Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1151) → Иерей Даниил Рябинин. Надо набираться терпения, всякий раз вставать и двигаться дальше: этому нас учит Святая Церковь

Иерей Даниил Рябинин. Надо набираться терпения, всякий раз вставать и двигаться дальше: этому нас учит Святая Церковь

№14 (1151) / 4 апреля ‘22

Беседы с батюшкой

Я собрал вопросы от наших многоуважаемых телезрителей – наиболее интересные из них, как мне показалось, выбрал, чтобы мы смогли ответить на них в эфире. Первый вопрос: «Что значит пост? Это не диета – значит, можно кушать все и просто не делать плохого?»

– Хорошо сформулирован вопрос: четко, емко, лаконично.

Это хорошо, когда получается все делать правильно и не делать ничего плохого – это принцип не только христианский, но и общечеловеческий. Но все же традиция поста имеет глубокие религиозные корни.

Вспомним Евангельское событие, которое происходит после преображения Господа на горе Фавор. Когда Спаситель Иисус Христос с учениками (не все ученики присутствовали при преображении) спустились с горы к народу, некий мужчина обратился к Господу с просьбой исцелить его бесноватого сына: ученики пытались исцелить отрока, но у них ничего не получилось. Господь исцелил несчастного отрока, помог ему и его семье… Потом наедине ученики спросили Господа, почему у них не получилось исцелить, – и Он сказал очень важные, ключевые слова, которые относятся непосредственно к практике поста: сей же род изгоняется только молитвою и постом. Конечно, Господь говорил это исходя из ситуации, которая сложилась там 2 000 лет назад, но эти слова звучат сквозь времена, и они важны для нас.

Когда мы говорим, зачем нужен пост, каковы его основные задачи и к какой цели он нас ведет, в первую очередь речь о том, что нужно остановиться на самом себе: заглянуть внутрь себя.

Мы живем в век потрясающего информационного пресса: интернет, телевидение, газеты, журналы – мы подвержены засилью не нужной нам информации. Дни Великого поста (и вообще постное время) мы должны посвятить тому, чтобы сконцентрировать внимание на самом себе – заглянуть внутрь себя, увидеть у себя определенные недостатки, и церковный строй богослужений нас на это настраивает. Мы должны увидеть грехи и страсти, которые в нас живут.

Грехи – это проявление имеющихся в нас страстей, которые мы не можем сдерживать по тем или иным обстоятельствам и причинам. Следование своим страстным влечениям приводит нас к совершению греха. Чтобы победить лукавого, нужно следовать заповеди: сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Пост и молитва – две важнейшие стороны одной медали, к которым мы еще сугубо присовокупляем добрые дела, дела милосердия.

В начале Великого поста на многих площадках (в том числе на епархиальных ресурсах) мы говорим об этом. Как хорошо, если человек освободит себя от бесконечных увлечений и найдет время на совершение дел милосердия – причем ведь это не требует каких-то продолжительных часов трудоемкой работы, а 5–10 минут, полчаса в день или в неделю. Нужно все это объединить – и тогда мы достигнем положительного результата.

Говоря о гастрономической стороне поста, вспомним, как постились древние: они постились несколько по-другому, нежели мы сейчас. Мы просто исключаем из привычного рациона молочные продукты, мясные и заменяем их другими продуктами, не менее богатыми микроэлементами и витаминами. Сейчас всю информацию о составе того или иного продукта можно прочитать на этикетке, найти информацию в интернете или спросить об этом у компетентного человека.

Древние постились по-другому: они в течение всего дня до сумерек вообще ничего не вкушали. Для чего? Чтобы испытать чувство голода.

Ведь наш сорокадневный пост обращает нас к тому посту, который совершил Спаситель Иисус Христос в пустыне перед выходом на проповедь. В Священном Писании написано, что Господь, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал: человеческая природа Христа взыграла. Тогда приступил к Нему дьявол и искушал Его.

Чем он искушал? Сатана искушал Спасителя пищей. И Господь побеждает дьявола такими словами: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

Святые отцы называют Спасителя Иисуса Христа Вторым Адамом, Который приходит в этот мир, побеждает дьявола и спасает нас. Первый Адам соблазнился и нарушил заповедь поста, как пишут святые отцы: он вкусил от древа познания добра и зла – и тем нарушил первую заповедь, которую Бог дал человеку в раю. Спасительный путь и проповедь Господа Иисуса Христа начинаются именно с победы над дьяволом и искушениями, что лукавый предлагал в пустыне.

Все это взаимосвязано между собой.

Тема «не хлебом единым жив человек, но Духом Божиим, Богом» красной линией проходит через все богослужения, совершающиеся в храме Божием. Только лишь совмещая все вместе, мы в полной мере увидим всю прекрасную палитру, которую открывает для нас Великий пост.

Это как пазл: если не хватает нескольких деталей, картинку увидеть, может, и возможно, но не полностью. Великий пост для нас – своего рода замечательный пазл: здесь молитва, здесь пост, тут коленопреклонение, богослужебная практика – и открывается прекрасная картина, ее мы должны познать, принять и ею руководствоваться, не отрицая практику поста.

И в этой студии, и на всех информационных ресурсах мы постоянно говорим о посте, просвещая наших слушателей и зрителей.

Действительно, гастрономические моменты не принципиальны, – они лишь средство. Господь говорит: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Потому что исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека. Все эти моменты крайне важны.

Такое значение поста церковная традиция пронесла до XXI в., и это время предлагается нам как спасительное и целебное.

Следующий вопрос: «Недавно стала воцерковляться, посещаю службы. Наступило время поста. Хочу, чтобы и дети вместе со мной прошли этот путь. Стали с мужем ограничивать время для компьютерных игр, гаджетов – в итоге скандалы, ссоры и никакого спокойствия. Разве может благое дело так влиять на семейную жизнь?»

– Мы должны понимать некоторые моменты. Первый момент очень распространен – когда каким-то резким мановением после своих рассуждений решили: а давайте-ка все попостимся. Дети ни о чем даже не помышляют, а их начинают ограничивать...

Меня немножко смутила мысль телезрительницы: мы решили поститься, но и детей ограничим. Если вы решили, то и начните ограничивать себя, – покажите пример своим детям. Может быть, с этого надо начинать? Не очень нам нравится, когда кто-то принял решение, а на нас решили его апробировать. Давайте начнем в первую очередь с самих себя – тогда будет польза и результат.

Часто люди обращаются с вопросами, что подросток вдруг уходит из храма, хотя до этого времени храм постоянно посещал. Или спрашивают, как начать воцерковлять внучку: мол, в церкви все замечательно, только доброму научат... Мне кажется, ответ на подобные вопросы заключается в том, что начинать надо с самих себя.

Если ребенок будет видеть заинтересованность взрослого человека, включенность в некий процесс, тогда все это будет впитываться им само собой. Это воспитательный процесс.

Педагогика – вещь непростая. Слово «педагогика» переводится с греческого как «детовождение». Сначала мы ребенка ведем за ручку, но потом его отпускаем...

Скандалы и ссоры потому, что вот так, с кондачка, нельзя начинать: надо с детьми общаться, проговаривать им, для чего это совершается. В современном мире это звучит несколько неправильно, когда мы говорим «уберем все гаджеты, выключим телевизоры и сядем играть на гуслях»: не факт, что это понравится более молодому поколению, что молодые будут разделять эти моменты.

Это вопрос взаимоотношений отцов и детей. Надо с глубоким пониманием к этому относиться.

К сожалению, чаще всего дети еще больше ожесточаются и на такой «благой» посыл откликаются полным отрицанием и отторжением. Например, ребенка водили в церковь, потом он чуть повзрослел и сказал: «Все, я больше никуда не пойду»… По-видимому, палку перегнули. Родителям нужно больше общаться с детьми, больше объяснять, доводить до сведения, почему это важно, необходимо.

И вообще, что все привязались к гаджетам? На самом деле ребенок достаточно быстро устает от них. Сколько в мире интересного! Все это нужно показать ребенку – сходить в выходные в парк или еще куда-то, и вопросы будут решаться.

Вопрос: «В основе всего происходящего лежит воля, то есть сила, которая может направлять все: мысли, чувства, поступки. Получается, безвольный человек не сможет поститься?»

– С точки зрения христианского богословия, понятие воли очень сложное для понимания – у преподобного Максима Исповедника, например, очень сложно описывается, что такое воля (он говорит о гномической воле и так далее).

Это если подходить с богословской точки зрения. Если же говорить с точки зрения обывательской, хочется спросить, где безвольные люди? Такого не бывает. Безволие, по-видимому, от лени проистекает.

О духе, что царит в человеке, прекрасно говорится в молитве преподобного Ефрема Сирина – маркере Великого поста: Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми – вот четыре пакости в человеке. Не случайно именно о них говорится Великим постом.

Люди говорят: «А в чем каяться?» Вот это есть в каждом из нас: праздность, уныние, любоначалие, празднословие. Если все это вместе сложить, получится лень, безволие, абсолютное нежелание что-то делать. Тогда и возникает вопрос «как поститься, если воли нет?»

Человек может себя довести до того, что будет валяться под забором голодным и жаловаться, что у него нет воли пойти на работу. Такое абсолютное безволие нужно решать другими способами, по-видимому, не только христианским милосердием. Но это исключительно мое мнение.

Ссылка на то, что не хватает силы воли преодолеть что-то, показывает абсолютное нежелание человека. Возьми себя в руки, добрый человек, мы тебе поможем немножечко – и все у тебя наладится. А когда человек как жижа расхлябанная – ничего не получится. Некоторые даже доходят до того, что начинают Бога проклинать: мол, Господь им ничего не дал или все забрал, как жить теперь...

Как тебе жить – об этом говорит Книга пророка Иова. Великим постом возьми-ка и почитай эту книгу. А лучше приди на службу – там рассказывается о человеке, имевшем все и все потерявшем. Стал ли он безвольным и бесхребетным? Проклял ли он Бога? Или, напротив, отринул слова поношения, которые ему вменяли все окружающие, близкие?

Человек, имеющий внутренний духовный стержень, никогда не станет безвольным. Прими Христа, Благую Весть, открытую в Священном Писании, – и обретешь почву под ногами, фундамент. Что об этом говорит Спаситель Иисус Христос? На каком основании ты строишь свой дом?

Всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И это ты. Господь говорит, что умный, толковый человек так дом не строит.

Повторю слова (их мы часто говорим): когда мы становимся христианами, наши проблемы от этого не решатся, но становясь христианами мы понимаем, что мы переносим их в иную область – туда, где находится Господь. Господь – мое упование, как сказано в псалмах Давида. О каком безволии может идти речь? Найди в себе силы.

Если ты проживаешь свое время бесполезно и бессмысленно, конец твой будет печальным. Об этом говорилось на подготовительных к Великому посту седмицах. Замечательные притчи Спасителя Иисуса Христа четко обличают то человеческое состояние, в котором мы находимся. И в этом никто не виноват – ты виноват.

Например, притча о бесплодной смоковнице или Евангельский сюжет о проклятии бесплодной смоковницы. Вывод один: все, что не приносит плода, бессмысленно и бесполезно в этом мире – и так же бессмысленно и бесполезно это будет и в будущем веке. Поэтому надо подумать.

И для этого у нас есть все: и опыт Церкви, и святоотеческий опыт, и Святое Евангелие – то, что Господь дал каждому из нас.

Либо ты следуешь спасительному призыву Господа, который звучит и сегодня, в наши дни, устами Церкви, либо плывешь по течению...

Вопрос: «К чему призывает Церковь во время Великого поста? Каждый день новые мысли, каждое воскресенье новые проповеди. Как все успеть выполнить? А сами батюшки хоть что-то из того, к чему призывают, выполняют?»

– Очень правильный вопрос. Спаситель Иисус Христос говорил однажды (я перефразирую своими словами): если будешь проповедовать то, чего сам не соблюдаешь, грош тебе цена – конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя.

Поэтому все слова, звучащие с амвона, в особенности обращенные к людям не просто с пространными рассуждениями, но с призывом, обязательно выполняет человек, обращающий свою пламенную речь к слушающим. И это касается не только батюшек, но и всех христиан.

Как узнают, что мы – ученики Христовы? По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою – так увещевает Спаситель Иисус Христос. Еще Он говорит: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Это наше необходимое действие – словом и делом свидетельствовать миру о том, что заповедал нам Господь.

Каждое воскресенье – новые проповеди? Великий пост ведь не в 2022 году начался, он следует по нашей грешной, спасаемой и Богом хранимой планете уже достаточное количествео времени. Слушая слова священников, наших замечательных архипастырей, мы должны обратиться к опыту Святой Церкви, к святым отцам – и мы увидим, что основные, центральные темы, которые сегодня предлагает Церковь устами пастырей, – это то, о чем Церковь свидетельствует начиная от святых апостолов: о необходимости спасения и следования за Христом. Святой апостол Павел говорит: Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла.

Ничего нового мы не говорим: все это мир уже слышал. Но для нас иногда что-то открывается по-новому, иногда – по-разному. Чтобы все это впитывалось в нас и приносило еще больший плод, мы должны все больше и глубже погружаться в святоотеческое наследие. Это потрясающе и важно. Если ходить Великим постом только на воскресные службы, толком ничего не почувствуешь – важно открыть для себя великопостные богослужения будней: Литургию Преждеосвященных Даров, уставные службы.

Пятая седмица (следующая за Крестопоклонной) Великого поста будет потрясающей – в ней будет все: это чтение Великого покаянного канона Андрея Критского, так называемое Мариино стояние, которое в этом году переносится с вечера среды на понедельник. Во вторник – Литургия Преждеосвященных Даров, в день памяти преподобной Марии Египетской. В среду вечером – всенощное бдение на Благовещение. В четверг утром – праздничная благовещенская Литургия... В это нужно погружаться.

На самом деле времени Великого поста осталось немного: скоро середина, а там оглянуться не успеем – и Страстная седмица. А потом многие увидят, как на Страстной неделе люди пойдут в храмы. Это прекрасно. Но давайте не откладывать время покаяния, таинства Исповеди, Соборования, которые совершаются в эти дни Великим постом, на самое последнее время: потом будем жаловаться, что батюшка нас не дослушал до конца – был уставший, что в очереди огромное множество людей. Время сейчас есть, вот оно – здесь и сейчас. Находите силы и возможности, и это принесет полезный и добрый плод.

И не забывайте о службах, о которых мы сказали: смотрите их на телеканале «Союз» и, конечно, приходите в храмы Божии, если есть такая возможность. Нашли время – идите в храм Божий помолиться о мире во всем мире, услышать слова священника, пообщаться и познакомиться с людьми, которые туда ходят.

Нам тоже полезно услышать хорошие, правильные вопросы, которые наши слушатели нам задают, – и мы очень рады стараться найти на них ответ и рады обратной связи с нашими зрителями.

Дай Бог, чтобы время поста принесло нам пользу и успокоение нашей душе.

Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать по ссылке.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс