Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1165) → Протоиерей Андрей Канев: Гнев – человекоубийца. Часть 15. Грехи – это как сорняки

Протоиерей Андрей Канев: Гнев – человекоубийца. Часть 15. Грехи – это как сорняки

№28 (1165) / 18 июля ‘22

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (2019 г.) – №45–46 (2021 г.), №2–7, 26–27 (2022 г.)

Сегодня завершаем микроцикл, посвященный страсти гнева. Поговорим об условно простительных проявлениях страсти гнева.

Что такое условно простительные грехи? Обратите внимание на слово «условно». Не все грехи одинаковы, тяжесть тех или иных прегрешений разная. У любой страсти есть смертные проявления. В гневе это, например, убийство, и есть те, что проявляются много раз на дню, – гневные мысли, раздражительность, вспыльчивость. Это одна и та же страсть, но степень проявления разная. В святоотеческой литературе говорится, что грехи бывают смертные, тяжкие и условно простительные. У святителя Игнатия (Брянчанинова) более ярко и четко об этом говорится.

Условно простительные грехи очень часто встречаются. Это не значит, что надо их делать, но они естественны для человеческой природы, быстро возникают и, при желании человека и при его покаянии, быстро лечатся. Если же в них не каяться, то они накапливаются и перерастают в другое качество. Это как сорняки. Весной мы видим маленькие росточки, после зимы умиляемся: «какая молоденькая крапива, приятно смотреть, зелень», кто-то даже срывает и варит из них суп. Но запусти ее, и через некоторое время вырастут кусты жгучей, противной крапивы, которая захватывает всю землю в саду.

Так действуют и страсти. Если условно простительные грехи не замечать, не каяться в них, не отслеживать в себе эти состояния, то они легко превращаются в тяжкие грехи, а потом и в смертные. Еще раз напомню, это не перепись всех грехов человечества, а примерные направления, на что нужно обратить внимание. Задача наших встреч в том, чтобы мы научились замечать проявления страстей в повседневной жизни. И потом могли бы более глубоко подготовиться к Исповеди и начать борьбу с этими страстями. В условно простительных грехах тоже нужно каяться. Они гораздо чаще бывают в нашей жизни, чем тяжкие прегрешения.

В прошлый раз говорили о тяжком проявлении гнева – грубом поведении в храме, когда человек толкается, пытается добиться первого места, осуждает, делает замечания. А условно простительное проявление непрямое. Например, человек в неположенное время сел во время службы. Царские врата открыты, а он сидит. Мы смотрим на него и начинаем осуждать. Особенно часто это проявляется по отношению к новопришедшим. Христос Сам оценит душу нашего ближнего, который по какой-то причине, по немощи или по незнанию, присел. Обычно это бывает по немощи. Принципиально ли это? Страшно ли это? Обидится ли Христос на человека, который внешне выглядит крепким и здоровым, а на самом деле у него повреждена спина, и он долго стоять не может? Вряд ли. Наш Господь не такой. Но мы такие. Почему? Потому что в нас сидит и другая страсть – тщеславие, гордыня. Я себе кажусь лучше, ведь я же стою, а он, такой здоровый, сидит. По уставу положено стоять, но Евангелие говорит, что неправильно, когда устав и традиции становятся важнее человека. Суббота для человека, а не человек для субботы.

Новопришедшие часто делают какие-то нелепости, кланяются не там, крестятся не так. Нас это раздражает, ведь нарушили наш внутренний порядок, к которому мы привыкли. Но этого человека привел Христос. Он же не просто так пришел. Ему захотелось, потому что его зовет Бог. Они не к нам приходят, не к священникам, не к прихожанам, а ко Христу. Люди ищут Бога в наших храмах. А что могут встретить? Осуждение. Чтобы ни делали наши ближние неправильного, не нужно их осуждать. Конечно, бывает придет выпивший человек в храм, тогда мужчинам надо его вежливо попросить выйти. Бывает детишки шумят, надо их попросить вести себя потише, занять чем-то, поговорить с ними, но не осуждать и не кричать. Это не дело прихожан – указывать как кланяться или не кланяться. Давайте заниматься собой.

Мы мало времени посвящаем духовной жизни, мало молимся, а, придя в храм, начинаем думать не о том. Прямо как в притче о мытаре и фарисее. Вместо того, чтобы просить Господа простить наши грехи: «я хуже всех на свете», мы начинаем думать: «я стою, а он сидит, да и свечки неправильно ставит». С этого начинается фарисейство, гнильца, о которой Господь говорит «закваска фарисейская».

Нужно быть очень внимательными, особенно когда мы приходим в другие храмы и начинаем думать: «у нас батюшка служит по-другому». Какая тебе разница? Есть замечательная пословица: «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Так нужно относиться и к приходской жизни другого храма. У них другая семья, другие традиции. Мы тоже по-разному варим борщи. Везде заведены разные порядки. Это не повод для осуждения. Нужно объединяться с людьми духовно, и по приезду в другой город, зайдя в православную церковь, почувствовать себя как дома, а не замечать, что там не так и не то. Это признаки современных христиан, которые после гонений придя в церковь, сразу начинают разбираться в степени позолоты и блеске алмазов. Раньше было по-другому. Наши предки христиане, радовались, когда нашли хоть какого-то батюшку, все равно какой он, главное исповедаться, причаститься. Нашли храм и слава Богу, что он есть, что его не сломали большевики. А мы хорошо живем, это признак избалованных людей. Нужно быть внимательнее. Мы так Бога разгневаем и снова получим что-нибудь похожее на прошлое.

Следующее проявление, когда мы не находим времени для посещения больных, стариков и нуждающихся. Это трудно, а мы все такие занятые, постоянно это откладываем на потом. Казалось бы, в чем здесь проявление страсти гнева? В том, что мы не проявляем любовь, заботу, не делаем то, что должны, упускаем возможность проявить христианские добродетели. Доброделание должно проявляться не из-под палки, а идти от сердца. Но мы упускаем это, а время идет, и нет гарантии, что мы проживем долго.

Есть притча о десяти девах. Они берегли себя. Казалось бы, какая высокая добродетель! Но у одних в лампадках было масло, чтобы встретить жениха, а у других нет, потому что они не позаботились. Одно из толкований этой притчи говорит, что масло для светильников – это добродетели. И эти девы в одной добродетели тренировались (в сохранении чистоты), а в других нет и упустили возможность. И когда жених пришел, они ушли искать масло, а потом было поздно, двери брака были закрыты и их не пустили. Так и мы, казалось бы, не делаем откровенного зла, но если мы не делаем добра, то это тоже проявление страсти. Не надо думать, что тебя это не коснется, потому что ты какая-то высокодуховная личность. Это очень наивно. Заповеди даны всем.

Евангелие предлагает активность в доброделании. В притче купец искал жемчужину, потом продал все имение и купил ее. Он не сидел, не ждал, когда кто-то принесет, а искал, делал. Духовная жизнь должна быть активной. Не физически все бросить и бегать по больницам, а духовно пытаться бороться с грехами, не упускать возможности выполнять заповеди. Можно идти по накатанной. Ведь придешь к старикам – они буду жаловаться, настроение испортят. Придешь к нуждающимся – они будут недовольны и не благодарны. Так в этом-то и суть. Не поблагодарили тебя, но ты получишь больше в духовном плане. Потерпи стариков, выслушай, им стало полегче, тебе похуже, но ничего страшного, зато поносил тяготы другого.

Следующее проявление страсти – формально просим прощения. Хорошо, что мы вообще научились просить прощения. Часто бывает, что и это мы сразу не способны делать, но просить прощения нужно по-настоящему. Если ты формально говоришь своему товарищу «прости», а сам делаешь это машинально, без глубины, без раскаяния – это, во-первых, видно, во-вторых, не дает настоящего примирения. Бывает с точки зрения начальника: человек сделал проступок, начальник вызывает его на ковер, он говорит: «Простите». А где осознание, желание не повторить этой ошибки? Бывает раздражает, когда кто-то «на автомате» говорит «простите» – «надо вам – отстаньте». Такого не должно быть.

Мы должны в обязательном порядке продумывать, что сделали, чем огорчили другого. Надо раскаяться, но не откладывать на какое-то время: через полгода я раскаюсь, к Прощеному воскресенью, через год попрошу прощения. Это нужно делать сейчас, помня, что дни нашей жизни очень коротки, нам никто не гарантирует, что мы доживем до следующего Прощеного воскресенья или до Пасхи, чтобы примириться. Это нужно делать по-настоящему сейчас. В Евангелии об этом очень много говорится: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним (Мф. 5, 25). Соперник – наш ближний, с которым у нас получилась какая-то ссора, или мы ему досадили, огорчили, поэтому это нужно делать не формально. Формализм не приводит ко Христу. Ни с людьми не примиряет, ни с Богом. С Богом вообще формализм не проходит. Наивно думать, что ты поизображал Исповедь, и Христос говорит: «Ну ладно, он же поизображал, старался, давайте ему троечку поставим». Такого не получится. Все нужно делать искренне.

Одно из проявлений страсти гнева (это могут быть подчиненные, дети, равные нам по должности, кто-то из прихожан попался под горячую руку) – делать замечание с раздражением, осуждением. Порой вроде бы нужно сделать замечание, особенно в отношениях «старший – младший». Мы должны трезво жить в реальном мире. Христианская жизнь – это не когда все купаются в ромашках, и вокруг них только кружатся бабочки и одна сплошная любовь. Бывает, любовь проявляется в виде воспитательных мер, ограничения воспитуемого, наказания в том числе. Конечно, разумного наказания, никто не говорит о избиениях, увечьях, причинении телесных повреждений. Но наказание должно быть за проступок, в воспитательном плане. Если мы делаем замечание с целью исправления человека, но делаем это с гневом, раздражением, то часто что туда примешивается? Оскорбления, какие-то крепкие слова, сам тон не дают человеку принять вразумление с пользой для себя. Цель этих замечаний, чтобы тот исправился – напоминание ему: «Ты, дружище, делаешь что-то не так». Поэтому, если мы хотим реально помочь кому-то, то замечание должно быть не с раздражением, а с сочувствием. Если чувствуем, что раздражены, то должны принять четкую методику: вообще это сейчас не обсуждать, пока не успокоишься.

Если ты раздражен, не говори ничего, потому что твое замечание не принесет пользу. Ты только разрушишь. Из-за замечания ты по гордости, гневу задел другого (своего подчиненного или родственника), он обиделся, и никакой пользы нет, только получилось, что мы бесов порадовали и начинаем ссориться.

Некоторые светские психологи рекомендуют: «Не держи в себе, выплесни, тебе станет легче». Давайте вспомним семейные отношения. Реально кому-то стало легче? Вы пришли в семью, ожидали, что ужин приготовлен, а ваши ближние в «танчики» сели играть, забыли о времени, и вы говорите с раздражением: «Мои дорогие, мне очень печально, что вы позабыли обо мне» (другие слова употребляются, я немного мягче сказал). Хорошенько им напомнили, что вас надо любить. Сложатся отношения? Конечно, нет, все только усугубится. Если это делается с сочувствием («Ребят, что ж вы про меня забыли?») – по-другому работает.

Одно из частых и очень быстрых проявлений – гневные мысли и гневные чувства. Они бывают, если быть внимательными к себе, когда начинаем раздражаться. В сердце закипают эмоции, горит огонь гнева. Обратите внимание, когда это бывает, почему, по какой причине. Если мы для себя ответим, когда и по какой причине, сможем понять, какая страсть возбуждает в нас страсть гнева. Это очень важно, особенно для тех, кто по рождению наследовали гневливость. Люди разные по характеру. Бывают очень спокойные, долго терпят, но, если терпение закончится, они взорвутся, и будет «ядерный взрыв». Есть очень раздражительные. У нас разные характеры, разные склонности к различным страстям. Надо обращать внимание на то, что является побудителем. Я имею в виду не тех, кто нас как бы побуждает гневаться, а по какой причине, что меня задело. Это часто позволяет открыть, какая страсть у нас в этот момент наиболее больна.

Гневные мысли и чувства. Бывает внешние обстоятельства складываются так, что человек начинает раздражаться. Допустим, проснулся он, все у него хорошо, спокойно, собирается на работу. Но задержался, немножко засуетился, нужно выходить, автобус уходит, близкие начинают задавать какие-то вопросы, он понимает, что не успевает на автобус. Естественно, что рождается? Раздражительность: опоздаю, что скажут и так далее. Накопился ком, накатило на человека – внешние обстоятельства как бы родили гнев.

Бывает по-другому, когда человек просыпается сразу злой, гневливый, недовольный, по лицу видно, что лучше не подходить, если хочешь жить спокойно. Получаются разные состояния. И в первом, и во втором случае могут быть разные причины. Если в первом случае мы засуетились, упустили внимание, началась суета, и мы запустили разрушительные процессы, разгневались, то во втором случае причина в том, например, что, что я накануне просмотрел 350 серий какого-нибудь сериала допоздна, не выспался и проснулся злой. Надо искать причину.

Вспыльчивость, раздражительность – одно из наших постоянных свойств. Только затронь, сразу начинаем выставлять иголки. Надо понимать, почему так, разбираться, почему я такой, почему становлюсь «ежиком» (в лучшем случае). Когда поймем причины, увидим, как в нас проявляется эта страсть, – или это внешнее, или внутреннее. Если даже мы родились такими, что наследуем от наших предков легкую склонность к гневу – это не означает, что нам закрыта дорога ко Христу. Работаем с тем, что есть. Мы Христу нужны такие, какие есть, – и гневливые, и блудливые, и чревоугодливые. Мы нужны Христу, поэтому Он не отворачивается от кающегося. Есть в нас раздражительность, вспыльчивость, мы похожи на коробок с порохом, к которому поднесли спичку, – такое может быть и есть, но не надо отчаиваться и начинаем работать: вспышка – гасим ее покаянием, вспышка – гасим покаянием. Настанет время, когда вспышки будут реже, не так будут нас взрывать. Путь именно такой – надо не отчаиваться, а трудиться.

Повышенный тон часто является проявлением того, что в нашем сердце. Помните, в Священном Писании говорится: от избытка сердца глаголют уста (Мф. 12, 34). У нас вспыхнуло, мы что-то не потерпели и начинаем говорить на повышенном тоне. По нашей речи видно, что мы разозлились.

На этом мы будем заканчивать с основными проявлениями страсти гнева. Надеюсь, что передача вам хоть в чем-то полезна. Помоги всем Господь. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс