Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1164) → Протоиерей Андрей Канев: Гнев – человекоубийца. Часть 14. Кто первым попросил прощения, тот ко Христу шажок сделал

Протоиерей Андрей Канев: Гнев – человекоубийца. Часть 14. Кто первым попросил прощения, тот ко Христу шажок сделал

№27 (1164) / 11 июля ‘22

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (2019 г.) – №45–46 (2021 г.), №2–7, 26 (2022 г.)

Мы продолжаем изучать страсть гнева. Сегодня 14-я встреча в рамках разговора о ней, и 80-я встреча большого цикла бесед об основах веры и подготовке к таинствам Исповеди, Причастия, Крещения. Не важно к какому таинству мы готовимся, сначала нужно пройти оглашение и проверить себя на наличие страстей и грехов.

Следующее проявление страсти гнева – отказ родственников пригласить священника к больному человеку. К сожалению, это довольно часто встречается в приходской работе священника. Мы живем не вечно. И, казалось бы, христиане постоянно помнят об этом. Но вот в нашей семье появляется престарелый родственник или тяжелобольной человек, и оказывается, что мы живем в самообмане. Как будто если мы не будем думать о смерти, вспоминать о ней, то она забудет нас и пройдет мимо. Так не бывает. И долг родственников предложить умирающему позвать священника. Но этого не происходит.

Часто родственники боятся намекнуть ему на то, что он умирает. А бывают и более страшные истории, когда родственники точно знают, что человек умирает, но ему не говорят об этом, а тешат рассказами, что все хорошо и они еще съездят вместе на рыбалку. А у него онкология, и, по прогнозам врачей, он через неделю умрет. Родственники обманывают его, не давая подготовиться к смерти как положено. Хорошо бы, чтобы человек четко осознавал, что с ним происходит, чтобы попрощаться с близкими, простить своих обидчиков, осознать свои ошибки. Через небольшое время ему предстоит предстать перед Христом. Это произойдет с каждым из нас. Каждому придется ответить за свою жизнь, и не только за крупные прегрешения, а даже за слова. От слов своих осудишься. Нужно обдумать свою жизнь, проболеть свои грехи и ошибки по-хорошему, пропустить через себя, мысленно попросить прощения у тех, с кем не можешь попрощаться физически, расставить все по своим местам и в примиренном состоянии перейти в другой мир.

Конечно, это только говорить легко. Наверняка это и страшно, и трудно, и очень индивидуально, но общий принцип должен быть такой. На каждой службе в храме мы молимся «подаждь нам кончину непостыдную и мирную». Постыдная – когда человек не готов, поехал на гулянку и умер. А непостыдная – когда человек подготовился. Раньше это очень глубоко сидело в русском народе. Я имею в виду все христианские народы на Руси. Человек к смерти готовился заранее, подготавливал одежду, а кто-то даже и гроб. Люди жили через призму «а вдруг скоро».

А сейчас мы молодимся. Индустрия красоты предлагает бабушке выглядеть моложе, чем внучка. И ладно бы это касалось только внешнего. Но ведь внешнее есть отражение внутреннего. Мы хотим жить здесь вечно, молодиться, красоваться, жить богато, весело и счастливо. Но этого не будет. И, живя в самообмане, мы не даем возможности близкому подготовиться к смерти, не предлагаем ему позвать священника или даже отказываем в такой просьбе. Я знаю такие жуткие истории, когда больной просил позвать священнослужителя, а родственники говорили: «Не надо. Зачем? Да еще и деньги платить».

Священники бывают разные. В прошлой передаче мы говорили, что не надо никого осуждать. Все священники, кого я знаю, никогда не скажут, что без оплаты не поедут к больному. Я даже не представляю, как такое может быть. Одна из священных обязанностей духовенства – бросать все и ехать к умирающему. У меня на практике было две истории, когда нужно было останавливать Литургию и ехать к умирающему. И ничего страшного, прихожане подождали, читали акафист, пока я ездил, никто не пострадал. А родственники часто по неверию или кривоверию допускают такое проявление греха. Или допустим, хотят сначала доделать ремонт, а потом уже позвать священника. Но бабушка может и не дожить до окончания ремонта. Священник едет вовсе не оценивать ваш достаток, он на это не обращает внимания. У него в этот момент совершенно другая задача – постараться помочь человеку. А это очень непросто.

У болезни бывают разные стадии. И важно, в какой момент пригласить священнослужителя. Иногда родственники просят приехать, а человек уже без сознания. И чем священник может ему помочь? Исповедаться и причаститься тот уже не может. Остается только молебен послужить и все. Зачем затягивать до этого момента? Если человек заболел и лечится, то и это уже повод задуматься о грехах, сходить на Исповедь, углубленно к ней подготовиться. Если болезнь такая, что из-за своего состояния он не может сосредоточиться, то это повод для Соборования. Это таинство не делается на всякий случай, не надо собороваться просто так. Если тяжело заболел – это повод сразу пригласить священника, не надо ждать, когда болезнь дойдет до критического состояния. Священник приходит, беседует, соборует человека, если считает необходимым, причащает. И были реальные истории даже в моей практике, когда я приезжал к почти умирающему, тот раскаивался как мог, мы его соборовали, а на следующий день, когда все думали, что больной уже умрет, он готовил им завтрак. Бывали и истории, когда человек умирал, как только священник уходил после Соборования. Это все Промысл Божий. Есть суеверия, что, если тебя соборовали, значит умрешь. Но это таинство для жизни, а не для того, чтобы подготовиться к смерти. В нем весь смысл молитв про то, чтобы человек ожил, стал здоровым, послужил и покаялся.

Когда мы отказываем нашему близкому в просьбе пригласить священника, то становимся ответственными за то, что он не покаялся. От этого становится страшно. Тебе было лень, экономил деньги или делал ремонт. Это все неважно. Главное – живая душа. Поэтом не надо затягивать с этим, и если больной попросил, то сразу ищем возможность пригласить священника. Если вы воцерковленный человек, а ваш близкий нет, то нужно ему спокойно и ненавязчиво предложить. И мы должны уважать его выбор. На нас в случае отказа ответственности нет, она лежит на нем. Не захотел, не верит, тогда не надо. Его выбор. Это очень важно понимать. Казалось бы, где здесь гнев? Никто не орет, не ругается, не дерется. Но это проявление нелюбви в ответственнейший период человеческой жизни.

Следующее проявление греха, когда человек умышленно наносит вред своему здоровью. Назло бабушке отморожу уши. Вредит себе, чтобы доказать что-то другим людям, вызвать к себе жалость, внимание, показать какой он несчастный, выразить протест и так далее. Не надо это делать. Здоровье – редкая штука, и Богом дана не для того, чтобы мы устраивали демонстрации по его повреждению. Всегда есть диалог, всегда можно выразить свое неудовольствие словами. Священное Писание говорит: если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его. Обличи не кулаком в лицо, а в диалоге. «Дружище, ты делаешь мне больно, не делай так. Давай договоримся, как мы будем жить». А если мы сразу начинаем себе вредить, над нами только посмеются, пожалеют о нашем психическом здоровье, не больше. Исключаем это, только диалог. Если же с кем-то невозможно договориться, то уходим и все. В этом случае апостол предлагает еще поговорить с ним при свидетелях, потом объявить Церкви, а потом уже относиться к нему как к язычнику и мытарю, совсем с ним не общаться. Нужно попробовать договориться, но если нет, то не надо играть со своим здоровьем. Глупость сделаешь, повредишь, а потом всю жизнь будешь жалеть, что здоровья нет. И будет уже другой повод грешить.

Теперь обсудим грехи, часто проявляющиеся в храме. Храм – место, которое мы с вами должны очень сильно любить, это место нашей духовной родины. Мы там рождаемся, крестимся, исповедуемся, встречаемся со Христом. Там нас учат вере, мы слышим Евангелие, толкования. В храме мы можем решить свои духовные вопросы. Это важное для нас место, где мы хотя бы на время Литургии пытаемся быть хорошими, если не перед друг другом, то перед Христом. А когда человек приходит в храм и сталкивается с тем, что мы, христиане, не любим друг друга, то он и не верит нам потом. Можно встретить много различных проявлений поведения, когда в храме мы начинаем показывать, какие мы есть оставшиеся шесть дней в неделю, чем мы живем, какое наше сердце.

Что относится к проявлениям грубого поведения? Это, безусловно, грубость, она тоже идет из страсти гнева. Например, люди толкаются. Когда это бывает? Участие в таинствах, так или иначе, у нас связано с очередью: кто-то идет вперед, кто-то стоит. Допустим, это очередь на Исповедь. Когда исповедников много, очень часто кто-то начинает раздражаться, искать и не находить свою очередь. И порой бывает так, что приходится останавливать Исповедь, подходить к человеку и говорить: «Уважаемый, вы на Исповедь пришли?» – «Да, на Исповедь». – «В грехах каяться?» – «Да». – «Так зачем же вы сейчас спорите за место?»

Мы с вами должны помнить Евангельские заповеди. «Кто стремится быть первым, будет последним, а последний – первым». То есть у Христа все иначе, чем у нас. И поэтому, если ты стремишься занять лучшее место, расталкивая остальных, у Христа ты будешь на последнем месте. Потому что ты имеешь неправильное устроение сердца.

Если по-честному, мы на самом деле мало делаем добра. И вот на Исповеди у тебя есть возможность пропустить вперед какую-нибудь бабушку (она исповедуется всего несколько минут) или беременную женщину, детишек. Не надо спорить, кто последний. Что это – очередь за колбасой в 80-е, 90-е годы? Нельзя так себя вести. Если ты перед Исповедью себя так ведешь, надо собраться и уйти, потому что ты не готов к Исповеди. Покаяние предполагает совершенно другой, мирный дух. А если ты пришел бороться за права потребителей, ты не туда попал. Надо идти в другое место, где борются за эти права. В храмах же никакой толкотни вообще не должно быть, тут все гораздо глубже.

Допустим, мы не толкаемся, но не можем стоять на месте и во время службы ходим из угла в угол. К одной иконе подойдем, к другой, свечку пойдем поставим. Это тоже неправильно. Это нелюбовь к тем, кто стоит и молится (или учиться молиться). Это ведь непросто. А если мы, думая, что пришли на службу, ходим по храму туда-сюда, то мы отвлекаем людей. Это тоже грубое поведение, даже если мы молчим.

Или, например, очередь на Причастие. Трудно себе представить, что тот, кто толкается, стоя в очереди на Причастие, сможет причаститься Христа Спасителя. Это вообще неправильно, такого не должно у нас быть. Или идет крестный ход. И начинается… Толпа благочестивых христиан, обгоняя духовенство, сминает все. Полиция нужна, чтобы нас выстраивать. Это что такое? Куда мы побежали – в Царство Божие, что ли? Обогнать другого человека, встать вперед – зачем это надо? Это настолько не совпадает с Евангелием, со словами Христа, что удивительно, как мы вообще так живем. Грубим друг другу даже во время службы. Кто-то встал не вовремя, кто-то подошел. Как будто мы собственники нашего храма, и здесь должны «обслуживать» только нас.

Порой я бываю вынужден слушать грустные слова от некоторых людей. Мне сейчас приходится работать на стороне, а только в субботу и воскресенье я могу быть в храме. На службе я человека не видел, а потом где-то встретил и говорю: «А что-то мы в воскресенье с вами не виделись». Он говорит: «Я по воскресеньям в храм не хожу, потому что там толпа народу, все ходят, мешают. Я люблю, когда я один». И вот такой человек попадает в общину (а мы спасаемся общиной, христианство – это общее дело, а не только индивидуальное) и начинает грубить. Один встал не туда, другой сел, третий еще что-то сделал – все плохо себя ведут.

В Евангелии Господь говорит: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 38). Конечно, многое зависит от священника, от того, как он пытается воспитывать своих прихожан. Но и мы с вами, братья и сестры, должны понимать свою ответственность.

Представьте: пришло сто человек на службу, и все очень внимательны друг к другу, не ходят по храму, а пытаются молиться. Каждый может сказать: «Брат, сестра, проходи вперед, я только после тебя». И когда человек придет посмотреть со стороны, он увидит, что у нас действительно люди учатся друг друга любить. И он останется здесь. А то мы думаем, почему у нас храмы полупустые, никто в них не ходит? Человек придет, мы его начинаем строить: встать сюда, повернуться, наклониться! Так зачем сюда ходить, и так везде грубости хватает.

Сгоняем людей с места. Странно, когда христианин думает, что некое место принадлежит ему. В храме нет какого-то твоего места: куда встал, там и хорошо. Как за большим столом у родственников: куда бы ни сел, везде хорошо, везде все свои. Так надо к этому относиться. Встал подальше, ничего не слышишь – слава Тебе, Господи! Ты же в свой родной храм пришел! Получилось встать там, где ты привык, – хорошо. Получилось встать туда, где не привык, – прекрасно! Не хватило места в храме, много народу – говоришь: «Слава Тебе, Господи, храм переполнен! Пойду на улице постою». А мы сразу начинаем ворчать: «Это мое место, встань, отойди! Это моя лавочка, это мое сиденье», и так далее.

Лезем вперед. Это вообще ужасная история! Перед Причастием или перед святыней – мощами святого человека, который всю жизнь прожил в смирении, мы думаем: надо причаститься, приложиться! Всех перетолкали, вперед и вперед. Так мы получим себе только осуждение и приключения на свою голову.

Учим «новичков». Дорогие мои, давайте привыкнем, что мы вообще никого никогда в духовном плане не учим. Это обязанность не ваша, а духовенства. Какие бы люди не пришли, они пришли не к вам, не ко мне, а ко Христу. Поэтому наша задача – «новичков» не отталкивать от Церкви. Пришел человек, чувствует себя неловко, неудобно – пусть постоит, с Богом поговорит, мы не лезем.

Раздражаемся на людей. Если грубим мы уже в словах, то здесь мы как бы внутренне недовольны окружающими. Но это все выражается в изменении наших эмоций, в наших глазах, лицах. Вместо того, чтобы излучать свет Христов, мы начинаем сеять злобу. Поэтому давайте будем друг к другу крайне внимательны. Это очень важно.

Следующий момент, который мы должны обсудить, – грех, который совершает человек, когда не спешит к примирению. Особенно это касается нас, христиан. Нельзя долго жить в злобе. Священное Писание говорит: Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26). Всякое бывает, поссорились. Возьми свою волю в кулак, помолись и иди просить прощения. Кто первым попросил прощения, тот и сильнее, тот ко Христу шажок сделал. А если человек не спешит мириться, то может получиться, как с раной, когда появился гной: если не лечить, потом может быть заражение крови. Так же бывает, если не спешить к примирению. Страсть гнева будет развиваться, набирать силу, и человек постепенно будет еще больше грешить и ко Христу не приближаться. Это самое страшное.

Благодарю вас, братья и сестры, за внимание к нашей передаче. Желаю, чтобы ни в храмах, ни в наших семьях, ни в наших душах не было этих грехов. Пусть Господь нас простит и исправит. До новых встреч! До свидания! (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Анна Кузоро

и Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс