Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Что читать новоначальным христианам из духовной литературы, и чем отличается сектантская литература от нашей, православной? Этот вопрос очень важен на сегодняшний день, потому что литературы огромное количество. Стоит просто пройти в переходе и посмотреть, сколько продают журналов и газет (особенно в Москве). А уж если прийти в православный магазин, например, в Москве, (там есть несколько серьезных магазинов при издательствах), можно найти тысячи книг. Это прекрасно! Когда я воспитывался, было другое время: литературы было невероятно мало – то, что у нас осталось от дедов, от родителей.
Из своего личного опыта обучения в Московской семинарии и далее опыта священника, могу сказать новоначальным: нужно начинать с жития святых. Например, житие Дмитрия Ростовского – самая простая житийная литература. Есть описания жития святых каждого дня. Если бы мы читали хотя бы эти краткие поучения, жизнеописания святых ежедневно, у нас была бы огромная пища для размышления на целый день, а порой и на неделю. Пропустили мы денек – на другой день прочитаем.
Допустим, можно перечитать все жития Оптинских старцев – невероятно богатые материалы. Можно взять менее пространные, если тяжело читать большой объем. Это будет огромный материал для понимания молитвы, поста, взаимоотношений друг с другом, аскезы, отношения к Церкви. В их жизнеописании есть их высказывания, мы узнаем, как они вели себя и что говорили другим людям.
Можно перечитать письма какого-либо старца. Сейчас много писем напечатано. Взять, например, томик преподобного Макария Оптинского, Амвросия Оптинского или какого-то другого старца. Мы поразимся тем, что, отвечая на письмо духовного чада (не важно, мужчины или женщины, священника или чиновника), старец отвечает и на наши вопросы. Ведь вопросы тех людей точно такие же, какие бы мы сегодня задали старцу. Нет ничего нового под Солнцем. Все по-прежнему движется так, как и тысячи лет до этого. Наши страсти, сомнения, искушения, грехи и добродетели одни и те же. Поэтому, если не все, то многие вопросы и ответы будут в точности подходить для нашей жизни и деятельности.
Можно взять литературу чуть посложнее. Например, «Лествицу» Иоанна Лествичника. Это достаточно легкая, понятная книга, в которой описываются тридцать три ступени духовного совершенствования, способы борьбы со страстями и приобретения добродетелей. Эту книгу нужно перечитывать, наверное, каждый год, особенно Великим постом. Так делают многие православные христиане в монастырях и в миру.
Помимо этого, сегодня есть много такой литературы, которую я бы назвал «православной художественной». Она очень легко читается и при этом назидательна. Я не могу перечислить всего, даже толики. Могу назвать, например, книгу отца Николая Агафонова «Иоанн Дамаскин» (есть и аудиокнига).
Мы погружаемся во времена раннего христианства, VII–VIII века, во времена, когда кипело иконоборчество. Молодой Иоанн Дамаскин приезжал ходатайствовать перед Константинопольским императором за храм Воскресения Христова, который мусульмане хотели разворовать: забрать изумительные колонны, мрамор. Потом было искушение. Иоанн писал в защиту иконоборчества (наоборот, выступал против него), и его обвинили в измене Дамасскому халифу, у которого он был министром по делам христиан. Халиф отрубил ему руку. Потом эта рука приросла по молитвам к Божией Матери. Халиф извинился за то, что ошибся, попросил Иоанна вернуться. Но тот ушел с поста министра по делам христиан при Дамасском халифе, который занимали его отец и дед, и ушел в лавру Саввы Священного.
Той самой рукой, которая приросла по его молитвам, он написал множество песнопений в честь Божией Матери и Сына Ее Иисуса Христа. «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род» – это одно из песнопений. Он написал почти всю Пасхальную и Рождественскую службы, стихиры, канон, тропари и многие другие богослужебные тексты. Также это был изумительный поэт и писатель. Икону Божией Матери, перед которой он молился, Иоанн взял с собой из дома в монастырь. Он приделал к ней серебряную руку (третью), и сегодня икона называется «Троеручица».
Так в художественных красках отец Николай описывает VII–VIII века, Дамаск и Константинополь, рассказывает изумительную историю Иоанна Дамаскина. Конечно, такая литература легко усваивается и дает особый взгляд на христианскую историю. Конечно, есть более серьезная литература. Допустим, «Добротолюбие» того же Иоанна Лествичника и другие творения святых отцов. Но все они читаются по-разному: что-то попроще, что-то посложнее. Например, Симеон Новый Богослов читается сложно – его, наверное, надо чуть попозже читать. Есть довольно легкие творения Василия Великого, Иоанна Златоуста. Их богословские труды достаточно сложные. А, например, проповеди Иоанна Златоуста или «Шестоднев» (рассказ о шести днях творения) Василия Великого – это очень важное и в то же время простое чтение. А дальше нужно изучать уже серьезные богословские труды, имея некую платформу.
Что касается того, как отличать сектантскую литературу… Я-то, безусловно, отличу с первых строк. Но людям новоначальным нужно смотреть на одно условие. Если на книге написано, что издание одобрено или благословляется издательским советом Русской Православной Церкви (сегодня такой гриф имеет вся православная духовная литература, это условие для ее напечатания), значит можно читать. Если грифа нет, читать не надо, лучше посоветоваться с грамотным священником. Вот несколько слов, очень важных для понимания, что и как читать.
Записала:
Анна Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.