Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1182) → Священник Андрей Лысевич: Как сочетать духовное и интеллектуальное развитие?

Священник Андрей Лысевич: Как сочетать духовное и интеллектуальное развитие?

№45 (1182) / 1 декабря ‘22

Беседы с батюшкой

Широко известна дилемма блаженного Августина в отношении веры и разума. Что должно преобладать в жизни современного христианина, по Вашему мнению?

– Я часто сталкиваюсь с этим вопросом. Действительно, современному человеку приходится изучать, познавать совершенно различные сферы знаний. Но все же я прихожу к выводу, что вера и знания никоим образом не могут вступать в противоречие, если он не пытается насильно его культивировать в себе. Это лишь две области души, и отделить их невозможно. Признак живого – неделимость и единство. Если же что-то разделяется, то это признак умирания. Если вера отделяется от знания (и наоборот), то это признак смерти.

Интересно то, что вера всегда базировалась на знании. Сначала необходимо узнать о Боге, познать Его, чтобы уверовать в Него. Об этом говорит святитель Василий Великий. Но в наше время мы часто забываем, что и знание базируется на вере. Некоторым кажется, что знание – это какая-то область, где человек опирается исключительно на объективно понятные и проверяемые суждения. Но это не так.

Если открыть учебник геометрии за 7-й или 8-й класс, то первое, что мы увидим, будет слово «аксиома». Что это такое? Это высказывание, которое не подвергается сомнению или проверке, доказательству. Получается, что основанием геометрии, не говоря уже и о более сложных науках, является бездоказательный тезис, утверждение. И в этом нет ничего удивительного. Человек интуитивно ощущает что-то и осознает это как самоочевидное, продуктивное с точки зрения его чувственного опыта, на основании этого делает заключение, что это знание правильно, и утверждает его как аксиому. На этом основании строятся различные теоремы, которые затем складываются в более крупное здание знания человеческого и в итоге превращаются в гипотезы, парадигмы, научные отрасли и так далее. Но в глубинном основании это вера.

Насколько знание необходимо для спасения? Существует мнение, что живая вера во Христа намного важнее, чем знание богословских тонкостей. Вы считаете это утверждение верным?

– Смотря что мы подразумеваем под знанием богословских тонкостей. Надо сразу внутри понятия «знание» разграничить некоторые смыслы. Можно знать о чем-то, а можно знать что-то. Это совершенно разные состояния человека. Можно знать о том, что такое мед, прочитать о нем целые тома. Но пока сам не попробуешь вкус меда, не будешь знать его по-настоящему. То же самое с болезнями, например, или еще с какими-то явлениями в жизни. Одно дело знать об этом понаслышке, другое – испытать на себе.

В религиозном смысле знание, которое человек переживает, – это глубинный духовный опыт, о чем в Священном Писании написано очень много интересного. Самая яркая и знаковая цитата Спасителя: познаете истину, и истина сделает вас свободными. Получается, что знание истины делает человека свободным от греха, проклятий, смерти. Свободным для вечной жизни, для спасения. Оказывается, знание тоже важно.

С другой стороны, мы слышим: знание надмевает. Что это значит? Человек пролистал сотни страниц и думает, что он впитал в себя мудрость, сокрытую в людях, написавших эти страницы. Но зачастую оказывается, что он не впитал ничего, а всего лишь скомпилировал какую-то сумму знаний. Это необходимо прожить и пережить в собственной жизни.

Мы говорим о важности чтения Священного Писания и духовной литературы, но это для нас – некая теория. Я и прихожанам часто об этом говорю. Теории необходимы, невозможно спастись без знания Священного Писания, без знаний о Христе, но опасно думать, что достаточно прочитать и заучить Евангелие. Это ложная надежда. Живая жизнь человека в церковном организме, в Теле Христовом, есть практика, то есть опытное познание Того, что есть благодать, Того, Кто есть Христос. И коль мы веруем, что Он истинно жив и живет в Церкви, в этом Теле, действует в нем, то, наполняя свои души знаниями о Нем, мы приходим в Церковь для того, чтобы получить знание Его, чтобы переживать Его как событие в своей жизни, как саму жизнь.

Христос говорит: Я есмь путь и истина и жизнь. Без знания направления невозможно идти по пути, которым мы идем в Церкви. И тем не менее, если ты только знаешь направление, но не двигаешься по нему, не проходишь его своими стопами, своим личным опытом, то эту истину не превратишь в жизнь. Христос должен стать для нас жизнью, глубоким внутренним опытом.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Правильный путь к вере лежит через знания или через чувства и эмоции?»

– Бывает по-разному. Это глубокий вопрос, связанный с живой жизнью. Каждый приход к вере – уникальная индивидуальная история. Кто-то собирает знания, а кто-то без них ощущает внутреннюю инициацию, кто-то идет смежными путями. Но, как сказал митрополит Антоний Сурожский, до тех пор, пока человек не подержится за край ризы Христовой, он не сможет стать по-настоящему верующим. Я с этим полностью согласен.

Знания иногда вызывают в нас чувство веры, ощущение благодати, но самый решительный момент – это личная встреча со Христом, когда вдруг человек в своем сердце переживает встречу, чувствует взгляд Бога Отца, направленный в его сердце. Это чувство, этот взгляд, это переживание и есть начаток жизни. Переживший это понимает, насколько важно не только хранить в себе память об этом событии, но узнавать еще больше и больше о Христе, о Боге.

Филарет Дроздов говорил: если ты именуешь себя христианином, но не интересуешься тем, Кто есть Иисус Христос, чему Он учил, что делал, кто такие святые апостолы и чему они учли своих учеников, то ты не христианин; и что с тобой будет, я не знаю. Очень сильная цитата. Она показывает некое единство веры и разума. Получив в свое сердце веру, следует возгревать ее и постигать своей разумной способностью те или иные аспекты христианского учения.

Как обыкновенному христианину повысить свою богословскую грамотность? Что бы Вы посоветовали?

– Во-первых, конечно, различные курсы. Сейчас появились достаточно интересные дистанционные курсы. Для их прохождения необходимо знание компьютера. И наших телезрителей – активных юзеров лэптопов я призываю пройти такие курсы. В Московской духовной академии есть дистанционные образовательные курсы. Есть интересный блок курсов в ПСТГУ. У них в отделе дистанционного дополнительного образования есть курсы и для тех, кто уже имеет высшее образование, с выдачей специальных удостоверений об этом, и для тех, кто такого образования не имеет, но хочет изучить веру. Там очень хорошо построена система. В отношении дополнительного образования для мирян, желающих повысить свое общее знание о Церкви, я рекомендую ПСТГУ.

Московская духовная академия прежде всего направлена на подготовку священнослужителей. Она не имеет первостепенной целью создание просветительских курсов. А для ПСТГУ это очень важное направление.

Если же человек не может пользоваться какими-то телекоммуникационными устройствами, то можно рекомендовать следующую последовательность. Самое первое – чтение Евангелия. К сожалению, как ни странно, опыт показывает, что пока мы тут говорим о высоких материях, о том, как соотносятся вера и знание, огромное количество тех, кто сейчас находится по ту сторону экрана, никогда в жизни не читали Евангелие. Это колоссальная беда нашего времени. С этим я как священник борюсь. Это совершенно удивительная ситуация. Евангелие можно прочитать за один-два вечера. Эта книга стала основанием всей мировой современной культуры, является базисом русской культуры в целом! И не знать ее, просто не быть с ней знакомым, не читать ее – огромное упущение.

Дальше, если мы говорим о последовательном развитии в познании Церкви и ее учении, нужно прочитать Евангелие еще раз. Хотя бы три раза. А после этого читать его каждый день понемногу, вникая, спрашивая священников и святых отцов о том, что там непонятно. После того как человек три раза по кругу прочитал всех четырех евангелистов, разумно прочитать апостольские послания, деяния, откровения.

После троекратного полного прочтения Нового Завета я бы рекомендовал приступить к изучению Ветхого Завета. Можно начать с библейских историй, составленных современными авторами, чтобы войти в курс дела. А потом начать читать сам текст Библии. Это очень важный аспект. Каждый уважающий себя христианин должен хоть раз Библию прочитать. Я уж не говорю о том, что ее нужно перечитывать раз в год.

Следующим шагом после прочтения Библии для всех, верующих во Христа, на протяжении всей истории христианства, было чтение житий святых. То, о чем совершенно забыли в нашем образовании. Следующая ступень – чтение житий святых в течение всего годичного круга.

Дальше какие-то аскетические труды, приобретение знаний об истории Церкви. Если человек хочет действительно знать о Церкви, хочет, чтобы его вера была основана на твердом фундаменте глубокого знания о Христе, то нужно идти именно таким путем.

А насколько полезны для современного человека мысли отцов, живших более тысячи лет назад? Актуальны ли сейчас проблемы, о которых они писали?

– Кто-то из святых говорил, что дьявол крайне ленив, ему вообще не хочется создавать новые способы искушений. Он пользуется всем тем, что уже отработано и показало свою эффективность в древности. Например, арианство – течение IV века. Казалось бы, совсем далекие от нас реалии и борьба. А современные иеговисты разве не то же самое? Та же самая проблематика, что была в IV веке.

А современное протестантское учение о непочтительном, неуважительном отношении к иконам? Это же история, которую достали из запыленного сундука VIII века. Ведь потом Церковь дала полноценные и громогласные ответы, что мы никогда не поклоняемся самим иконам. Мы почитаем иконы, но поклоняемся только Богу. Почитая икону, мы переносим свое почтение и поклонение тому, кто изображен на иконах. Для нас икона никаким образом не может быть идолом, ведь идол – это то, что мешает человеку общаться с Богом. А икона – это инструмент молитвы, вместилище Божественной благодати, богословие в красках, книга для безграмотных. Все эти функции иконы действуют с глубочайшей древности, когда их изображали в катакомбах в первые века христианства, и до сегодняшних дней, они совершенно очевидны.

Но дьявол вновь и вновь пытается доставать вредоносные идеи из истории и втюхивать их современным людям, которые открывают рты и слушают. «О, надо же, вот это откровение... Никто не знает, а я-то узнал. Оказывается, не так, а эдак». Но тут нет совершенно ничего нового. Просто откройте и почитайте святых отцов, и вы увидите, что они все это уже давным-давно опровергли. Преподобный Иоанн Дамаскин писал про почитание икон. Святитель Афанасий Великий боролся с арианством. Святые отцы-каппадокийцы озвучивали догматику Православной Церкви. И все эти вопросы остаются актуальными и для сего дня.

Еще я бы хотел отметить один важный аспект, связанный со святыми отцами и их писаниями. Я несколько раз сталкивался с удивительным действием святоотеческого слова. Когда вникаешь в мысль, которую излагал святой отец под водительством Святого Духа, пытаешься следовать за этой мыслью исключительно на интеллектуальном уровне, пытаешься повторить те же логические операции и мысли, что были в сознании древнего мужа IV–V веков, и вдруг ощущаешь, что то величине Святого Духа, Который действовал в нем, вдруг отображается и в тебе, вдруг и в тебе загорается некая искра, и ты вдруг ощущаешь свободу от какого-то греха, от какой-то страсти. Это просто поразительно. Я на днях буквально вновь это испытал и об этом свидетельствую.

Вопрос телезрительницы: «Евангелие знаю наизусть, в церковь хожу, причащаюсь, исповедуюсь. И могу дерзновенно сказать: все это у нас внешнее. А апостолы были неграмотные, они ничего не знали. Одним словом, их Христос призвал, и они пошли за Ним, и вера была. А мы какими были, такими и остались. Хожу в храм, а толку? Значит, у Господа есть избранные, а мы что тогда? Или я не права?»

– На этот вопрос очень сложно ответить, потому что я не знаком с человеком лично, мне недостаточно информации. Вы утверждаете, что знаете Евангелие наизусть, и при этом говорите, что остались такой, какой были? Во-первых, я сомневаюсь, что это именно так. Либо вы Евангелие в действительности не знаете, либо все-таки изменились. Между тем, каким приходит человек в Церковь, и тем, как он живет в Церкви, – разница колоссальная. И в этом меня трудно переубедить, потому что я видел огромное количество примеров. Не в том смысле, что человек достигает святости и безупречной, безукоризненной жизни… Но все же разница между тем, что люди делают в миру, как относятся друг к другу, как живут, и тем состоянием, образом жизни, который мы видим в Церкви, – это два совершенно разных состояния. И если человек живет церковной жизнью по-настоящему, то это не может его не менять. Либо жизнь не та, либо изменения в нем все же будут. Это не значит, что мы достигаем какого-то возвышенного состояния. К сожалению, это действительно уже дар Божий (чтобы Господь даровал бесстрастие, откровение Святого Духа и так далее). Это действительно дар Божий, он дается прежде всего не по трудам человеческим, а по милости Божией.

Но если мы говорим о нравственных поступках, поведении – невозможно, чтобы человек жил в Церкви так же, как он жил до этого в миру, потому что законы мирской жизни противоречат тем правилам, по которым существует Церковь. Мы просто не можем предоставить полную жизнь (церковную жизнь) тому, кто живет по мирским законам: его не допускают до Причастия, на него накладывают какую-то епитимью за то, что он делает, за мирские поступки, не сообразующиесяся с христианской нравственностью. Единственное, что тоже важно отметить: просто надо повторить то, с чего мы начали. Есть теория, есть практика. Человек, получив теорию в Евангелии, в чтении святых отцов, молитв и так далее, должен реализовать это на практике, на деле. Должен, придя в Церковь, начать действовать так, как он прочитал, и должен следить за собой.

Мы читаем Евангелие для чего? Для того, чтобы просто что-то узнать? Нет же. Мы читаем Евангелие для того, чтобы воспринять тот образ жизни, тот дух, который мы видим во Христе. И тот, кто читает Евангелие, читает его для того, чтобы приобрести духовную жизнь. А что есть духовная жизнь? Каков плод духовной жизни? Что должно быть результатом духовной жизни? Ответ очень простой: апостол Павел говорит, что в результате духовной жизни в человеке должны появляться любовь, радость, мир, кротость, долготерпение, воздержание и подобные добродетели. Если он ведет правильную духовную жизнь, то в нем должно все это появляться. Иначе ему нужно задуматься: а правильная ли духовная жизнь у него, правильно ли он поступает? И тут я уже ответить более подробно не могу, поскольку не знаком с духовной жизнью нашего собеседника.

Спасибо, батюшка. Вы уже начали говорить про труды святых отцов. Какие святоотеческие труды Вы бы посоветовали прочесть нашим телезрителям?

– Я думаю, здесь с какого края ни приступи – будет спасительно и полезно. И древние труды очень интересны. Мне в свое время очень понравилось читать Дидахе – это древняя книга, которая плотно примыкает к корпусу Священного Писания, к корпусу святоотеческой литературы, один из самых древних образцов христианской литературы. Кроме того, прекрасно произведение священномученика Игнатия Богоносца, его послание к различным Церквям по пути на страдания в Рим – удивительный образец христианской литературы. Если говорить о более поздних произведениях, то это чтение Дионисия Ареопагита «Ареопагитики» (хотя и сложное).

Впервые я ощутил действие слов святых отцов на свою душу, на свое состояние, именно читая «Ареопагитики». С ними тесно связан преподобный Максим Исповедник, его писания очень витиеватые, сложные, но, распутывая этот клубок глубоких и интересных мыслей, как раз и попадаешь в святоотеческий мир.

Отцы-каппадокийцы – святитель Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов. Я сейчас говорю о высоких образцах святоотеческой литературы. Но если говорить проще, то хотя бы толкование на Евангелие нужно открыть, почитать святителя Иоанна Златоуста. Почитать толкование Феофилакта Болгарского. Если хочется более глубокого познания в этом отношении, то очень многое сделали русские святые отцы – святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Филарет Дроздов, святитель Феофан Затворник. Их писания, их книги гораздо ближе нам по языку, стилю, по слогу мысли, гораздо проще для понимания, и в них наши святые сродники как бы собрали все сокровища святоотеческой мысли, сами их прочитав, поразмыслив над ними и нам даруя это в очень доступной форме.

В какой мере в жизни христианина должны соотноситься церковная грамотность и светская культурная грамотность?

– Когда мы говорим о культуре, мне всегда вспоминаются слова одного человека: «Если мы не сможем дать культуру Церкви, то мы никогда не воцерковим культуру». И культура без церковности – это, конечно, что-то ужасное, потому что культура по своей мощи воздействия на сознание человека может быть признана величайшим орудием, но, если это орудие лишено духовного, Божественного смысла, своей внутренней сути, какого-то огонька, света, оно превращается в мрак и тьму. Но при этом мы говорим о том, что культура должна быть церковной, она должна быть нравственной, должна быть в меру святой, благочестивой, лучезарной. Но мы забываем, что это возможно только тогда, когда Церковь в той или иной степени имеет в себе эти начатки и плоды культуры. И это крайне необходимо.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Наталья Мухлынина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс