Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1157) → Протоиерей Иоанн Кудрявцев: Мирный дух

Протоиерей Иоанн Кудрявцев: Мирный дух

№20 (1157) / 23 мая ‘22

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – «Мирный дух». Темы войны и мира связаны одна с другой. Хотелось бы сегодня акцентировать внимание именно на мире, на внутреннем и внешнем мирном устройстве. Как внутреннее мирное устроение человека влияет на мирное внешнее окружение?

– Вопрос очень важный, глубокий, серьезный. Но я бы хотел начать чуть-чуть издалека. Мы сказали сейчас о Дне Победы. Мы празднуем, что на нашу землю пришел мир в результате победы. Этот смысл очень важный в духовной жизни в рамках той темы, о которой вы говорите. Чтобы приобрести внутренний мир, нужно сначала одержать победу. Без победы невозможен мир. Может быть, поэтому Христос и сказал такие слова: «Я принес не мир, но меч». Не потому, что Господь призывает нас к войне, а потому, что призывает нас к победе над грехом. И только через эту победу мы можем достигнуть настоящего внутреннего мира, который потом будет проявляться во всем: в нашей молитве, в отношении к близким, окружающим людям, работе, труду, обязанностям, даже в нашей походке и внешнем виде.

Внутренний мир нельзя искусственно создать. Нельзя принять благообразный, красивый вид смиренного человека, у которого как будто бы все хорошо, прекрасно, который говорит: «Давайте не будем ссориться», – как кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно». Чтобы жить в мире, дружно, нужно прежде всего победить внутри себя грех, победить свою гордыню, самолюбие, те страсти, которые мешают внутреннему миру. Поэтому путь к миру лежит, как это ни парадоксально звучит, через войну с грехом, со своей собственной гордыней.

Поэтому эта тема очень серьезная и важная. И она не такая уж отвлеченная, не такая удаленная от реальной жизни. Потому что мы все страдаем от отсутствия внутреннего мира. Мы страдаем не столько от тревожных событий, происходящих вокруг нас, не столько от каких-то трудностей, лишений, даже не столько от болезней, сколько от того, что внутри нас нет мира. И поэтому нас все раздражает, бывает тяжело оставаться один на один с собой, тяжело молиться. Не потому, что мы очень устаем или много работаем. Нет. Мы можем целыми днями лежать на диване перед телевизором, а потом встать на молитву не можем, потому что у нас нет внутреннего мира, желания общаться с Богом.

Конечно, этот путь очень сложный, трудный, извилистый, тернистый. Но это тот узкий путь, что и ведет человека к Царству Небесному, к подлинному, настоящему миру. А настоящий мир и есть начало Царства Божия в сердце человека. Собственно, мир – это и есть Царство Небесное в твоей душе. Поэтому мы все к этому миру призваны. И призваны идти этим узким, трудным путем подвига, жертвы, любви.

Идя по этому пути, человек начинает понимать, что и как ему надо делать. А самое главное – начинает понимать, что достичь мира он может только благодаря Христу. Только благодаря тому, что Христос победил смерть, грех Своим Воскресением. Только благодаря этой Христовой победе мы можем достичь мира и победить собственный грех, собственную ограниченность, противоречивость и достичь настоящего мира.

Вы сказали, что путь мира – это путь подвига и жертвы. А в чем заключается жертвенность на этом пути?

– Жертва бывает разная: внутренняя и внешняя. Когда человек от чего-то отказывается во имя любви, от каких-то собственных благ и преимуществ во имя того, чтобы другому было хорошо. Когда отказывается даже от собственного мнения ради того, чтобы помочь ближнему. Это путь следования за Христом. И как идти этим путем, нам открывает Евангелие. Господь в Евангелии нам показывает путь стяжания мира, путь победы. И этот мир мы приобретаем не только для самих себя, но и для других. «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя люди спасутся». Так говорят и святые, они сами этим путем прошли. Сначала ты ищешь внутренний мир для себя, а потом становишься источником мира для окружающих людей, которые, может быть, это ощущают даже без слов, просто видя твою жизнь, твое отношение к ним, твои поступки и дела.

Все мы знаем слова из Евангелия: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся». Что значит «миротворцы» в Евангельском понимании и почему они нарекутся сынами Божиими?

– Миротворцы – люди, которые прежде всего стараются приобрести мир внутри себя. Они стараются никого не соблазнить своими поступками, действиями. Эти люди стараются примирить враждующих, но не с помощью уговоров или грубой силы, а просто засвидетельствовать о том, что мир – это хорошо, прекрасно. Именно в мире познается милосердие Божие. И тогда, если человек будет свидетелем того, как хорошо быть в мире с Богом, с близкими, со своей совестью, он станет настоящим миротворцем.

Почему они называются «сынами Божиими»? Потому, что это уподобление Сыну Божию – Христу. Сам Христос являл пример, как достичь мира, победить грех, и взял на Себя грехи всего мира, все последствия греха человека, крестную смерть. Любой миротворец так или иначе на себе несет тяготы от окружающих – тяготы осуждения, клеветы, непонимания. Такой человек всегда воспринимается как странный, непонятный, юродивый и терпит очень много неприятностей в жизни от того, что говорит людям о добре, о том, что нужно жить в мире. Такого человека никто не принимает. Обычно его считают ненужным, он терпит очень многое. Таким образом он сам себя приносит в жертву за людей, отчасти уподобляясь Христу, отчасти шествуя тем же путем, каким шел Христос, – исполняет Евангельские слова: носит тяготы окружающих и исполняет Закон Христов.

Как человеку сохранить внутренний мир, когда вовне он испытывает постоянное влияние, зачастую негативное, которое выводит его из мирного состояния?

– Вопрос сложный, мне самому трудно сохранять внутренний мир. Я думаю, что должно быть благоразумие. Может быть две крайности. Первая – когда человек полностью отделяется ото всех и говорит: «Знаете, мне нужно молиться, идти в храм, у меня есть молитвенное правило. Не трогайте меня, не мешайте, оставьте в покое». Казалось бы, все прекрасно, и такой человек может действительно чувствовать себя в благодати: «Мне никто не мешает. Хочу – молюсь, хочу – смотрю православный телеканал, хочу – иду в храм». Получается, что он незаметно для самого себя становится фарисеем. Фарисей – значит отделенный от других. Отделенность очень опасна, потому что приводит к самому страшному греху – гордыне, иллюзии, что ты хороший, лучше всех. Как говорил Евангельский фарисей: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие... Первая опасность – отделиться ото всех якобы во имя сохранения внутреннего мира.

Вторая крайность – раствориться во всем окружающем: постоянно быть на связи в телефоне, в новостях, в русле всех событий. Тогда ты теряешь внутренний мир. Никому не поможешь тем, что постоянно во всем участвуешь. Участвуешь, но ничего не добиваешься. Наверное, должна быть золотая середина. С одной стороны, должно быть время для уединенной молитвы, чтения Евангелия, размышления, для того, чтобы просто побыть с самим собой и Богом, – это период внутреннего наполнения. И должно быть время для того, чтобы проявлять это вовне: что-то делать, кому-то помогать молитвенно, каждый, кто чем может.

Помните пример монахини Марии Скобцовой? С одной стороны, она монахиня, была призвана к молитвенному деланию, с другой стороны – пошла на смерть, чтобы спасти других людей, когда была в нацистском лагере. С одной стороны, человек сохраняет внутреннюю тишину, молитву, сохраняет себя от помех внешнего мира, греховных соблазнов. С другой – должен очень чутко реагировать на то, что кто-то в нем нуждается: в его любви, подвиге, важном поступке. Для этого действительно нужна мудрость. Очень сложно найти золотую середину, но ее надо, безусловно, искать, иначе не получится. Невозможно спокойно внутренне молиться, когда знаешь, что кто-то нуждается в твоей помощи: он просил тебя, а ты не ответил, хотел с тобой пообщаться, поговорить о чем-то важном, а ты не откликнулся. Конечно, никогда не будет внутреннего мира, если в чем-то погрешаешь против близких.

Но невозможно творить мир вовне, если у тебя нет запаса внутренней тишины.

– Это взаимосвязанные вещи. Сначала ты приобретаешь внутреннюю тишину и молитву, потом внутреннюю тишину реализуешь в деятельной помощи ближним, деятельной любви. Не зря сказано, что вера без дел мертва. Если у тебя есть вера – ты являешь ее делами, если есть мир – стараешься этим миром поделиться с окружающими. Только тогда это то, чего ждет от нас Христос, то есть чтобы мы пребывали в любви к Богу и ближним, во внутреннем мире.

Как связаны между собой примирение с Богом и примирение с ближними?

– Здесь прямая связь. Об этом говорит Евангелие: как ты можешь любить Бога, если не любишь ближнего? И как можешь любить ближнего, если не любишь Бога? Если нет мира с Богом, то ты не сможешь достичь мира с окружающими людьми. Если нет мирного устроения с теми, кто рядом, – ты не можешь молиться, ощущать, что Бог присутствует в твоей жизни, тебя будет всегда что-то раздражать. Одна из главных трудностей современного человека в том, что его всегда что-то раздражает, нет внутреннего мира.

Чтобы этот мир приобрести, необходимо сделать очень важный шаг – прийти к покаянию. Покаяние дает возможность ощутить внутренний мир: осуждение себя, осознание своих недостатков, грехов, немощей, покаяние перед Богом, осознание того, что сам ты не можешь себя исправить, что тебе нужен Христос Спаситель. Только тогда, сделав шаг к Богу и внутреннему преображению через покаяние, потихоньку начинаешь ощущать, что такое мир. Господь дает тебе вкусить мир. Если появилось намерение покаяться, желание что-то исправить в своей жизни – Господь выходит навстречу человеку и дает ему радостное ощущение, что жизнь меняется. Душа успокаивается, появляется радость.

Мир, наверное, и является индикатором настоящего покаяния.

– Да. Обратите внимание, что на богослужении мы много раз слышим слова «мир всем». Часто Сам Христос говорил апостолам: мир вам. Эти слова – ключ ко всей духовной жизни. Если ты в мире, то ты христианин, если не в мире – что-то не так. Ищи, исправляй, думай и кайся, чтобы этот мир опять приобрести.

Мир – это не всегда пассивное благостное состояние. Иногда приходится защищать, отстаивать его.

– Безусловно, мир надо заслужить. Путь к миру идет через борьбу, внутреннюю духовную брань. Человек должен иметь мужество признать свои ошибки и вступить в эту борьбу. Если рядом с тобой совершается неправда, а ты молчишь – будешь потом мучиться: «Почему же я об этом не сказал, не сделал замечание, согласился с этим неправильным мнением, поддержал грех?» И ты не успокоишься, пока это не исправишь. Это борьба, усилие – нужно большое мужество. Это и есть признак того, что каждый христианин – воин Христов. Чтобы бороться, нужно иметь мужество не идти на компромиссы там, где это может привести ко греху. Бывает, что можно что-то сгладить и быть со всеми в мире, но бывают моменты, когда нужно точно сказать: «Нет, это неправда». Нужно свою точку зрения обозначить.

Как связаны между собой мир и молитва?

– Конечно, здесь есть прямая связь. Святые отцы много пишут о том, что невозможно молиться, если ты с кем-то в ссоре, если не примирился с Богом. Только тогда, когда ты со всеми в мире, ты можешь по-настоящему молиться Богу. И, наоборот, без молитвы нельзя сохранить мир.

Мы это прекрасно видим, когда оставляем свое правило. Не помолившись, мы бежим на работу, начинаем заниматься делами и чувствуем, что постоянно раздражаемся, что у нас не хватает духовных сил понести какие-то мелкие недостатки ближних, не хватает запаса прочности и терпения, чтобы что-то простить, на что-то не обратить внимания. То есть здесь есть прямая взаимосвязь.

Многие жалуются, говорят: «Я не выполняю молитвенное правило, не читаю утренние и вечерние молитвы». И что здесь делать? Просто вычитывать, заставлять себя все это терпеливо прочитывать, конечно, можно, и иногда это дает свой результат. Ты себя заставишь, помолишься и как-то успокоишься. Но все равно, если есть неразрешенный конфликт, неразрешенная проблема, нужно решать, чтобы молиться по-настоящему. И тогда молиться захочется, тогда молитва станет естественным состоянием твоей души, естественным твоим порывом к Богу.

Все мы знаем слова преподобного Серафима Саровского о том, что целью христианской жизни является стяжание мирного духа. Почему здесь употребляется именно слово «стяжание»? Не приобретение, не поиск, а именно стяжание? То есть мирный дух – это как какое-то накопление, что ли. Какую аналогию можно здесь провести, каков механизм обретения мирного духа?

– Я читал толкование о том, что стяжание означает не просто накопление, как стяжание денег, а постоянное усилие для стяжания мирного духа, постоянный поиск, борьба, забота о его приобретении. А какой здесь механизм? Собственно, эти механизмы даны нам Церковью.

Мы знаем, что Церковь призывает нас к молитве, к посещению богослужений, к посту, к чтению Евангелия. Все это пути стяжания этого мира. Но самый главный, самый основной, самый важный путь – чтобы человек мог приобщиться к тайне Воскресения Христова, к крестной жертве, которую Христос принес за нас. Наверное, это путь самый главный, самый короткий, самый доступный.

Можно быть неграмотным, не любить читать, быть настолько занятым на работе, что не будет оставаться времени для молитвенного правила. Но если у тебя есть возможность быть на богослужении, участвовать в Евхаристии, через покаяние, через совместную молитву, ты можешь стяжать дух мирен.

Участвуя в Литургии, человек понимает, что он приобретает это не своими усилиями, а только благодаря подвигу Христа, крестной Его смерти, и тогда это действительно становится потребностью для человека. Если же мы долго не участвуем в Литургии, не причащаемся, то, как бы мы ни молились, ни изучали Евангелие, как бы ни исполняли все другие заповеди, мы не сможем стяжать дух мирный.

Конечно, в истории Церкви были примеры, когда отшельники, подвижники жили в пустынях, вдали от храмов и очень редко причащались, но все равно когда-то они причащались. И это событие настолько их наполняло, что давало им силы на все остальное. Даже Марии Египетской, которая причастилась только в начале своего подвига и в конце, Причастие дало силы для подвига, тем более оно дает силы нам.

Поэтому для нас Исповедь и Причастие являются самым важным условием и самым коротким путем к стяжанию внутреннего мира, благодати Божией и победы, причем это не так уж сложно. Но у многих почему-то возникает предубеждение, что подготовиться к Исповеди, к Причастию сложно, что нужно очень много поститься, молиться, что здесь нужно прилагать какие-то невероятные усилия. Да нет. Просто нужно смириться, покаяться, осознать свою немощь и захотеть быть со Христом.

Нужно причащаться не просто ради того, что пришло для этого время или наступил какой-то церковный праздник, а потому, что в Причастии жизнь, источник силы и радости, а без этого жизнь останавливается, теряет свой смысл. Слава Богу, сейчас у нас есть возможность ходить в храм, участвовать в Литургии, причащаться Святых Христовых Таин, чтобы победа Христова, Пасха Христова, стала реальным событием и нашей жизни.

Наверное, самое сильное влияние, когда человек на самом деле обретает или старается обрести мирный дух, никому ничего не навязывая, никого не заставляя, просто транслируя мир в окружающее пространство и как бы заражая миром других людей. Это становится неким маячком мира для других.

– Да. Тем более что люди страдают и в страданиях озлобляются и не хотят ничего слышать. Даже самые правильные слова вызывают в них раздражение. Я помню, у меня была одна знакомая, которая тяжело болела. Она очень страдала и говорила: «Меня страшно раздражает, когда мне говорят какие-то ободряющие слова, что нужно только потерпеть – и все будет хорошо. Это внешнее словесное сочувствие меня очень-очень раздражает. Лучше ничего мне не говорите».

А ей просто нужно было, чтобы кто-то был рядом, нужно было ощущать чье-то тепло, чью-то поддержку, больше ничего. Может быть, и людям, страдающим в мире, просто нужно ощущать, что они не забыты, что кто-то их любит, что их любит Бог, что в мире есть любовь и не все определяется только деньгами, властью. Все равно в мире остаются вечные ценности, просто нужно быть свидетелем этого и ни о чем не говорить, ничему не учить. Но это уже другая очень большая тема.

Я думаю, что тема нашей сегодняшней передачи раскрыта. Прошу Вас подвести краткий итог.

– Прежде всего я желаю всем Пасхальной радости, внутреннего мира. Желаю каждый день видеть милость Божию, благодарить Бога, дорожить тем, что у нас есть. Может быть, чем-то малым, но это малое открывает для нас великую милость Божию. Я желаю всем мира, радости, здоровья, благополучия. Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Записали:
Елена Кузоро
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс