Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1142) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Священное Писание призывает нас свидетельствовать о своей вере

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Священное Писание призывает нас свидетельствовать о своей вере

№5 (1142) / 1 февраля ‘22

Архипастырь

Владыка, я хотела бы предложить Вам для разговора тему памяти. Разбойник, распятый одесную Спасителя, говорит: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое. И мы повторяем это, когда подходим ко Причастию. Во время Божественной литургии звучат молитвы с просьбой к Господу помянуть Святейшего Патриарха, архиереев, священников, монахов, мирян. И провожая в последний путь наших усопших, мы тоже поем «Вечную память». Но ведь вечно нас может помнить только Бог. Для спасения в духовном, сакральном плане тема памяти настолько важна?

– Мы обращаемся к Богу, чтобы Он нас помянул, и мы понимаем, что Бог – Существо Вечное, и если Он нас помянет, то в Своей вечной обители. Мы просим, чтобы Господь помнил нас, и Он, конечно же, помнит нас, и Он помянул нас именно, чтобы избавить от вечных мучений и даровать нам вечную радость в Царстве Небесном. И это драгоценнейшая память, которую мы надеемся получить от Самого Господа нашего и Бога Иисуса Христа.

Конечно, мы имеем память о своих сродниках, близких, родных, и это очень важно – иметь память о наших предках: мы поминаем их в своих молитвах в определенное время. Когда мы идем в церковь, поминаем и о здравии, и об упокоении наших близких и родных. Мы просим, чтобы Господь помянул их в Своем Царстве и даровал им вечную блаженную жизнь.

Все сводится именно к вечной памяти, и это очень важно, ибо вечная память, которую мы начинаем здесь, на земле, продолжается вечно в Царстве Божием. И очень дорого и важно, чтобы эта память сохранилась, чтобы мы действительно поминали друг друга в земной жизни, чтобы Господь вечно поминал нас в Своей вечной обители.

В этом заключается очень глубокий смысл нашей памяти. Мы говорим, что память для нас – очень важная составляющая, ведь мы помним своих близких, родных, героев, людей, которые сделали какое-то очень важное дело, необходимое и полезное для нас, – мы должны помнить их подвиги и труды. Мы помним труды и подвиги наших святых угодников Божиих, чтобы стать такими, как они, чтобы подражать их трудам и подвигам: видя перед собой пример того или иного человека, мы могли бы нести подвиг земной жизни, чтобы Господь и нас помянул в Царстве Божием.

Видите, какой глубокий смысл имеет память, как она связывает нас друг с другом.

Если мы поминаем того или иного святого, человека, который очень много сделал для жизни земной, для себя и для других, эта память нас воодушевляет на какой-то подвиг, на какой-то труд земной, чтобы и мы были такими, а, может быть, еще и лучше. То, что тот или иной человек за какой-то подвиг получил особую честь, славу, и земную, и Небесную, нас тоже подвигает трудиться и подвизаться и достигнуть тех вершин, тех совершенств, к которым призывает нас Господь, Который говорит: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Поэтому память для нас очень важна.

Мы поминаем наших воинов, павших в Великой Отечественной войне, мы помним об их подвиге. Есть множество фильмов, очень детально рассказывающих о подвигах, что несли наши воины, героически защищая Родину, и эта память нас тоже воодушевляет и когда мы вспоминаем о трудностях, что несли наши солдаты и офицеры: слезы у нас на глазах от того, в каких условиях они жили 4 года той страшной войны.

И мы вспоминаем подвиги людей, что жили еще до Великой Отечественной войны, ведь в нашей истории есть много замечательных людей, о которых мы должны помнить: мы должны помнить о них, чтобы поблагодарить их. У нашей памяти есть еще одна сторона – мы должны благодарить людей за их подвиг, прославляя, величая их. И, конечно, мы молимся за них, если они еще не прославлены Богом в лике святых угодников Божиих.

Так что память имеет разносторонние грани, и она очень важна и полезна для нас, ибо через память подвигов и трудов тех или иных людей, как я уже говорил, мы воодушевляемся сами, чтобы понести какие-то важные, нужные труды в нашей жизни, чтобы можно было надеяться, что Господь оценит эти труды вечными Своими благами, чтобы Он нас помянул и помнил вечно.

Владыка, может ли Господь забыть кого-то из нас?

– Он никогда никого не забывает, но мы молимся, чтобы Господь помиловал того или иного человека: Господь, конечно, Всемилостивый, но наша просьба, наша молитва тоже имеет большое значение, чтобы Господь простил, помиловал человека и даровал ему вечную радость в Царстве Небесном.

Можно ли принцип как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними отнести к теме памяти? Если мы забываем своих близких, ныне живущих или уже ушедших в мир иной, Господь может нам ответить: «А как вы сами поступаете?»

– Мы, конечно, хотим, чтобы нас помнили, уважали, чтили. А если мы других не уважаем и не чтим, то как мы можем хотеть, чтобы нас уважали и чтили? Если мы так не делаем, то и нам не будут прощать, не будут нас поминать, почитать, миловать. А мы ведь просим именно о помиловании – о радости вечной. И если мы хотим, чтобы нас любили, то и мы должны любить. А если мы этого не делаем, то, конечно, ничего не получим.

Да, можно самим любить – и найти отклик в душе другого человека. Владыка, о чем стоит помнить, а о чем не стоит?

– Надо помнить о добре, о доброделании. Может быть, надо помнить и о тех злых делах, которые когда-то совершили люди и получили за них серьезное наказание: память о наказании должна останавливать нас от совершения злых дел. Например, в истории Ветхого Завета человечество много раз впадало в грехи, и столько же раз Господь вразумлял его какими-то серьезными наказаниями: и Всемирный потоп был, и смешение языков, и Содом и Гоморра – и мы должны помнить об этом и не наступать на те же грабли.

Сейчас пропагандируются однополые браки. Они были осуждены и Богом, и людьми, но, к сожалению, сейчас стали как-то сильно привязываться к этим грехам, считая их уже чуть ли не нормой жизни. А посмотрите, что случилось с людьми, которые жили так в недавнем прошлом, какой страшной бедой наказал их Господь – они просто сгорели, и на месте этих двух городов в память об этом страшном событии осталось Мертвое море.

Люди должны помнить об этом и устрашаться, бояться, чтобы не случилось с ними того же, а может быть, еще и худшего. Раз уж Господь так сильно их наказал, мы должны помнить об этом и бояться этих грехов, ибо они влекут за собой страшное наказание Божие – разрушение и материального, и духовного, и всего того, что есть в нашем мире. Поэтому то, что сейчас так сильно пропагандируется этот грех (а на Западе как бы даже на законном основании: там принимается закон о том, чтобы легализировать этот грех), ни к чему хорошему не приведет.

Господь все видит, и эта развращенность вопиет к Богу, и сильно вопиет, – и рано или поздно Господь что-то предпримет: Он не будет долго это терпеть, ибо всем человеком хощет спастися и в разум истины приити. Если человечество, живя на земле, не спасается, а развращается, то смысла жить нет – и поэтому Господь в те времена остановил грех потопом, другими путями остановил этот самый тяжкий грех мужеложства и вразумил людей огнем и серой, потопив в воде города, и осталось Мертвое море.

И сейчас Господь знает об этом, видит это и ждет нашего вразумления – ждет, чтобы мы поняли, что нельзя так жить дальше. Когда мы приводим эти примеры, люди говорят, что это неправда. Когда говорим, что это написано в Евангелии, люди утверждают, что оно устаревшее.

Господь может применить Свою всемогущую силу и вразумить так сильно, что будет ясно всем, что так нельзя жить. Эпидемия – тоже одно из предупреждений, чтобы уйти от противоестественных грехов, которые сейчас совершает человечество: Господь этим вирусом предупреждает весь мир и вразумляет нас, что надо остановиться. Весь мир окутан грехами, весь мир находится под влиянием этого вируса.

Страшная проблема, которая, возможно, тоже стала причиной такой встряски, – это законодательно разрешенные и считающиеся нормальным явлением аборты.

– Господь дал нам естественным путем рожать детей. Но мы стали очень «мудрыми», мудрее, чем Бог, и хотим иметь деторождение иным путем. Да, есть такая беда.

А есть бесплодные семьи, но и бесплодие тоже имеет свою причину в наших грехах, которые совершает человек, нарушая очень важные заповеди Божии о целомудрии, чтобы не допускать добрачные и внебрачные союзы.

Отсюда идут все эти беды: разводы, семейные встряски, больные дети, бесплодие. Добрачные, внебрачные союзы – это грех. Нужно сначала зарегистрировать брак и повенчаться. Когда мы это поймем, мы увидим очень хорошие результаты нашей дальнейшей жизни. Это очень большой грех, а мы его даже не принимаем во внимание.

Старец Паисий Святогорец сказал, что если государство принимает закон, противоречащий заповедям Божиим, а граждане протестуют, то на них нет греха – грех на тех, кто принял этот закон. А если все соглашаются, то на всех грех. Государственные законы считают нормой убийство нерожденных детей.

– Да, это так. Святейший Патриарх Кирилл уже несколько лет подряд на заседаниях в Государственной Думе или в Совете Федерации говорит, что нужно запретить аборты.

Или хотя бы не считать их необходимой для здоровья медицинской процедурой.

– Казалось бы, об этом говорится на самом высоком церковном уровне, и давно нужно принять решение. Величайший грех ложится на законодателей, которые принимают такие законы, а те, кто их выполняет и соглашается, становятся соучастниками этого греха. Нужно дать нашим законодателям возможность освободиться от него, а людям нужно дать возможность жить по законам Божиим, а не по законам греха и развращения.

Мы говорили о благодарности, о строгих наказаниях Божиих, наказаниях в плане и возмездия за грех, и научения. А что надо забывать, от чего необходимо очищать свою память?

– Не надо помнить грехи, оскверняющие наше сознание. Мы увидели, услышали в фильмах, интернете какие-то грехи – везде нас окружают греховные образы, очень сильно поражающие наше сознание и оскверняющие душу. Нужно научиться от этого избавляться, бороться с этой памятью.

Эти образы, которые крутятся в голове, очень сильно действуют на нас с целью, чтобы мы совершили тот или иной грех или услаждались им. С этим нужно всеми силами бороться: это и молитва, и пост, и своя воля, и, конечно, нужно просить у Бога помощи, чтобы Господь дал силы противостоять той памяти, что нас оскверняет и вводит в тяжелые грехи.

Какие-то обиды, ссоры, неприятные ситуации, произошедшие между близкими людьми, не дают жить в мире и душевной гармонии...

– Да, это тоже важно: не помнить зла.

Мы всегда должны смотреть на Христа Спасителя – Он не помнил и не помнит зла ни на кого. С первых же дней Его пребывания на земле Его пытались убить, Ему пришлось бежать в Египет, но Он не озлобился на Ирода, а просто ушел в сторону. Когда Его били и бичевали до крестного страдания и на кресте копьем пронзили, Он не помнил зла.

Мученики подражали Христу: они не злились на мучителей, а благодарили Бога за все. Нам тоже нужно научиться у них не помнить зла.

Нас обижают, унижают, оскорбляют, но мы не обижаемся, не помним зла – прощаем, благодарим Бога за все это, зная: если мы перетерпим это, то Господь даст великую награду на небе.

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» – если мы имеем такую память о Царстве Божием и желание его достичь, то есть средства, через которые мы можем этого достигнуть: не помнить зла, благодарить Бога, молиться за своих обидчиков и не желать им зла, делать им добро и оправдывать их. Тогда на душе будет мир, спокойствие. Тем самым мы спасаем сами себя и достигаем Царствия Божия.

Тех, кто совершает над нами злодеяния, тоже касается наше добродушие, наше мирное состояние. На них сильно влияет наше состояние – больше, чем если бы мы их предали суду или предпринимали какие-то меры наказания. Это подвиг, это большой труд – и это отличает нас от остальных людей. Православные люди должны быть такими, как Христос. Мы должны подражать Ему в этом. Это есть совершенство христианской жизни.

Одно из ярчайших проявлений, что Христос не помнит зла: человек, руководивший распятием, сотник Лонгин, потом становится христианином и мучеником за Христа.

– Он ничего не говорил на кресте, не ругал, не высказывал никаких претензий: Божие терпение, Божие молчание на кресте, Божия кротость и смирение – это и повлияло на сотника. Сильно повлияли не слова, а дела: сотник увидел, что так может страдать только Божий Сын. Это Божие деяние повлияло на сотника, и он стал мучеником за Христа.

Безмолвная проповедь… В жизни Христа Спасителя мы можем часто почерпнуть эту безмолвную проповедь. Он пришел на землю, родился в яслях для скота – уже показатель. Он этим сказал: «Я пришел вас спасти через смирение, через терпение, через кротость» – Он не говорил это словами, но это можно прочитать, и мы должны это прочитать. Всей Своей жизнью Он показывает нам пример кротости, смирения, терпения и духовной мудрости не помнить зла.

В Златоустовском епархиальном управлении нас так радушно принимают… Мы не случайно здесь выбрали для съемок уголок возле камина – Вам это ничего не напоминает?

– Мне это напоминает мое первое выступление для телеканала «Союз» в Екатеринбурге. Мы почти каждую неделю встречались и беседовали, отвечали на вопросы, которые нам задавали телезрители в прямом эфире.

Ведущими программы «Архипастырь» были Валентина Федоровна Ефремова, Илья Юков, отец Евгений Попиченко. Кто был первым?

– Первым был отец Димитрий (Байбаков). А потом уже все те, кого вы назвали. Я отвечал на вопросы, а отец Димитрий и снимал, и монтировал, и фотографировал – все делал сам. Потом уже появились и помощники.

Слава Богу, сейчас телеканал на таком высоком уровне: многие очень благодарят телеканал «Союз» и всех его сотрудников.

31 января будет день рождения телеканала «Союз», 17 лет. Дай Бог, чтобы он еще долго жил, развивался, креп и приносил людям большую пользу.

Спасибо, Владыка. А что Вам еще помнится из того начального периода? Вам не страшно было, когда Вы в первый раз выходили в прямой эфир? Ведь было совершенно непонятно, как все сложится, чего ожидать от тех, кто будет звонить, задавать вопросы?

– Нет. До того момента, как появился телеканал «Союз», у нас была очень активная работа с другими телеканалами города Екатеринбурга, и на этих каналах у нас было много программ, поэтому наша телекоммуникация была хорошо развита – были программы на разнообразные темы.

Но однажды меня задело одно обстоятельство, когда мы сказали, что хотим еще больше программ. На это мне ответили, что, если даже мы за это заплатим деньги (хотя мы все делали бесплатно), они не будут это транслировать. Я спросил: почему? «Потому, что вы не нашего духа», – ответили мне. Мне это резануло слух. Как же так? Мы живем в православной стране – и нам такое говорят.

И когда появился канал «Союз», мы уже свободно, от всей души выступали так, как считали нужным: мы знали, что это все воспитывает, дает благо и приносит добро в души людей – и богослужение, и слова, которые говорят священники, архиереи. Все это дано для созидания души, мира духовного, укрепления в вере, для того, чтобы приводить людей к вере. Мы с таким добрым намерением и говорили, и встречались, и создавали различные программы, – поэтому у нас не было такого, чтобы мы с кем-то конфликтовали. Не было и нет до сих пор, слава Богу! Наша цель – нести добро, говорить о добре, показывать добро через телевизионную камеру: показывать, что есть добрые люди, что они делают хорошие дела, – это была и есть наша цель. Слава Богу!

Были сложные ситуации внутри епархии, но мы об этом не говорили, не пользовались телеканалом в решении каких-то своих проблем. Мы делали то, что нужно для человека, чтобы телеканал привносил в дома мир, радость, утешение: люди смотрят телевизор дома, а в доме должен быть мир. У людей и так много проблем и неприятностей. И если неприятности еще они будут слышать от нас, какой смысл тогда в телеканале? А если стало на душе легко и спокойно, то хочется смотреть, слышать что-то хорошее, доброе, – вот цель нашего канала. Дай Бог, чтобы эта цель продолжала исполняться и наш телеканал приносил мир, радость и утешение в каждый дом.

Владыка, мы на «Союзе» всегда помним, что у нас есть отец родной, отец – создатель, основатель (который тоже нас поминает в своих молитвах), чьи наставления мы стараемся выполнять. Мы тоже сердечно Вас поздравляем с 17-летним юбилеем православного всенародного телеканала «Союз». Многая и благая Вам лета!

– Благодарю! Помоги вам Господь! И я вас всех поздравляю. Дай Бог вам здоровья, крепости сил, мудрости и стойкости.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Бог никого не принуждает – Он призывает ко спасению

– Мы празднуем Богоявление, или крещение Господне во Иордане, в память о великом событии Евангельской истории, когда миру явилась Святая Троица, через человеческое естество соединенная со всем физическим миром. Троица, Которая через воплощение Сына Божиего вошла в ткань, в плоть и кровь человеческого бытия, – Божественная Единая Троица и даровала через Сына великую благодать всему миру.

 
Архипастырь

Епископ Каскеленский Геннадий: Святые новомученики Казахстанские

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс