Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1171) → Протоиерей Андрей Канев: Борьба с гневом. Часть 4. Без терпения и труда результата не будет

Протоиерей Андрей Канев: Борьба с гневом. Часть 4. Без терпения и труда результата не будет

№34 (1171) / 5 сентября ‘22

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (2019 г.) – №45–46 (2021 г.), №2–7, 26–31, 33 (2022 г.)

Сегодня 86-я встреча в рамках большого цикла, первая часть которого состоит из огласительных бесед, а вторая часть – из маленьких циклов, посвященных борьбе с той или иной страстью. Это не абсолютная инструкция, а основные направления, на что нужно обратить внимание.

Мы продолжаем изучать борьбу с гневом. В прошлый раз рассматривали то, как святой преподобный Авва Дорофей писал о борьбе с гневом. Речь шла о том, что проявления гнева не сразу сильные. Они бывают сначала в виде помыслов, чувств. Преподобный выделяет стадии развития греха и сравнивает их с разведением костра. Сначала разводят маленький огонечек, потом добавляют небольшие ветки, затем большие, следом дрова, и это уже огромный костер. А в конце остаются угли. Авва Дорофей пишет, как ту или иную стадию различить и как с ней бороться.

После выхода той передачи многие написали мне свои наблюдения о том, что это у вас не получается. Скажу честно, и у меня не получается. Зачастую мы торопимся, хотим быстрого результата. Вместо поиска ответа в энциклопедии, обращаемся в «Google». И вдруг сталкиваемся с правдой жизни: вроде боремся со страстью, но, когда оскорбил коллега, тут же вспышка гнева. И кажется, что ничего не получается.

Для успешной борьбы со страстями нужно запастись терпением. Результат не будет моментально. Люди по характеру и темпераменту очень разные: одни спокойные, другие гневливые. Но и у тех, и у других бывают проявления гнева. Конечно, спокойному человеку требуется затратить меньше сил, чтобы привести себя в порядок, а гневливому больше. Но это не означает, что один или другой становится ближе к Богу. Тот, кто спокоен, борется с другими страстями. Это может быть чревоугодие, блуд, уныние – все что угодно. А у вспыльчивого на первом месте будет гнев, который сопровождает гордыню и другие страсти. Какими мы бы ни были сейчас, гнев проявляется у всех. Без терпения ничего не получится. Никакую страсть не победить моментально. Это одно из основных правил борьбы.

Чтобы получить среднее образование, нужно закончить школу. Не получится в первом классе получить аттестат. Должны пройти годы обучения. Человек обучается, сдает экзамены и получает документ об образовании.

Если посадили картофель, тоже нужно запастись терпением. Не нужно вести себя как Карлсон, который посадил семечку и каждый раз, прилетая к Малышу, откапывал ее и удивлялся, почему ничего не выросло. Это смешно. Но почему по отношению к духовной жизни мы делаем то же самое? Мы хотим мгновенный результат, хотим чудес, как бы вынуждаем Бога: «Дай нам, что хотим».

Захотел человек стать кротким, но сразу ничего не получится. Это целый процесс, за один день ничего не произойдет. Но это не означает, что не нужно вообще ничего делать.

Как стать кротким, если мы даже не понимаем, что это значит? Часто под кротостью понимается какое-то тряпкообразное состояние. Кротость – это не тряпка, которую мы стелим под порог, и все, кто хочет, вытирают об нее ноги. Это совершенно другое. Я не понимаю правил духовной жизни, но хочу результата. Так не выйдет. Должно быть терпение.

И это не такое терпения, что человек надулся, молчит и терпит. Терпение связано с трудом. Мы об этом говорили в прошлый раз. Это должна быть молитва, какое-то действие примирения с обидчиком, пусть даже, на наш взгляд, он не прав. Кто первый успел помириться, тот и молодец, тот и сильней, тот и ко Христу сделал еще один шаг. Авва Дорофей пишет, что труд состоит из терпения, молчания, настоящей молитвы, дарующей спокойствие. Потом появится обязательно злопамятность, когда лукавый при виде обидевшего нас снова подбрасывает нам воспоминания об обидах. И снова нужно бороться и трудиться. Иногда человек бывает невнимательным по разным причинам и может сделать ошибку: не увидеть процесс развития страсти и разгневаться.

Вы пишете: «Гнев возникает сразу». Нет, всегда бывают все стадии. Другое дело, что мы не замечаем этого в себе. Болячка развивается, а мы не видим. Да, она не обязательно развивается долго. Начальник несправедливо отругал, и я тут же вскипел. Но процесс развития страсти все равно состоялся: сначала была мысль, потом зажглись чувства, потом они вылились в слова и дела. Все стадии пройдены. Мы порой не замечаем их, но они есть.

Итак, для борьбы со страстью нужны терпение, труд и время. Должно пройти время, может быть, десятилетия. Сколько Господь нам даст на земле прожить – все это время нужно бороться. Страсть гнева очень коварная. Сегодня она может притвориться уснувшей, а завтра проснуться с новой силой. Если есть терпение, труд и время, только тогда может быть результат. Но кто дает результат? Господь. Так что в борьбе со страстями еще нужна Божия помощь.

Казалось бы, элементарные истины. Но в практической приходской жизни я сталкивался с одним общим «заболеванием», когда человек приходит с опущенными руками. Он перестает бороться, не хочет этого делать, говорит: «Я попытался, но не получилось». Главное в этой фразе местоимение «Я», его нужно писать с огромной буквы. «Я потужился, не получилось – все, бросаем бороться». Ничего подобного.

От нас зависят терпение, труд и время, а результат зависит от Бога. Господь видит, что человек искренне борется, старается, падает и встает, или на коленках к Нему ползет, пытается вставать и молиться. Он обязательно получит помощь. Господь обещает это в Священном Писании. Он не говорит, что бросил нас. Он говорит: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Нужно бороться с терпением и трудом. Слово «труд» имеет двоякое значение: и то, что это дело тяжело, и то, что его нужно старательно производить. Да, будет тяжело, и безусловно, нужно будет приложить старания.

Терпение, труд и время зависят от нас, а результат от Бога. Со временем у человека будет такое состояние, что он все равно будет себя видеть разгневавшимся, но это будет внутри. Если раньше он гневался сильно, то потом это будет только внутри. Совсем другое состояние. Если мы получаем опыт терпения и труда, то со временем приходит истинный опыт наблюдения за собой. Он рождается только так. Если бы мы захотели и тут же получили Божию помощь, то легко бы ее потеряли. Мы это знаем по нашей обыденной жизни: если что-то легко получишь, легко и потеряешь.

Мы в начале пути, и в этом нет ничего страшного. Как действует покаяние? Покаяние очищает. Сначала у нас появляются помыслы, потом рождаются чувства, потом слова и дела, и только потом покаяние. Помыслы и чувства – это внутренние проявления, слова, дела. Покаяние – внешние. По уровню проявления страсти сначала идет самое легкое, потом посерьезней, потом еще серьезней. Когда мы собираемся на Исповедь, подводим итог и видим в основном свои грубые дела, очень редко видим слова, еще реже чувства. А помысли вообще не замечаем. Мы идем на покаяние, и наши слова и дела обнуляются. Святые отцы пишут, что с чувствами и помыслами легче бороться. Когда ты только почувствовал появление огорчительных и гневных помыслов, когда опечалился от слов ближнего, нужно сразу бороться. Это будет гораздо легче. Зажженную спичку легче потушить, чем костер. Бороться с помыслами и чувствами нужно так же с помощью покаяния. Но не в виде таинства в храме, а внутренним покаянием, молитвой, раскаянием перед Богом.

Это гораздо легче, но мы и этого не умеем. Неужели для нас закрыта возможность очиститься от этой страсти? Нет. Даже если мы заметили грубые дела и слова и искренне раскаемся в этом, примиримся с ближним и будем молиться о прощении еще до Исповеди, то это тоже будет очищено. Душа будет очищена. Страсть не исчезнет, с ней придется бороться дальше, но те болячки, которые вышли, будут исцелены. Сама страсть нет. Господь оставляет нам страсти, чтобы мы продолжали бороться и получать опыт. Если со временем человек продолжает трудиться, то начнет замечать не только свои дела, не только грубые вещи, когда он кого-то ударил или грубо высказал что-то сослуживцу, но и свои чувства. А потом со временем научится замечать даже помыслы. Тогда эта борьба будет легче.

О чем авва Дорофей говорит? Нужно пройти этот путь. Именно трудясь, на это нужны время, искренний труд и терпение. Поэтому давайте настроимся не паниковать, что сегодня разгневались. Я вам давал задание понаблюдать за собой, очень надеюсь, что вы это делаете. Попробуйте вести дневник, когда разгневались, что, как получилось, получается ли замечать чувства. Они же наши, они яркие. Бывают более тонкие страсти − нужно разбираться. Уныние, например, не проявляется в виде конкретного яркого чувства − это очень специфическая страсть. А гнев сразу заметен. Давайте понаблюдаем, как у нас проходит день, как эта страсть проявляется и со временем будем замечать. Поэтому не опускаем руки, боремся.

По поводу того, какая должна быть молитва. Я взял у аввы Дорофея. Молитва такая: «Боже, помоги брату моему и мне, ради молитв его». В этой молитве целый духовный урок. Вроде простые слова. Получается, Господь заповедует нам в Евангелии молиться о врагах. Ведь враги − это не обязательно фашисты. Враги − те, кто нам каким-то образом мешает. Мы должны о них молиться, и нужно понимать, что эта молитва нужна не им, а нам. Мне нужно молиться о моих врагах, чтобы я на них не обижался, прекратил их ненавидеть, гневаться на них. Молитва − огромное, сильное средство борьбы с гневом. О чем авва Дорофей говорил? В чем здесь урок? Обращение Господа: «Помоги брату моему». Не обязательно мой родной брат. Под братом он имеет в виду монахов, но мы живем не в монастыре, а в миру. Помоги моему сослуживцу, родственнику, папе, маме, брату, сестре, дяде, тете, неважно кому, настоятелю моему. Здесь проявляются сочувствие, сострадание. Мы тоже в этой молитве пытаемся научить себя, свое сердце принять, что наш ближний такой же немощный, как мы, так же нуждается в помощи Божией, в прощении, спасении.

«Помоги брату моему и мне». Здесь проявляется сочувствие, сострадание, мы в молитве пытаемся научить себя, свое сердце принять, что наш ближний такой же немощный, как мы, также нуждается в помощи Божией, прощении, спасении. «Помоги брату моему и мне ради молитв его». Не за мои заслуги, не потому что я такой замечательный, не потому что я передачу на телеканале «Союз» посмотрел, а ради молитв его. Мы, получается, себя ставим ниже, а ближнего своего, который нас обидел, ставим выше себя. Тем самым это определенные уроки смирения. Это одно из важных состояний борьбы с гневом.

Вы можете сказать: «Мой начальник − неверующий, он обо мне не молится и, соответственно, эта часть не работает. Она будет неестественна». Правильно, молитва − это не какой-то заговор, не рецепт, который нужно выполнить от и до. Молитва − это живое обращение к Богу. Если, допустим, наш сослуживец неверующий или иноверный, или вообще атеист, или язычник (это не так важно) − в реальном мире живем, а не в стерильном. Мы говорим: «Боже, помоги сослуживцу моему и мне по великой милости Твоей». Тут мы полностью Богу доверяем свое спасение. «Помоги брату моему». Он все равно враг − напакостил, натворил что-то мне, неприятности какие-то устроил. Мы не говорим «врагу моему помоги», а «брату моему, близкому моему». Так что не только для монахов эта молитва написана, можно ее употреблять всем.

Есть еще одна специфическая особенность гнева. Она связана с тем, что мы привыкли потакать своим страстям. Например, начинается пост, а тебе чего-то хочется непостного, но ты все-таки себя ограничиваешь, и начинает появляться раздражительность. Привык в ютубе сидеть с утра до вечера, а в пост говоришь: не буду. Душа твоя говорит: пойдем, посмотрим, что такого-то. А ты говоришь: нет, не буду, я пообещал, пост. Что начинается? Раздражительность, правда? Много разных проявлений страстей, которые именно так выходят. Почему появляется раздражительность? Она появляется от начала борьбы. Потому что страсть заскучала, ей хочется напитаться. Душа, отравленная страстью, хочет получить впечатления. А человек, волевым усилием, основываясь на вере, желании очиститься, послужить Христу, не делает то, что просит страсть, соответственно, это рождает раздражительность. Мы должны это знать. Это не совсем страсть гнева, природно-развитая, а то, чем страсти вызывают внимание к себе, чтобы мы их утешили, насытили. Как, допустим, поймали хищного зверя и какое-то время не кормили его − он вообще озвереет. Так же себя ведут страсти. Раздражительность не от того, что мы сами по себе гневливы, а пробуждается от начала борьбы.

Соответственно, что надо делать? Не кормить эту страсть, чтобы успокоилась. Возвращаемся к четырнадцатому пункту: снова начинаем терпеть. Терпение с чем связано? Неудобство какое-то − нужно волю в кулак, держимся и терпим. Также и здесь − не даем выхода раздражительности, страсти, терпим, трудимся с молитвой, помним, что покаяние работает на всех уровнях проявления страсти и трудимся дальше. В этом заключается смысл этой борьбы.

Авва Дорофей делится духовным секретом, как побороть гнев. Говорю своими словами (там красивее все сказано, вы можете почитать): не превозносись над ближним и не будешь гневаться. Тем самым нам показывают, что основа нашего гнева против ближнего (близких имеется в виду) лежит в страсти гордости. Ведь превозношение − это гордыня. Если будем продолжать на кого-то гневаться, то сразу должны понимать, что это у меня еще и превозношение идет. Я посчитал возможным, что он ниже меня, поэтому должен его унизить, поставить на место, воспитать и так далее. Особенно, когда у меня нет таких функциональных обязанностей по службе или по работе. Обязательно это будет страсть гордости. Отсюда и зависть, и гнев, и осуждение, от которого мы все маемся. Об осуждении позже поговорим отдельно. Возможно, этому нужно будет посвятить целую передачу. Хотя корень в гордыни − если гневаемся, обязательно у нас есть гордыня. Обратите внимание на это.

Также имеется у нас святоотеческий совет: ты сам виноват в своем гневе. Как легко начать кого-то обвинять: не я виноват, меня вынудили, задели, сказали какие-то грубости, не обслужили как мне хочется, нехорошо относятся и так далее. Все виноваты вокруг − я ничего себе, нормальный, а они вынудили меня гневаться. Если мы будем идти таким путем, то никакой гнев никогда не победим. Это будет то же самое превозношение: я хороший, а эти «поросята» вынуждают меня вместе с ними лежать в их «болоте» и «хрюкать». Поэтому основа основ борьбы со страстями − я виноват сам в своих страстях, я их кормлю. Это те самые «поросята», которые в моей душе живут, «хрюкают», питаются, я их кормлю, они толстеют, а я говорю, нет, это все близкие мои виноваты. Нет, ничего подобного. Я сам виноват. Это честный подход к борьбе со страстями. Я виноват − сам отвечаю.

Есть еще такое желание у людей, которые пытаются начать бороться со страстями, – куда-нибудь убежать: в тихую деревню из города, из деревни куда-нибудь на край деревни, в лес. Там хорошо, никто не лезет, телефон не звонит, по вацапу не мучают, на электронную почту ничего не посылают, никто не беспокоит, ты борешься, живешь духовной жизнью. А оказывается все не так. Святые отцы, которые прошли этапы борьбы и в общежительных монастырях, и в уединении духовном, говорят нам − не обманывайтесь. «Не бегай от людей». Почему? Потому что, если ты убежишь от людей, то эта страсть будет все равно проявляться, − будешь гневаться на вещи, на что-то другое. А люди − это орудия Божии, с их помощью Господь показывает нам, что в нас есть. Мы бежим от орудия, которое помогает нам. Давайте вспомним спортсменов: есть тренажер для накачивания силы. Представьте, спортсмен скажет: «Нет, я не буду заниматься, убегу от него». Он не будет сильным, потому что не использует этот самый тренажер. Так же и здесь, в духовной жизни: смысла бегать нет. Не надо специально идти и говорить: «Давайте, плюньте на меня, оскорбите». Это странно для нас с вами будет − какие-то высокие подвиги. Но думать, что я убегу и там начнется духовная жизнь, − ничего подобного. Сейчас, сегодня ведется наша духовная борьба и духовная жизнь.

Спасибо за внимание, отзывы, вопросы, которые вы присылаете. Желаю вам Божией помощи. Желаю помнить, что эти пункты должны у нас в сердце лежать, в памяти. Не опускаем руки, боремся и помоги нам Господь. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс