Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Томск – город студенческий. Уже достаточно давно началась приемная кампания, и молодые люди могут покинуть родительский дом. Владыка, от лица всех молодых людей я хотел бы спросить у Вас совета: когда молодому человеку можно считать, что он уже созрел для того, чтобы покинуть родительский дом?
– На этот вопрос можно ответить исходя из каких-то теоретических предпосылок и из условий жизни современного молодого человека. Вообще мне кажется, что однозначного ответа на этот вопрос быть не может, потому что все индивидуально. Есть люди, отличающиеся самостоятельностью чуть ли не с детского возраста, и есть такие, кому уже по сорок, пятьдесят лет, но они не могут оторваться от юбки своей мамы и продолжают быть зависимыми от родителей. Так что ответ на вопрос, когда можно покинуть родительский дом, зависит от многих условий.
Когда-то отчий дом оказывал очень значимое влияние на формирование личности человека. К сожалению, современная жизнь полностью разрушила систему передачи высоконравственных духовных ценностей от старшего поколения к младшему. Раньше Россия была преимущественно аграрной страной. Люди в деревнях жили в больших домах, где под одной крышей уживалось сразу несколько поколений.
Люди старшего поколения передавали свой опыт, в том числе и опыт духовной жизни, молодому поколению, которое имело возможность наблюдать за старшими и воспринимало много положительного из того, что имели они.
Владыка, вот Вы сейчас рассказываете, и мне представляется образ семейного монастыря.
– Ну, в какой-то степени так и было. В общем, дети выходили из отчего дома, когда уже прочно становились на ноги и когда у них уже была своя крепкая семья. Еще находясь в отчем доме, заработав свою копейку, они начинали строить свой собственный дом.
Как сформировавшаяся семья пчел вылетает из улья и поселяется в новом дупле, в новом улье, так и молодая семья, отстроив свой дом, уходила из отчего дома и создавала свое собственное гнездышко. Это уже были сформировавшиеся люди с глубоким мировоззрением, с традициями, и они переносили в новый дом и те традиции, носителями которых они стали, пребывая в отчем доме.
К сожалению, в ХХ веке многие патриархальные (теперь так их называют) традиции были разрушены. Конечно, жизнь идет вперед, ее невозможно законсервировать. Многое из того положительного, что было когда-то, безвозвратно ушло в прошлое, и рекомендовать кому-то жить так, как жили наши предки, совершенно бессмысленно.
Как правило, сейчас молодые люди уходят из родительского дома, когда заканчивают школу. Многие из них поступают в высшие учебные заведения, которые находятся не в том городе, где они родились и выросли, где живут их родители. Они направляются в областной центр, а то и в столицу. И вот, вырвавшись из-под родительской опеки, молодые люди понимают, что теперь они во многом самостоятельны, и это заставляет их по-взрослому посмотреть на жизнь.
Но в этом есть и некие минусы. Порой человек, дорвавшись до свободы, к сожалению, начинает реализовывать эту свободу не ко благу. В настоящее время перед обществом возникает очень много соблазнов, и не все оказываются устойчивыми перед ними.
Кто-то, вырвавшись из-под родительской опеки, начинает злоупотреблять алкоголем, кто-то, пристрастившись к наркотикам, становится наркоманом, кто-то связывается с дурной компанией. Кто-то начинает вести разгульный образ жизни, что, конечно же, было бы невозможно, если бы человек в свои молодые годы продолжал находиться под опекой своих родителей в рамках патриархальной семьи. Поэтому здесь есть и свои плюсы, и свои минусы.
А каков Ваш опыт?
– Я всегда отличался самостоятельностью, даже, когда жил в родительском доме. Мой отец умер достаточно рано, я его помню плохо, и поэтому дом, в котором я жил, не был для меня отчим домом. Воспитывали меня женщины – мама и бабушка. Окончив школу, я сначала учился, затем служил в армии, а потом нес разные церковные послушания тоже вдалеке от дома. Потом был монастырь, семинария, Троице-Сергиева лавра и архиерейское служение.
Собственно, ушел я из родительского дома в семнадцать лет, и если иногда туда и возвращался, то только на короткое время отпусков, чтобы навестить маму и бабушку. Поэтому мой опыт как раз односторонний.
Владыка, а что значит «отлепиться от отца и матери»? Это просто уйти из родительского дома? И значит ли это, что ты должен перестать о них заботиться?
– Эта фраза из Священного Писания имеет отношение к семейной жизни человека, когда он вступает в брак. Священное Писание как бы расставляет здесь правильные приоритеты, потому что вступающий в брак прежде всего должен понимать, что теперь у него своя собственная семья. Ведь существует проблема, что родители не хотят отпускать детей из-под своей опеки даже тогда, когда те уже стали самостоятельными.
Вот человек создал свою семью, но свекор со свекровью либо теща с тестем начинают влезать в жизнь молодой семьи, даже когда их об этом не просят, и иногда это становится источником семейных потрясений. Я знаю много семей, которые из-за этого распались. Поэтому Священное Писание и говорит, что, если человек вступает в брак, он уходит из-под родительской опеки и прилепляется к своей жене.
Муж и жена в браке становятся единой плотью, единым организмом и занимаются созиданием своего собственного гнездышка. Но если, скажем, глава вновь образовавшейся семьи будет постоянно поворачивать голову в сторону своих родителей и прислушиваться к тому, что скажут папа и мама, а супруга будет апеллировать к своим родителям, то в такой семье трудно будет созидать единомыслие и мир, а это для семьи разрушительно. Поэтому слово Божие и говорит, что если уж создал свою семью, то должен перенести на нее свои основные приоритеты и акценты.
Владыка, верно ли, что раньше была традиция младшему сыну оставаться с родителями до того момента, пока у него самого не появлялась семья?
– Я уже говорил: даже если у кого-то и появлялась своя семья, они продолжали оставаться под отчим кровом, потому что у них еще не было того места, куда бы они могли выпорхнуть. А если сейчас родители состоятельные, они обеспечивают своих детей квартирами, хотя, наверное, делать так не очень правильно, потому что это не позволяет детям изначально быть самостоятельными людьми.
Чаще всего молодые люди уходят из родительского дома и живут где-то в общежитии. Раньше же никаких общежитий не было, поэтому, чтобы создать свое гнездышко, нужно было иметь и какой-то капитал, и опыт, и прочее. Конечно, родители иногда помогали строить дом своим детям, но многие какое-то время еще жили в родительском доме. И поэтому младшие дети, какое-то время жившие в отчем доме, конечно же, продолжали заботиться о своих родителях. Но это не значит, что они были лишены возможности вступать в брак, создавать свою собственную семью. Скорее всего, это был неписаный закон.
На самом деле и младшие, и старшие дети должны были проявлять заботу и попечение о своих родителях. Среди десяти известных заповедей это было провозглашено особой заповедью почитания родителей, сопряженной с неким обетованием Божиим: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. И если ты хочешь благоденствовать на земле, не забывай заботиться о своих родителях.
Благочестивые люди обычно так и поступали, и, если старший сын строил свой собственный дом, он продолжал заботиться о родителях. Если же он видел, что родители его немощны, он брал их к себе в дом, чтобы ухаживать за ними, обеспечивая им комфортную и безбедную старость.
Вы сейчас затронули проблему пьянства, блуда и прочих вещей, которыми начинают заниматься молодые люди, уходя из семей, от родителей и впадая в крайности и грехи. По сути, это блудные сыновья XXI века. Скажите, если такая ситуация случается, им нужно раскаяться и вернуться в родительский дом или они могут исправлять свой путь самостоятельно?
– Я думаю, если родительский дом не смог вложить в них ценностные жизненные ориентиры, то вряд ли родительский дом их исцелит. А покаяние, конечно, это сила, помогающая человеку встать на прочную, надежную платформу, на которой он сможет с чистого листа начать созидать свою духовную жизнь.
Давайте перейдем ко второй части нашей программы. 24 июля отмечается память равноапостольной Ольги – Великой княгини русской, которая во святом Крещении стала Еленой, но об этом говорят меньше.
– Святая равноапостольная Ольга в церковных песнопениях, в одной из проповедей, сохранившихся со времен Древней Руси, называется луной, которая предваряет солнце. С этой святой связано просвещение светом Христовым нашей Русской земли, хотя обычно крестителем Руси принято называть ее внука – князя Владимира.
В 1988 году наш народ торжественно отметил 1000-летие Крещения Руси. Это празднование стало своего рода переломным моментом в современном духовном поиске нашего народа. Именно после этого празднования люди стали массово возвращаться к своим истокам, стали вновь открываться многочисленные храмы и монастыри, возвращаться в нашу жизнь святыни.
Христианское просвещение Русской земли имело место и до святого князя Владимира. Первые семена Евангельского благовестия упали на Русскую землю еще в апостольские времена, когда некоторые святые апостолы проповедовали на землях, которые теперь входят в состав нашего государства. Так, апостол Андрей пришел с проповедью в Киев, затем в новгородские пределы и даже дошел до островов Валаама, шествуя по пути «из варяг в греки».
В южных пределах проповедовали другие апостолы. Например, в Абхазии в Новоафонском монастыре до сих пор находится захоронение одного из двенадцати апостолов – Симона Кананита. Свет Христов воссиял на Русской земле уже в то время.
Благодаря историческим документам известно так называемое Фотиево Крещение Руси, когда русские князья Аскольд и Дир попытались совершить набег на Царьград и стали свидетелями удивительного чуда, как Господь защитил город от нашествия русов. Вернулись они оттуда христианами, приняв святое Крещение. Естественно, крестилась там и часть их дружины. Известно, что в Киеве тогда была построена церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая, потому что один из князей – Аскольд – получил в Крещении имя святителя Николая.
Своего рода рывком в деле христианского просвещения нашего народа был период правления святой равноапостольной Ольги. Она вначале была язычницей, но постепенно созрела духовно для принятия христианства. Ольга съездила в Константинополь и приняла там святое Крещение. Она не только сама крестилась, но и приложила много усилий к тому, чтобы просветить Крещением Русь. Задолго до князя Владимира повсеместно строились храмы Божии, чтобы проповедовалось слово Божие.
Собственно говоря, Великая княгиня Ольга во многом способствовала тому, что и ее внук, князь Владимир, сделав правильный выбор, стал христианином и привел нашу Русскую землю к святому Крещению. Святую Ольгу справедливо называют равноапостольной. Если бы не ее ревностные, мужественные труды, дело Евангельского благовестия на Русской земле, по-видимому, было бы на какое-то время отодвинуто.
Владыка, я думаю, здесь будет уместно добавить вот еще что. В школе мы проходили произведение, которое называют памятником литературы Древней Руси, – «Слово о полку Игореве». Великая княгиня Ольга была супругой этого Великого князя. В свое время она была, скажем так, не очень мягкосердечной женщиной, отомстившей за гибель своего мужа.
– Да. И сам князь Владимир, будучи еще язычником, отличался особым характером и нравом, был достаточно жестоким и своенравным. Но ведь благодать Божия меняет, переплавляет людей. После святого Крещения князь Владимир стал совершенно другим человеком. Изменилась и внутренне преобразилась и святая равноапостольная Ольга, призвав к духовному преображению весь наш народ и всю Русскую землю.
У нас еще есть вопросы телезрителей.
«Одобряет ли Церковь экстракорпоральное оплодотворение, давшее многим радость материнства?»
– Это до сих пор дискуссионный вопрос. Его тщательно изучают, в том числе и священнослужители, имеющие отношение к медицине, и мнения здесь разнятся. Я считаю, что женщина может познать радость материнства, если она возложит все свое упование на Господа. Мы же иногда излишне уповаем на достижения современной науки, а они иногда привносят в нашу жизнь негативные моменты.
Огромному числу женщин медицина ставила неутешительный диагноз бесплодия, но после усердных молитв Господь наделял их счастьем материнства. Поэтому я бы советовал не торопиться решать свои семейные вопросы таким не совсем стандартным способом.
Но, насколько я знаю, в любом случае ребенок, появившийся на свет, может пользоваться всеми благами Церкви.
– Если Господь призвал его к жизни, то, естественно, это образ и подобие Божие. Когда-то этой непростой теме мы посвятили целую передачу, потому что здесь есть много нюансов, и кратко ответить на этот вопрос нельзя.
Тогда я задам вопрос от себя. В последнее время диагноз бесплодие стали ставить значительно чаще, чем это было раньше. Можно ли считать это каким-то возмездием со стороны Спасителя?
– Господь никогда никому не мстит. Он всем желает спасения и протягивает Свою спасающую руку. А негативные последствия, которые мы иногда пожинаем, это в том числе плод нашего неправильного образа жизни. Умножение скорбей в современной жизни – следствие неправильной духовной жизни многих людей.
Вот идешь по улице и видишь, что молодые люди, подростки, в том числе и девочки, курят, чего не было еще лет пятьдесят назад. Очень часто можно услышать ненормативную лексику, и из уст не только пареньков, но и совсем молодых девушек. Сердце обливается кровью, когда становишься свидетелем таких ситуаций. И думаешь: «А ведь это будущие мамы, которым предстоит рожать детей».
Если эта будущая мама начинает чуть ли не с четырнадцати лет чадить, как паровоз, и вести не очень пристойный образ жизни, сможет ли она продолжить род – родить ребенка, а, с другой стороны, позволит ли ее духовно-нравственный образ жизни достойно воспитать свое дитя? Здесь, конечно же, в первую очередь нужно заботиться о правильном духовно-нравственном образе жизни людей, и тогда Господь благословит их потомством.
«Кому молиться, если учеба не дается, есть задолженности в зачетах, а преподаватели не идут навстречу?»
– Под лежачий камень вода не течет. Конечно, человек не должен запускать учебу. У кого чаще всего возникают задолженности? У того, кто не учится регулярно, изо дня в день. Как преподаватель Томской духовной семинарии я могу сказать, что есть студенты, начинающие учиться только перед экзаменами. Они думают, что за какую-то неделю или за две усвоят материал, который должен органично усваиваться на протяжении всего учебного года. И часто не сданные экзамены и зачеты являются свидетельством не того, что преподаватели не идут навстречу, а того, что человек ленится учиться.
Но экзаменационная пора – это определенная нагрузка на любого человека, даже усердно занимающегося, поэтому мы всегда просим благословения Божия. А кому лучше молиться? Я думаю, что мы можем просить о помощи и Господа, и Пресвятую Богородицу, и святых угодников Божиих.
Как правило, чаще всего обращаются с молитвой к преподобному Сергию Радонежскому, потому что, когда он был ребенком, учеба ему не давалась и приносила много огорчений. Но когда он стал усердно молиться ко Господу, Господь отверз его ум и сердце, и вскоре он опередил сверстников в освоении школьных дисциплин.
Пережив такое, преподобный Сергий быстрее откликается на молитвы людей, которые просят его помочь в деле изучения различных дисциплин и в сдаче экзаменов и зачетов. Поэтому я всем рекомендую призывать на помощь преподобного Сергия Радонежского.
Владыка, благодарю Вас за интересную беседу.
– Вас тоже благодарю, а нашим уважаемым, дорогим телезрителям желаю всесильной помощи Божией в добрых делах и начинаниях. Доброго вам здоровья и благословения Господа!
Записала:
Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 24–29 июня 2008 года в Москве, в память о Крещении Руси постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля «совершать богослужение по уставу великого праздника, воздавая должную честь крестителю Руси».За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Наро-Фоминский Парамон; епископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Луховицкий Евфимий, председатель Синодального миссионерского отдела; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; благочинные церковных округов, наместники ставропигиальных монастырей, настоятели и клирики столичных и подмосковных храмов.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.