Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (1177) → Игумен Филарет (Пряшников): Свобода и рабство

Игумен Филарет (Пряшников): Свобода и рабство

№40 (1177) / 17 октября ‘22

Беседы с батюшкой

Тема передачи – свобода и рабство. О свободе мы знаем, казалось бы, очень много, но все равно возникают вопросы: что же такое истинная свобода и можно ли вообще обрести свободу? Тем более, как это сочетается с рабством? Мы говорим, что это несовместимо, и есть знаменитое выражение, что раб не может стать свободным, а свободный человек способен стать рабом. Тут очень много вопросов. Так что же такое свобода в нашем понимании?

– Свободу нам дает Христос. Свободу от чего? Свободу от подчиненности греховной природе человека. Мы читаем о пришествии Спасителя в мир, о том, для чего все это надо было, почему Бог становится простым Человеком, для чего Он раскрывает интересные вещи. В Евангелии от Иоанна Богослова Он говорит: Я уже не называю вас рабами… но Я назвал вас друзьями (Инн. 15). Почему эти слова звучат так резко и как глоток свободы? Господь приходит в этот мир, чтобы отдать Себя на поругание, на смерть? Кому нужно было то великое событие, вокруг которого апостол Павел пишет свои послания: если Христос не Воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша?

В нашем понимании свобода – это не вседозволенность. Свобода во Христе – это свобода от привязанности тлению мира сего. От привязанности ко греху, иногда даже от привязанностей к каким-то бытовым условиям или вещам. Вспомните монахов, которые приходили в общежительные монастыри. Ведь они приходили абсолютно безо всего, и у некоторых обителей даже было условие приходить, не имея ничего в своих руках. Монастырь давал монахам и одежду, и пропитание, и какие-то необходимые вещи. Здесь тоже есть такая свобода, когда ты в принципе ни к чему и ни к кому не привязан. Такую свободу дает Христос. Потому что мы, и монахи, и миряне, идем по пути спасения своей бессмертной души. А спасение – это освобождение. Освобождение от одного, другого, третьего (у каждого есть много вещей, о которых мы всегда помним). Свобода во Христе. Другой свободы не дано.

Мы сегодня видим, как провозглашаются определенные свободы человека. Но люди находятся в такой кабале, что такое страшно было бы придумать раньше, когда не появился интернет, когда нас не отслеживали, когда не видели нашу переписку, не записывали наши голоса. Люди часто становятся рабами кредитов, финансовых пирамид. Сегодня время рабства, но не свободы. Хотя никто не называет друг друга рабом чего-либо, но люди, вроде бы наслаждаясь вседозволенностью, являются рабами сего грешного мира, о котором говорится: весь мир лежит во зле.

Как свободу обрести? Ведь можно просто понять умом, что свобода – это, прежде всего, неподверженность греху. Но мы же в большинстве своем грешим и даже не очень понимаем, как это делаем. Ну, если уж речь не идет про какие-то очевидные грехи. Но, в общем, мы этому семени тли очень подвержены. В этом случае как обрести свободу? Каким образом остановить свое рабство греху?

– Безусловно, «древний Адам» есть в каждом человеке. Рождаясь в этот мир, мы, к сожалению, несем печать греховности еще из рая, еще от наших первых прародителей, которые не выдержали свободы, что даровал им Создатель. Он сказал им: «Наслаждайтесь всем. Будьте свободны. Ни от кого и ни от чего не зависьте». А им сказали: «Вы сами станете, как боги». И они захотели зависеть от определения того, что такое добро и зло.

Ветхий Адам, ветхий человек есть в каждом из нас, но Христос нам дает силу. Христос дает нам Свою сильную руку и говорит: «Ничего не бойся. Идем дальше. Какие бы испытания ни посещали тебя, даже если ты споткнешься и вернешься назад в свой греховный мир, знай, что Я тебе помогу оттуда уйти». Самое главное заключается в том, что Господь хочет спасения каждому человеку, но Бог не спасает нас без нас самих. Поэтому мы должны определиться: мы хотим быть рабами греха, порока, пристрастий или хотим освободиться от них, чтобы свободно дышать и быть свободными со Христом.

Вопрос телезрителя из Гатчины: «Господь даровал христианам свободу, но если в душе есть такие страшные вещи, как злопамятство, обида, то христианин ведь сразу же лишается свободы. Как избавиться от этой пагубы, если она есть в душе?»

– С любым пороком и грехом бороться нам помогает святоотеческое предание: писания, наставления, то, что собиралось веками как духовный опыт. Каждому греху есть противопоставление. Каждой страсти противостоит добродетель. Понуждая себя в ней, человек избавляется от страсти. Избавиться от греха, не понуждая себя, невозможно. Нужно заставлять себя не осуждать, останавливать свой гнев. Есть такая прекрасная добродетель, как смиренномудрие, когда понимаешь: а кто ты такой, чтобы обзывать человека или унижать его достоинство? Почему нельзя унижать достоинство? Не потому, что другой тоже имеет свободу, а потому, что в каждом человеке мы видим образ подобия Божия. Вот это самое важное!

Как только мы делаемся сопричастниками греха, мы уже несвободны. Мы же видим, как страдают люди, имеющие определенные зависимости. Часто они борются всю свою жизнь. Всю свою жизнь они находятся в этих цепях, оковах и не могут освободиться. Здесь вопрос, безусловно, физиологический, потому что сегодня есть такие вещества, которые полностью убивают человека изнутри и делают его зависимым на молекулярном уровне. Это очень сложно преодолеть. Но, конечно же, это и духовная поврежденность. Нужно искать причину, почему так происходит, почему человек становится рабом греха, рабом порока.

Как освобождаться? Бороться! Бороться и приходить в Церковь Божию, приходить ко Христу. А как мы ко Христу приходим? Когда мы посещаем храм. Та же Исповедь. Ведь Исповедь – это не отчет о проделанных грехах, а осознанный отказ от всего греховного, от всего того, что отделяет от Бога. Бог никуда не уходит. Человек своевольно, как в притче о блудном сыне, говорит, что как-нибудь без Бога проживет. Мы приходим к Исповеди, чтобы получить очищение от наших согрешений. А Причастие – великое духовное лекарство, если можно так сказать, когда Господь ослабляет действие внутренних страстей.

В этом нужно постоянно упражняться. Нужно постоянно прилагать хотя бы небольшие усилия, избегать соблазнов. Вот едешь в метро и видишь, что люди в наушниках. А что они слушают? Какие песни? Песни, поднимающие в человеке страсти, разжигающие их. Человек унывающий какие песни будет слушать? Те, которые будут его все больше и больше вгонять в отчаяние, уныние. Поэтому нужно понять: если есть вещи, углубляющие в тебе страдания от греха и не позволяющие отказаться от него, то лучше убегать этих соблазнов. Не надо слушать такую музыку. Открой Евангелие. Почему мы так пренебрежительно относимся к Священному Писанию? Это скучно, не нужно. Но это зависит от человека.

Безусловно, нужна работа над собой. В духовной литературе можно найти ответы на многие вопросы. Кроме того, у нас есть священнослужители, батюшки, к ним можно подойти за советом и, может быть, даже просто вместе помолиться. Это уже будет огромный плюс. Подойти к батюшке и попросить: «Батюшка, помолитесь со мной за меня, чтобы Господь вразумил меня и избавил от пристрастия или хотя бы дал мне силы, чтобы я начал отходить от того, что мне вредит».

Мы говорим: «раб Божий такой-то», «раб Твой, Господи», «помилуй раба Твоего». И часто слышим: вы, христиане, называете себя рабами...

– В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами (Ин. 15, 14–15). В Священном Писании мы не найдем ни одной строчки, чтобы Бог называл человека рабом. Рабами мы себя называем сами, по смирению.

Знаете, кто себя называл рабом Божиим в Ветхом Завете? Царь Израильский носил титул раба Божия. Но не как раб лампы из восточных сказок, а как посланник Божий. Кстати, многие пророки о себе говорили, что они рабы Божии, служители Божии.

Вопрос телезрителя из Херсонской области: «В Евангелии сказано: ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. А что нужно искать?»

– Искать нужно в том числе и свободы от того темного мира, который кроется в каждом человеке. С Божией помощью мы должны преодолевать в себе пороки, грехи, страсти. В духовной жизни нет другого, все сводится к человеку.

Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и все остальное приложится. Нужно понимать, почему Господь говорит такие слова в таком контексте. Я бы отметил, что Господь призывает нас не зацикливаться на этом земном мире. Конечно, мы все очень хотим жить. Мы же не знаем, что там нас ожидает и насколько все так, как пишут святые отцы. То, что мы видим, для нас кажется реальностью. Искать Царства Божия и правды Его – значит жить по заповедям, быть свободными, не имея оков греха.

Возьмем любой порок или страсть. Например, сколько стоит пачка сигарет сегодня? Представляете, сколько средств человек на это тратит! Он должен заработать эти средства, а потом потратить их впустую. То есть происходит бег по кругу. Это касается разных грехов и пороков: человек не может от этого освободиться, грех затягивает.

Господь нас, рабов Божиих, отпускает свободно и принимает свободно. Дьявол же, если взял человека, очень тяжело будет отпускать. И мы знаем, какие последствия люди испытывают, когда впадают в страшные грехи.

Живите, как заповедует Христос, хотя бы немного старайтесь подражать Ему. И увидите, что Господь будет потихонечку вас менять. Тогда появятся и смирение, и понимание. Это так дорого для христианина – быть свободным!

Наверное, половину или даже большую часть жизни я уже прожил. Всегда задумываешься: а если уже завтра Господь призовет? Как говорил один удивительный Владыка (не буду называть его имя): на выход, но без вещей. Когда Господь призовет меня, будет ли мне жалко терять этот мир, те вещи, к которым я привык? Вот где проверяется свобода. Дай Бог, чтобы мы, когда Господь придет за нами, действительно пошли за Ним, оставив все. Нам кажется, что все, что нам принадлежит, – наше. Но это не наше, оно обязательно перейдет к кому-то другому.

Хотел бы спросить по поводу преодоления страха. Сейчас многие испытывают страх. Может ли свобода связать страх? Как это связано между собой?

– Мы страшимся многого. Страшимся неизвестного, не зная, что будет впереди. Мы пытаемся об этом не думать и, уходя каждый день утром из дома, живем надеждой, что Господь нас вернет назад, в наш дом.

Свобода может победить страх безысходности. Мы видим этот ограниченный мир и думаем, что больше ничего не существует, что написанное в церковных книжках выдумано. То есть иногда возникает маловерие, недоверие. Отсюда рождается страх: все закончится, а что потом?.. Такие страхи бывают у людей в начале воцерковления. Но потом набираешься опыта и понимаешь, что не все так безнадежно, как кажется.

Освобождение от зависимостей в принципе дает некую уверенность в завтрашнем дне. Страхи бывают различные, но страх побеждается верой во Христа. Мы доверяем Богу свою жизнь, и не только земную, но и ту, которая когда-то начнется для нас. Вообще, я считаю, что вечность начинается уже здесь, когда мы делаем выбор: быть с Богом или без Него, быть свободными или рабами.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Послании к Коринфянам апостол Павел говорит: Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? Что этим хотел сказать апостол Павел?»

– Надо смотреть, в каком контексте говорит Господь. У Бога нет мертвых. Человеческая душа бессмертна. Для чего крестимся? Для того, чтобы преодолеть рабство греху и всему тому, что разрушает человека и делает его мертвецом.

В Евангелии есть такой сюжет, когда ученик просит пойти и похоронить отца, а Господь говорит: предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Почему Он так сказал? Неужели Господь настолько жесток, что не понимает чувств этого человека? Но Господь, наверное, видел, что это была за семья...

Мне надо обязательно посмотреть контекст, где апостол Павел говорит эти слова в Послании к Коринфянам. Не смогу сейчас сразу пояснить, чтобы не ответить неправильно.

Обрести свободу возможно благодаря знанию? Или обрести ее можно по благодати?

– Как только человек начинает все больше осознавать свою греховность, свою несостоятельность, он больше видит. Как при солнечном свете мы видим каждую ниточку на своей одежде, так и здесь: чем ближе человек к Богу своим смиренномудрием и чистотой души, тем больше он начинает видеть. И Божия благодать просвещает его. Вспомним преподобную Марию Египетскую: разговаривая со старцем, она начала говорить строчками из Библии. Господь вложил в ее сердце эти Божественные слова. Безусловно, благодать Божия просвещает наше сердце.

Мы говорим о свободе непричастности к греховному миру. Ведь Господь сотворил человека свободным, Он так пожелал. У каждого из нас есть свобода выбора. Но где заканчивается наша свобода и начинается свобода другого? Господь промыслительно изначально не создал нас рабами. Адам и Ева не боялись Отца своего. Они испугались только тогда, когда стали рабами греха. Религия возникла не на страхе, а на доверии и любви. Они понимали, что Бог – Отец, Источник всего. И мы – Его дети.

Почему они не смогли покаяться? Почему не сказали: «Прости, мы согрешили»?

– Это очень трудный вопрос. Возможно, они не были готовы к этому.

У них не было опыта греха. А у нас он есть, и мы имеем счастье покаяться в своих грехах и стать свободными.

Хотелось бы сказать еще об одном аспекте свободы. Когда посещаешь ваш монастырь, видишь разрушенные места. Все это сделали люди, которые тогда думали, что они свободны делать все. Они посчитали себя свободными. Слава Богу, сейчас в монастыре есть монахи. Сколько монахов живет в монастыре?

– Десять человек.

Эти десять человек делают очень много, поддерживается молитвенная жизнь в монастыре. Может быть, плоды той свободы будут когда-нибудь исправлены нашей свободой во Христе...

– В монастырском музее Староладожского Никольского мужского монастыря есть очень наглядная картина того, когда свобода равна вседозволенности: расстрелянная икона на фасаде храма в честь Святителя Иоанна Златоуста.

«Вставай, проклятьем заклейменный...». Кого клеймили проклятьем? Дьявола. Вот этот знак, когда свобода равна вседозволенности, – расстрелянная икона Богородицы. Она уже выцвела, ее нашли среди мусора, когда вычищали храм. Это было в то время, когда монастырь передали Русской Православной Церкви в 2002 году, 20 лет назад. И мы эту икону сохраняем как наглядный пример безумия, до которого может дойти человек.

Почему стреляли в лик Богородицы на иконе? Было больно смотреть в Ее глаза? Безбожники, когда святыни предают поруганию, всегда повреждают лик.

Свобода – это не вседозволенность. Подлинная свобода может быть только во Христе. И тогда ты становишься по-настоящему счастливым человеком, можешь свободно дышать. Ты свободен, потому что с тобой Христос. Не перестану говорить об этом.

Сейчас страшное, непростое время. Хотя, когда времена были простыми? Почему так происходит? Почему столько жестокости? Часто кажется, что люди сошли с ума и не видят очевидных вещей. Нет в них Христа. Христа для них не существует. Есть свобода, равенство, равноправие. Все эти европейские ценности... У нас в России есть то, чего уже нет там. Может быть, меня будут ругать люди, преклоняющиеся перед европейской культурой, но там нет Христа. Конечно, там есть верующие люди, но они не у власти и от них ничего не зависит. В костелах устраивают ночные клубы, храмы отдают под хостелы. Это как? Потому что нет Христа. И там нет свободы, которой может похвастаться человек, живущий в России.

Я люблю свою землю, я здесь родился. Здесь родились и жили мои предки. Я за свою жизнь ни разу не был за границей. Такое у меня внутреннее расположение: я люблю свою землю. Я жил на Дальнем Востоке. Летишь с Сахалина в Москву или Санкт-Петербург и видишь, какая великая земля дана нам, русским людям. Я очень верю, что взойдет солнце справедливости и счастья для нашей земли, если мы будем жить со Христом.

Свобода невозможна без любви. Если в нас нет любви, то и свободы в нас нет. Способны ли мы сейчас, озабоченные наслаждениями, увидеть, услышать и понять, что такое любовь?

– Помню, как Святейший Патриарх Кирилл говорил о словах своего деда, который прошел лагеря. Он говорил: «Никогда ничего не бойся». Это ведь девиз христианина. Иногда бывают такие жизненные ситуации, когда немножко не по себе, но это человеческие чувства, слабости человеческой природы. Мы не должны бояться, страшиться того, что ждет нас впереди.

Еще раз хочу сказать, мы должны хотя бы чуть-чуть быть похожими на первых христиан. Их гнали, сжигали, отдавали на съедение животным. Но они сияют на небосклоне независимо ни от чего. Мы читаем про них в храмах Божиих, пишем иконы. Когда рождается маленький человечек, его называют именем святого, который когда-то был свидетелем своей искренней веры во Христа. Тогда ведь не было ни таких церквей, как сегодня, ни догматов, была вера от слышания. Они слышали какого-то апостола, бросали все и шли за ним или на мучения. Почему русский народ так склонялся к вере христианской? Потому, что русичи, несмотря на свою жестокую языческую религию, в основном были дружелюбным народом.

Спасибо большое, отец Филарет. Благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, желаю вам быть мужественными, иметь терпение. И пусть Господь сохраняет всех нас!

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс