Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Есть в духовной жизни одно очень важное условие, без которого она становится весьма затруднительной. На всяком корабле, стремящемся преодолеть расстояние по бурному житейскому морю, должно быть кормило и должен быть кормчий. От этого в нашем языке появилось слово – «окормление» («окормлять», «духовное окормление»). Это связано именно с кормилом, когда за руль держится кормчий и направляет движение корабля в нужную сторону.
В практике Православной Церкви есть такое понятие, как духовничество. Высокое имя, высокое звание – духовник. Хоть мы его и употребляем в просторечии, но все-таки мы ожидаем от этого человека особых даров. По сути, чтобы через него Бог тебе говорил Свою волю. Воля Божия доходит до человека опять же при определенных условиях – если он ее ищет, если готов ее воспринять. Во взаимоотношениях окормляемого и окормляющего первая роль – у вопрошающего. Важно, чтобы в жизни был духовный авторитет, который сам стремится жить по-Божию, по отцам Церкви, и у которого, в свою очередь, тоже есть свой кормчий.
Сначала, приходя в храм, мы ищем, с кем бы посоветоваться. Обычно это происходит на душевном уровне, находится священник, с которым мы обсуждаем сначала житейские вопросы, потом начальные церковные, и постепенно, с годами может сложиться такое доверительное общение, когда этот священник для тебя становится духовным авторитетом, и при возникновении сложных ситуаций выбора у тебя уже есть тот, кто может за тебя помолиться Богу, за тебя переживает, ты можешь поговорить с ним по душам. Это очень дорогого стоит.
В наш век самости, абсолютного непослушания, безумной гордости важно, чтобы был якорь, и чтобы у руля был кормчий. Я очень благодарен Богу, что в моей жизни так получилось: когда я только пришел в Церковь, увидел первого священника, познакомился и по-простому попросил: «Будьте моим духовником», а он по-простому сказал: «Хорошо». Уже 30 лет я живу милостью Божией внутри Церкви, я знаю, что есть человек, который обо мне помнит, через которого Господь за мной приглядывает, который молится, к которому я всегда могу обратиться за советом. И всегда, когда я задавал какие-то серьезные вопросы, Господь через него открывал Свою волю. Это настолько дорого, что хочется пожелать всем, чтобы в вашей жизни был духовник, который бы за вас переживал, как отец за свое чадо, молился и с которым можно было бы просто по-человечески посоветоваться. Это важно, но для этого необходима зрелость или стечение обстоятельств, в которых присутствует Промысл Божий. Пусть каждый корабль, который выходит из гавани, управляется добрым кормчим.
Важнейшая духовная добродетель в наше непростое, смутное, тревожное время – способность рассуждать, что есть добро и зло, и выбирать добро. Это, по мысли преподобного Антония Великого, называется мудростью. Не просто теоретически разбираться в каких-то нравственных предметах, а уметь делать сердечный волевой выбор в сторону добра. И, как всякая добродетель, она приобретается с навыком.
Несколько раз замечал такое. Например, человек приходит к психологу, в жизни которого случилась какая-нибудь трагедия (допустим, собственный корабль семьи потерпел крушение). Конечно, можно говорить о профессионализме, о том, что, заходя в кабинет, он свое личное отключает. Но насколько эта история не затрагивает его глубинной сущности, его природы, если самое главное дело в жизни, данное человеку, претерпело неудачу? Не накладывает ли это подспудный отпечаток на профессиональную деятельность, когда, например, в разговоре с клиентом, в семье которого есть сложности, конфликтность, психолог советует какие-то вещи? Здесь также очень важна рассудительность. Потому что психолог дает совет, но ответственность за свою жизнь и решение принимаешь ты сам.
Сейчас появилось очень много разных курсов, обучающих семинаров, где люди грамотно, убедительно, красиво и очень уверенно говорят какие-то истины. И ты можешь это воспринять и начать свою жизнь, как топором обрубать: вот этот сказал так-то, а этот сказал так-то. Но жизнь-то твоя, и ты растишь дерево в собственном саду, своими руками, и плоды потом тебе придется с этого дерева собирать, или оно погибнет.
Эта добродетель приобретает очень важное значение. А как ее в себе развивать? Просто у каждого человека в жизни есть шкала, система координат. Слово Божие, Евангелие – это то, что непреложно, абсолютно истинно, исходит из Бога и просвещает всякого приходящего в мир. Слово Божие очищает наш ум от всяких предрассудков, штампов. И, следовательно, если мы хотим научиться рассуждению, наш ум, как сказал преподобный Серафим, должен плавать в Евангелии. Мы настолько должны пропитаться Евангельским духом, что интуитивно, когда встречаем какой-то совет, может быть, оформленный правильно, но по сути ложный, наша внутренняя система безопасности должна просигнализировать на уровне интуиции, совести, что надо об этом подумать, не надо это сразу принимать и действовать.
Это важнейшее дело, над которым нужно работать. Нужно свой ум, свое сердце, свою волю оттачивать в Евангельском духе. Тогда жизненных ошибок будет меньше.
Помогай нам всем Господь!
Записали:
Максим Заливакин
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-28-09;
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-29-09-
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.