Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос христианского воспитания детей стоит очень остро, ему посвящено множество книг, проповедей, телевизионных программ. Как воспитать гражданина Царствия Небесного, который любит Бога и других людей, того, кто свое счастье связывает в первую очередь с верностью Христу?
– Это очень важное дело должна совершать каждая семья. Главная цель воспитания детей – подготовить их к Царствию Небесному. Господь говорит, что мы своей жизнью должны свидетельствовать о Христе перед родом человеческим. Наша обязанность и призвание – возвращать людей от греховной жизни к добродетельной и к Царствию Небесному. Господь хочет, чтобы все спаслись и в разум истины пришли. Он призывает всех нас. Христос образовал Свою Церковь, установил в ней архиереев, священников, диаконов и мирян, которые занимаются катехизацией. Он установил, чтобы миряне и священнослужители трудились вместе в деле нравственного воспитания всего общества. Все вместе мы должны создать в семье и обществе атмосферу добра, которая будет способствовать возрастанию нравственных идеалов. Наши ценности должны воспитывать доброго человека, готового полностью отдать себя Богу, людям, государству и быть гражданином не только своей страны, но и Царствия Небесного. Если ты воспитываешь в себе такие качества, то ты очень полезен для общества и своего земного Отечества, но также являешься верным слугою Бога и наследуешь Царствие Небесное.
Но есть и проблема. Сейчас идет нравственная война, когда безнравственность пытается уничтожить те ценности, что идут испокон веков, из поколения в поколение. Эта война очень печальная, потому что мы поддаемся искушениям и соблазнам, противоречащим нашим нравственным ценностям. Мы теряем совесть, а это голос Божий, это чувство, оберегающее нас от совершения безнравственных поступков.
Когда мы были детьми, то даже самое маленькое нарушение было для нас трагедией. Сразу плач и рыдания, когда что-то неправильно сказали или сделали. Со временем эта грань стирается, и мы уже не так остро чувствуем свои неправильные поступки. В младенчестве голос Божий очень сильно действует и оберегает нас.
Сейчас идет большая борьба именно с совестью и стыдливостью. Эти чувства очень важны для нравственного возрастания. Очень плохо, что мы их теряем. Знаю случаи, когда работодатели при устройстве на работу требовали отказаться от совести и стыда. За это обещали и хорошую зарплату, и все остальное. Вот какая борьба идет против нравственных ценностей!
Во множестве семей родители все-таки воспитывают в детях нравственные ценности. Но когда ребенок уходит во взрослый мир, то встречается с системой, которая сметает все нравственные ценности, взращенные в семье. Я общался со многими преподавателями, ездил по многим школам и понял, что нужно начинать прививать нравственные ценности с детского сада. Особенно людям, теряющим их в семьях.
В одной школе я встречался с родителями и рассказывал им о желании преподавать детям основы нравственности и Православие. Разъяснял им, что это очень важно, ведь в результате дети будут любить и уважать их. Ведь есть Божия заповедь о любви к родителям. Она имеет обещание, что будет благо человеку на земле и он долго будет жить. Это как бы секрет долголетия, чего сейчас так ищут люди. И когда я говорил, что ребенок будет честный, порядочный, культурный, то одна из молодых мам встала и спросила: «А зачем это надо? Если научат моего ребенка быть честным и порядочным, то он не сможет жить в этом мире. Здесь не обманешь – не проживешь». Вся моя проповедь сошлась на двух словах молодой мамы. Значит, надо жить в обмане? Сейчас это и происходит в мире: кругом обман, даже и на высоких уровнях, в политике.
Все пронизано ложью. Очень трудно кому-то поверить.
– Да, тяжело живется. Люди друг друга постоянно обманывают, совершенно невозможно договориться, чтобы сделать что-то доброе и хорошее для мирового сообщества. Все строится на обмане. Это приносит катастрофы и войны.
Мы должны восстанавливать наши ценности, а не терять их. Они есть в нашей душе, Господь заложил их в нас навсегда. Сейчас мы в очень тяжелом нравственном положении и уже видим нехорошие последствия этого. Ложь, обман, лицемерие, бессовестность ведут к самоуничтожению. Раньше люди говорили между собой: «Ты бесстыдный, что ли? Как ты можешь так сказать?» А сейчас об этом даже не говорят. Стыда нет.
Да, говорят: «Вы культивируете во мне чувство вины, и это неправильно».
– В этом и есть духовная жизнь – почувствовать свою неправоту. А осознав ее, не оправдываться, а постараться исправиться. Человек всегда чувствует, когда виноват. Но если он не хочет в этом сознаваться, то начинает мстить. И получается новая беда. Грех на грех накладывается. Он мстит и желает уничтожить другого. Вот что приносят нам грехи.
Христианское чувство вины – это путь к радости, а не к погружению себя в чувство уныния и беспросветной печали.
– Конечно. Дети рождаются ангелочками, но проходит время, и при неправильном воспитании они становятся совсем другими. Господь дает нам чистые души, а мы их портим, не умея правильно воспитывать детей. Родители сами потом мучаются, а дети обманывают, лгут, воруют, начинают искать наслаждений и удовольствий, подсаживаются на наркотики и так далее.
Редкий родитель будет желать своему ребенку страдать от зависимости и говорить, что воровать и обманывать – это хорошо. Чаще они несут правильный посыл: нас слушайся, учись хорошо.
– Как раз с послушанием у нас очень плохо. В семьях культивируется гордость, высокое мнение о себе. Такие люди ставят себя выше всех, не ценят и унижают других. Они считают, что другого можно обмануть, получить от него какую-то выгоду. Нужно жить и в семье, и в обществе, придерживаясь тех нравственных ценностей, которые дал Господь.
В современном обществе эти ценности пытаются уничтожить. Я бы назвал это богоборчеством, ведь Господь создал человека с очень высокими идеалами. Сейчас их пытаются выставить ненужными и навязать нам новые. А все это зло, бесовщина, гордыня. Ничего хорошего и доброго в этом нет. Нам нужно задуматься о том, что мы сейчас имеем. Если так дальше жить, то мы ничего не приобретем.
Все современные события (и пандемия, и климатические катаклизмы, и военные события на Украине, и многое другое) – показатель того, что мы в чем-то согрешили, в чем-то виноваты, что нам нужно исправиться, так жить дальше нельзя. Грех рождает скорбь, болезни, неприятности, трудности и так далее. Причина всех земных трудностей – наше отступление от Бога, от нравственной жизни. Господь пришел на землю, чтобы дать нам вечную жизнь в Царстве Небесном. А земную жизнь Он дал для того, чтобы здесь мы готовились к вечности.
Как это делать? Придерживаться нравственных ценностей, развивать их и приумножать. Это наша задача. Чем мы нравственнее и более духовны, тем больше надежда на то, что Господь за этот труд вознаградит вечной радостью с Ним. Тех, кто ведет безнравственную жизнь, ждет удел вечных страданий. Мы должны жить не для вечных мучений, а для вечной радости. Тот, кто живет для вечной радости в Царстве Божием, и на земле уже с этой радостью. А безнравственные земные радости являются причиной многих скорбей и страданий как здесь, так и в будущем там. Об этом говорит Сам Христос. Нам нужно прислушаться. Он хочет нам вечной радости. Мы можем эту радость предвкушать еще на земле, когда делаем доброе, хорошее, нравственное. К этому нужно стремиться.
Очень серьезная проблема в том, что идет борьба против института семьи, проповедуется культ наслаждения в небрачных союзах. Уже считается нормой и даже какой-то доблестью, если у тебя есть еще кто-то на стороне. Это неправильно и очень плохо. Распадается очень много семей. И даже весь наш сегодняшний вид служит только тому, чтобы возбуждать плотские страсти. И они кипят. Отсюда и измены, и тому подобное. В Священном Писании написано: горе тому, через которого соблазн приходит. Внешний вид людей – сплошной соблазн. Лучше было бы, если бы повесили такому человеку мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Тот, кто кого-то соблазняет, очень негативно влияет на окружающий мир. Господь за это очень сильно наказывает. И Он это делает разными природными явлениями, которые причиняют много зла, скорби, страданий, мучений. Но мы не видим этого. Много вразумлений дает нам Господь, но у нас закрыты глаза.
Вопрос воспитания детей совершенно логичным и естественным образом перешел в русло самовоспитания взрослых.
– Да, конечно. Но нельзя сказать, что везде плохо. Есть очень хорошие семьи, многодетные в том числе. Но современное общество негативно влияет и на них. Пока ребенок в семье – все нормально, а потом начинаются трудности. Родителям очень тяжело держать детей в руках, ведь они выходят в общество и все видят. Грех очень привлекателен. Общество создает условия, чтобы люди увлекались грехом. Все делается для этого. Все такое красочное и красивое. И человек тоже хочет так. Это беда. Нужно больше говорить о том, как сохранить благочестие и создать в обществе атмосферу добра.
Сейчас целенаправленно разрушают то, что Господь дал нам. Мы это видим в западных странах. И, к сожалению, мы идем по этому же пути. Все современные события – набат о том, чтобы остепениться, отрезвиться и начать жить по-другому. Дальше так нельзя. Нас повели в сторону разрушения, а надо повернуться в сторону созидания нравственности, духовности и в школах, и в детских садах.
Современные школьные программы действительно разрушают нравственность. Наша душа и так поражена грехом и нуждается в Божественном преображении. А сейчас даются все возможности и условия, чтобы испорченность не и очищать, а еще больше погружать в духовную грязь. Очень сложно в таком обществе созидать. Но Господь Милосерден и Человеколюбив, помогает нам. Есть люди, которые уклоняются от безобразия. Есть удивительные примеры, когда человек родился в неблагополучной семье, но сам очень благочестивый и порядочный. Как это происходит? Господь дает.
Человек увидел все плохое, что здесь есть, и сказал: «Я так жить не хочу». Есть много таких молодых людей, которые по-другому строят свою жизнь, не берут ничего из того, что предлагает современная цивилизация, не хотят этого. Слава Богу! Но это особый Промысл Божий, особое Божественное призвание человека, чтобы не воспринимать все то, что преподается в нашем современном обществе. Но и мы – все общество – должны думать, что надо как-то менять все. Мы же видим, что уже тупик.
Недавно был праздник пророка Божия Илии, и Вы в своей проповеди говорили о его противостоянии язычеству. В современной России эта проблема стала актуальной. Не идолопоклонство, сребролюбие или еще какие-то греховные страсти, а именно идолослужение в буквальном смысле этого слова.
У нас в Екатеринбурге с конца XIX века хранится, как утверждают, самый древний на Земле идол (правда, некоторые ученые это оспаривают). Ему то ли одиннадцать, то ли двенадцать тысяч лет. Он хранился в музее, всегда был предметом научных исследований. И это, наверное, правильно, когда археологи, историки изучают артефакт с научной точки зрения. Но сейчас он активно выводится в общественное пространство как символ Екатеринбурга, как предмет, который будет привлекать в город многочисленных туристов, и город хорошо на этом заработает. Уже проводятся или организуются и активно нам обещают поэтические, литературные, спортивные марафоны, фестивали. Уже идут с этим идолом к детям, обещают, что он будет везде на плакатах, билбордах, будет посвященный ему сайт.
И когда православные люди говорят: «Окститесь, это не богоугодно», отвечают: «Вы все это придумываете. Для православного человека существует только Святой Дух. Нельзя думать, что в какой-то деревяшке может быть дух другого характера, это вообще ерунда». И, конечно, вспоминаются слова апостола Павла: «Идол в мире ничто». Но мы вспоминаем и слова апостола Иоанна Богослова: «Дети, храните себя от идолов».
Два вопроса. Все-таки грех или не грех для православного человека участвовать в таком продвижении и в мероприятиях, которые проводятся под знаком этого идола? Потому что, например, проводится марафон, выдаются футболки с его изображением, а потом медали опять-таки с его изображением. И что делать христианским родителям, поскольку эта волна норовит захлестнуть и детские сады, и школы?
– Мы знаем, что с идолами боролись издревле. Пророк Илия был ревностным служителем истинного Бога, ревностно хотел освобождать язычников от их безумия и заблуждения.
То есть это был иудейский народ, который впал в язычество?
– Идолопоклонники сделали свой жертвенник, а Илия сделал свой жертвенник. Идолопоклонники стали молиться своим идолам, чтобы сошел огонь и попалил их жертву. Они молились целый день – и ничего не получилось. А Илия даже залил свой жертвенник водой. Казалось бы, он никогда не зажжется, но сошел огонь с неба и попалил его жертву. Это показатель того, что Господь не слышит идолопоклонников. Они поклонялись дьяволу, злому духу, приносящему только зло. А поклонение истинному Богу приносит радость и утешение, помощь.
Если город святой Екатерины хочет поклониться злому духу, то зло и получит. Издревле люди боролись с идолопоклонниками, потому что они поклоняются бесам. Сам Христос пришел на землю и победил зло, дьявола, который старался, чтобы ему поклонялись как Богу. Но Господь победил дьявола силою Своего Божества и тем, что принес Себя в жертву для искупления человечества от дьявольских сил. Страшная жертва – на Кресте. Об этом мы должны помнить, чтобы опять не возвращаться к тому, что было до Христа, помнить, что сделал Христос, освобождая нас от бесовской силы. Господь победил дьявола, а мы хотим опять ему служить.
Кто-то скажет: «Какой дьявол? Просто деревяшка». Но у этой деревяшки духовная суть, и поклонение ей – это поклонение не истинному Богу, а бесовской силе, с которой Господь боролся и победил ее. Поэтому мы должны быть очень осторожны и не предавать свою веру в истинного Бога. Может быть, многие верующие не совсем хорошо понимают, во что верят, говорят, что Бог у них в сердце. Так покажите сейчас ту веру, которая в сердце.
Нам нужно прилепляться к истинному Богу, потому что Он точно дает нам благо и успех во всем. А иначе мы будем получать всякие трудности, беды, напасти. Поэтому нужно быть очень осторожным с этим. Это не игрушки, а серьезное дело. Мы не должны возвращаться к тому, что с таким трудом победили, – ко злу. Причем не сами его победили, а с помощью Божией. Мы сами не могли ничего сделать, так как полностью находились в рабстве у дьявола. Господь Иисус Христос выкупил нас из рабства Своими крестными страданиями. А мы опять идем туда же. Это очень большое предательство нашей веры, наших отцов, испокон веков живших в вере православной.
Равноапостольный князь Владимир тоже боролся с идолами. Сначала он был язычником, но понял, что язычество не принесет ничего хорошего Руси. Он это видел, понимал, поэтому стал искать другую веру, более полезную для его государства. Очень показательно, что князь Владимир, когда принял христианство, стал бороться с язычеством, уничтожил всех идолов и начал строить храмы, а рядом с ними – школы, где люди получали образование. И за очень короткое время государство стало самым грамотным в мире, очень быстро поднялось вверх. Потому что тогда мы получили самые сливки от Византийской империи за все время ее пребывания в христианстве. Оттуда мы взяли лучшее, что было в этой мощной империи, и перенесли в русскую среду. И народ стал развиваться, крепнуть.
К сожалению, сейчас есть такая беда: даже преподаватели университетов говорят, что религия ведет к деградации, тормозит развитие науки и техники. Откройте глаза, посмотрите на наших верующих, в том числе архиереев: сколько среди них ученых людей!
И что делать родителям? Как поддержать христианских детей, которые сталкиваются с такими вызовами? Если говорить про того же идола, имеются все шансы (учитывая, какие административные и финансовые ресурсы задействованы в этой истории), что это пойдет в садики, школы? Как быть христианским родителям? Как детям себя вести, как реагировать?
– Реагировать надо добродушно и великодушно. Мы же не можем вести себя, как пророк Илия. Он особый человек, уничтожил столько идолопоклонников, которые приносили жертвы...
Но я вспоминаю моих родителей. Нам в школе говорили, что Бога нет, Гагарин в космосе Бога не видел. Преподаватель – человек, которому мы доверяли. А домой придешь, отец посмотрит на тебя, прямо в душу заглянет и спросит: «Тебе в школе говорили, что Бога нет. Ты что – сомневаешься в Его существовании? Ты там слушай, а выполняй мои отцовские благословения. Я тебя воспитываю именно в Православной вере, чтобы ты был настоящим верующим человеком, живя здесь, на земле, для Царства Божия. То, что там говорят, – это все временное, а для нас важно вечное. Поэтому оставь в стороне их разговоры: в одно ухо зашло, через другое вышло. А в сердце свое полагай то, что я тебе говорю, потому что я твой отец, за тебя буду отвечать перед Богом. И я хочу, чтобы ты меня поддержал в этом деле и не предал меня». Он сказал мне такие серьезные слова – и я запомнил их на всю жизнь.
Прошу Вас благословить наших зрителей.
– Призываю на всех Божие благословение и Божию помощь в том, чтобы мы увидели все то, что не совсем богоугодно вокруг нас, старались это все исправлять духом кротости и смирения и показывать пример духовной жизни. Наш пример кротости, смирения, великодушия и добродушия принесет пользу тем, кто еще не совсем понял веру, и они обратятся к истинному пути. Без нашего примера мы не сможем что-то поменять в лучшую сторону. У нас есть еще много хороших, добрых людей, которые понимают жизнь и хотят жить по правде Божией. Нам нужно везде и всюду быть примером. Слова – это одно, а дела имеют очень большую силу.
Поэтому дай Бог, чтобы мы это делали, – старались жить по-православному, по нашей вере. И если наша вера говорит, что нельзя так поступать, и совесть нам это подсказывает, то мы должны быть принципиальными в том, чтобы не делать того, что непозволительно православному христианину.
Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Хотел бы поразмышлять с вами на тему столетия мученической кончины Владыки митрополита Вениамина. Мы собрались с вами сегодня для того, чтобы почтить память этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви – человека замечательного, доброго, отзывчивого, скромного. Он был действительно очень доступен для людей, вел себя просто, и рассказывают о таком случае из его жизни. Владыка любил гулять в садике Александро-Невской лавры, и однажды, когда он там прогуливался, вдруг появился Александр Введенский, один из зачинателей обновленческого движения, и с ним группа «товарищей». Александр Введенский подходит к Владыке и говорит: «Благословите, Владыка!» Но митрополит Владимир его не благословил, а сказал: «Отец Александр, а Вам это не напоминает Гефсиманский сад?» Тогда те, кто пришел вместе с Введенским, и арестовали Владыку...
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.