Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1142) → Сященник Иоанн Коханов: Если душа просит молитвы, как мы можем ей в этом отказать?

Сященник Иоанн Коханов: Если душа просит молитвы, как мы можем ей в этом отказать?

№5 (1142) / 1 февраля ‘22

Беседы с батюшкой

Сегодня в Евангельском чтении был эпизод об изгнании торгующих из храма. В современном мире критикуют торговые лавки в храмах. Можно ли сказать, что Христос против иконных лавок?

– Конечно, так говорить мы не будем: это будет манипуляцией с Евангельским текстом.

Сопоставить то, что происходило в храме Иерусалимском (он был один), с тем, что происходит в наших храмах, нельзя.

В каждой критике есть зерно, иначе это не критика, а огульное осуждение. Каждый епископ, священник стремится к Евангельской простоте – и, по возможности, это совершается. Наша современная практика, когда в самом помещении храма могут быть крупные лавки церковные, связана с советским временем: у Церкви не было возможности иметь другие помещения, а все, что нужно было людям дать, это не только свечи и записки – это иконы, лампадное масло, церковная литература. Все это продавалось в храме в силу обстоятельств.

Многие храмы сегодня пытаются, чтобы не было осуждения, взирая на пример Христа в Евангелии, торговлю выносить за пределы храма – строятся церковные лавки на территории. Это правильно: в храме только самое необходимое – свечи, записки.

Вопрос телезрительницы: «Причащение возможно из общей Чаши, как у Христа, но каждому лучше иметь индивидуальные пластмассовые ложечки. Их можно в лавке продавать». Почему такая практика не повсеместно?

– Есть определенные сложившиеся церковные традиции, принципы, как совершается богослужение, какие используются сосуды на службе: чаша, лжица. Церковь руководствуется указаниями Священноначалия, епископата, нашего Святейшего Патриарха Кирилла и от них старается не отходить – как это всегда в Церкви и было: Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.

Вопрос связан с пандемией. Возникла дискуссия, разговор о причащении, как сделать так, чтобы Причастие было возможно и дальше, чтобы никто не смущался. На приходы вышла специальная инструкция, как действовать священнику при совершении таинств. В ней нет указания на одноразовые ложечки – достаточным признана обработка лжицы спиртом с использованием церковного плата. Это тоже традиция – так было, например, в XIX веке в периоды эпидемии холеры: в Церкви все ориентировано на опыт предыдущих поколений – есть преемственность (как, например, использование сосудов: почему мы не используем в Причастии какие-то другие сосуды, а используем именно потиры, хотя их неудобно держать в руке? Это церковная преемственность).

Есть приходы, священники, которые берут на себя ответственность использовать одноразовые лжицы. Я знаю одного батюшку в Подмосковье, он закупил одинаковые металлические ложки и использует их – в принципе, это не возбраняется, но нет ни технической, ни духовной необходимости распространять это на всю Церковь.

Вопрос телезрительницы Юлии: «Генеральной Исповеди у меня еще не было – еще не готова к исповеданию грехов за всю свою жизнь. Можно ли сначала сказать на Исповеди только то, что беспокоит в данный момент в тяжелых жизненных обстоятельствах?»

– Очень хороший вопрос: очень актуальный.

Очень часто люди не приходят в храм, если не знают, с чего начать, к чему приступить. Таинство Исповеди – событие, в котором человек возвращается к Богу: это возвращение к Богу, воссоединение с Ним и с Церковью. Особенно нужно, чтобы человек, пришедший первый раз, ощутил на себе, на своей коже, что он действительно вернулся в дом Отца Небесного. Важно говорить со священником – не бояться этого, сказать: «Батюшка, я пришел первый раз исповедаться, помогите мне, пожалуйста». Каждый священник оценит по достоинству, что человек пришел и искренне сказал, что чего-то не знает, не умеет, но очень хочет вернуться к Богу, в Церковь.

Генеральную Исповедь тоже можно обсудить со священником, сказать: «Я слышала, что есть Исповедь за всю жизнь. Как к ней подготовиться?» Любой священник с радостью расскажет, как это делать.

Генеральная Исповедь не должна быть препятствием к обычной Исповеди: не должно быть так, что я не пойду завтра на Исповедь, раз я все еще готовлюсь...

– Да. Господь говорит: приходящего ко Мне не изгоню. Господь говорит, что мы как священнослужители, несущие в себе апостольскую благодать, не должны препятствовать детям приходить ко Христу. Каждый человек – любимое чадо Божие.

Нужно идти на Исповедь, если душа просит. Человек только начинает делать первые шаги в Церкви – очевидно, что он не скажет всего сразу. Мы не можем требовать от ребенка той же глубины, тех же подвигов, что от взрослого, – и у человека, который не был в Церкви, нет опыта, чтобы требовать от него всего того, что появляется уже у укорененного в вере: знающего Евангелие, умеющего молиться.

В Церкви разное отношение к людям? И требования, спрос со всех разный?

– Конечно. Даже церковные правила, каноны предусматривают разную меру вразумления для мирянина и для священника: если мирянин не постится, на него налагается епитимья, а если священник не упражняется в посте, то могут следовать разные церковные прещения – Владыка даже может временно его запретить, приостановить его возможность служить. Чисто логически мы не можем предъявлять к ребенку те же требования, которые предъявляем к взрослому. Так же и в Церкви.

Вспомните опыт святых отцов и их поучения. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что человек болеющий не должен поститься: ему болезнь вменяется в пост.

Не для всех одинаковые правила. Достойное несение своей болезни с благодарностью Богу за все вменяется человеку за пост.

Преподобный Амвросий большую часть жизни сам болел.

– Да, поэтому пережитое он мог так просто излагать людям, которые к нему приходили.

А по собственному желанию болящий человек может поститься?

– Может, – но насколько это возможно, насколько разрешат врачи. Болезни бывают более серьезные, менее серьезные. Некоторым запрещено поститься – они и так ничего не едят, а будут голодать, лечение может оказаться под вопросом. В болезни человек проявляет смирение, старается не роптать на Господа Бога и проявляет некое послушание врачам, слушает рекомендации: это очень важно, это тоже христианский опыт. Если человек воспринимает все через Евангельскую призму, то он по-другому строит свою жизнь.

Вопрос телезрительницы: «Я прочитала притчу об обиде и о прощении. К старцу пришел человек, который обижал людей, ему казалось, что он ничего такого не сделал. Старец ему говорит: «Обидел человека словом, поступком – пойди вбей гвоздь в бревно». Он так и делал. В итоге все бревно стало в гвоздях. Потом старец говорит: «Иди попроси прощения у всех, кого обидел, когда попросишь – вытаскивай гвоздь из бревна». Человек попросил у всех прощения, вытащил гвозди. А старец ему говорит: «Видишь, гвозди-то ты убрал, а дырки остались. Ты попросил прощения, а раны останутся у человека на всю жизнь». Христос нам заповедовал всех прощать, и по многу раз – и Он нас прощает. Мы так грешим, что и дня бы не прожили, если бы Он нас не прощал по Своему милосердию и любви».

– Все очень символично. Человек, совершающий грех по отношению к ближнему, наносит рану не только ему, но и себе. Святые отцы сравнивают грешника с псом, который лижет пилу: ему вроде и больно, и сладко. Он наносит урон не только тому, кого обидел, он ранит и свою душу – вся его душа изранена грехом.

В Евангелии Господь призывает нас к бдительности: мы должны уметь блюсти себя. «Блюдите, како опасно ходите!» – говорит нам апостол. Любой наш поступок, любой наш грех несет последствия, разрушительные для нас и для тех, кто рядом с нами. Христианин – человек ответственный, всегда старается соизмерять свою жизнь с волей Божией, стремится ни в чем никому не навредить. Эта притча хорошо это иллюстрирует.

В Евангелии после изгнания торгующих из храма изложен эпизод, где Христос проклинает смоковницу. За что Господь так поступил с ней? Кто-то из евангелистов пишет, что еще не время было для плодов. За что?

− Такое часто возникает в жизни людей – особенно верующих, знающих, что Бог есть: «За что мне, Господи, посылаешь то или это?»

Конечно же, многие духовники и святые отцы советовали думать не о том, за что это посылается, а зачем: «Что мне с этим делать, Господи? Как с этим жить? Для чего мне это испытание?» Так же и здесь, наверное. Смоковница действительно засыхает на следующий день. Мы видим в этом педагогику Господа, происходит наглядный урок, это живая метафора: если мы видим живое на вид дерево, на нем есть красивые листья, но нет плодов, естественно, возникает вопрос: почему нет плодов?

Если мы говорим о человеке или народе, это тоже странно, грустно, печально. Христос видит Свой народ, который живет внешне вроде верно, правильно (соблюдает Закон, чтит Божий храм), но в то же время плодов, результатов трудов (милосердия, настоящей живой веры) у него нет. Его вера – формальное исполнение правил, законов. И соответственно с этим Господь и апостолам так преподает урок.

Часто в Евангелии мы видим действия, слова и притчи Спасителя, в которых Он не стремится напрямую что-то сказать, а прибегает к иносказанию. Это дает возможность человеку самому дозреть до ответа, чтобы сердце его успело подготовиться к правде.

У святителя Феофана Затворника есть замечательный труд по Евангельскому тексту «Мысли на каждый день года» с краткими мыслями, изречениями. В нем он пишет, что засохшая смоковница − это метафора жизни христианина: он может быть таковым только по названию, а не по жизни, и огда он, как смоковница, сразу засыхает, ибо нет плодов веры.

Он может только внешне молиться, чтобы другие это видели, а сам не иметь искренних отношений с Богом (а молитва − это возношение ума и сердца Богу). Человек может быть внешне щедрым, когда люди смотрят, но когда он встречается один на один с чьей-то бедой, то проходит мимо или даже ругает того, кто просит у него помощи.

Особенно это было характерно для XIX в., когда жил святитель Феофан. Многие тогда были номинальными христианами – жили в страстях, пороках и не переживали по этому поводу. И сегодня такое есть. Люди говорят: «Я в Бога верую, но в церковь не хожу и жить по-христиански не буду». Здесь все остальные доводы выглядят как оправдание, нежелание жить по вере и творить добрые дела.

Вопрос: «Зачем Иисус крестился, если был без греха?» Иоанн проповедовал Крещение в покаяние – в отпущение грехов, а Иисус был безгрешен, но пришел к Иоанну и принял Крещение.

− Да, такой момент есть: Ему не нужно было креститься.

Но Господь исполняет Закон. Все крестятся − и Он крестится. Святые отцы еще говорят о том, что Господь в крещении начинает акт примирения человека с Богом. Господь освящает Своим присутствием все естество мира, в том числе и наше земное естество: Он входит в воды Иордана и Своим присутствием освящает их и всю земную стихию.

Можно вспомнить здесь, что Бог сотворил человека из земли, поэтому человек по своему естеству часть этого мира. Поэтому освящение наше, которое произойдет впоследствии через Воскресение Христа, начинается уже здесь с момента Богоявления, крещения Его в Иордане.

Вопрос телезрителя: «Можно ли читать Псалтирь в святки?»

− Можно: Псалтирь не читается в период Страстной седмицы, когда мы готовимся сопереживать со Спасителем Его последние дни, смерть и Воскресение, поэтому в храме по церковному Уставу отменяется чтение Псалтири. А в период святок это не возбраняется: если душа просит молитвы, как мы можем ей в этом отказать?

Особенно актуален этот вопрос в связи с тем, что Псалтирь часто читают за умерших. Как правильно это делать? Это один из наиболее частых вопросов от телезрителей.

− Сегодня благодатное время, ведь у нас есть все, чтобы узнать все это. Есть множество замечательных церковных изданий, где прописано, как читается Псалтирь по усопшим. В издательстве «Никея», насколько я знаю, выходят такие пособия – у нас в храме сотрудники специально такие книги закупают, чтобы люди могли их приобретать, – это Псалтирь, в которой уже вставлены молитвы об упокоении.

Практика такова, что Псалтирь поделена на 20 кафизм (разделов), в каждой из которой примерно по 7–9 псалмов. Каждая кафизма поделена на отдельные статии, как это называется на церковнославянском, то есть трехпсалмия. Эти три псалма в кафизме разделяются словами: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Слава Тебе, Боже». Трижды это произносится, потом молитва Господу: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Далее – следующая кафизма.

Между этими маленькими статиями и прославлением Бога вставляется молитва об усопшем: «Помяни, Господи Боже наш, раба Твоего…». Можно эту молитву поискать в церковных книгах, в интернете, можно спросить в храме. Так же вставляется молитва о здравии кого-либо.

Только об одном умершем можно молиться в этой молитве?

− Нет, конечно. О многих можно молиться. Но если есть необходимость молиться за конкретного человека, то можно и за одного. Во многих храмах в Москве (и по России), я знаю, есть традиция чтения Псалтири прихожанами. Организовываются так называемые двадцатки, когда выделяется 20 человек (может, меньше или больше), которые читают каждый какую-то кафизму: сегодня Иван Петрович читает первую кафизму, а Мария Иванова вторую – и итоге каждый день читается вся Псалтирь. Прихожане могут попросить у батюшки благословение брать имена и молиться за людей, которым необходима молитва. Такая традиция есть.

А зачем такая практика?

− Это усиленная молитва за людей, которым нужна помощь. Бывает, человек попал в больницу или строится храм и нужна сугубая молитва – и прихожане берут на себя такой труд. Многие просят священника, чтобы он благословил такое начинание. Конечно же, батюшка благословляет.

Спасибо большое, отец Иоанн, за нашу беседу. В заключение прошу Вас подвести итог программы и что-то пожелать нашим телезрителям.

− Мне хочется пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, сохранять веру и надежду на Господа. Что бы с нами ни происходило, нужно помнить, что Господь с нами – интересно об этом говорит апостол Павел: Если Бог за нас, кто против нас? Пожелаю всем нам помнить о том, что Господь с нами, и не бояться трудностей в нашей жизни. Если и мы будем с Ним, то все возможно верующему человеку.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Наталья Богданова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс