Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (1170) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Дело в руках, а молитва в устах

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Дело в руках, а молитва в устах

№33 (1170) / 1 сентября ‘22

Беседы с батюшкой

Отец Мелхиседек, как всегда, поступило много вопросов, и все они жизненные. Но прежде хочу сказать, что у меня есть приятное поручение. В этом году я совершила небольшой речной круиз Москва – Нижний Новгород – Чебоксары – Кострома – Ярославль – Свияжск – Углич. Рекомендую всем. Поняла, что мы совершенно ничего не знаем о собственной стране, о своей земле. Думаю, берег турецкий нам не особо нужен, особенно в наше время.

Во-первых, река умиротворяет. Все наши города так или иначе связаны с Православием, с православными храмами. Экскурсоводы обязательно поведут вас в храм, в монастырь. В Казани мы посетили монастырь, где была явлена икона Пре-святой Богородицы «Казанская». Были в Городце, где почил благоверный князь Александр Невский. Все это, конечно, впечатляет, умиротворяет и вдохновляет.

Мы посетили Углич – этот город я безмерно люблю. Остановились там в день пророка Илии. Я подумала, что зайду в храм, который очень красиво смотрится с пристани. Мне сказали, что в этом храме в Ильин день всегда собираются десантники на Литургию, потом они идут крестным ходом. Это уже традиция. Я решила, что зайду обязательно в храм, помолюсь, подам записки, поставлю свечи. Зашла в храм – и меня узнали прихожане. Естественно, стали говорить про Вас, про нашу программу, про «Беседы с батюшкой». Очень просили Вам кланяться, сказали, что смотрят наши программы с удовольствием. Очень Вас любят и ждут в Угличе… Вам просили передать небольшой календарик с изображением храма славного города Углича. Это храм в честь Святых Мучеников Флора и Лавра. С удовольствием передаю Вам этот календарик...

– Спасибо! С благодарностью принимаю.

Осталось дело за малым: они просили уговорить Вас приехать в Углич.

– Начало положено.

Думаю, батюшка, мы вместе с Вами съездим в этот замечательный древний город...

– Я несколько раз там был.

Теперь перейдем к вопросам. Как говорится, от приятного – к полезному.

Первый вопрос: «Как пережить утрату близкого человека – мамочки? Какими должны быть мысли? Со смирением принимать волю Господа не всегда удается».

Думаю, многие из нас разделяют чувства задавшего вопрос. У многих из нас ушли бабушки, дедушки, мамы, папы. Мы, конечно, грустим, и очень много лет не отпускает грусть. Что Вы посоветуете?

– Это случается в каждой семье. Вообще, смерть – это наша жизнь в том смысле, что этот безусловный этап нашей жизни мы не минуем. Остановиться на смерти нельзя. «Смерть есть к жизни приближенье, к жизни той, где смерти нет» – эти слова написаны на могильном памятнике моей мамы, бабушки (там стоит общий памятник). Мы же православные христиане. Почему печаль, уныние, недоверие Богу? Потому, что нет искренней веры в бессмертие и жизнь будущего века.

Федор Михайлович Достоевский сказал, что без веры в будущую жизнь своей души и ее бессмертие жизнь бессмысленна, бесцельна и пуста. Мы же каждый день произносим: чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Будет жизнь. Мудрые греки говорили: наша жизнь – не только здесь.

Когда были похороны моего друга и собрата отца Александра Мишина, я ходил по кладбищу в Ясеневе, читал эпитафии. Есть очень много мудрых мыслей. В том числе увидел такую надпись: «Со смертью тела не все кончается». На это мы должны рассчитывать, должны это понимать и принимать.

Конечно, маму потерять тяжело, потому что это самый дорогой человек в жизни. Но мы никогда не должны допускать мысли, что это не вовремя или какая-то ошибка. Нет, пришел день и час, и воля Божия родиться для вечности.

В храме ко мне постоянно подходят люди и говорят: «Батюшка, помолитесь: умер муж». Или: умерла мама, умер отец. И все говорят: умерли. Я всегда поправляю: «Не умерли». Сразу неожиданный взгляд: «Как не умерли?» Они не умерли, а родились для вечности. И у людей сразу немножко переформатируется сознание.

У нас же бессмертная душа. Почему же такой трагизм? Епископ Феофан Затворник писал, что не поплакать нельзя, мы же состоим не только из души, но и из тела. Мы жалеем, переживаем – все это правильно. Но все должно растворяться надеждой и верой, что у Бога всего много и будет жизнь будущего века. На этой мысли надо останавливаться.

В доме нам все напоминает об ушедшем человеке: вещи, одежда, фотографии, от этого никуда ни денешься. Но нельзя на этом останавливаться. Если на тебя нахлынуло воспоминание о близком усопшем человеке, преврати это в пользу себе и ему. Каким образом? Возьми Евангелие, прочитай главу и скажи: «Господи, упокой душу усопшего раба Твоего (имя)». Это успокоит. Мы – душевно сообщающиеся сосуды. Это передается на небо в том числе. Евангелие – самое легкое, с чего можно начать. Можно прочитать Псалтирь, хотя бы один псалом. Можно прочитать тридцать раз Иисусову молитву, как советовали Оптинские старцы. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных» – и в уме держать имена своих сродников, за кого хочешь помолиться. И почувствуешь успокоение.

А у нас наоборот – тоска, слезы, ропот: мол, все это не вовремя, что я теперь буду делать, кто же мне будет помогать, где же забота, попечение... Человека этим не вернешь. Зачем тогда это? Начался новый этап жизни для тебя. Жить все время в прошлом – это не жить настоящим… Поэтому принимаем волю Божию, благую, угодную и совершенную.

Следующий вопрос. Человеку посоветовали обратиться к психологу из-за проблем в личной жизни. Психолог сказал (цитирую): «Вам придется бороться с религией, она мешает работе с психологом». Человек спрашивает, как быть. Он пишет, что даже и батюшка посоветовал обратиться к психологу. А психолог сказал, что надо сначала с религией бороться.

– Батюшка, наверное, посоветовал не к этому конкретно психологу, а вообще.

Сейчас появляются православные психологи...

– Один знаменитый старец рассказывал, что имел продолжительную беседу с двумя психологами и понял, что им срочно требуется психиатр.

Ценно иметь собеседником приходского священника, который разделяет наши проблемы, переживания, мысли и знает нас изнутри, у которого мы уже несколько раз были на Исповеди. Конечно, сложно назвать его в полноте духовником. Но любой приходской священник может стать духовником.

Это как и с врачом: когда мы несколько раз побывали у участкового врача, он уже помнит нас, нашу историю болезни, и ему легче с нами общаться. Поэтому решайте проблемы со своими духовниками, приходскими священниками. Я не говорю, что нет опытных психологов, но я лично встречал обратное.

Помню, приехала ко мне одна семейная пара, мы пообщались, и на поверхность вышла проблема – эгоизм с обеих сторон. Он хочет услышать, чтобы она менялась, а она хочет услышать, чтобы он менялся. Именно это они хотят услышать от психолога. Они назвали мне фамилию, имя, отчество семейного психолога, к которому собрались идти, и, услышав фамилию, я вспомнил, что это прихожанка нашего храма, сама не сумевшая сохранить семью. Она – семейный психолог. Конечно, может быть, по своим ошибкам и можно что-то советовать. Но давайте все-таки слушать тех, кто прожили вместе много лет, с пути не сбились, ничего не испортили, свои души не разбили.

Зачем что-то спрашивать у летчика, который сам упал? Он скажет: «Вы так не делайте». А как правильно лететь-то?.. Упасть так, что потом костей не соберешь, достаточно один раз.

Сказать, что надо с религией бороться, – это несерьезно. И ходить к такому психологу совсем нельзя. О чем с ним беседовать?

– Однозначно. У нас никогда такого не было, чтобы кто-то посторонний давал советы. У нас есть Евангелие, есть творения святых отцов, письма Оптинских старцев, отца Иоанна (Крестьянкина), старца Паисия. Все разжевано. Помню, мне архимандрит Венедикт говорил: исполняй то, что знаешь, – и откроется то, чего не знаешь.

Люди хотят найти какой-то суперсовет, такую рекомендацию, чтобы все поменялось в один миг, причем чтобы они сами ничего не делали.

Вспоминается история из патерика. Приходит ученик к старцу и говорит: «Отче, позволь мне жить с тобой и научи меня путям Божиим». Старец открывает Псалтирь и начинает читать: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных… Оборачивается – а ученик куда-то пошел. Возвращается этот ученик через полгода. Старец в недоумении на него смотрит и говорит: «Мы с тобой вроде начали путь спасения. Я прочитал тебе только первую строчку из Писания – и ты исчез. Куда?» Ученик ответил: «Авва, я пошел это исполнять».

Отцы говорят, что под «советом нечестивых» понимается не только внешняя мирская греховная жизнь, но и когда человек учится не принимать греховные или душевредные помыслы, контролировать свои мысли и посвящать ум свой Богу. И ученик пошел это исполнять.

Я вырос и пришел к вере в советское время, духовной литературы тогда было мало. В 1980 году духовник подарил мне «Лествицу» Иоанна Лествичника, но текст был напечатан на пишущей машинке на папиросной бумаге, и это был седьмой экземпляр. Машинка тогда пробивала пять экземпляров, и даже пятый экземпляр был почти нечитаемым. А у меня был седьмой!

И вот ты читаешь одну и ту же книгу, все время находишь что-то новое, но когда пытаешься это исполнить – ничего не получается. Потом идешь к духовнику и понимаешь, что труд по исправлению самого себя – на всю жизнь.

Старец Паисий говорил: все ругают Церковь, духовников, епископов, митрополитов, духовенство, сотрудников храма или православное телевидение, газеты. Знаете, что надо сделать, чтобы исправилась Церковь, которую ругают? Исправь одну клетку в этом организме – самого себя – и положишь начало оздоровлению и исправлению Церкви. То есть начни с себя. Поэтому давайте не к психологии обращаться, а начнем Евангельский путь, насколько это возможно.

Замечательный совет! Следующий вопрос жизненный: «Скажите, как быть, если жених злоупотребляет алкоголем? Решил совсем не пить, но у него ничего не получается. Ему посоветовали съездить к бабушке, которая якобы лечит. Я была против, но он не послушал и поехал. Что делать? Как молиться? Как вообще быть?»

У меня ответ есть. Но, боюсь, у Вас, батюшка, ответ другой.

– Любовь Сергеевна, это же женщина задает вопрос – ответьте ей. Что вы думаете?

Я человек достаточно резкий и считаю, что, если человек пьет до брака, не думаю, что есть смысл связывать с ним жизнь. Я не уверена, что вступление в брак что-либо поменяет. Алексей Ильич Осипов совершенно правильно говорит, что раньше всегда смотрели на поведение жениха, на поведение невесты, кто родители.

Расскажу случай. Были в свое время купцы Носовы (из староверов), они очень много занимались благотворитель- ностью. И Павел Рябушинский – известный предприниматель, тоже из староверов. Так вот, один из сыновей Носова захотел жениться на дочери Рябушинского, но семья была категорически против. Потому что у отца, Павла Рябушинского, это был второй брак. Представляете, у староверов, которые жили кланами, семьями! Но сын все равно женился. Когда они поженились, отец жить с ними не захотел: отдал им особняк, а себе построил новый. Вот такие были строгие правила.

Что Вы ответите этой женщине?

– Приведу такой пример. Бывает, хочешь купить ботинки, нравится модель, а они жмут. Какой бы красивой ни была модель туфель, вы никогда их не купите, если они жмут. Покупать в надежде, что разносятся, не имеет смысла – такого не бывает.

Если в самом начале отношений, когда у него еще есть какая-то мотивация понравиться своей девушке, он не может решиться и бросить пить, чего же он добьется, когда пропадет всякая мотивация? Тогда этого не будет тем более. И добавится еще и разочарование в браке.

И в результате развод.

– Старец Зосима говорил: «Был бы огонек, а мотыльки налетят». Огонек чего? Огонек целомудрия, доброты и веры. Если даже не встретится по жизни другой человек, то в Царстве Небесном не женятся, замуж не выходят, но пребывают как ангелы на небесах. Ничего страшного; живите и добро творите, заботьтесь о родных и близких. Раньше были многодетные семьи, замуж выходила сначала старшая сестра, потом средняя, а если до младших дело не доходило, они становились замечательными тетками, помогали старшим сестрам с детьми.

Поэтому я не советовал бы... Но нужно продолжать молиться: «Господи, пошли спутника для жизни для спасения моей и его души». Потому что главная цель в браке – помочь друг другу быть ближе к Богу, Церкви и людям.

Вопрос: «Грех ли говорить: ˮГосподи, Боже мой!ˮ? Заметила, что начала иногда так говорить. Что нужно делать, чтобы это не вошло в привычку?»

Да мы всегда так говорим: «Господи, Боже мой!»

– Мы постоянно говорим: Господи, помоги! Господи, благослови! Господи, благодарю!

Что такое молитва? Это возношение ума к Богу. Молитва – беседа человека с Богом. В чем эта беседа? В чем угодно. Василий Великий говорит: благодарение, исповедание и прошение. То есть: поблагодари Бога, исповедуйся Ему и что-то попроси. Форма может быть разной, лишь бы от сердца, со вниманием и от души.

Дело в руках, а молитва в устах.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс