Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В этот воскресный день в храмах был прочитан текст из 6-й главы Евангелия от Матфея, непростой для понимания неподготовленного слушателя. Господь Иисус Христос говорит: «Светильник для тела есть око». Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма?
Возьмем более точный перевод – церковнославянский. Аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет; аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет.
Как ни странно, текст становится еще более сложным для понимания. Следует отметить, что Христос Спаситель не говорил на языке современной науки. Самая большая ошибка, которую можно сегодня сделать при чтении Священного Писания, это находить аналогии библейским выражениям в словаре естественных наук. У Библии свой язык: образный, поэтический, метафорический. Его нужно хорошо изучить и только после этого приступать к толкованию священных текстов.
И в нашем случае совершенно неуместно проводить параллели с анатомическим строением человеческого глаза, его способностью обрабатывать световой сигнал. Спаситель говорит о человеческих глазах, которые являются окнами в окружающий мир. Глаз (по-славянски «око») может быть у человека простым или лукавым, то есть злым. В зависимости от этого и тело его либо просветляется, либо бывает окутано тьмой.
Обратим внимание, что прочитанные слова Евангелия взяты из знаменитой Нагорной проповеди Христа Спасителя, в ней изложено Его моральное учение. Христос говорит о человеческом сердце, об устремлениях и привязанностях человека. Сердце может быть привязано либо к Небесному, либо к земному, устремлено к Богу или наполнено греховными страстями. В свете такого нравственного выбора и раскрывается смысл учения о простом и лукавом оке.
Попробуем выяснить, что означает на языке Священного Писания выражение «простое око». Оказывается, что очи, глаза, в библейской традиции, это не только окна, через которые в человеческое сознание проникает свет окружающего мира. Глаз сам – источник света, своеобразный светильник, который делает видимым все вокруг. Лишился человек глаза – словно лампочка разбилась: все вокруг погрузилось во тьму.
Имеет свое конкретное значение и библейское выражение «простое око». «Простота» в Священном Писании означает искренность, прямодушие, радушие. В ветхозаветной иудейской традиции это одна из нравственных добродетелей. Сегодня сказать про кого-то: «простой человек», «простец» означало бы засвидетельствовать к нему некое пренебрежение. Но для современников Иисуса Христа сказать так означало бы произнести высокую похвалу.
Учителя религии и нравственности призывали жить в простоте сердечной. Тот, кто обладает простым сердцем (простым оком), не стремится к золоту, стяжанию, не хочет превзойти ближнего своим богатством, количеством скота, размерами поместья, дорогим автомобилем, одеждой, не тщеславится, не гордится, а довольствуется скромным достатком. Просто сердечный человек никогда не испытывает порочного и мучительного чувства зависти, печалясь об успехах и достоинствах ближних. Он оберегает очи свои от соблазна мирского, как сказано в одном древнем литературном памятнике.
И наоборот, злое око – означает в Библии жадность, алчность, эгоизм. Особенно часто это выражение употребляется в ветхозаветных учительных книгах. Например, в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, читаем: «Когда ты сядешь за богатый стол, не раскрывай на него гортани твоей и не говори: „много же на нем!“ Помни, что алчный глаз – злая вещь».
Алчный, завистливый, злой глаз говорит о том, что сердце человека исполнено греховных стремлений. И наоборот, выражение «простое око» означает сердечную открытость, щедрость.
И вот теперь становится понятным смысл Евангельского поучения Христа: через простое око (простое сердце) изливается в мир Небесный Божественный свет. Бог действует в простом сердце.
В Евангелии сказано: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Еще говорится: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Завистливый и алчный человек со злым оком остается закрытым для Бога, он непрозрачен для действия Небесного света и остается во тьме. Святой апостол Павел пишет о таких людях: «омрачилось несмысленное их сердце». То есть они не способны увидеть Бога, живут во тьме. Святой Феофилакт Болгарский напишет так: «ты пригвоздил свой ум заботой об имуществе и погасил свой светильник».
Если внутренний светильник человека – его духовное око – больше не воспринимает Божественного света и не светит само, то такой человек живет во мраке. И становится понятным печальный заключительный возглас из прочитанного сегодня текста: «Если свет, который в тебе тьма, то какова же тьма!» Твое око должно нести тебе свет, но оно стало непрозрачным, света в нем больше нет. Фактически, оно стало источником тьмы. Так посмотри же вокруг! Ужаснись, в какой тьме ты живешь! Как велика вокруг тебя тьма, сколько вокруг тьмы!
В этом возгласе еще содержится настоятельный призыв изменить жизнь. Действительно, жизнь – бесценный Божественный дар. А мы зачастую тратим его на бессмысленное собирание тленных земных сокровищ. Оглянемся вокруг. Разве мало перед нами примеров, когда замечательные умные люди буквально губят себя бесконечным стяжательством, проводя жизнь в душном мире расчетов и процентов в погоне за прибылью, в бессмысленных приобретениях и стройках, удаляясь от всякого живого общения, не имея друзей, не зная любви, сострадания.
В литературе дано немало таких точных психологических портретов, персонажей с лукавым оком. Вот Некрасов описывает зажиточного ярославского мужичка. «Науму с лишком пятьдесят, а ни детей, ни женки. Наум был сердцем суховат, любил одни деньжонки». Ниже автор сравнит своего героя с трудолюбивым завистливым пауком. А еще более ярок образ помещика Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Помните замечательное описание комнаты, где жил этот персонаж, одержимый патологической скупостью? Все здесь свалено в полном беспорядке. «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо. <…> Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюре <…> лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера <…> зубочистка, совершенно пожелтевшая». Гоголь обращает внимание, что многие предметы у Плюшкина чем-то покрыты, он и сам весь закрыт, замкнут в себе, законопачен.
А ведь похожим хламом, образно говоря, бывают наполнены и наши сердца. Конечно, нет тогда в них ни любви к Богу, ни любви к ближнему. Вот тогда око наше поистине бывает темным. И тьма вокруг нас. А ведь Бог создал человека для общения с Ним. И Он недалеко от каждого из нас. Нынешнее Евангельское чтение призывает нас очищать свое сердце от страстей и стремиться приобщаться к Божественному свету.
Записали:
Нина Кирсанова
и Анна Купцова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.