Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Если Бог здесь, не где-то там, а рядом со мной, тогда что ж я делаю? Почему бездумно трачу свои дни? Почему грешу? Почему живу неправедно?
Ужас при встрече с Богом
Как-то разговорился о вере с одним высокопоставленным чиновником, недавно вернувшимся из Иерусалима. Он искренне недоумевал, почему некоторые люди боятся сегодня заходить в церковь: вроде бы годы богоборчества давно позади, каждый может открыто исповедовать свою веру, ходить в церковь, но некоторые туда все равно не идут. Он спрашивал знакомых, почему они боятся хотя бы зайти в храм, а они пожимали плечами и боязливо отмахивались.
Если мы внимательно почитаем Евангелие от Луки, найдем там такие строки: ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных. И дальше: и ужас объял всех, и славили Бога, и были исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.
Казалось, что ужасного, что Господь помолился – и рыбаки поймали столько рыбы, что сети порвались? Наоборот, нужно радоваться, – а людей объял ужас. Почему? Они явно – не умозрительно, не в мечтаниях, а в повседневной реальности увидели, что Господь прикоснулся к их жизни, и тогда их объял ужас – от того, что Бог есть.
Одно дело рассуждать о Боге как о чем-то пускай и красивом, но, возможно, иллюзорном. Совсем другое – почувствовать Его в своей собственной жизни. От этого уже не отмахнешься, не скажешь: да ладно вам с вашими баснями, оставьте меня в покое. Но если Бог здесь, не где-то там, а рядом со мной, тогда что ж я делаю? Почему бездумно трачу свои дни? Почему грешу? Почему живу неправедно?
Удобнее жить так, словно Бога нет: можно спокойно оправдать любое зло, любое беззаконие, лукавить, не думать о ближних, жить за счет других, находя оправдание любым своим мерзостям.
Но если Бог прямо перед тобой, тогда ничего не останется, как упасть перед Ним на колени и, не поднимая глаз, выдохнуть от сердца: «Боже, милостив буди мне, грешному».
Когда Петр увидел, что лодки чуть не перевернулись от пойманной рыбы, то, как человек, сказал Христу: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Но, просвещенный Духом Святым, припал к коленям Христа, после этого оставил свой богатый улов как что-то совершенно ненужное и пошел за Христом. Пошел до конца, до своего креста – Небесного прославления.
Бабушкины иконы
Он ехал к бабушке, как когда-то в детстве. На поезде, так же на верхней полке, только без родителей и совсем без радости. Раньше при упоминании о бабушке он неделю ходил бы счастливый, считая дни и часы, а сейчас лежал, отвернувшись к стенке, смотрел в одну точку и мучительно думал, что, если бабушка не поможет, – ему конец. Когда он неосмотрительно взял кредит под большие проценты на успешный, как тогда думал, бизнес, жизнь пошла кувырком: сначала обманули партнеры – забрали все деньги, а его бросили, потом отвернулись друзья. В конце концов, устав от бесконечных проблем, ушла жена. Когда всевозможные способы вернуть долг банку закончились, он почти отчаялся, а потом неожиданно вспомнил про верующую бабушку, которая жила в далекой деревне.
Она любила внука больше всего на свете. Она была бедной (у нее дома не было даже холодильника, а продукты хранились в подвале в леднике), зато у нее были старинные иконы, которые стоили на рынке больших денег. Сколько он себя помнил, иконы у бабушки всегда стояли на самом видном месте – там, где у других телевизор. В красном углу. Она ходила в храм по воскресеньям и праздникам, начинала день с молитвы и ею же заканчивала. Он помнил, как вечером сидел маленьким на кровати и, забыв про игрушки, смотрел на огонек сверкающей лампады, пока, счастливый, не засыпал.
Увидев на пороге любимого внука, бабушка на радостях прослезилась, долго гладила его по волосам, не в силах наглядеться, а потом побежала в магазин покупать краковскую колбасу, шоколадные конфеты и любимый внуком пломбир.
Он не был у нее со школы и сейчас удивился, каким маленьким и старым был ее дом, когда-то казавшийся ему огромным. Иконы были на старом месте. С первого взгляда было понятно, что все иконы старинные и в прекрасной сохранности.
В этот вечер бабушка была словно именинница, приготовила праздничный ужин, пирогов напекла с груздями и морошкой и даже настойку малиновую из подпола достала. Усадила внука под образами и налила по рюмочке, а потом торжественно сказала: «Ты у меня единственный внучок – ненаглядный, родная кровиночка. Я за тебя всю жизнь Богу молилась, чтобы ты добрым человеком вырос. И каким ты стал: красивый, умный, институт окончил… Отец звонил, говорил, что ты фирму большую открыл… Вот дед бы обрадовался, если бы тебя сейчас увидел. Я в последнее время слабой стала, голова кружится, немного поработаю и сразу устаю. Годков-то мне уже немало, сегодня-завтра Господь к Себе призовет. Я молилась Богу, чтобы тебя поскорее Он ко мне прислал, и вот ты здесь. Наследства я тебе никакого не оставила, денег у меня нет, дом совсем старый, одно я тебе, внучок, завещаю – наши иконы». И стала оторопевшему внуку про каждую из икон подробно рассказывать.
Ночью он долго не мог уснуть, ворочался, кусая губы, а обратно ехал на том же стареньком поезде один на весь вагон, достал из сумки бабушкины иконы, поставил на сиденье напротив и долго на них молча смотрел. Держался сколько мог, а потом словно прорвало – он заплакал, упал перед иконами на колени и шептал: «Простите меня, простите». А потом стал молиться забытыми с детства молитвами, а когда вернулся домой, первым делом пошел в гараж делать полку для бабушкиных икон.
Хлеб привезли
Утром зашел в маленький продуктовый магазинчик рядом с нашим домом. В магазине пять бабушек стоят, переговариваются, ждут машину со свежим хлебом – его привозят около 10 утра. Подъезжает ГАЗель с фургоном с надписью «Хлеб», бабушки заулыбались – полезли за кошельками, стали выстраиваться в очередь. Водитель заносит лотки с хлебом, а придирчивая продавщица смотрит на хлеб, качает головой и говорит: «Нет, ну вы только посмотрите: опять все булки зажженные! Такой хлеб уже к вечеру станет как деревянный. Как мне его продавать прикажете?» Обращается к водителю: «Леша, ты не знаешь, что там за смена была?» Тот разводит руками, мол, откуда он знает, его дело – привезти. Продавщица продолжает возмущаться: «У них один день нормальная смена, хлеб хороший, а потом выходит другая – то хлеб передержат, то нормально не посолят. Не будем ничего с утра у этой смены заказывать, на обед тоже заявку отменим. Я сама позвоню. Куда такое годится!?»
Бабушки, которые ждали хлеб с самого утра, робко переглядываются, а та, что стояла впереди, нерешительно спрашивает: «Светлана, раз хлеб зажженный, мне тогда его не надо, свежую газету лучше дай и пакет молока». Стоящая последней бабушка лет 80-ти качает головой и говорит: «Ну ты, Андреевна, даешь! Это же хлеб, а ты нос воротишь – совсем девка сдурела». Стоящие за Андреевной бабушки согласно закивали: да, точно, чего это мы расстраиваться будем – хлеб же, а если немного подгорел, так его можно и в молоке размочить – не заметишь. И стали покупать его как ни в чем не бывало.
Когда бабушки ушли, я купил свежий лаваш, который каждое утро привозят знакомые армяне, и пошел домой, а в голове долго еще звучали слова старенькой бабушки, которая помнила те времена, когда было голодно, а хлеба не было. А сейчас есть – бери сколько хочешь.
Такие дела.
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-uzhas-pri-vstreche-s-bogom2;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-babushkiny-ikony;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-hleb-privezli
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.