Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (1139) → Протоиерей Андрей Канев: Гнев – человекоубийца. Часть 7. В большинстве своем наши эмоции – это страсти

Протоиерей Андрей Канев: Гнев – человекоубийца. Часть 7. В большинстве своем наши эмоции – это страсти

№2 (1139) / 5 января ‘22

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №45 (1134) 2021 г.

Мы изучаем, как проявляются страсти. Сегодня 7-я часть темы «Гнев – человекоубийца» и 73-я встреча в рамках большого цикла – его нужно начинать с огласительных бесед, где мы обсуждаем основы веры, потом приступаем к теме покаяния: какое оно должны быть и что это такое.

Мы изучаем в общих чертах, но темы серьезные.

Потом мы разбираем, как проявляются страсти согласно святоотеческой раскладке этих страстей: что за чем идет, как с чем связано и – опять же в общих чертах – принципы борьбы с этим «богатством», которое мы находим в своем сердце, в своей жизни.

Сейчас мы изучаем страсть гнева. Предыдущую встречу закончили на проявлении гнева – досаждать родителям, когда человек по своему безумию начинает оскорблять родителей, огорчать, причинять вред. Бывают и такие, к сожалению, страшные вещи, когда люди бьют родителей, сдают в пансионаты.

Сейчас приступим к рассмотрению другого проявления – непочитание родителей: греха против одной из заповедей Ветхого Завета.

Непочитание родителей

Это не разовое проявление неуважения или огорчения, а целый комплекс грехов (мы должны быть очень внимательны): это состояние человека, когда он даже не знает, как живут родители, не помогает им финансово, не заботится, не молится.

Забота о родителях – это не только физический уход. Родители стали старенькими, немощными, а человек живет своей жизнью, забыл про них, бросил в болезнях, в нуждах, не заботится о родителях и духовно. Как это проявляется? В практике священников часто бывает, когда нас приглашают к больному человеку, что приходишь и видишь старого человека, бабушку или дедушку, и они уже в состоянии, когда не могут ни осознанно покаяться, ни проанализировать свою жизнь, ни вспомнить грехи: совсем уже все плохо. Когда контакт с родственниками есть, с сожалением спрашиваешь их: «Почему вы раньше не пригласили?», а они отвечают: «Не думали, что нужно». А как помочь человеку, если он уже ничего не соображает в силу болезни, полубессознательного состояния, или находится без сознания? Никак не поможешь. Это же разумное таинство: мы же не колдуны – пришли, что-то пошептали, что-то произошло. Это должно быть движение самого человека.

Тут большая ответственность родственников. Бывают истории очень печальные, когда пожилой человек говорит: «Позовите мне священника», а родственникам некогда: нужно бежать на работу, развлекаться, в гости – нам не до того, чтобы взять лишний выходной или день без оплаты, пригласить священника, посидеть. Человек просит, а мы не реагируем – это тоже относится к комплексу грехов, когда человек не почитает родителей как должно, не уважает их мнение.

Понятно, что бывают непростые взаимоотношения, бывает, люди пожилого возраста становятся капризными, не всегда остаются в разуме, – но все равно заботиться надо.

Если скончался в семье пожилой человек, тоже можно по-разному похоронить: можно сэкономить и кремировать, а можно ужаться – и по-человечески, по христианскому обычаю похоронить своих родителей. Это важно.

Ухаживать за их могилами, молиться за них, подавать милостыню, на родительские дни приходить в храм – это все входит в комплекс заботы и почитания.

Это нужно делать не только когда у нас хорошие отношения с родителями. Слава Богу, бывают примеры, когда хорошая семья, заботливые родители воспитали нормальных детей, – но бывают и другие ситуации, когда с родителями плохие отношения. Мы не выбираем родителей – надо их почитать, а это и физическая, и духовная забота о них.

Проявление гнева в виде выраженных слов

Это следующий пункт, когда мы начинаем в общении друг с другом проявлять эмоции.

Сейчас мы все больше любим акцентировать свои эмоции, это как будто бы «оригинально». В большинстве своем наши эмоции – это страсти. Они так ценны в наше время: «Вы меня не понимаете!» – «А что тебя понимать? Ты такой уникальный, что ли?»

Проявления гнева – крик, спор, брань, оскорбления. Вот у тебя раздражение появлялось. Обычно из-за чего? Страсть гнева сильно связана со страстью гордости: нам что-то не нравится, не по нам, и мы, закипая от сердца, с этим не боремся – раздражение начинается и выражается в том, что люди кричат друг на друга. И, естественно, они не один звук «ааа!» кричат, ведь это выражение своего гнева: хочется словами побить человека, отсюда и оскорбления. Брань – это словесная борьба, перепалки: люди обвиняют друг друга, оскорбляют, давят, унижают, чтобы защитить свое пораненное самолюбие.

Часто такую манеру общения – на крике – можно увидеть в семьях, особенно в наше время. Молодые родители обращаются к своим маленьким детям сразу на крике, ведь дома постоянно шум: телевизор работает. Мы не можем спокойно общаться, постоянно на повышенных тонах – мы разучились нормально говорить и слушать.

У меня недавно был опыт, нужно было провести урок в кадетском учреждении, в военно-патриотическом клубе; там были детишки 9–10 лет. Урок был сорван: давить гневом детей – не вариант, особенно человеку в рясе, это неправильно. А если этого не делать, внимание держится 5–10 минут, и дети начинают орать друг на друга – вести себя как обезьянки в зоопарке. Это очень показательно: значит и в семьях так.

Стало формой нашего общения, когда, легко раздражаясь, мы начинаем орать друг на друга. Это неправильно: мы должны бороться с этим чувством, не выдавать его наружу, не давать ему выхода в виде безобразных криков, повышения голоса.

Мы будем обсуждать, как это делают святые отцы: я не свою жизнь описываю, не мой «замечательный опыт борьбы». Мы должны знать, как с этим бороться, хотя бы теоретически, и практиковать: когда-то все равно получится.

Спор

Мы все – уникальные снежинки, и наш взгляд на жизнь – это самая правда, и вот мы начинаем друг с другом спорить, доказывать, не уступаем друг другу… Говорят, мол, в спорах рождается истина – нет, в спорах рожаются только ссоры.

Истина с большой буквы – это Христос. Что тут спорить? Поступай по Евангелию – открывай, смотри, читай, регулярно изучай и поймешь то, что ты изучаешь свою правду какую-то: это совсем не то.

Истина с маленькой буквы – это некая непреложная информация. Зачем спорить, если человек не воспринимает тебя адекватно? Ты не докажешь: все равно он не поймет, пока не дойдет до этого сам. Все споры заканчиваются ссорами.

Этого не должно быть у нас. Конечно, так бывает, но, по крайней мере, мы должны давать правильную оценку этим спорам. Когда ты кого-то переспорил, задавил, ты проявил слабость: это признак слабости, а не силы, когда ты вышел на такой уровень разговора с близкими, подчиненными, что начал орать на них, оскорблять, давить.

Особенно это видно в мужском обществе – например, в армии, в силовых структурах. Если начальник начинает орать на подчиненного, то он проявляет свою слабость, а не силу доминирования: не альфа-самец, а обезьяна орет на всех. У человека должно быть достоинство, он не должен себя уронить, честь должна быть, понимание. А не кричать, как истеричка, при каждом случае, как будто больше никакого способа подачи информации нет.

Ударение без увечья

Когда это бывает? Мы разозлились на что-то, начинаем орать, спорить, толкаться, пихаться.

Если один человек побил другого и нанес увечья – это уже смертные грехи. А это другое: без увечья потолкались, поиски истины дошли до того, что кроме как кулаками мы не можем решить. Это тяжкий грех гнева – не случайно он человекоубийца: еще чуть-чуть и можно в смертные грехи переводить. И где эта грань?

Между проявлениями этих грехов небольшое расстояние. Страсть гнева как волной накрывает, как взрыв в сердце человека...

Если мы опустились до битья, до криков, до споров, это большой проигрыш. Надо серьезно оценивать качества этих грехов: это не просто мы потолкались, попихались, поорали...

Я слышал про передачу «Дом-2», которая идет на одном из телеканалов. Называется «Построй свою любовь». Захотелось понаблюдать. И что я вижу? Стоят молодые женщина и мужчина, выясняют отношения. Каким образом? Они орут, она его толкает, бьет, он ее толкает. Это любовь?

Пресловутые наши эмоции, в кавычках «дорогие»… Если это образ семейной жизни, то, я думаю, будет безумие, если мы так будем рассматривать образ семейной жизни – не спокойной, мирной, с добром открытым сердцем помогая друг другу, что делает семью счастливой, а грубо, с упреками: «Я сказал – ты не сказал, я сделал – ты не сделал, ты такой – ты не такая, ты меня не понимаешь», и доходит до боксирования, поединков – какое-то животное поведение… Сейчас ничего удивительного нет, мы можем увидеть это в повседневной жизни часто.

Такие вещи даже в шутку не надо делать, особенно девушкам (в фильмах мы можем увидеть: идет общение, мужчина что-то не то сказал, и ему в ответ – оплеуха). Раз женщина вышла на разговор с мужчиной в таком ключе, не надо удивляться, если тебе тоже прилетит такое же: когда начинаешь общаться с мужчиной, думая, что на равных, не удивляйся, если тебе прилетит в ответ удар (только мужским кулаком), раз ты такая великая, свободная, независимая женщина.

Это неправильное отношение, сами понимаете.

Поэтому, если вы превратились в спарринг-партнера, не удивляйтесь, что будет неприятно получить по голове. Раз иначе не доходит, значит, может быть, так дойдет до нас, что вести себя так не надо.

Злопамятство

Тоже очень плохое состояние: гнев, человекоубийство внутри себя, когда человек про других людей помнит только злое. Очень часто это основано на обидах, когда вспомнить ничего другого невозможно, только плохое: «Ах, 10 лет назад он мне сказал», «ах, она мне что-то сделала не так», «ах, они все меня не любят и обижают». Посмотришь с другой стороны – оказывается, об этом человеке и заботились, и проявляли внимание, и жертвовали силами, временем, средствами и так далее...

Я регулярно сталкиваюсь с такой историей: человек приходит в церковь, ты начинаешь ему помогать, приход заботится… Проходит какое-то время, человек на что-то обиделся (мы же все грешники, это понятно), и начинается: «Он такой плохой! Не так посмотрел, не то сделал» – про священника (я часто про себя такое слышу, а если ты такой правдолюбец, сказал бы 5 лет назад: может быть, была бы возможность исправиться – я ведь не видел, что «не так» на тебя посмотрел).

Накопленное зло, обиды, неудовлетворенность от этого: «Ты не соответствуешь книгам, про которые говоришь». Я не соответствую, это правда.

Высокая требовательность к другому (не обязательно священнику, к близким) порождает состояние, когда мы вокруг видим только несовершенных людей, которые делают вокруг нас и нам одно сплошное зло. Человек живет в этом состоянии: можно представить, какой ад начинается у него в сердце, когда все кругом плохие (безобразники, преступники, блудники, убийцы, воры, лицемеры и так далее), а он один красавец... Это страшное, лукавое состояние.

Источник зла у нас сатана, и человек в таком состоянии не просто живет, у него внутри кипит – он это выливает. Ему говорят: «А знаешь, Иван Иванович какой молодец». – «Какой он молодец? Он то сделал не так, это не этак!», и все, пошло; человек, который хвалил, вдруг говорит: «Ах, да – он, оказывается, такой злой…».

Выливание злой памяти делает человека бесоподобным и страшным, особенно для христиан. Если мы сохраняем в сердце своем такое состояние, это говорит, что мы еще ни Евангелие не поняли, ни Христа не встретили.

Это страшное состояние – не должно у нас такого быть: это значит, что обиды все живы, а раз обиды живы, то, значит, мы не простили, – а если не простили, значит, и нам Бог не простил – такая система. Поэтому злопамятство – страшное состояние.

Мы должны всех прощать: и близких, и не близких, и врагов – это серьезная внутренняя работа. Если человек ее не ведет, он будет жить в этом состоянии, у него в сердце постоянно вечная канализация – эти «сокровища» бурлят, выдают пары, он отравляет и свою жизнь, и жизнь других людей вместо того чтобы быть открытым, как положено христианам.

Обратите внимание: если мы такие, то надо очень серьезно за себя браться, а если не такие, то посмотреть, чтобы такого не было.

Лукавый очень часто любит напоминать прошлые обиды: ты примирился с человеком, вроде живешь нормально, потом – раз, небольшой толчок, и ты снова твердишь: «Он такой – он мне сделал не то, сказал», и так далее. И надо снова с этим бороться… Лукавый любит такое поднимать.

Мелкая месть и рассуждение о мести

Это следующий грех – и входит в одну категорию. Что такое мелкая месть? Она часто проявляется и прячется под праведность, наказание. Тебе не нравится человек, он просит тебя о какой-то услуге. По-христиански бы надо сказать: «Иди, сделай», – а ты говоришь: «Я не могу. Он такой нехороший, сделал мне какие-то неприятности, поэтому я ему тоже не буду делать». Почему? Я не не могу – я не хочу: отомстил маленько.

Но Евангелие нам говорит про другое («А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас») – противоположное этому состоянию.

А так сладенько мелко отомстить: вроде подлость не сделал, но не сделал то, что должен.

Рассуждения о мести: у тебя духу не хватит нормально отомстить, пойти разобраться, а ты об этом мечтаешь, думаешь, в твоем сердце это кипит...

Расскажу случай про маленькую месть, с которой я столкнулся на днях. Стоянка для машин, более удобное место – я, как обычно, опаздывал; никаких знаков нет, что это чужая территория, поставил машину, убежал… Прихожу – у меня за машиной кто-то поставил дорожные конусы и припарковался так, что я не могу зайти в свою машину. Это не проблема – я хотел конусы убрать, залезть через пассажирское сидение и уехать: проблем нет.

Тут пришла молодая дама и давай меня отчитывать: «Как Вы смеете, встали не туда». Было очень смешно, даже не обидно, – но какое состояние души этой доброй, красивой женщины? Есть место, но поставить машину надо так, чтобы навредить, конусы натаскать, баррикаду устроить… Ладно, что хоть мину не поставила, и то – слава Тебе, Господи...

Человек думал, что накажет, чтобы владелец этой машины не поставил в другой раз: «Это же мое место. Почему на мое место кто-то поставил машину?» Она думала, что не мстит, а делает воспитательную операцию… Но все нормально, пусть Бог благословит эту женщину.

Клевета, сознательная ложь

Эти грехи – воплощение лукавого духа, когда мало того что мы распространяем слухи, а сочиняем их, пересказываем: сознательно лжем про человека или человеку.

Когда человек про другого сознательно придумывает, сочиняет, клевещет – это жутчайшее состояние. Тем самым он вредит его чести и достоинству, доброму имени, может быть, его делу, экономике, финансовому положению: это страшнейшие вещи, которые нельзя никогда допускать даже в мысли, а не то что кому-то про другого придумывать и говорить!

Немножко попроще – слухи, не вредящие напрямую экономическому, социальному состоянию человека.

Можно даже убить человека… Я знаю страшную историю (она звучала, не секретная), когда подвыпившая компания на даче встретила маленьких девочек, которые сказали: «Вы знаете, там живет дядя, который к нам приставал». Эта компания загорелась местью, желанием наказать педофила, пошли к этому дяде – так его наказали, что убили. Потом опомнились, что сделали, полиция приехала, разобрались, нашли этих девочек, стали брать у них свидетельские показания, – и девочки сказали: «А мы пошутили над этим дядей». Что мы видим в итоге? Убийство и тюремное заключение компании, которая вроде бы хотела остановить преступление.

Клевета, сознательная ложь приводят к таким последствиям. Слухи тоже приводят к последствиям – и тем, кто их сочиняет, и тем, кто их пересказывает без проверки: как это сладенько – пошептаться, передать про других какие-то гадости...

Давайте будем за этим следить – не допускать, чтобы не быть орудиями бесов в нашем и так несовершенном, несправедливом мире. (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс