Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1158) → Господь любое наше несчастье принимает как собственное

Господь любое наше несчастье принимает как собственное

№21 (1158) / 1 июня ‘22

Размышление

Болит – значит, живой. Значит, близок к тебе Господь. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Когда человека посещает боль – тогда его посещает Христос. А вот когда человек не испытывает никакой скорби – это похоже на то, что Бог его оставил».

Боль как молитва

Любая боль может стать нашей нелицемерной, искренней молитвой: когда больно, не до лицедейства и красивых поз, чтобы понравиться.

Боль делает нас настоящими – такими, какие мы есть на самом деле внутри, в душе. Но если человек обращает эту боль на ближних, на общество или на самого себя, он не получает облегчения, а делает себе только хуже. Сколько вокруг людей словно с открытой сердечной раной – задень ненароком, и сразу крик. Не к Небу о помощи, а просто крик в никуда – без адресата: «Мне плохо, я погибаю». Но люди смотрят, пожимают плечами и проходят мимо. У каждого свои проблемы, и копаться в чужих, а тем более помогать, желающих сегодня почти нет.

Совсем не так на крики о боли реагирует Господь – любое наше несчастье Он принимает как собственное. Для Христа, положившего ради нашего спасения Свою пречистую жизнь, мы все – любимые младенцы, которых Он готов бесконечно миловать и спасать. Но беда в том, что мы просто не хотим этого делать: не обращаемся к Богу, готовы обратиться к кому угодно – любому шарлатану и обманщику. Человек расточает имущество, выискивает все новые и новые средства, чтобы избавиться от боли, но она не проходит. И это на самом деле хороший знак.

Болит – значит, живой. Значит, близок к тебе Господь. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Когда человека посещает боль – тогда его посещает Христос. А вот когда человек не испытывает никакой скорби – это похоже на то, что Бог его оставил».

Мы все от рождения больны грехом, и земные болезни и скорби – следствие болезни нашей бессмертной души, спасение которой только в Боге. Господь наш Иисус Христос – единственный Врач.

Переписывание истории чревато гневом Божиим

В последнее время среди западных политиков появилось множество желающих заново переписать историю, основываясь на собственных политических амбициях и сию-минутных интересах. Например, посольство США в Дании написало, что лагерь смерти в Освенциме, ставший одним из главных символов холокоста, где было убито около полутора миллионов человек, в том числе более миллиона евреев, освободили американские войска.

Посольство России в США назвало это бесстыдным переписыванием истории, напомнив нашим американским партнерам, что на самом деле Освенцим освободили советские войска 27 января 1945 г. Американское посольство принесло извинение за ошибку, но текст своего послания в социальных сетях так и не изменило.

Российские дипломаты напомнили о 600 000 погибших за освобождение Польши советских солдат, но это осталось без внимания со стороны официальных польских властей… Но дальше всех в своих исторических фантазиях зашел первый президент Украины Леонид Кравчук, заявивший в эфире программы «60 минут» на телеканале «Россия–1» о якобы встрече Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина, которая состоялась, по его мнению, во Львове перед самым началом Второй мировой войны. «Гитлер и Сталин встретились во Львове, – сказал Кравчук. – Это же документ, это не является секретом – они пытались договориться». Все это было бы, наверное, смешно, если бы не было так страшно.

Как сказал один знакомый священник обо всем этом: «Забывший свою историю народ обречен пережить ее вновь». А потом с грустью добавил: «Если бы только политики понимали, что таким бессовестным переписыванием собственной истории они явно призывают гнев Божий на свой народ и свои страны...».

Про Каина и Авеля

Всем известна история про Каина и Авеля. Первый человек на земле, не сотворенный Богом, но родившийся от Адама и Евы, их первенец Каин, построивший первый город на земле, прославился совсем не этим, а убийством своего родного младшего брата Авеля. Каин был, как мы знаем, земледельцем, Авель – пастухом. И первый принес в жертву Богу часть урожая, а второй – животных из своего стада. Но Бог не принял жертву Каина: на жертву Авеля сошел с Неба огонь, а на дар Каина – нет. Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и там его убил, за что был проклят и изгнан из своего дома.

Каин огорчился, что Господь не принял его жертву… А почему, кстати, не принял? Святитель Иоанн Златоуст объясняет, что Авель принес от первородных (то есть самых ценных) овец жертву Богу, а Каин, как написано в Библии, принес плоды земли: то, что просто выросло, – не самое лучшее и ценное, как брат. Когда же Каин огорчился, Господь прямо спросил у него: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».

Бог дал Каину прямо понять, что замысел убить брата Ему известен, однако при этом Он не угрожает ему наказанием, а объясняет, словно маленькому мальчику, как должен вести себя человек, когда его одолевают недобрые мысли: Грех влечет тебя, но ты господствуй над ним – сопротивляйся.

Но Каин снова отвергает этот совет и предупреждение. Мало того, убив своего брата, Каин не захотел услышать призыв Бога, Который теперь взывал к покаянию. Господь спрашивает: «где Авель, брат твой?», словно не знает, что совершил Каин. Бог словно говорит: подумай, где теперь из-за тебя брат твой, опомнись! Но Каин уже окончательно окаменел душой: он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему.

Так действует на человека совершенный грех: его сердце становится невосприимчивым к голосу совести, разум помутняется. И Господь осудил его на скитания, отметив особым знаком – Каиновой печатью, наложив ее по просьбе самого Каина, который очень боялся, что его самого теперь могут убить. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

Эта печать – знак вовсе не гнева, как думают некоторые, а знак милосердия Божия, с которым Господь относится ко всем людям без исключения, даже к таким, как первый убийца на земле Каин.

Любая зависть действует на нас так же, как действовала на Каина: каждый раз, когда мы завидуем, мы идем по его пути. Но разве в этом гибельном состоянии оставляет нас Господь? Конечно, нет. Как и в случае с Каином Господь всегда подает нам Свою милость и помощь, главное – откликнуться на нее, а значит – не упорствовать в своих ошибках и заблуждениях, чтобы не случилось с нами чего худшего.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-bol-kak-molitva;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-perepisyvanie-istorii-chrevato-gnevom-bozhiim;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-pro-kaina-i-avelya

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс