Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1180) → Иерей Кирилл Тарасенко: Себялюбие как причина всех страстей

Иерей Кирилл Тарасенко: Себялюбие как причина всех страстей

№43 (1180) / 7 ноября ‘22

Беседы с батюшкой

Тема разговора: «Себялюбие как причина всех страстей». Мы живем в эпоху комфорта, когда все сосредоточено вокруг человека, его удовлетворение и удовольствие стоят во главе. Зацикленность на собственном удобстве приводит к плачевному состоянию и страстям. Можем ли мы сказать, что себялюбие – это путь к страстям?

– Да, именно так. Именно себялюбие есть начало всех страстей. В Книге Бытия есть повествование о грехопадении Адама и Евы. Это короткий текст о том, как Ева увидела змея, пообщалась с ним, вступила в грех и съела плод познания добра и зла. Но на самом деле до тех пор, пока она не вкусила запретный плод, был огромный путь себялюбия, который и привел ее ко греху.

В чем заключается себялюбие? В нормальном, здоровом состоянии человек полностью обращен к Богу, к источнику жизни. Он живет с Богом, общается с Ним, как делал Адам в раю, и нормально развивается. Как только центр внимания перемещается с Бога и человек начинает вместо Него любить себя, это превращается в грех.

Мы видим, как Адам и Ева прошли этот путь. Они центром своей жизни вместо Бога поставили друг друга. И в итоге Ева не особо и думала перед тем, как согрешить. Адам даже не вступил ни в какой диалог с ней, для него было нормально, что Ева управляет его жизнью. Здесь мы видим полностью разрушенные связи между человеком и Богом. Именно это привело ко греху и к тому, где мы сейчас находимся.

Какие главные грехи вызваны себялюбием?

– Оно источник всех страстей, то есть вызывает все грехи. Просто сейчас мы говорим о самых главных и легких для восприятия человека. Три ключевые проблемы, которые рушат всю жизнь человека, – это чревоугодие, сребролюбие и гордыня.

В Евангельском повествовании есть история о том, как дьявол искушает Христа после сорокадневного поста. В принципе, так же он искушает и любого из нас. Начинает дьявол всегда с чревоугодия. Что это за грех? Кажется, просто не ешь много. Но так как мы люди, то состоим из души и тела. Оно очень сильно влияет на нас. И то, что мы едим, в итоге определяет, как мы будем вести свою духовную жизнь. Святые отцы так описывают состояние человека, который объелся: будто камень придавил... Наш желудок придавливает еда, и мы начинаем думать только в этой плоскости: поесть, поспать, попить, отдыхать, у нас нет сил думать о Боге.

С этим дьявол подошел и ко Господу. Мы читаем в Евангелии, что Христос сорок дней страдал и взалкал. А дьявол Ему говорит: «Поешь, отдохни. Что такого? Расслабься». Но мы знаем, что ни в коем случае нельзя вступать с ним в диалог, это всегда приводит к беде и греху. Ева заговорила с ним, и мы все согрешили.

С едой есть еще такой момент: очень легко ее вкусить чрезмерно и тем самым себя полностью ослабить. Это можно сравнить с воином в алкогольном опьянении. Идет битва, а от него в таком состоянии никакого толку, более того, он может навредить своим. Если человек объелся, то его нет для духовной жизни последующие шесть часов. Он проиграл еще до схватки с врагом. Очень важно держать себя в руках.

Себялюбие – это синоним эгоизму или есть отличия?

– Эгоизм – это все-таки проявление греха гордыни. А в чем заключается себялюбие? Можно представить, что есть некий источник света – Господь, а мы все – зеркала, отображающие этот свет и дающие блик. Мы видим такие же яркие зеркала вокруг и вместе идем к источнику света.

Проблема заключается в том, что если идущий к Богу принимает помыслы себялюбия, то постепенно начинает обращать внимание на себя и думать, что то отражение света, которое от него исходит, на самом деле есть он сам. Будто он – источник света, а не Господь.

Если мы идем куда-то, то должны видеть цель своего пути. Мы как корабль в море: если в шторм маяк тухнет, то корабль, теряя ориентир, разбивается о скалы. Так и себялюбец теряет из виду маяк, Господа, и начинает блуждать, затем спотыкается, падает и разбивается. И живет в полном мраке и тьме, пытается с какими-то осколками, которые у него остались после этого падения, искать главный смысл. Так он впадает в безумие и безбожие. Но когда много раз упадет, много раз перекрутится сам с собой, то когда-нибудь снова обернется к Богу. Оставшийся маленький кусочек зеркала засветится, привлечет внимание человека, и он начнет медленно идти к источнику света. А Господь будет восстанавливать это полотно полностью, чтобы оно смогло отобразить благодать Божию. Себялюбие очень страшное чувство, ведь оно отвращает нас от Бога и делает возможным любой грех.

Иван Сергеевич Тургенев в романе «Рудин» пишет: «Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое, бесплодное дерево; но самолюбие как деятельное стремление к совершенству есть источник всего великого». Самолюбие – это духовное самоубийство, отпадение от Бога как источника жизни?

– В современном мире очень популярной темой является личностный рост. Мы видим множество тренеров, коучей, которые предлагают человеку личностно возрастать. Мы постоянно слышим: «Ты должен расти, быть лучше». Со всех сторон идет мотивация. Человек стремится стать лучше. А что в этом плохого? То, что это огромная магистраль, ведущая к себялюбию. То есть ты все это делаешь во славу собственного «я», чтобы потом, сидя в своем кресле в загородном поместье, с внуками говорить: вот я трудился и все это заработал. Да, ты это заработал, но при этом находишься в самом настоящем аду.

Личностный рост – главная тема христианства. Наша основная цель – стать богами с маленькой буквы, обожиться. То есть мы должны возвыситься до невероятных высот. Но каков результат христианского возвышения от ноля к Богу и возвышения какого-нибудь коуча? Там ты поднимешь свой доход с 15 000 в месяц до миллиона рублей, потом до трех миллиардов, потом до пятнадцати миллиардов. И на этом все. Нам же Господь предлагает стать богами и приобрести душевный мир.

Себялюбие как страсть есть начало всех грехов, но также оно и начало всех добродетелей. Но нужно себя правильно любить. Мы это знаем из Евангелия. Господь говорит: возлюби ближнего своего, как самого себя. То есть себя любить нужно. Но как это делать правильно? Для начала нужно понять, что же такое любовь. Если мы спросим любого человека на улице, то услышим много красивых слов о чувствах, о бабочках в животе, о великом счастье и радости пребывания друг с другом. И это все будет правдой. Но проблема в том, что, по статистике, 70% браков распадается. Что же это за любовь такая, которая через три года умирает? Оказывается, человек любит не свою половинку, а те чувства, что он испытывает при общении с ней. А потом девушки и парни бросают друг друга, как только перестают чувствовать это. Очень популярное мнение: «Если у нас нет чувств друг к другу, то нужно быть честными, принять, что любовь прошла, и развестись. Мы друг друга не любим». Это настоящее безумие. То, что эти люди приняли за любовь, есть просто набор чувств, которые рождаются в нашем сердце. А оно, как и все наше тело, смертно вследствие греха. То есть оно заведомо умрет. И любое чувство, рожденное в сердце, обречено на смерть. Если только оно не будет заменено любовью и миром в Боге. Как этого достичь? Путем настоящего самолюбия.

Самолюбие появляется от неведения Бога, когда человек не хочет познать Его?

– Совершенно верно. Самолюбие ведет к тому, что человек отсекает себя от Бога, перестает ведать Его. Отсюда начинаются все проблемы.

Что же такое настоящая любовь? В 13-й главе Первого послания к Коринфянам апостол Павел написал так называемый гимн любви. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

И оказывается, что настоящая любовь – огромный труд. И он может привести к тому настоящему и чистому чувству, которое мы будем ощущать по отношению друг к другу. Если эти принципы работают с другими, то ровно так же работают и по отношению к Богу и к нам самим. Чтобы научиться себя правильно любить, нужно долготерпеть, не завидовать, не превозноситься, не искать своего и читать Священное Писание. В этом мы по-настоящему начинаем любить себя и приобретаем мир.

Мир – это очень важное свойство и цель нашей христианской жизни. Мы на Литургии и за другими церковными службами постоянно слышим прошение о мире. Мы очень часто молимся об ангеле мирном, о мире во всем мире, о мире душевном, о мире нас с Богом. Это очень важное состояние человека. Именно в нем пребывает Господь.

В Священном Писании читаем, как Господь угнетал пророка Илию, когда тот оказался в духовном одиночестве в трудные для Израиля периоды, когда язычество заполонило всю Израильскую землю. Он говорит пророку идти на гору, тот пошел. И мы читаем дальше, что начался сильный ветер, который разрушал скалы. И есть приписка: и в этом не было Бога. Потом началось страшное землетрясение, оно разрушало, меняло континенты, и снова приписка: и в этом не было Бога. Пошел огненный дождь – и в этом не было Бога. И в конце подул тихий прохладный ветерок. И в этом был Господь.

Если вы ощущаете мир, значит, находитесь рядом с Богом. И только в этом мире возможна хоть какая-то любовь к себе и к остальным. Без этого фундамента невозможна любовь. Если вы строите любовь без Бога, без мира в Боге, она обречена на смерть. Как бы вы друг друга ни любили, этому придет конец. Просто мы так устроены, нужно это принять. Мы живем в мире, который создал Господь, и без Его живительного источника все рушится. Как бы вы красиво ни построили замок своей жизни, каким бы он ни был шикарным, с комнатами золота и наград, залами любви и так далее, если он стоит на песке, то в конце концов разрушится. И в конце своей жизни вы будете жить на руинах дворца с ужасными мыслями и ощущениями.

Что же нужно сделать? Все бросить и поставить хоть маленькую будочку, но на фундаменте. А потом на ней возводить крепкое здание, которое сможет вместить вашу семью и укрыть всех от невзгод. Это возможно только в Боге.

Любовь к себе уничтожает любовь к ближнему?

– Да, неправильная любовь к себе это уничтожает. Любые разделения начинаются именно потому, что мы начинаем любить себя больше остальных… Так жить страшно. Если выключить в студии свет, то через недельку мы сможем и поубивать друг друга, ведь нужно будет искать ресурсы и как-то выживать. Если найдем кусочек еды, то будем за него драться. Когда человек находится во тьме, он думает, что он один, и хочет сохранить все у себя, чтобы никто ничего не забрал. Когда человек идет к Богу, он находится в свете и видит рядом, что он не один, что много этих ярких огней вокруг, тогда ему нет смысла устраивать разделение. Любое разделение в мире (по полу, по цвету кожи, плохой – хороший) идет как следствие себялюбия. Нужно правильно любить себя.

А как это делать? Соблюдать заповеди, стараться жить со Христом? Какие есть советы?

– Да очень простые. Как, например, научиться ездить на велосипеде?

Пробовать, падать и подниматься.

– Это и есть ответ на вопрос. Как научиться молиться? Нужно начать это делать. Как начать любить себя правильно? Нужно начать падать, вставать, идти. Если мы упали, это не значит, что все потеряно. Очень важно помнить об этом. Зачастую падение говорит о том, что в эту сторону больше ходить не надо. Не нужно бояться упасть.

Уныние – один из самых страшных грехов. Когда человек падает, то остается лежать, ведь так легче и проще. И в этом состоянии он умирает, засыхает. Это уловка дьявола – послать такие мысли: ты самый грешный, тебе в храме делать нечего, ведь ты хуже всех. Но Господь пришел именно к грешникам. Храм – это собрание грешников, некий клуб по интересам. Но те, кто после падения встает и продолжает идти, становятся святыми. Если вы считаете себя грешным, ужасным и мерзким, то вам нужно идти к таким же, как и вы, в храм Божий. И не смотрите, что некоторые стоят в красивых одеждах и с крестами, они такие же, как и вы, просто так получилось.

Вопрос телезрительницы Татьяны: «Если человек живет только в самодовольстве и при этом думает, что все у него хорошо, это самообман или же духовная слепота?»

– Если человек живет в самодовольстве и определяет это так, то это уже некий шажочек к Богу. Если мы всем довольны, говорим: «Я – молодец, все сделал правильно с помощью Божией», тогда все хорошо. А если «все сделал правильно только я», тогда огромные проблемы. Чего вы добились на самом деле, находясь во тьме? Гордиться тем, что вы выше всех во тьме находитесь? Так ведь какая разница: темно, ничего не видно… Поэтому нужно отвернуться от тьмы и потихонечку идти к Богу.

Вопрос телезрительницы Ольги: «Почему дети вырастают неблагодарными эгоистами?»

– Не надо их воспитывать неблагодарными эгоистами. Воспитание детей – очень серьезная тема. У нас есть заповедь Божия, обращенная к детям: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. От почитания отца и матери напрямую зависят долголетие, успех и счастье в твоей жизни. Если не почитаете отца и матерь, будете несчастны в жизни и даже можете рано умереть.

Какие народы планеты Земля дольше всех живут? Кавказцы и японцы. Если мы чуть-чуть погрузимся в реалии Кавказа и Японии, увидим: там есть культ почитания старших. И почему-то они там дольше всего живут. Даже в этом явлении мы видим прямое подтверждение слов Бога.

Если мы воспитываем детей и понимаем, что наш ребенок не уважает нас, родителей, то мы должны сделать все возможное, чтобы он исправился. Конечно, бить я никого не призываю, но исправить нужно. Если вы это пустите на самотек, ребенок вырастет и сдаст вас в дом престарелых. Вы умрете там, и, возможно, Господь засчитает это как труд, но Он спросит, почему вы, будучи в силах, не смогли воспитать своего ребенка правильно. В Священном Писании есть яркие примеры. Во времена, когда у Израиля был Ковчег Завета (великая святыня участия Бога в жизни Израиля: ларец, покрытый золотом, в котором хранились заповеди Моисея, жезл Аарона, манна Небесная), жил первосвященник и пророк Илий. Он был великой святости человек, достойнейший из достойнейших. А его сыновья, Офни и Финеес, ставшие священниками, были воплощением ужаса. Они пошли на войну, а старенький отец остался в Иерусалимском храме. И за их нечестие и общее нечестие народа Ковчег Завета был захвачен ассирийцами, а Офни и Финеес убиты. Когда пришел посланник к первосвященнику и рассказал, что случилось, тот от шока, что больше нет его любимых детей и Ковчега Завета, упал с трона, повредил спину и умер. Четко порицается: какой бы ты ни был святой, если ты не воспитал своих детей, с тебя это спросится, и будет страшное наказание и тебе, и детям.

Нужно всеми силами учить детей быть в Боге, воспитывать в них правильное самолюбие по Евангельским заповедям. Тогда они не смогут вас не любить, вам будет проще их любить, и у вас будет все хорошо. Но нужно к этому стремиться и через Бога к этому идти.

Вопрос телезрителя: «Почему эгоистам жить легче?»

– Мы уже немного говорили о том, почему алкоголикам жить хорошо. Потому, что они находятся в состоянии опьянения и им ничего не нужно. А эгоисты находятся в состоянии духовного опьянения. Они о себе большого мнения, считают себя лучше всех, самыми хорошими, самыми правильными. Но как любая добродетель имеет свои последствия, так и любой грех имеет свои последствия. Это нас, конечно, не должно утешать. Мы должны понимать, что любой гордец, любой эгоист будет наказан. Гордыня и тщеславие – это те духовные пороки, которые чаще всего приводят к безумию. Человек начинает вести себя как сумасшедший. Мы и сейчас считаем, что эгоист ведет себя неправильно, как-то ненормально. Но страшная форма этого греха приводит к слабоумию, сумасшествию.

Давайте подведем итог.

– Мы говорили о себялюбии. Себялюбие является как началом страстей, так и началом добродетелей. Если мы любим себя в страстном варианте, то оказываемся один на один со всеми грехами, и наша жизнь превращается в самый настоящий ад. Ад – это там, где нет Бога. И вот в нашей жизни нет Бога, мы от этого очень сильно страдаем. А если мы себя любим правильно, по-Евангельски, соблюдая и помня гимн любви апостола Павла, то оказываемся в одной связке с источником жизни – Богом. Наша жизнь просто расцветает, и мы этим питаемся. Мы – не срезанные цветы, поставленные в вазу, а цветы на клумбе, за которыми ухаживает Сам Господь. У нас нет другого варианта, кроме как расцвести и стать самыми красивыми и благоухающими. Дай Бог всем нам этого достигнуть.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс