Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (1170) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Как реагировать на вызовы времени?

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Как реагировать на вызовы времени?

№33 (1170) / 1 сентября ‘22

Архипастырь

Владыка, телезрители периодически предлагают нам темы, которые мы когда-то уже обсуждали, но, по-видимому, они не теряют своей актуальности. Сегодняшней нашей передаче я дал название: «Вызовы времени». Предлагаю поговорить о таких вызовах, как биометрический паспорт и другие достижения человечества, пугающие православных христиан. И первый вопрос: стоит ли православному человеку получать паспорт с биометрическими данными?

– Я должен сказать, что биометрические паспорта входят в нашу жизнь, как вошли в нашу жизнь, скажем, штрихкоды, которые тоже напрягали и напрягают многих людей, но без них сейчас уже не обойтись. Мы покупаем билет на электричку, в магазине покупаем шоколадку, а в церковной лавке молитвослов, и на всех этих покупках можем найти штрихкоды.

Когда мы выходим на улицу, должны забыть о своей частной жизни, потому что, особенно в больших городах, буквально на каждом шагу установлены видеокамеры, с помощью которых можно отследить каждый наш шаг, увидеть, кто и в какое время вышел из подъезда своего дома, куда он направился, какие учреждения или магазины посетил.

Более того, в настоящее время мы имеем неких шпионов и у себя дома, потому что у каждого из нас есть мобильный телефон – это техническое устройство позволяет нам оперативно связаться с нужными людьми, но это и своего рода фиксатор нашей жизни.

Кроме того, современные гаджеты используются не только для того, чтобы кому-то позвонить или отправить сообщение. На многих телефонах установлены программы, позволяющие нам, например, определить количество шагов, что мы сделали за день, контролировать работу нашего сердца и вообще состояние нашего здоровья. И, конечно же, с помощью гаджетов собираются определенные данные о человеке, которые аккумулируются в виртуальном пространстве.

Биометрические данные – это лишь одно из многих явлений, дополняющих общую картину глобализации и цифровизации мира в целом, что, по сути, делает человека абсолютно обнаженным, открытым перед всеми, а значит, и более уязвимым.

Мне кажется, что в настоящее время запретить это уже невозможно, потому что без этого уже никто не может обойтись. Когда -то все эти нововведения преподносились как благо для человека.

Скажем, когда устанавливали видеокамеры, никто не предполагал, что главной их целью станет отслеживание частной жизни людей. Эти камеры устанавливались якобы с целью борьбы со злоумышленниками, преступниками. Но в конечном итоге все это позволяет миру развиваться в том направлении, когда он превращается в один большой концлагерь, где каждому присваивается определенный код, номер, с помощью которого очень легко отследить любого.

Мы недоумеваем: «А чего за нами следить? Мы же никакие не злоумышленники, наша жизнь открыта». Так может быть только до тех пор, пока мы действительно никому не нужны. Но ситуация может измениться – к власти может прийти правительство, которое будет бороться с Православной Церковью.

Нам это кажется совершенно немыслимым, но посмотрите, что делается сейчас на Украине, где вместо истинной Православной Церкви создали некую подделку, имитацию Церкви – так называемую ПЦУ, куда насильно загоняют верующих, а тех, кто сохраняет верность канонической, а значит, истинной Православной Церкви, подвергают всевозможным гонениям. Конечно, при современном развитии технологий отследить таких людей и применить к ним меры воздействия значительно проще.

Если вдруг создаются такие условия, когда человек либо группа людей становятся неугодными сильным мира сего, расправиться с ними либо включить их в орбиту своих определенных интересов значительно проще, поэтому все это не может не настораживать.

Но я ни в коем случае не считал бы это равнозначным принятию человеком, скажем, антихристовой печати. А ведь некоторые считают, что, если воспользоваться какими-то вещами, на которых нанесен штрихкод, это означает, что они приняли печать антихриста. Конечно же, это не так, но, если нет острой необходимости заменить обычный паспорт на биометрический, лучше этого не делать.

С другой стороны, если все же есть нужда в биометрическом паспорте, в этом нет ничего греховного. Если человек в этом отношении занимает такую категоричную и последовательную позицию, тогда он должен отказаться от использования и компьютерной техники, и всевозможных гаджетов, и мобильных телефонов.

Крайне непоследовательна позиция тех, кто начинает бороться с биометрическими паспортами, но активно пользуется интернетом, у кого в кармане всегда присутствует телефон...

Но некоторые все же пытаются с этим бороться. Как правило, это люди, далекие от Православия. Я сейчас говорю о футбольных болельщиках, устраивающих бойкот стадионам, которые пытаются внедрить так называемые паспорта болельщика Fan ID, и отказывающихся посещать матчи. Мне кажется, в этом случае больше нужно переживать хулиганам, устраивающисм на стадионах беспорядки, потому что правоохранительные органы легко могут их выявить и привлечь к ответственности.

– Ну, это частный вопрос. Да, есть определенная польза от современных достижений техники, но, когда постепенно происходит глобальная цифровизация и всеобщий надзор за всеми, когда человеку невозможно скрыться даже у себя дома, разрушение частной жизни, конечно же, не может не напрягать, поэтому здесь отчасти можно согласиться с упомянутыми вами болельщиками. Наверное, когда они протестуют против внедрения паспортов болельщика, у них совершенно другая мотивация, но, к сожалению, мир движется именно в этом направлении.

Сегодня и наши храмы начали отвечать на вызовы времени, отстаивая свои интересы. К примеру, на сайте практически любой церкви можно найти раздел, на котором можно заказать требу через интернет. Владыка, как Вы относитесь к такому веянию времени?

– Мое личное отношение к этому крайне отрицательное. Ведь что значит заказать по интернету требу? По интернету можно заказать доставку пиццы на дом. А что такое треба? Здесь предполагается совершение в церкви частного богослужения с присутствием на этом богослужении человека, который попросил эту требу совершить.

Если же человек, например, заказывает в храме молебен, и священник его совершает, но тот, кто его заказал, при этом не присутствует, это не имеет смысла. Некоторые считают: «Пусть там, в церкви, помолятся». В церкви-то помолятся, но требы не будут иметь смысла.

Когда ты подаешь по интернету записку о здравии или упокоении, конечно, в церкви помолятся за людей, указанных в записке, но если ты сам не присоединишься к молитве, то ее ценность и значимость станут значительно меньше.

Конечно же, человек сам должен идти в храм, он сам должен участвовать в богослужении, принимать участие в молитве, когда священник молится в алтаре, вознося молитву Богу. Молитва должна быть общей – и молитвой священника, и молитвой того, кто пришел в храм. Нужно принимать личное участие в церковной жизни, а не просто откупаться от Церкви, используя интернет и считая, что ты выполнил свой долг, направив куда-то свое пожертвование с просьбой помолиться. Там-то помолятся, а ты где? Я считаю, что это не очень хорошо.

Другое дело, что иногда бывает так, что человек по той или иной причине не может покинуть своего жилища. Скажем, он прикован к постели, обездвижен. И когда он просит вознести за него молитву в храме, а сам, не выходя из дома, присоединяется к этой молитве, это некая вынужденная мера, и здесь я готов отчасти согласиться с таким дистанционным участием в церковной жизни.

Но ведь есть и определенные священнодействия, которые на расстоянии совершить невозможно. Например, нельзя на расстоянии причаститься Святых Христовых Таин или участвовать в таинстве Соборования, Покаяния. Здесь необходимо личное участие, и в таком случае интернет не становится проводником между Церковью и человеком. В этом случае священник по приглашению мирянина, который не может по состоянию здоровья прийти в храм, посещает его на дому и в его присутствии совершает те или иные таинства.

Владыка, мы с Вами уже обсуждали вопрос о том, что Церковь достаточно позитивно относится к спорту, если речь идет о здоровом образе жизни. Но мы говорим о вызове времени, и сейчас существует такое понятие, как киберспорт. Лично я вообще не считаю это спортом, но мало ли что я считаю… Важно, что это сейчас есть. Скажите, должен ли православный человек заниматься киберспортом? Не противопоказано ли это?

– Должен – это значит обязан. Но никто никому ничем не обязан, никто никому ничего не должен. А вот греховно ли заниматься киберспортом? Мне кажется, это не то, чем должен заниматься верующий человек, потому что спорт имеет оправдание только в том случае, если он служит оздоровлению и каким-то другим добрым целям. Например, человек, занимаясь спортом, выплескивает накопившуюся негативную энергию, и она не трансформируется во что-то греховное.

В древности при проведении Олимпийских игр останавливали все военные действия, и перемирию, наведению мостов между враждующими сторонами служил спорт. Здесь польза от спорта есть.

А что касается киберспорта, то, с моей точки зрения, к спорту это вообще не имеет никакого отношения. И вообще, как киберспорт вдруг стал спортом? Я думаю, поскольку у спортивных состязаний всегда были наблюдатели, то они и получили название болельщиков. Затем какие-то болельщики перенесли себя в виртуальное пространство. Эти болельщики никак не оздоравливают себя, и здесь лишь одна польза: если человек, наблюдая за спортивными занятиями других, сам вдруг тоже захочет заниматься спортом, то, наверное, в этом есть какой-то резон.

Но если эти болельщики никогда не поднимаются со своего дивана и только лежа болеют, иногда сопровождая это употреблением пива и наращиванием своего живота, то такое явление, как болельщики, становится только отрицательным. И когда это переносится в интернет-пространство, в виртуальное пространство, то, конечно же, туда переносится и весь негатив. По сути, что такое «болельщик в киберспорте»? Это когда человек является болельщиком, но в интернет-пространстве. Это не приносит никакой пользы, только разжигает страсти и убивает время, точно так же, как и компьютерные игры.

А раньше ребятня играла в прятки, в салки, в лапту, было множество других игр, что позволяло детям развиваться и физически, и даже интеллектуально. А сейчас молодежь полностью погружена в интернет, и это только разрушает их здоровье, потому что они не выходят на свежий воздух, привыкают к сидячему образу жизни, отрываются от реальности. В конце концов это зомбирует, человек приобретает компьютерную зависимость и становится игроманом. В настоящее время игромания считается психиатрами аномалией наряду с наркоманией и алкоголизмом, то есть это тоже своего рода болезнь. Именно поэтому я крайне отрицательно отношусь к киберспорту.

Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. 6 августа память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. В нашей стране очень любят этих святых, у нас в стране даже есть город, носящий имя этих святых.

– Святые страстотерпцы Борис и Глеб – первые причисленные к лику святых русские подвижники. Борис и Глеб были детьми крестителя Руси князя Владимира. Они получили христианское воспитание, потому что князь Владимир уже стал христианином, и явились первыми образцами святости на Русской земле.

С точки зрения мирского человека, их жизнь была несчастливой и даже трагической, потому что они погибли в молодые годы от рук злоумышленника – их брата Святополка, который опасался, что Борис и Глеб будут более достойными претендентами на великокняжеский престол, чем он.

Святополк коварно расправился с обоими братьями, но Борис и Глеб, стоявшие на стороне мира, справедливости и любви, вошли в сердце и в память нашего народа как святые страстотерпцы, святые угодники Божии, ходатаи за Русскую землю. Святополк же вошел в историю человечества с прозвищем Окаянный. Русская Церковь и русский народ вынесли свой вердикт образу жизни Бориса и Глеба и образу жизни Святополка.

Почитание святых Бориса и Глеба было очень распространено еще в домонгольской Руси, о чем свидетельствует множество списков с их житий, сохранившихся с того времени. В настоящее время почитание этих князей связано с тем, что они являют нам пример братолюбия, взаимопонимания, подлинной христианской любви между людьми.

Обычно Борису и Глебу люди молятся, когда они хотят с кем-то примириться. Если между людьми, как говорится, пробежала черная кошка, то есть появились разногласия, недопонимание, некий элемент вражды или соперничества, нужно молиться этим святым князьям, чтобы Господь примирил враждующих.

Я бы советовал обращаться к ним с молитвой даже людям семейным, когда возникают какие-то трудности, трения во внутрисемейных отношениях, потому что святые благоверные князья Борис и Глеб своими молитвами, своим примером жизни и благочестия помогают их преодолевать. Я уже не говорю о каких-то серьезных противостояниях.

У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Как правильно выбрать место, куда отправиться в паломничество?»

– Вопрос не конкретный, и я даже не знаю, что здесь сказать, ведь место паломничества выбирают исходя из своих внутренних побуждений. Каждый наш поступок должен быть чем-то мотивирован, у каждого поступка должна быть определенная цель, и наше паломничество мы выстраиваем под эту цель.

Что мы хотим получить от паломничества? Мы хотим посетить какие-то святыни, перед которыми мы бы вознесли свою молитву, или мы хотим приобщиться к глубокой духовной жизни подвижников – цели паломничества могут быть разными, а поэтому и выбор маршрута паломничества тоже разный.

Кто-то едет на Святую Гору Афон, кто-то едет к святыне в России, но если от всего абстрагироваться и нужно решить, куда совершить паломничество, я думаю, что в России в первую очередь нужно совершить паломничество в Троице-Сергиеву лавру (особенно если человек там ни разу не был), – духовный центр Русской Православной Церкви, очаг духовной жизни на Русской земле. В одной из наших передач я уже приводил цитату Павла Флоренского о Троице-Сергиевой лавре. Он говорил, что тот, кто не знает лавры, не знает России. Для того чтобы познать Россию, нашу Родину, мы должны понять, что такое Троице-Сергиева лавра.

Я советую всем посетить Троице-Сергиеву лавру не только потому, что на ее территории я учился в духовных школах, принял монашеский постриг, начинал свое, диаконское, а потом и священническое служение, оттуда был призван к епископскому служению, но и потому, что это действительно одно из святейших мест на земле, где у священной гробницы, у раки с мощами преподобного Сергия можно излить свою душу, свои чувства. Я думаю, что ни один человек, посетивший Троице-Сергиеву лавру, не ушел оттуда, не получив для себя чего-то доброго и полезного.

Но на Руси есть много и других мест, достойных того, чтобы мы их посетили и получили там неоценимую пользу. Конечно же, это Дивеево, где находятся мощи преподобного Серафима Саровского, и многие другие святыни.

«Владыка, Томская епархия совершает молебны перед началом учебного года. А может быть, стоило бы совершать такие молебны дважды в год – перед началом учебного года и перед государственными экзаменами?»

– Церковь готова возносить молитву о каждом человеке по любому поводу. Если есть такая необходимость, любой может прийти в церковь и поучаствовать в таком молебне. Поэтому я думаю, что здесь вопрос не столько к Церкви, сколько к самим людям. Как правило, многие в преддверии экзаменов заходят в храм, ставят свечи и возносят свои молитвы, но общий молебен сейчас действительно не совершается. Все дело за самими экзаменуемыми. Если они изъявят такое желание, то в храмах всегда можно совершить такой молебен.

Наверное, это тот случай, когда говорят: «На Бога надейся, а сам не плошай». В любом случае Господь за тебя экзамен не сдаст.

– Знаете, это как бы такой обоюдоострый меч. С одной стороны, человек может полагаться только на свои силы, но самонадеянность иногда может подвести, поэтому он должен призывать на свои труды Божие благословение. С другой стороны, если мы призываем Божие благословение на труды, но этих трудов не несем, то благословение не находит места своего приложения.

Заказывая молебен, мы не должны перелагать свои труды на Бога: «Мы совершили молебен, и теперь Господь и экзамены за нас сдаст, и другие наши проблемы решит». Мы должны просить у Бога благословения на наши труды, и тогда они становятся благословенными.

«Стоит ли окроплять святой водой новые вещи и другие предметы, которые появляются в доме?»

– Да, стоит. В богослужебных книгах, относящихся к празднику Богоявления, приводятся церковные наставления и советы о том, что в день Крещения, когда мы приносим в дом святую крещенскую воду, нужно святой водой окропить все наши помещения, вещи, одежду. То есть через окропление священной водой мы освящаем среду нашего обитания.

Но это можно делать не только в праздник Крещения Господня, поскольку, кроме великого освящения воды, существует и так называемый чин малого освящения воды, который в определенные дни совершается в храме. По желанию верующих водосвятный молебен можно отслужить и в любой другой день, и эту святую водичку можно не только употреблять внутрь, но и окроплять ею наше жилище и предметы, которыми мы пользуемся.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс