейчас ты поставил нам в учителя этого молодого инока». Тогда Пахомий их поругал: «Хоть вы и 50 лет в монастыре, вы еще ничему не научились. Я сам, когда сидел, многому научился от него, и вам надо бы учиться». И посадил их на место: сидите и внимайте то, что он говорит.

Здесь как раз проявление гордости таких людей, которые считают, что они выше всех и им нечему научиться, а на поверку оказалось, что еще недостаточно научились. Поэтому и совет всем такой: надо всегда научаться и слушать проповеди, читать проповеди. Если не устраивают современные проповедники, можно почитать Иоанна Златоуста или послушать аудиокниги. Надо учиться.

Есть такой вопрос: «Чего не хватает современным миссионерам? Мы – последователи апостолов, но, увы, и близко не сравнимы с ними. Что же мы, современные люди церкви, зачастую делаем не так, и как надо?»

– Когда люди видели апостолов, они в них видели Христа, то есть апостолы поступали, как и Сам Господь наш Иисус Христос. У них были те же чувства, что во Христе Иисусе. Вы знаете, бриллиант сверкает, когда есть солнечный свет, луч света, и когда сам бриллиант не замутнен. Тогда все видят свет и идут к этому свету. Соответственно, миссионерам необходимо заботиться о своей чистоте, своем смирении, приближении к Богу, исполнения заповедей, прохождения пути покаяния. Апостол Павел говорит, что помимо других, я должен еще о себе заботиться, постоянно смирять себя, быть в молитве. Все наши святые делали так. Ежели современные миссионеры, научившись методам, приобретя знания, идут к людям и несут учение, рассказывая о Христе, но сами не живут жизнью, подобной Христу, то эффект будет маленький от миссии. Надо стараться подражать Христу в том числе и, наверное, самое трудное – страдать от тех, кому несешь благовестие. Во многих житиях святых об этом говорится, и когда проповедовали апостолы, их гнали, они все это терпели и молились за этих распинателей, и потом Господь им давал такую силу, которая обращала этих людей в христиан. Поэтому те, кто желает заниматься миссионерством, должны очищать свою душу и просить у Бога помощи в этом деле. Миссионеры бывают профессиональные, но и каждый христианин тоже должен быть миссионером в своей жизни и, прежде всего, жить сам по заповедям. Тогда бывает, как апостол Павел пишет про женщин-христианок: те женщины, у которых мужья неверующие и не идут к вере, должны поучаться от вида жизни своих жен-христианок. Было очень много случаев, когда жесткие мужчины, ничего не желающие слушать, наблюдая за жизнью своей жены-христианки приходили к вере во Христа.

Еще вспомнился случай, когда один язычник, богатый человек, нанимал себе работников и, нанимая одного христианина, сказал: «Чтобы только я от тебя не слышал ни одного слова о Христе». Он говорит: «Хорошо, не услышишь». И он так хорошо исполнял все возложенные обязанности и так смирялся перед другими людьми и молился за всех, что через несколько лет этот богатый человек пришел, поклонился ему в ноги и говорит: «Молю тебя, соделай меня таким, какой есть ты». Вот миссионер привел ко Христу эту душу. Так и нам надо стараться.

Наша программа подошла к завершению, большое Вам спасибо за беседу.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Ближний – тот, кто делает тебе добро по движению сердца своего»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!За сегодняшней Божественной литургией нам было предложено Евангельское чтение про милосердного самарянина (Лк. 10, 25–37). Все, наверное, хорошо знают этот Евангельский рассказ, но я кратко напомню его содержание. Некий человек, видимо, достаточно состоятельный, путешествовал, на него напали разбойники, ограбили, избили и бросили еле живым. Это было в южной части Палестины. Места, где это произошло, достаточно пустынные – горы, песок, камни, и можно себе представить, как ни в чем не повинный человек, ставший жертвой разбойничьего налета, лежал, истекая кровью. Мимо проходил священник иерусалимского храма, видел этого человека, но даже не подошел к нему и пошел дальше. Потом по той же дороге шел левит (это примерно то же, что сегодня диакон в нашей церкви, церковный служитель). Посмотрел, не мог не посмотреть, ведь любопытство – это всегда достаточно сильное чувство; но не подошел.

 
Архипастырь

Епископ Каскеленский Геннадий: Молитвенник, пастырь, наставник

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс