Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1178) → Протоиерей Артемий Владимиров: Там, где Бог, свершаются чудеса

Протоиерей Артемий Владимиров: Там, где Бог, свершаются чудеса

№41 (1178) / 1 ноября ‘22

Беседы с батюшкой

– Хочу поздравить с воскресным днем, малой Пасхой, и с днем святого апостола евангелиста Иоанна Богослова. У многих на слуху прекрасные строки русской поэтессы: «Красною кистью рябина зажглась. Падали листья, я родилась». Так об этом дне говорила Марина Цветаева. Мы действительно стали свидетелями и участниками догорающей золотой осени. На вчерашний и сегодняшний день выпали такие благостные часы: потеплело, посветлело...

Сегодня на утренней службе читался отрывок из Евангелия, где Спаситель призывал к будущему апостольскому служению сначала Петра, а затем и двух его товарищей – Иоанна и Иакова, сынов Зеведеевых. После безуспешной ночной рыбной ловли сети были полны рыбы. Воистину чудесный улов поразил Петра настолько, что он обратился к Спасителю, Который соблаговолил сесть с ним в один баркас, со словами: «Выйди, Господи! Потому что я человек грешный. Я недостоин быть рядом с Тобою, я чувствую Твое Божественное величие и святость». Господь ответил: не бойся; отныне будешь ловить человеков. Так Христос Сердцеведец предрек Симону (Петру) апостольское служение.

Каждый из нас получил подобные знаки удостоверения в милости Божией, в Божественном всемогуществе и благости, когда вера впервые посетила душу, раскрылась в сердце, и имя Спасителя как будто воссияло в глубинах нашего духа. Действительно, там, где Бог, свершаются чудеса. У Бога всего много. Главное чудо – это постижение собственного духа. Приступит человек, и сердце глубоко – так говорит псалом. Вера открывает нам таинственный мир, когда как у Христа за пазухой.

Вопрос телезрительницы Татьяны: «Любит ли Богородица человека, если он очень плохой и грешный, с большим желанием пытает людей? Молится ли Она за него? И сколько было сестер у святой Анны, матери Богородицы?»

– Вы говорите, что человек плохой и очень грешный, но пред Богом, Который взял на Себя грехи всего человеческого рода, каждый из нас таков, что для нашего спасения Он взошел на Крест и вкусил смерть. Нам не должно никогда мысленно себя сравнивать с другими, считая, что кто-то может быть куда более повинен пред правосудием Божиим. Милость Божия безмерна к душе, кающейся пред Лицем Господа, исповедующей веру в Его Божество. Все наши согрешения тонут, как несколько песчинок, в океане Божественного милосердия, когда мы с верой и любовью падаем ниц пред Христом и призываем Его имя: «Господи, Иисусе Христе, прости, помилуй, укрепи мою душу грешную».

Апостол Павел сказал: где умножается грех, там пре- изобилует благодать (Римл. 5, 20). Едва лишь только человек осознал себя очень плохим и страшно грешным, что он как будто тонет в собственных беззакониях, именно в этот час простирается с Небес десница Божественного милосердия. Святая Мария Египетская до поры до времени проводила жизнь в нечистоте, но, увидев на пороге Иерусалимского храма бездну своих согрешений, как будто впервые посмотрев на себя со стороны, возвела очи к небу, и луч, исходящий от иконы Богородицы, согрел ее душу, распрямил плечи. Возложив живое упование на Божие милосердие, она приступила к покаянию, и Бог в тот же миг принял ее слезы, предоставив ей 17 лет потрудиться и побороться с изживаемыми страстями, что вынесло душу Марии на высоту нравственного совершенства.

Это для нас ободряющий пример, что никогда не нужно отчаиваться, слушать льстивый шепоток дьявола, который будет выставлять пред нами наши грехи, будто бы подавляющие Божественное милосердие. Господь любит нас несравнимо более, чем дьявол ненавидит, поэтому нет грехов, которые победили, превозмогли бы Божественное милосердие. Дай только нам, Господи, веру, покаяние и надежду на Твою любовь.

Что касается святой Анны, то я боюсь сходу что-то напутать в Священной истории, но, судя по тому, что Иоанн Креститель был троюродным или двоюродным братом по плоти Самого Иисуса Христа, то, соответственно, между Елизаветой, матерью Иоанна, и Пречистой Девой Марией, а значит и между их родительницами, была непосредственная родственная связь. Сегодня вы можете набрать в поисковике свой запрос и почерпнуть в интернете соответствующие сведения из церковной истории.

Вопрос телезрителя: «О чем мы призваны молиться в первую очередь? Как достичь внимания на молитве, можно ли молитвы слушать?»

– Молитва – это дыхание человеческой души. Она совершается и усилиями самого христианина, и с тайным вспомоществованием благодати Божией. Молитва должна исходить из глубины смиренного и сокрушенного человеческого сердца. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Внутренняя потребность в молитве для души важна не меньше, чем дыхание для наших легких, зрение для наших глаз. Молитва человека, который понимает важность стяжания молитвенного духа, становится как будто бы присущей нашему сердцу.

О чем прежде всего просить в молитве? Действовать нужно в соответствии со словами Господа: покайтесь и веруйте в Евангелие. Это покаяние, исповедание своей слабости, немощи, греховности пред Лицем Господа. Исповедание, соединенное с верой в Божество Христа. Древние отцы говорили, что сокращенным Евангелием является Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

«Господи, помилуй» – два слова, исполненные спасительного для нас сокрушения и веры в милость Божию. Отчего молитва бывает невнимательная, рассеянная? От того, что наше сердце пристрастилось к чему-либо земному. Такие привязанности лишают сердце молитвенного духа. То же можно сказать и о силе внимания, принадлежащей человеческому уму. Если человек привык рассеивать свое внимание на разнородные предметы этого видимого мира, привык все время сидеть перед телевизором, бесконечно менять предмет внимания, то очевидно, что все эти недостатки тотчас себя обнаружат, едва лишь только начнешь читать молитву.

В молитве очень важно постоянство и терпение, собирание ума и сердца в единый пучок. Как лазером пронизывая чувства, ум и волю, словами молитвы мы достигнем искомого. А в молитве «Отче наш» сосредоточены самые главные прошения человеческой души.

Как сделать молитву внимательной? Мы выяснили, что терпение и постоянство в молитве играют определяющую роль в успехе. Молитва рождается в смиренном и незлобивом сердце. Чтобы Дух Святой содействовал нам, отгонял от нас докучливые помыслы и образы, чтобы очистить ум, привыкший скитаться по безводным местам, чтобы изгнать воз гнездящихся в душе тщеславия, похоти и злобы, чтобы сердце было запечатлено светлой печатью мира и тишины, кротости и целомудрия, необходимо известное время продолжительной и внимательной молитвы. Стоя на Божественной литургии или завершая трудовой день у себя дома, очень хорошо, после прочтения любимых молитв из вечернего правила или Псалтири, уделить хотя бы небольшое время сердечному, внимательному призыванию имени Господа в молитве Иисусовой, вкладывая в нее всю совокупность прошений человеческой души. «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня».

Мы молимся не только за себя, но за все человечество, за всех ближних и дальних, за всех вышедших из лона праматери Евы, за все поколения. Молимся о том, чтобы ныне разрозненное человечество, зачастую враждующее между собой, примирилось, успокоилось, обрело то заповеданное Христом единство, о котором Сын беседовал с Отцом на Тайной Вечере: да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едины (Ин. 17, 21). И это единство и осуществляется в лоне Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви, состоящей из всех народов земли.

Вопрос телезрителя: «Некоторые говорят, что кончина человека свершается в самый благоприятный для него момент. Но могут ли близкие отодвинуть его исход из временной жизни? Моя сестра, раба Божия Валентина, скоропостижно скончалась от острого инфаркта, хотя была инвалидом по другому заболеванию. Я постоянно корю себя за то, что не вызвала в свое время врача для профилактики, для предупреждения этого кризиса сердечной недостаточности».

– Не нужно себя корить и съедать. Всякий раз, когда близкий человек уходит из жизни, христианское сердце берет часть вины на себя. «Не я ли, Господи, прямо или косвенно повинен в том, что душа ушла за грань земного бытия?» И что бы вы ни предпринимали, вы всегда будете себя укорять по закону христианской совести… Заболела пожилая мама, дочь отдала ее в больницу, и мать в реанимации скончалась. На Исповеди мы слышим: «Батюшка, я корю себя за то, что не дала маме побыть дома. Транспортировка в больницу была для нее роковой». Или, напротив: «Батюшка, я не повезла маму в больницу и корю себя за это горько. Врачи скорой помощи ничего сделать не смогли, было уже поздно…».

Следует урезонить свою собственную душу, сказав: «Господи, да будет святая и благая воля Твоя с почившей моей сродницей рабой Божией Валентиной. Ты видишь, что у меня в мыслях было только одно – ей помогать, служить. Кто мог предположить, что острый недуг (в данном случае инфаркт) сделает свое дело в считанные минуты? Прости меня, Господи, и помилуй. Упокой душу рабы Твоей Валентины, да будет с ней милость Твоя».

И так мы отодвигаем кончину наших близких, равно как это делает современная медицина, поддерживая, укрепляя человека, может быть, уже безнадежно больного. Тем не менее Бог, Который воззвал нас к этому бытию, в точности, как Отец Небесный, знающий все, ведает день, час и миг нашего исхода из временной жизни. Вот почему так многозначительно звучат церковные прошения (на дню они звучат до шести раз) о безболезненной, непостыдной, мирной христианской кончине и добром ответе на Страшном Судище Христовом.

Помни последняя твоя, – заповедует нам Священное Писание, – и вовеки не согрешишь (Сир. 7, 39). Чем чаще я вспоминаю о том, что земная жизнь – это всего лишь командировка, что время бесценно и даровано нам для покаяния, что самый дар земной жизни – это ниспосланное нам Небесным Отцом благо, чем более видит Господь мое благоговение перед даром жизни, тем более Он продлевает мою земную жизнь. Потому что я стараюсь обращать ее на должное: на приуготовление к встрече со Христом в глубинах собственного духа, на дела покаяния и деятельной любви.

Следующий вопрос: «Я делаю первые шаги в Божием храме. Какие молитвы при этом читать?»

– Люди подобны детям, которые на подготовительных занятиях спрашивают: «Это какая буква? А эту как читать?» Самое главное – это благоговейная вера в то, что Господь нас видит и слышит. А мы, Его дети, призваны принести и положить к Его стопам свою преданность и любовь. Вот почему многие, входя в храм, вспоминают слова царя Давида: «Вниду в дом Твой в страхе Твоем», то есть в благоговении, готовясь к встрече с Богом.

Мы уже сказали, что молитва Иисусова хороша всегда и везде. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» – с этой молитвой я переступаю порог храма. «Господи Иисусе Христе, слава Тебе!» – благодарю Творца в завершение службы.

Относительно того, куда поставить ту или иную свечу о здравии, вам подскажут иконы. Кто из нас не знает образ святителя чудотворца Николая? Он так близок православному сердцу… Но прежде мы всегда поищем образ Христа Спасителя (Он есть Любовь, распятая и Воскресшая) и, конечно, поставим свечу пред Ликом Христа, чтобы Он наполнил наше сердце милосердием, кротостью и любовью к ближним.

Какая мама, беспокоясь за своего сына, желая, чтобы он был не просто послушным, но хранил себя от всякого зла и не впадал в какие-либо искушения в общении с опасными для его нравственности людьми, пройдет мимо иконы Пресвятой Девы Марии и не помолится пред Заступницей мира?

Вопрос телезрителя: «Как бороться, когда нападают помыслы, со всякими греховными желаниями? И можно ли после Иисусовой молитвы называть любые богоугодные просьбы, то есть не греховные?»

– Молитва Иисусова может, безусловно, варьироваться по ситуации, по вашему состоянию, по вашим прошениям. Все, что есть на душе, то по-детски мы и пересказываем Господу. Не потому, что Он не знает нашего прошения, но потому, что, исповедуясь Создателю, мы чувствуем, как крепнет в душе наша вера и верность Ему. Мы чувствуем, что Он внемлет нам, принимает младенческий лепет наших уст.

Что касается наших помыслов и сиюминутных желаний, привязывающих к этому миру, нужно понимать, что они насыщены энергией падшего духа. Представьте себе, что мысли, кружащиеся в нашем сознании, атакующие нашу душу, беспорядочно сменяющие одна другую, выдают присутствие демонов, которые пытаются нас обольстить, омрачить наше сознание. Вот почему стяжание внимательной молитвы, безусловно, требует, чтобы мы открещивались от всех помыслов и желаний в понимании, что за ними стоит враг нашего спасения.

Хорошие ли мысли, представляющиеся нам таковыми, или откровенно порочные – мы призваны, осеняя себя крестом, умножать молитву, совершенно игнорируя все посулы, соблазны, прилоги помыслов. Вот так, отсекая мечом имени Иисуса Христа всю эту сатанинскую деятельность, если мы пребудем в постоянной молитве, мы получим от Господа дар тишины сердечной, когда помыслы как будто умирают. В душе воцаряется благодатная светлость ума и умиротворение сердца. Это важный качественный этап, который Христос Воскресший дает каждому Своему ученику, если тот действительно радеет о стяжании молитвенного духа.

Нельзя сказать, чтобы эта тишина никогда не нарушалась артиллерийском обстрелом или атакой разведывательно-диверсионной группы (говорю о мечтаниях, помыслах, желаниях), чтобы человек раз и навсегда вступил в состояние тишины. Но чем он внимательнее, чем бдительнее держит ушки на макушке, тем легче ему отразить эти прилоги, искушения, когда лукавый пытается возмутить тихую поверхность сердца и какую-то бурю возбудить в глубинах души.

Следующий вопрос: «Батюшка, если бы Вы знали, как я устала от себя! Срываюсь на детей, злюсь на мужа. Он постоянно работает, а я изо дня в день с детьми (они не очень дружны между собой). Уже и на службу не хочется, я на грани нервного срыва. Что мне делать, как выйти из этого состояния? Муж меня не слышит».

– Найдите светлую сторону события. Муж постоянно работает. Вы думаете, у всех такие мужья-трудоголики, которые ишачат с утра до вечера? Знаете, сколько сейчас, к сожалению, супругов несостоятельных, которые палец о палец не ударят ради домашнего благосостояния?

Впрочем, позвольте вам посочувствовать. Вам не хватает нравственных сил, чтобы утихомирить ваших детей. Отчасти в этом виновата ваша душа, поскольку вы сами срываетесь, злитесь, кричите, забыв слова Христа: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29), и обрящете покой не только в ваших душах, но и в доме вашем. Улыбнитесь. С ручейка начинается река. А дружба с собственными детьми начинается с улыбки. «И тогда наверняка вдруг запляшут облака…».

Очень важно носить в душе приветливость, спокойствие, встречать улыбкой мужа, чтобы он почувствовал: вы ждали его, вы любите его, вы рады ему. И тогда в его сердце произойдет что-то чудесное. «Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса», когда основа этих чудес наша вера во Христа – милостивого, любящего Спасителя, заповедавшего и нам кротость и любовь как главный отличительный, опознавательный знак, визитную карточку Его учеников.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс