Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1137) → Раз так говорит Бог, значит, так оно и есть

Раз так говорит Бог, значит, так оно и есть

№48 (1137) / 13 декабря ‘21

Размышление

В нас вдруг отразится Божественный свет, покажет нашу душу совсем не такой холодной, а искренней, сострадательной, доброй – настоящей. В это время мы станем собой: такими, какими нас хочет видеть Христос.

Посоветуйте, батюшка

Как-то раз мой близкий друг сильно повздорил с женой и вместо того, чтобы ехать по делам, собрался к друзьям, которые давно его приглашали куда-то; как говорят, на природу с рыбалкой и пивом. Как-то я тоже ездил с ними на рыбалку, потом вернулся еле живой – там начали пить задолго до появления водоема. Друг все это прекрасно знал и отказывался, а сейчас сказал: «Хватит». По дороге он заехал ко мне, был решителен и неумолим. Говорит, хотел как лучше, а его не поняли. Теперь собирался устроить себе мужской праздник на несколько дней.

Я предложил ему немного отдохнуть – к друзьям и водке он и так успеет. Все это время он продолжал кипятиться и спрашивал у меня, как бы я поступил на его месте. «Если в чем-то сомневаешься, лучше всего спросить у того, кто может помочь», – сказал я ему. Показал на фотографию своего духовника, батюшки Власия (Перегонцева) из Боровского монастыря, которая стояла у меня на книжной полке. Когда мне бывает нужно решить какой-то спорный вопрос, я прошу в уме у батюшки научить меня правильно поступить, и потом часто ситуация разрешается самым нужным и благоприятным образом.

Мой друг (хотя и ходил в храм) особым благочестием не отличался. Пожал плечами, взял батюшкино фото, сел с ним на диван, несколько минут смотрел отцу Власию в глаза, потом поставил фото на полку: «Что-то я сегодня устал, давай немного у тебя отдохну». Я достал товарищу плед, подушку и уложил его на диване. Через час бодрым и веселым голосом друг сказал, что замечательно выспался, хотел бы выпить чай с бутербродами, а потом поскорее отправиться на вокзал и поехать к любимой семье, по которой очень и очень соскучился. Ни о каком пиве и рыбалке он больше не вспоминал. «Меня, – говорит, – конечно, никакой батюшка во сне не увещевал. Только когда я проснулся, в голове первая мысль: “Как там семья? Что с ними?” И я понял, что немедленно должен ехать к ним домой».

Читать Евангелие по себе

Митрополит Сурожский Антоний писал, что в Евангелии есть три рода вещей. Одни нас ничем особенно не трогают, в этом случае мы без труда готовы сказать: «Раз так говорит Бог, значит, так оно и есть». Это нас не волнует, потому что мы не видим никакого применения этих слов к нашей жизни, не хотим их, считая их неудобными, и так далее. Они просто проходят мимо нашего сердца. Есть другие места; читая их, мы сразу можем понять: «Нет, это не про нас, нам это не надо». Когда Владыка рассказывал о заповедях блаженств, к нему подошла одна прихожанка и честно сказала: «Владыка, если Вы это честно называете блаженствами, пусть для Вас так и будет; голодным быть, холодным, покинутым, гонимым – Ваше право. Но я так не хочу». Владыка потом восхищался ее честностью и с горечью писал, что большинство воспринимают Евангелие гораздо меньше, чем она.

Речь не об этом. А о том, что если даже самый холодный и далекий человек, который не готов вообще примерять Евангельские события в своей жизни, не хочет смиряться, прощать, подставлять другую щеку, будет честным с самим собой, попытается понять то, что прочитает, то найдет одно, два, три места, в которых его ум озарится. И загорится сердце. Потому что то, что он прочитает, будет так прекрасно, так истинно тому хорошему, что есть у этого человека в сердце, что он начнет этому искренне от души сопереживать. Владыка советует отмечать такие места. Места, где мы согласны со Христом, где мы сердцем чувствуем, что готовы поддержать это и встать с Ним рядом. Тогда происходит то, что в какой-то Евангельской истории неожиданно мы увидим не только Бога, но и себя рядом с Ним. То есть недоступное, чужое, пускай и прекрасное, станет в этом маленьком абзаце, маленьких строчках своим, настоящим, подлинным. В нас вдруг отразится Божественный свет, покажет нашу душу совсем не такой холодной, а искренней, сострадательной, доброй – настоящей. В это время мы станем собой: такими, какими нас хочет видеть Христос.

Неважно, что этих мест в Евангелии может быть одно или два. Постепенно все Евангелие захватит нас, но не так, как это происходит, когда оккупационные войска захватывают город с насилием, а противоположным этому действием – свободой, которая открывается верующему сердцу, встретившему Друга Христа, Который пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились, став как Он.

Что может быть важнее

Наместник одного из московских монастырей вспоминал, что в 1988 году он сопровождал епископа Василия (Родзянко) на какую-то представительную богословскую конференцию, на которой тот должен был выступать с докладом в присутствии патриарха и других видных иерархов. Опаздывая к началу конференции, они торопливо спускались по лестнице жилого пятиэтажного дома. На одной из площадок им встретилась пожилая женщина. Увидев человека в рясе, она попросила причастить умирающую в больнице сестру. Владыка Василий немедленно согласился поехать, хотя не знал, куда и как. А его спутник возразил, напомнив ему, что они опаздывают на важное мероприятие. Владыка Василий удивленно ответил: «Что может быть важнее для священника, чем причастить умирающего?»

«Бесов оставь, книжку верни»

Нередко приходится слышать от людей неверующих: у вас в Церкви все такие печальные, какие-то грустные, ни улыбаться не умеют, ни пошутить. Но это, конечно, ерунда. Даже святые позволяли себе по-доброму посмеяться, и об этом много историй можно найти в патериках. У меня самого на памяти несколько историй из моей церковной жизни, которые без улыбки вспомнить не получается.

Вот, например, такая. Прочитал недавно у друга-настоятеля в Facebook. Как-то раз батюшка дома собрался почитать любимого Федора Михайловича Достоевского. Пошел к книжной полке, смотрит – из шести томов писателя остались лишь два, все остальные ходили по рукам других батюшек, интересующихся классикой. Утром приходит он в родной храм, заходит в алтарь, где вовсю шла подготовка к службе: облачался служащий священник, алтарники раскладывали на столе поминальные записки и так далее. Настоятель посмотрел на них строго и спрашивает: «У кого, други мои, мой Достоевский?» Откликнулся самый молодой: «Батюшка, я у Вас только „Бесов” забрал». Все переглянулись: чего забрал? «Бесов», – уверенно подтверждает алтарник, пожимая плечами. В алтаре воцарилась тишина, грозящая взорваться неподобающим для святого места хохотом. Настоятель, изо всех сил сдерживаясь, чтобы не рассмеяться, ответил: «Бесов оставь, а книжку верни».

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-posovetuyte-batyushka;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-chitat-evangelie-po-sebe;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-chto-mozhet-byt-vazhnee;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-besov-ostav-knizhku-verni

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс