Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Не может укрыться город, стоящий на верху горы» – эти слова Спасителя, сказанные своим ученикам, с полным основанием могут быть приложены к семье каждого священника, ведь она приметна всем, всегда на виду и надо быть особо внимательным к своей жизни, стараться жить непорочно, чтобы не послужить соблазном для других. «Житие» священнослужителя – это то, что в Ветхом Завете называлось «хождение перед Богом». Не только сам священник, но и вся его семья несет особенное служение. А «быть супругой священника, – говорил Иоанн (Крестьянкин), – это подвиг, ведь матушке надо стать не просто женой и матерью семье своей, но и помощницей батюшке и по делам душепопечительным» и называет служение матушки «особой должностью». Семья иерея Сергия Уланова в этом плане не исключение, хотя все-таки исключительное в ней есть – священный сан Сергий Уланов принял довольно поздно, в 49 лет, но как будто вся его жизнь была подготовкой к этому.
«Никогда не думал, что зайду в святая святых – алтарь», – говорит он. Но все промыслительно и у Бога нет случайностей. Фундаментом в жизни и опорным стержнем для Сергия Уланова стала та искра веры православной, которую еще в детстве затеплила в нем бабушка Анисья. Отец Сергий вспоминает: «Моя бабушка со стороны отца была очень верующей, большой молитвенницей. До сих пор помню Закон Божий с иллюстрациями Гюстава Доре, которые я, мальчишка 6–7 лет, с интересом рассматривал. Она читала мне Священное Писание, духовные книжки и заронила во мне искру, которая сколько времени тлела. В красном углу у нас всегда висели иконы, которые не снимались даже в самое лихолетье – хрущевское время. Бабушка сама меня и окрестила: „окунула”, как тогда это называли. В 1992 году я покрестился уже в кафедральном соборе города Тюмени, а причиной этому послужило вот что. У меня так сильно и резко заболела спина, что хоть на стенку лезь. Отчаявшись найти какое-либо средство от боли, сказал: „Господи, если Ты есть – исцели, и я сразу покрещусь!” И все прошло, как рукой сняло».
Сам облик матушки Галины выражает любовь, смирение и внутреннюю тихую радость, как будто ей ведомо что-то. Она мама трех детей, бабушка семи внуков, супруга священника, одним словом – матушка.
Они оба родились в Сверд-ловской области, но в разных населенных пунктах: Сергей в с. Печеркино, она – на ст. Баженово в семье железнодорожника, а встретились чудесным образом в одном месте – в областном КПУ (культурно-просветительном училище) г. Свердловска.
Матушка Галина Уланова: «Познакомились с ним в Краснотурьинском районе, куда нас, студентов-первокурсников, отправили на уборку картошки. Парни убирали быстро, а мы медленно, вот они нам и помогали. Поначалу между нами были только дружеские отношения, но постепенно это переросло в более глубокое и сильное чувство».
Отец Сергий Уланов: «После окончания школы я не собирался никуда поступать, хотел быть трактористом в колхозе, как отец, мечтал выращивать хлеб. Мать моя тоже работала в колхозе – телятницей на ферме. Права я еще в школе получил и пошел работать трактористом. Однажды захожу к своему другу-художнику и вижу у него книжку о КПУ (а я уже тогда играл на гитаре в вокально-инструментальном ансамбле), и говорю ему: «Давай поступим туда!..» Поступили на эстрадное отделение, а Галина, моя будущая жена, училась там на хореографическом. Я проучился два года и ушел в армию, хотя мне предлагали доучиться, но я хотел отслужить со своим годом. В армии и поженились с Галей, чтобы ей легче было ждать солдата».
м. Галина: «У меня такое спокойствие с ним было. Замечала, особенно когда дети болели: он придет, и все сразу хорошо и спокойно. Читать любил, книги „глотал”, много читал житий святых и святоотеческую литературу. Уже было высшее образование, но говорил: „еще бы поучился”. Господь услышал: когда поступил в семинарию в 49 лет пришлось ему много учить, читать – объем огромный.
Уже служил и в храме, и в миру работал на 2 ставках, загруженность большая была. Я не смела ему мешать. Любовь-то не в собственности, а в свободе, когда видишь, что человеку хорошо. Этому надо всю жизнь учиться. Когда рукополагают в священники при хиротонии появляется прямая ниточка от Бога, идущая через Патриарха, епископа, к священнику. Через священников с нами говорит Господь. Это помнить надо».
о. Сергий: «По молодости может и были у нас разногласия: все-таки из разных семей, разные традиции, воспитание. Пять-семь лет совместной жизни перетерпеть надо. Семейная жизнь – это добровольное мученичество, настоящая любовь начинается после 35 лет. Нашему браку в ноябре 2022 года 37 лет, а повенчались с ней после 20 лет совместной жизни. Таинство Венчания – это не укрепление супружеского союза, как думают многие, а чтобы Господь помогал своей благодатью спасаться вместе».
м. Галина: «В супружестве размолвки, конечно, бывают, но ведь есть супружеская молитва, надо ее читать. Мой папа, когда видел мою печаль, говорил: „Да вам еще добра не пережить! Перемелется, мука будет!” Отец мой вырос в детском доме, сам не получив родительского тепла, нас согревает до сих пор. Ему 83 года, жизнь свою просто и как бы незаметно посвящает заботе о нас и о маме, которая и научила меня вере, рассказала, что только Господь защитит и от страха, и от зла. Мама нас крестила, дарила Святое Евангелие, молитвословы, иконы; когда я уехала учиться, просто заклинала меня: „Только не ходи в секты”. Кто может дать такую любовь, как не наши родители?! Мы даже не замечаем и не думаем о том, как о нас пекутся, как они радеют о нас, сколько нам прощают – вот оно, исполнение заповедей Господних, пример для нас, как служить ближнему!»
Молодая семья Улановых после окончания училища жила в одном из крупных сел Пышминского района, куда Сергей был назначен директором КСК (культурно-спортивного комплекса). Поработать там пришлось всего два года, старшего сына Дениса мучил аллергический кашель, и врачи сказали: «Нужно менять климат. Поезжайте в сосновые леса». Вот и приехали к родителям жены в п. Междуреченский на станцию Устье-Аха Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа в феврале 1991 года. Кашель у сына прошел – тут и остались. Именно здесь начнется постепенное и поступенное воцерковление их обоих.
Перестроечные 1990-е годы прошлого века – страшные годы: рушилась страна, низвергались моральные и нравственные устои, царил полный хаос и беспредел, а также невероятный разгул бандитизма и дикий рост криминала. Но именно в эти годы начнется возрождение веры и этот период позднее назовут «вторым крещением Руси». В 1991 году власти впервые объявили 7 января нерабочим днем в честь большого церковного праздника – Рождества Христова. Приходило понимание того, что Церковь – это не только здание, где можно поставить свечку, это единство верующих, которые следуют за Христом по пути спасения.
м. Галина: «В 90-е годы жизнь была сложная, это коснулось и нас, и моих родственников. Куда пойдешь со своими скорбями?! В храм, к Богу! Храма, как такого еще в поселке не было, был молельный дом (храм появится только в 1998 году, в честь Иконы Божией Матери „Всех Скорбящих Радость“. – Прим. автора). Ребятишки в воскресенье еще спят, а я бегу молиться – если мы идем к Богу, Господь управляет. В 90-е годы прошлого века в стране начался возврат к духовности. Я работала в Центре дополнительного образования „Подросток“ сначала хореографом, с 2002 года заместителем по воспитательной работе, позже – куратором деятельности районной инновационной площадки по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Работали в тесном контакте с приходом, с батюшками – хотелось услышать, узнать об истине. Господь по милости Своей даровал дочь в 42 года, о чем я уже и мечтать перестала, помог почувствовать себя молодой и здоровой – будучи уже достаточно больной и полной, стала снова выглядеть и ощущать себя на 20 с небольшим. И вынашивала, как молодая. Господь – Вседержитель, все в Его руках.
Ксюша, можно сказать, в храме и выросла на лавочке около меня. Я всем бы желала быть при храме. Трудно сознавать, как много грехов могут совершить наши дети, если до них не дойдет Слово Божие. Ведь искать Бога можно всю жизнь. Всем миром совместно с приходом занимались реализацией воспитательной системы, включающей циклы совместных мероприятий, тематические агитбригады, спектакли для разных категорий зрителей, летние смены, паломнические поездки. Одновременно несла послушание заведующей воскресной школы, опытным духовником которой был настоятель отец Сергий Швалев – все делалось по его благословению. Надо помнить, что дорогого стоит благословение священника, очень часто нам мешает наша самость. Просила помощи у родителей детей, посещающих воскресную школу, они очень помогали, было много совместных дел. Муж раньше меня начал преподавать пение и музыку в воскресной школе. Также несла послушание певчей на клиросе. Петь любила всегда, а когда училась, жила в общежитии с девочкой с хорового отделения и всегда подстраивала к ней 2-й голос. И с мужем всю жизнь пели вместе, говорят он «с гитарой родился». Училась на епархиальных церковно-певческих курсах в г. Югорске. Ежедневно на работе в миру, в храме, в воскресной школе, семья, родители. Силы брались неведомо откуда, но у меня не было ощущения, что я разрываюсь – я уже жить без этого не могла».
В течении 10 лет Сергей работал на разных руководящих должностях в области культуры и искусства в п. Междуреченском, но решил, что творческая работа ему больше по душе и ушел работать в Центр дополнительного образования «Подросток», где уже трудилась его жена Галина.
м. Галина: «Какие у него сильные были вокально-инструментальные коллективы! Дети учились у него нравственности, мальчишки – быть мужчинами. Ходил с ними в байдарочные походы. Возил детей из „Подростка“ и воскресной школы в Тобольск на Пасху для участия в праздничных мероприятиях и богослужениях. Сегодня эти дети, уже сами отцы, не забывают его. Он и сейчас остается для них образцом, даже бороды отращивают, как он».
о. Сергий: «В 2012 году меня попросили вести пение и музыку в воскресной школе, а потом попеть на клиросе. Согласился. В 2014 году после службы епископ Югорский и Няганский Фотий сказал настоятелю иерею Сергию Швалеву: „Позовите-ка вот того бородатого!“ И у нас состоялся такой разговор. Он спрашивает меня: „Не хотите послужить Богу?“ Я говорю: „Так я и так служу“. – „В алтаре“. Я отвечаю: „Старый я уже, мне 48 лет!“ – „Какой Вы старый?!.“ – „Я подумаю“. Было очень неожиданно.
Прошло еще какое-то время и Владыка предложил мне второй раз. Жена сразу меня поддержала, а я все не решался. Посоветовался со своим другом-протоиереем в Екатеринбурге. Он мне возмущенно: „Ты что?! Тебе второй раз предложили! Иди!“ И все сомнения отпали. В 2015 году поступил в Духовную семинарию Екатеринбурга заочно, в этом же году рукоположили в диаконы, в 2017 году состоялась иерейская хиротония. Со священничеством человек меняется кардинально, как бы перерождается. От меня сразу отсеклось много худого. Сейчас я уже не могу взять электрогитару и сыграть рок на сцене – появились определенные запреты. То, что было лишнее, мешало мне – Бог отсек, для того и дается благодать священства. Находиться в святая святых – это милость Божия, не каждому это дано. Как-то мы встретились с другом, он тоже священник и спрашиваем „за что нам это“? А потом говорим: нет не так надо ставить вопрос. Не „за что“, а „для чего“. Тебе благословлено совершать Литургию – живое предстояние перед Господом в алтаре, дарить радость о Господе всем приходящим к Нему. Совершать Божественную Евхаристию – величайший дар Бога людям. Евхаристия – это предельная ценность.»
м. Галина: «В семье священника свои особенности, по-другому жизнь складывается: на первом месте надо Бога держать, послушание соблюдать. Не по послушанию ничего не получится. Каждой мелочи это касается. Дух православный в семье – это главное. Дома-то у нас Церковь тоже, молитва дома живет. Священники не перестают быть священниками везде. Да и общение у нас, в основном, с родными и со священниками, практически нет мирских встреч на которых неизбежно осуждение. Бывает, захлестнет женское, потом одумаешься – стоп, извините – муж не тебе принадлежит – Церкви. Матушка служит тому, кто служит Богу, это тоже награда: и претерпеваешь, и жертвуешь, ведь ты тоже отчасти являешься соучастницей трудов священника и на тебя изливается полученная Благодать. Пятый год, как меня благословили нести послушание регента в храме в честь Иконы Божией Матери „Всех Скорбящих Радость„. Батюшка часто в отъезде, служит на отдаленных приходах, мы с ним редко можем выехать вместе, дочь учится в школе, перешла в восьмой класс, и мы дорожим временем, когда мы вместе».
В сентябре 2020 года иерей Сергий Уланов был назначен настоятелем прихода храма в честь Святой Троицы в п. Кондинском с окормлением приходских общин в селе Болчары, деревнях Кама и Алтай Югорской епархии, Кондинского благочиния. При этом он остался штатным клириком в храме в честь Иконы «Всех Скорбящих Радость» в районном центре района п. Междуреченском, а также остается духовником в Центре дополнительного образования «Подросток», Вооруженных сил, МВД и казачества по Кондинскому благочинию. Кроме того, является членом общественного совета МВД РФ по Кондинскому району и членом районного общественного совета. Кондинский район находится на «юге» округа, площадь его составляет около 55 000 км². Транспортная схема сложная и почти половина площади района относится к труднодоступным местам и, в частности, п. Кондинское, Болчары, Алтай, Кама. Работать в этом приходе очень нелегко. Сообщение только речным транспортом и вертолетом (2 раза в неделю) от райцентра п. Междуреченский, где живет батюшка Сергий и где уже есть железная дорога и выход на Большую землю, зимой – зимником. Для пущей наглядности: зимой на своей машине батюшке ездит до п. Кондинское (это в двух часах езды от райцентра), в Болчары (это уже от Кондинска в 4-х часах) и дальше – Кама, Алтай, – и это не по автобану, а по тайге.
Вот и живет отец Сергий на «три дома», наматывая километры на своей машине зимой, и летом на вертолете. Остро не хватает священства: на весь большой район, на 5 храмов и 7 молельных домов всего четыре священника. «Жатвы много, а делателей мало». Прихожане ждут батюшку, и когда он приезжает, день у него спрессован до предела: службы, требы. Люди нуждаются в духовном попечении и поддержке. Труд священника тяжел и день ненормирован. В Кондинском новый каменный храм открыт совсем недавно, в 2019 году и требует много доделок.
о. Сергий: «Настоятель – это и директор, и бухгалтер, и строитель. Храм ведь не финансируется из бюджета, значит надо найти средства. На все это помимо пастырского попечения уходит 70% времени. Слава Богу, Господь дает людей, которые жертвуют. Да и вся семья принимает соучастие в моем пастырском служении. Когда меня спрашивают, откуда я разбираюсь в строительстве, я отвечаю, что у меня очень хорошие консультанты – мои сыновья. Старший Денис – по строительству, младший Вадим – по электричеству. Прошлым летом Вадим взял отпуск, и мы переделали всю проводку в Кондинском храме, отказались от услуг ЖКХ, кроме того, что это было очень дорого, так еще в храме зимой было холодно – прихожане в шубах стояли на службе. Сейчас задача оборудовать подвальное помещение для крестильни, воскресной школы, трапезной, выложить плиткой дорожку для крестного хода, отремонтировать опалубку фундамента храма, которая местами осыпалась. Весь материал, благодаря щедрым и добрым жертвователям – предпринимателям из городов Урая, Сургута, Тюмени, уже в наличии. Работы в начале июля начались. Так что все с Божией помощью преодолеваем».
Епископ Югорский и Няганский Фотий благословил, чтобы семья оставалась в п. Междуреченском, т.к. дети, внуки, родители матушки – все там. По благословению благочинного иерея Александра Черанева, матушка Галина вместе с дочерью Ксюшей сопровождает батюшку в п. Кондинское, регентует на клиросе. В этом году для нее была особая радость – она встретила и Пасху и престольный праздник Кондинского храма – День Святой и Животворящей Троицы – вместе с батюшкой и дочкой Ксюшей в Кондинском.
Именно в Пасху, я увидела, как отец Сергий с матушкой Галиной сидели на лавочке в храме и меня поразило их удивительное духовное единение, какой-то свет изнутри озарял их обоих, что мне захотелось рассказать об этой паре. Жизнь семьи священника всегда на виду и, когда она является ярким примером жертвенности и любви, это ценно и важно не только для православных, но и для тех, кто только приобщается к Православной вере.
Надежда Богданова,
п. Кондинское, Кондинский район,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.