Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1157) → Матушка Алевтина Морякова: Истинные браки заключаются на Небесах

Матушка Алевтина Морякова: Истинные браки заключаются на Небесах

№20 (1157) / 23 мая ‘22

Вторая половина

Мы предполагаем – Бог располагает. В жизни каждый из нас много раз на своем опыте убеждался, насколько точна и неоспорима эта древняя народная мудрость. Что бы мы ни планировали, в итоге Бог располагает так, как лучше для нас. Самое главное – в момент сомнения вспомнить об этом.

Чувашия, Вурнарский район, село Калинино. Центр сельского поселения, куда входит еще семь деревень. Население немногим больше трех тысяч человек. Для них, как и для всех, кто выбирает сельскую жизнь, намного понятнее слова: «Все под Богом ходим».

Настоятель храма Покрова Божией Матери протоиерей Сергий Моряков: – До сих пор мы используем молитвы из Требника перед сеянием. Наше дело посеять, а то, что вырастает, – дает Господь. Поэтому молиться надо.

Молиться приходят в калининский Покровский храм. В будущем году ему исполнится 20 лет, 19 из них его настоятелем служит протоиерей Сергий Моряков. Он приехал сюда по указу митрополита Чувашского и Чебоксарского Варнавы в июне 2003 года, вскоре после иерейской хиротонии. Храм в то время был построен до уровня крыши. Молились в приспособленном помещении в центре села.

прот. Сергий: – Мы приехали – крапива была до пояса. Нашли кочерыжку от лопаты, сделали дорожку, зашли в молитвенный дом. Мы служили до освящения, а освятили уже через полгода.

«Мы» – это новопоставленный иерей, его жена, молодая матушка Алевтина, и приход.

Матушка Алевтина Морякова: – В миру я Алина, в паспорте Алина, а крестили меня Алевтиной. В церкви я Алевтина, хожу на работу – уже Алина. Я привыкла, мне все равно, как называют.

Отец Сергий и матушка Алевтина встретились, когда были готовы к этой встрече. Хотя признаются: вопрос, были ли они готовы, – спорный, ведь каждый из них предполагал совсем другое. Будущий священник родился и вырос в селе Шимкусы, практически на границе Чувашии и Татарии. До службы в армии разговаривал исключительно на родном чувашском.

прот. Сергий: – Вспоминаю бабушку: она родилась до революции, ни разу за пределы Чувашии не выезжала, русский язык не знала, зато каждый день ночью читала Евангелие на чувашском языке. До школы всю Евангельскую историю я уже знал.

А в это время в другом чувашском селе подрастала девочка Алина – младшая из пяти детей в семье. Со старшими разница в возрасте была приличная, зато племянники – практически ровесники.

м. Алевтина: – Нас всегда было восемь-девять человек – большая, дружная семья. Нам было весело. До сих пор я своим детям рассказываю: мама приносила яблоко, и мы делили его на всех – так было принято. Всем надо поровну поделить, вместе порадоваться тому, что есть. Мы неплохо жили, но все равно яблоко зимой в деревне в то время – радость. Это сейчас легко, пошли и купили. А в то время это было не очень легко.

У Алины тоже была бабушка-молитвенница и крестная. Мама, завуч школы, и папа-коммунист смогли прийти в храм, когда закончилось советское время.

м. Алевтина: – Я видела, как мама, например, постится. Мне стало это интересно. У нас появилась детская Библия – там были красочные картинки.

На весенние каникулы ездили в Чебоксары в церковь. На Исповедь ходили к молодому священнику, отцу Савватию, который спустя время стал главой Чувашской и Чебоксарской епархии.

прот. Сергий: – Время было советское. Я 1975 года рождения. Вера в Бога была всегда, но школа все выбила – духовности, живой веры не было вообще.

Живая вера пришла во время службы в армии. Это было время первой Чеченской войны, но Сергея, как единственного кормильца в семье, не отправили в горячую точку. Он служил в Самаре. Казармы находились напротив Иверского монастыря.

прот. Сергий: – Монастырь как раз восстанавливался. Игумения просила свободные рабочие руки – солдаты ходили туда работать. Вместо благодарности передавали книжки. Одна книжка пришла со мной домой, она называлась «Яко с нами Бог». Все во мне перевернулось, появилось резкое желание исповедоваться.

После армии Сергей Моряков восстановился в Чувашском государственном университете, заочно оканчивал исторический факультет и посещал свой сельский храм. Однажды они вместе с духовником были по делам в Чебоксарах и заехали в духовное училище.

прот. Сергий: – До экзамена оставалось три дня. Через три дня сдал экзамены и начал учиться в духовном училище.

Алина в это время училась в Чебоксарском государственном педагогическом университете на технолого-экономическом факультете. Потом окончила его, начала работать, но ни с кем из молодых людей так и не встречалась.

м. Алевтина: – Бывали, наверное, такие, но я их всерьез не воспринимала.

прот. Сергий: – Когда я осознанно пришел к вере, искал тоже верующего человека.

м. Алевтина: – До 24 лет я не была готова полностью. Мне это вообще не нужно было почему-то. Вроде бы росла в большой семье, но психологически не была к этому готова.

прот. Сергий: – Есть молитва, чтобы выйти замуж. Я ее переделал на мужской лад и год молился.

м. Алевтина: – Батюшка из нашего района (до этого я его не знала), через матушку Тамару узнал, что есть сестренка, которая не замужем. В один прекрасный день они пришли к нам – мы их доверчиво пустили в квартиру. Я жила с бабушкой, не одна.

прот. Сергий: – Не скажу, что у меня была любовь с первого взгляда. Она выше меня – это меня тогда смутило.

м. Алевтина: – Я тогда не восприняла его всерьез. Он ростом чуть ниже меня – может, поэтому. У девочек свои стереотипы, у юношей свои.

«Не мое это» – предположили оба разом, забыв, конечно, что предполагать можно сколько угодно. Примерно через месяц духовник в очередной раз спросил Сергея: «Ну что, встречаешься с Алиной?»

прот. Сергий: – «Если с Алиной не будешь, – говорит, – тогда в жизни ты обманешься». Я все-таки книжки уже почитал, слово «послушание» знал. Боялся и думал: «Надо сходить».

Все это время и девушка размышляла: «Может, надо еще раз увидеться». Больше всего боялась ошибиться – пойти против воли Бога. А Бог тем временем терпеливо подготавливал их к встрече, чтобы после нее оба перестали что-то предполагать.

м. Алевтина: – Я специально, чтобы его не видеть, в церковь, монастырь не ходила: то в деревню поеду на выходные, то еще какие-то дела. В какой-то момент я решила: «Все, хватит. Наверное, он про меня уже забыл, не придет туда». Я думала, он меня будет ждать около монастыря. Он, оказывается, тоже не ходил. И вот когда я решилась прийти, в этот день он тоже решил прийти. Так получилось, что мы все-таки встретились.

В 2002 году, 6 октября, состоялась диаконская хиротония отца Сергия. 15 июня 2003-го – иерейская, с назначением настоятелем калининского храма Покрова Божией Матери. Алине, горожанке, пришлось переезжать в село, поддерживать мужа, дом...

м. Алевтина: – Я стала сразу петь на клиросе, до этого не пела. Было тяжело и страшно начинать, но надо было. Никто меня не спрашивал: страшно или нет. Просто надо.

прот. Сергий: – Первое облачение, престольное и священническое, она сшила сама. Я семь лет сам пек просфоры.

Вскоре при храме открыли воскресную школу. Матушка Алевтина начала там преподавать. Дети были знакомые – ее же ученики из общеобразовательной школы, куда она устроилась сразу по приезде в Калинино.

м. Алевтина: – Они думали, что я приду в монашеской одежде, – для них это было страшно. Не понимали, кто – монахиня, а кто – жена священника.

Но директор школы Татьяна Павловна Ефимова поддержала программу курса «Основы православной культуры» и предложила вести его именно жене священника. Кроме того, матушка Алевтина преподавала технологию, учила детей моделированию одежды. Сельская жизнь налаживалась. Батюшка Сергий – на все руки мастер – постепенно обустраивал не только храм, но и дом, двор. А начиналось с малого.

м. Алевтина: – Мне нужна была коза. Он не хотел, но согласился. Сначала у нас появилась коза, потом одна курочка, которая оказалась несушкой и выводила много цыплят. За лето у нее было три выводка. Пряталась от нас. Однажды в ноябре она вывела цыплят. Было холодно, у нас сараев не было. Куда их девать? Не знаем. Мы занесли их в комнату, поставили клетку, в нее пустили вместе с цыплятами курицу...

Благодаря курочке с выводком отец Сергий обустроил сарай, который для одной курицы оказался великоват. Тогда появились индоутки, перепела, гуси, рядом – немаленький огород. Городская жизнь матушки Алевтины осталась только в воспоминаниях.

м. Алевтина: – «Надо» – для меня это правило по жизни. Надо быть с батюшкой, помогать – значит, надо помогать. Я опора и остаюсь опорой.

Казалось бы, работа, служение, забота о доме, но полной самореализации матушка не чувствовала. Тогда прошла специализацию и начала работать логопедом в детском саду.

м. Алевтина:– Вначале это было чудом. Сейчас я уже к этому не то чтобы привыкаю, а знаю, что могу помочь. В то время, когда только-только начинала работать логопедом, для меня было чудом, что я могу помочь. Оказывается, могу.

Своих детей у отца Сергия и матушки Алевтины трое. Сын Серафим оканчивает 11-й класс. Имя получил в честь святого Серафима Саровского. Дочь Александра учится в 9-м. Она обязана именем своей прабабушке – любимой бабушке отца Сергия. Рождению младшей Зинаиды предшествовало трагическое событие в семье – внезапная смерть полугодовалого сына Фаддея. Казалось, мир обрушился вмиг.

м. Алевтина: – Чтобы меня как-то успокоить, наши знакомые поехали в село Ташлы. Там есть чудотворная икона «Избавительница от бед». Это получилось на 9-й день после его смерти. Я даже не хотела туда ехать, думала: зачем мне ехать, если у меня беда уже случилась?

Тем не менее она послушалась: помолилась, искупалась в источнике. Спустя полгода почувствовала в себе новую жизнь. Дочь Александра очень обрадовалась, но поставила условие: назвать сестренку Зиной.

м. Алевтина: – Папа говорит: «Мы тебе куклу купим, малыша, и назовем Зиной. А этого малыша по-другому». Она плакать: «Нет, это будет Зина». Я тогда сказала: «Ладно, если ребенок говорит, так и будет». Родила, и оказывается (я это узнала потом, через два месяца), что 21 октября – день памяти иконы Божией Матери «Избавительница от бед». А именины Зинаиды празднуются 24 октября. Недавно у меня Зина спрашивает: «Мама, почему меня так назвали? Несовременное имя», а я говорю: «Зина, никогда так не говори, потому что тебя сама святая выбрала. Мы это имя не выбирали. Она сама тебя нашла и выбрала». И она довольна после этого.

Сейчас и отцу Сергию, и матушке Алевтине смешно, когда они вспоминают, что не хотели встречаться из-за небольшой, в пару-тройку сантиметров, разницы в росте.

м. Алевтина: – Мы, девушки, такие: если влюбляемся – нам уже ничего не важно. Главное, чтобы этот человек был рядом.

прот. Сергий: – Истинные браки, говорят, заключаются на Небесах. Если бы я не послушался – не знаю, что бы было тогда. Сейчас каждый день благодарю.

Ведь что бы мы ни планировали, Бог в итоге располагает только так, как лучше для нас. И в момент сомнения, самое главное, вспомнить об этом.

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс