Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1142) → Епископ Каскеленский Геннадий: Святые новомученики Казахстанские

Епископ Каскеленский Геннадий: Святые новомученики Казахстанские

№5 (1142) / 1 февраля ‘22

Архипастырь

17 января мы совершаем память новомучеников, чья жизнь и служение были связаны с алма-атинским Никольским храмом. Церковью прославлены первый настоятель Никольского собора протоиерей Александр Скальский, священник Стефан Пономарев, священник Филипп Григорьев.

– Одна из главных церковных достопримечательностей современного Алматы – Святоникольский собор, построенный в 1908 г. по проекту архитектора С.К. Тропаревского. Переживший в XX в. поругание, возрожденный как кафедральный главный собор всего Казахстана сразу после войны, он и ныне по-особому любим православным народом, хотя уже с 1995 г. кафедральным собором в Алматы стал Вознесенский собор.

Мирные предреволюционные годы настоятельства отца Александра Скальского были ознаменованы очень важным событием, нашедшим отражение в литературе и печати того времени. По инициативе этого незаурядного священника была начата переписка с русским монастырем на Афоне. И в 1910 г., специально для Никольского храма, со Святой Горы Афон была передана частица мощей целителя великомученика Пантелеимона. В Одессу, куда прибыл пароход из Константинополя, делегировали отца Стефана Пономарева; он и перенес святыню в Ташкент, оттуда – в Каскелен, и далее многотысячный крестный ход со святыней направился в город Верный. Ему навстречу из Никольского храма вышел другой многотысячный крестный ход, встретивший мощи Пантелеимона в 10 км от города.

Когда обо всем этом читаешь, поражаешься, каким торжеством сопровождалось это событие: губернатор, чиновники, войска, казаки, духовенство – практически все христианское население Верного участвовало в крестном ходе. Совместно совершали молебны, пели акафисты. Наверное, в самых страшных снах не могли тогда все эти люди представить, какие суровые испытания ждут их и всю Церковь через 7 лет...

Уже в 1917 г. власти закрыли все домовые церкви в православных образовательных учреждениях Верного – в том числе Александро-Мариинскую при детском приюте, где совершал служение отец Александр Скальский. Из женского монастыря изгнали монахинь, появились первые мученики за веру.

Вскоре после революции протоиерей Александр принял судьбоносное решение: он отдал Никольский храм под приют бездомных скитальцев. В подвальных помещениях Никольской церкви несколько лет будут укрываться гонимые монахи, священники, даже архиереи. Сам настоятель долгое время тоже жил в одной из комнат этого подвала – семейная жизнь у батюшки не сложилась, супруга не смогла понести крест верной помощницы священника и оставила своего мужа. Но поз-же настоятель перейдет жить в дом отца Стефана.

Подвиг христианского милосердия будет стоить жизни и отцу Александру, и отцу Стефану. В конце 1920-х и в 1930-е гг. в Алма-Ате был пересыльный пункт, куда свозили многих заключенных и ссыльных. Некоторых привозили на поездах, а других гнали этапом по степям Казахстана. Понятно, что многие погибали, особенно в зимнее время. В Алма-Ате все ссыльные получали дальнейшее распределение, и многих гонимых христиан устраивали на ночь в подвале Никольского храма, отогревали вблизи стоявшей там русской печи. Церковные работники всех старались накормить. На протяжении нескольких лет не было ни одной ночи, которую провели бы без этих гостей-странников. Им варили пищу, за ними ухаживали, стирали их одежды, помогали избавиться от вшей. Всю эту большую и опасную работу организовывал сам отец Александр Скальский, его помощник отец Стефан. А в 1929 г. к ним добавился еще отец Филипп – калмык по национальности, перебравшийся в Никольский собор из захваченного раскольниками-обновленцами Троицкого храма Алма-Аты.

Нужно отметить, что долгое время Никольский храм в Алма-Ате был единственным оплотом православной – как тогда говорили, Патриаршей – Церкви: остальные были заняты обновленцами. В 1927 г. был небольшой период, когда сам отец Александр стал склоняться к мысли присоединиться к раскольникам. Но благодаря твердости отца Стефана воздержался от этого рокового шага. Важную роль сыграла и некая простая прихожанка – старушка, которая, по согласованию с отцом Стефаном и другими членами прихода, улучив момент, прямо и резко, даже несколько грубо обличила настоятеля. Но впоследствии он скажет: «Через эту старушку просветил Господь и душу мою, и разум». Все разногласия на приходе прекратились.

Сохранились воспоминания о последних днях жизни исповедников Никольского собора. В начале декабря 1932 г. пожилая верующая женщина, оказавшаяся матерью одного из начальников ГПУ, Иванова, предупредила проживавших в храме монахинь: «Мой сын сказал, что в ночь под 10 декабря всех ваших священников арестуют». Но бежать никто не собирался – да и некуда было сокрыться в то время. Священники положились на волю Божию, продолжали молиться, совершать церковные службы с народом... Наступил вечер 9 декабря. В храме шло всенощное бдение, посвященное иконе Божией Матери «Знамение». Возглавлял службу епископ Алма-Атинский Герман (Вейнберг). Ему сослужили архимандрит Феоген, священники Александр, Стефан, Филипп. Праздничные богослужения тогда происходили с большой торжественностью… Богослужение завершилось. Кто-то спустился в подвальные кельи, некоторые остались ночевать в храме. Когда пробило 22 часа, раздались робкие голоса: «Ну вот, неправду сказали. Уже 10 вечера, а все спокойно». И как раз в этот момент раздался требовательный стук сначала в окно, потом грубый стук в подвальные двери, дальше – в центральные двери храма. Собравшиеся в храме пытались потянуть время. Одна монахиня из запертого храма обратилась к чекистам: «Без старосты мы двери вам не откроем». Стук прекратился, но вскоре чекисты привели старосту Георгия Шахворостова. Тот приказал, пришлось открывать. Первым арестовали епископа Германа. На церковный двор привели и тех, кого взяли в храме, и тех, кто жил неподалеку, и священников, и монахинь. Изъяли все деньги из храмовой казны. Позже Никольский собор превратят в овощное хранилище.

Месяц троих священников допрашивали в застенках ОГПУ, наконец отправили в городскую тюрьму, где они сразу заболели тифом. Медицинская работница вскоре сообщила прихожанам, что отца Александра, Стефана и Филиппа перевезли в тифозный барак. Первым умер отец Филипп – 17 января. Вторым – отец Стефан, 18 января. Казалось, что крепкий физически и духовно настоятель окажется способным победить болезнь, но нет – и он умер 20 января 1933 г. Их всех похоронили на кладбище для ссыльных, ныне позабытом.

Священномученики Александр, Стефан и Филипп были канонизированы для местного почитания в феврале 1999 г., а на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. прославлены для общецерковного почитания.

Не избежал страдальческой кончины и епископ Герман: 25 июня 1933 г. особое совещание – «тройка» – осудило его на 8 лет лишения свободы и отправило в Карагандинский лагерь. Документы свидетельствуют, что в 1937 г. Владыка был признан неспособным к физическому труду инвалидом, но это не помешало уже в следующем году вновь осудить его уже на 10 лет. Епископ Герман (Вейнберг) скончался 24 мая 1942 г. от сердечного приступа в Акмолинском отделении Карлага.

Святые новомученики Казахстанские, молите Бога о нас!

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс