Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (1148) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: За эволюцией тоже стояла некая духовная движущая сила, то есть Господь

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: За эволюцией тоже стояла некая духовная движущая сила, то есть Господь

№11 (1148) / 15 марта ‘22

Архипастырь

Владыка, давайте поговорим о том, что, наверное, волнует многих людей, находящихся в духовном поиске. В школе нам преподавали, что человек произошел от обезьяны, но ведь это полностью противоречит библейским истинам. Вы тоже учились в советской школе – что Вы об этом думаете?

– Когда говорят, что человек произошел от обезьяны, мне кажется, с научной точки зрения, это высказывание само по себе крайне ненаучное: от какой обезьяны произошел человек? Обезьяна обезьяне рознь. Если кто-то бывал в зоопарках, в частности, в Московском зоопарке, знает, что там огромное количество вольеров и каких только нет обезьян...

Если встать на позицию Дарвина и предположить, что мир развивался постепенно, то даже сторонники этой теории предполагают, что было некое существо, от которого произошел человек: древний человек как бы не совсем похож на человека нынешнего, но то, что это существо – некая обезьяна?.. Мне кажется, обезьяны сами по себе, а человек сам по себе.

Учение Дарвина часто называют теорией, но я крайне не согласен с этой терминологией. Что такое «теория»? Теория – это обобщение неких исследований, открытий, словесное изложение того, что открыто в результате поиска. В основе учения Дарвина ничего такого нет, поэтому, правильнее было бы называть то, что мы называем дарвинизмом, гипотезой Дарвина.

Дарвин участвовал в одной очень интересной экспедиции, чуть ли не кругосветном путешествии, и собирал материалы о различных животных, растениях. Результатом этой экспедиции стала некая работа – обобщение о происхождении видов, она и дала начало этой гипотезе. Сам Дарвин в своей книге «Происхождение видов путем естественного отбора» пишет, что пока нет никаких научных доказательств этого – это некое предчувствие, что ли… То есть я и говорю, что это гипотеза.

Дарвин надеялся, что со временем наука и археологические раскопки внесут в это свой вклад и найдутся звенья, отделяющие это первобытное существо, в настоящее время называемое якобы обезьяной, и современного человека. На самом деле с течением времени не только звенья не были найдены, но и, наоборот, в науке появились новые тенденции: это и генетика, и изучение ДНК, и прочее, поэтому сейчас серьезным образом ставится большой и жирный вопрос – так ли все просто?

Что касается самого Дарвина, которого иногда пытаются записать в лагерь отъявленных безбожников, атеистов, то он себя таковым никогда не позиционировал. Было даже время, когда он, получив богословское образование, собирался посвятить себя служению Церкви. Когда он совершил кругосветное путешествие, по сути, он занялся научной работой, и его идея не была уничтожена, но как бы отошла на второй план – стала для него не такой актуальной.

В своих произведениях «Происхождение видов…» и «Происхождение человека и половой отбор», на которые теперь ссылаются как на основополагающие труды по теории эволюции, Дарвин писал, что невозможно представить себе, что жизнь на земле появилась сама собой. Он считал, что Господь сначала сотворил несколько простейших форм жизни – и уже от них взяли свое начало эволюционные процессы и мир в процессе эволюции стал таким многообразным, – но за эволюцией тоже стояла некая духовная движущая сила, то есть Господь.

Чарльз Дарвин был верующим, и если он совмещал в себе и веру, и свою теорию, то на самом деле в его голове противоречия никакого не было. Он крайне критически относился к тем, кто пытался записать его в лагерь полемизирующих с библейской Книгой Бытие, опровергал или ставил под сомнение описанную в Библии картину происхождения мира. Дарвин себя таким человеком не считал.

Мне кажется, что в этом отношении теория Дарвина – не столько теория, сколько гипотеза, с течением времени не нашедшая основательных доказательств, хотя и основательных опровержений она тоже не нашла. Поэтому, если говорить отстраненно, она до сих пор остается гипотезой.

В настоящее время среди ученых, причем великих ученых, которые профессионально занимаются этими вопросами, есть два лагеря: эволюционисты и другая группа называется креационистами (от слова «творить»). То есть все либо сотворенное, либо произошло благодаря эволюции. Но сам Дарвин считал, что это все тоже было сотворено Богом, а движущей силой творения была эволюция.

Какая богословская оценка здесь может быть дана? Богу легко и в одно мгновение сотворить весь мир, и творить его хоть миллиард лет, посредством эволюции или без посредства эволюции. Но если бы Господь и прибег к эволюции как к некому инструментарию, то не потому, что Он не мог это сделать каким-то другим образом, а потому, что, наверное, в этом тоже мог бы быть особый замысел Божий.

Библия доносит до нас одну простую мысль: что Творцом этого мира и человека был Господь, а уж каким образом все это происходило – это уже дело науки. Мне кажется, что в настоящее время гипотеза Дарвина совершенно себя не оправдывает, и заявлять, что человек произошел от обезьяны, – это примитивизация учения Дарвина и вообще эволюционной теории (которая, как мне кажется, компрометирует эту теорию).

А с богословской точки зрения не возникает никаких противоречий, что, например, у кого-то когда-то были крылья, а стали лапы?

– Знаете, даже при духовной жизни у человека иногда сначала бывают крылья, а потом могут вырасти рога, либо наоборот, условно говоря. Что я имею в виду? Я помню, что старые люди, которые прошли еще царскую школу, любили, собравшись вечером, петь духовные стихи, песни. Я помню звучавшее из уст бабушки и ее подруг произведение, где рассказывалось об одном художнике, что хотел изобразить сначала ангела, а потом, на закате своих дней, Варавву – разбойника, которого Пилат отпустил на свободу, а вместо него осудил Иисуса Христа. Этот художник искал некие типажи, с которых он мог бы написать в одном случае ангела, а во втором разбойника. Когда он долго искал натуру, чтобы написать ангела, в каждом человеке он видел отпечаток каких-то страстей, пороков. И вот в одном приюте он нашел мальчика – прямо чистого, непорочного, ангелоподобного ребенка, и написал с него ангела. Прошли десятилетия, художник захотел написать этого страшного разбойника – и снова он долго не мог подобрать подходящую натуру. И вдруг где-то в темнице, в тюрьме он нашел человека – настоящее воплощение зла. И каково же было удивление этого художника, когда он узнал, что это тот самый мальчик, с которого он когда-то писал ангела. И если это бывает в духовной жизни, то почему не может быть и в материальной природе?

В Символе веры, а он берет свое начало из Священного Писания, первые строки звучат так: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».

Бог – Творец мира. Каким образом Он творит этот мир, общую картину, схему дает нам Библия, а уже в рамках этой схемы каждый пытается осмыслить это по-своему, привлекая доступные на какой-то период развития человечества научные данные.

Попытки комментировать Библию с естественнонаучной точки зрения были во все времена. В ХХ веке в самых известных журналах появляются научные статьи о сотворении Богом мира, а толчком к этому стало совершенно неожиданное открытие астрономов – так называемое явление красного смещения: свет от любого источника можно разложить на спектр, и если светящийся объект от нас удаляется, линии спектра смещаются в красную сторону, а если приближается, то в фиолетовую. И когда астрономы наблюдали за галактиками, оказалось, что все галактики от нас удаляются – то есть Вселенная как бы расширяется. А если она расширяется, то ученые попытались мысленно открутить эту машину времени в обратном направлении. Что было тысячу, миллион лет назад?

То есть они пришли к выводу, что, очевидно, началом бытия этого мира стал так называемый первобытный взрыв из какого-то первого атома. Но что послужило толчком к нему? Внутри этого атома такой причины быть не должно, то есть должна быть какая-то внешняя причина. И ученые пришли к выводу, что, очевидно, Бог сотворил мир, причем из какого-то первого атома, и этот Большой взрыв, как его называют ученые, был началом творческого процесса Бога в мире. Таким образом появилось это открытие.

Люди опять же увидели в этом некую схожесть с библейским повествованием, и опять наука, научные открытия и библейская доктрина совпали. То же самое бывает и во всех других отношениях.

Что же касается «Происхождения видов» – учения Дарвина, то, к сожалению или к счастью, в настоящее время нет ни каких-то сокрушительных опровержений этой теории, ни каких-то твердых, непоколебимых оснований, убеждающих нас в этом.

В любом случае, библейская вера не страдает ни от одного, ни от другого и своими корнями, конечно, уходит в Священное Писание.

У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Долгое время был очень востребован один из самых длинных крестных ходов России Феодоровский. Есть ли шанс, что он будет возрожден?»

– Этот крестный ход не прерывался даже в годы эпидемии, но он приобрел локальный и немногочисленный характер. Мы надеемся, что эпидемическая угроза рано или поздно сойдет на нет и наша жизнь во всех отношениях и по всем направлениям вернется в нормальное русло.

Надеемся, что в прежнем объеме и формате возродится и Феодоровский крестный ход, когда на день памяти старца Феодора в город Томск идут пешком, преодолевая многие десятки километров, жители соседних регионов – в частности, с территории Кемеровской области. Это свидетельствует об особо благоговейном почитании старца Феодора Кузьмича не только в городе Томске, но и в других регионах.

«Поддерживаете ли Вы личные связи со Святой Горой Афон после прекращения евхаристического общения?»

– Русская Православная Церковь приостановила евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом из-за того, что тот, как известно, ступил на путь раскола, вступив в евхаристическое общение с раскольниками. А по церковным канонам, кто служит вместе с раскольниками или еретиками, тот сам становится еретиком или раскольником, и совершать вместе богослужения и причащаться из одной Чаши с раскольниками невозможно.

Поскольку Святой Афон находится под омофором Константинопольского Патриарха и тот является епископом Святой Горы, то, естественно, разрыв евхаристического общения с Константинополем как бы логично привел к разрыву такого общения и с Афоном. Но все не так просто, ведь и сам Афон неоднороден и большинство насельников Афона, монахов, категорически против той разрушительной работы, которую ведет Константинополь, по сути, против всего Православия, а не только против русского Православия. Абсолютное большинство монахов, насельников Святой Горы, строго держатся православных канонических позиций.

Когда на одном из собраний духовенства города Москвы подобный вопрос задали Предстоятелю нашей Церкви Святейшему Патриарху, он сказал, что не видит ничего зазорного, если паломники, посещающие Святую Гору, будут причащаться, например, в нашем Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, который категорически не принимает раскольников.

Поэтому паломники, посещающие Афон уже в наше время, стараются посещать такие монастыри и скиты, которые не запятнали себя общением с раскольниками, а таких абсолютное большинство.

Думаю, что поддерживать общение с такими монастырями не только вполне оправданно, но и полезно: они, находясь под административной властью Константинопольского Патриархата, нашли в себе силы с ним не согласиться. И если бы мы с ними не общались, то они лишились бы поддержки, пусть моральной, и с нашей стороны.

Мне кажется, что посещение Святой Горы и общение с монашескими общинами, верными Православию, весьма полезно не только для нас, но и для насельников Афона – для них это тоже поддержка. Поэтому в настоящее время я поддерживаю отношения с кем-то из святогорцев.

На Афоне очень настороженно относятся ко всему мирскому, что может разрушить уклад монашеской жизни. До недавнего времени в большинстве монастырей не было электричества не только в храмах, но и в кельях, было только свечное освещение либо керосиновые лампы. Но сейчас в монастырях уже появляются и интернет, и телефон, поэтому иногда туда можно послать письмо по электронной почте. С некоторыми из святогорцев я нахожусь в переписке, мы общаемся, иногда созваниваемся.

На Афоне подвизаются некоторые мои однокурсники по семинарии. При советской власти возникла необходимость пополнить братство нашего Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, некоторым тогда предложили поехать туда, и они дали согласие. Я помню, как они готовились к этому...

Тогда русский монастырь лежал в руинах, ведь при советской власти его не поддерживали ни власть, ни государство, а паломники не имели возможности выезжать за границу. Очень редко кто-то туда добирался, поэтому поддержки не было никакой и монастырь постепенно приходил в упадок. Старые монахи уже достигли преклонного возраста, все они уже могли умереть, и монастырь остался бы без насельников.

Вопрос пополнения монастыря монашествующими удалось решить. Но какие были нужны монахи? Которые не только молились бы Богу и совершали богослужения, не только поддерживали бы жизнь в нашем русском монастыре, чтобы она не угасла, но нужно было восстановить то, что за эти годы пришло в руины. И прежде чем отправить монахов на Афон, их учили водить трактор, учили столярному, слесарному ремеслу, обучали сварочным работам.

Я помню, что мои однокурсники, отсидев лекции в аудитории, направлялись в мастерские, где они учились сварке, учились строгать, водить грузовые машины, трактора. Некоторые из них до сих пор несут свое служение. Сейчас, конечно, это уже монахи-афониты, вобравшие в себя весь опыт Святой Горы: с тех пор прошло 30 с лишним лет. Конечно, даже по афонским меркам это уже монахи очень глубокого афонского опыта, и с некоторыми из них я поддерживаю отношения.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Великий пост – это единственный способ для человека приуготовить душу свою к встрече с Воскресшим Христом

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Этим богослужением мы вошли в постное поприще Святой Четыредесятницы. Нам предстоит путь непростой, но спасительный. В каком-то смысле пост – это некое отображение всей нашей жизни. В том смысле, что каждый верующий человек устремляется к Богу, жаждет спасения, старается употребить некие усилия к тому, чтобы достичь этой цели. Но мы знаем, как жизненные обстоятельства, радости и скорби, повседневные труды, заботы и многое другое рассеивают наше внимание, а в результате главная и основная цель, быть может, не покидая нас, уходит в какое-то отдаленное и малоразличимое духовное пространство, в какую-то мглу.

 
Беседы с батюшкой

Священник Александр Асонов: Зачем необходимо Евангелие?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс