Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1137) → Александро-Невский мужской монастырь в селе Каршлыхи

Александро-Невский мужской монастырь в селе Каршлыхи

№48 (1137) / 13 декабря ‘21

Паломничество

Монастырь в селе Каршлыхи был основан в начале XX в. Возникновение его на этом месте было не-случайным: чуваши-язычники сооружали там святилища, поэтому христианское население ходатайствовало, чтобы построили монастырь во укрепление Православия. А 20 лет назад в Чувашии началось восстановление святой обители.

«Почти все монастыри на Руси были устроены вдали от населенных мест и путей человеческих, они возникали в местах пустынных, дремучих, в глухих лесах и на болотах»: это строчки из издания 1903 г, посвященного Александро-Невскому монастырю в Чувашии.

Издревле у чувашей существовал обычай поклоняться богам, которые, согласно поверьям этого народа, обитали в лесах, и места их обитания под названием керемети были для людей священны.

Игумен Феодосий (Шитов), настоятель монастыря: – Среди жителей местных деревень, которые находятся внизу (монастырь находится наверху, а деревни внизу), нашлись решившие дать бой язычеству (здесь совершалось поклонение керемети – божеству, которое обитает в деревьях). Люди, которые пришли к вере, пошли на эту гору, чтобы подвизаться, жили в землянках, которые внизу. Вы, когда пойдете, увидите эти места.

Георгий Киселев, послушник: – Когда спускаешься к святому источнику, по левой стороне идет монастырская ограда, а по правой стороне мы увидим место землянок. На этом месте установлены крестики (их 3 или 4) первых насельников: еще до основания, до освящения монастыря здесь жили первые насельники – когда освятили монастырь, их причислили к братии монастыря. Землянки, видимо, были сделаны из каких-то веток, глины, земли. К сожалению, эти стены не сохранились. Как-то братья нашли что-то из кухонной утвари и определили, что здесь были землянки первых насельников.

иг. Феодосий: – Когда собралось большое множество народу, они поднялись сюда, на гору, построили деревянную часовню и потом обратились к Казанскому архиепископу (в то время наша епархия была еще Казанская), чтобы дали игумена.

Казанский Владыка назначил сюда игумена отца Антония, а жители соседнего села пожертвовали монастырю старый молитвенный дом. Его перевезли и установили на горе, достроив купол, алтарь и паперть.

иг. Феодосий: – Здесь было до 50 человек братии. Начали строить монастырь. Первый храм был освящен в честь Александра Невского – жители пожертвовали молитвенный дом, с него все началось, и потом уже стали появляться и другие храмы. Здесь три храма – Александра Невского, Преподобного Серафима Саровского и надвратный храм Святителя Николая.

У надвратного храма паломников встречает проводник по монастырю.

послушник Георгий: – Несу послушание привратника, чтеца, братии помогаю – что попросят, но основное послушание – привратника. В миру это, получается, как охранник.

– Мы находимся у ворот, расскажите, пожалуйста, о табличке, которую мы сейчас здесь видим.

послушник Георгий: – В монастыре с 1909–1910 гг. служил преподобномученик архимандрит Тихон (в миру Иосиф Петрович Бузов), расстрелянный и погребенный в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой 9 декабря 1937 г.

Гонения советской власти на Русскую Церковь были таковы, что даже молча следовать ей было подвигом. После смерти Патриарха Тихона в народе пошли разговоры, что Святейший Владыка был замучен большевиками. ОГПУ начало следственное дело и обвинило духовенство и монахов в антисоветской агитации. Отец Тихон на допросе виновным себя не признал, его осудили сначала на ссылку, потом на заключение в тюрьму, а после – на расстрел… Могли ли думать первые насельники монастыря о таком будущем?! Освящена обитель была в 1903 г., и насельники начали устраивать здесь свою жизнь.

послушник Георгий: – Избы были крыты соломенными крышами, в одной избе находился молельный домик. При первом настоятеле архимандрите Антонии построили первые три храма. Мы сейчас находимся в храме Святого Николая Мирликийского, все храмы у нас восстановленные, этот освящен в 2005 г. Как мы можем видеть, храм совсем небольшой, на молитву может вместиться около 15–20 человек.

Главной целью монастыря тогда было миссионерство.

иг. Феодосий: – Игумен с братией организовали школы, где обучали детей грамоте и Закону Божию, учили, как надо трудиться, ведь местность сельская: надо уметь все выращивать, ухаживать за скотиной. Людей этому всему обучали – и просвещали в христианской вере.

С установлением советской власти для монастыря настали тяжелые дни, уже в феврале 1918 г. были конфискованы земли, отобраны строения, рогатый скот, овцы, заготовленные дрова, сено и солома, а в марте 1919 г. монастырь лишился мельницы.

иг. Феодосий: – Храмы снесли, и вместо храмов были школы рабочей молодежи, столовые, потом здесь появился туберкулезный диспансер.

Настоятель монастыря игумен Антоний, несмотря на трудности, которые просто подкосили его, и на свою болезнь, продолжал служить. До середины 1920-х гг. жизнь в монастыре еще теплилась, в 1926 г. коллегия НКВД Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики вынесла постановление о закрытии монастыря, а через два года почил и первый настоятель святой оби-тели. В наши дни его останки перезахоронили на территории монастыря.

послушник Георгий: – При раскопках и перезахоронении присутствовала монахиня Надежда, я ее до этого не знал. Как-то днем звоночек, чтобы открыли обитель, пустили на могилку. Пришли на могилку, она рассказала историю об исцелении – у нее было защемление нерва, она ни стоять, ни сидеть, ни лежать спокойно не могла – были постоянные боли, а при захоронении нужны какие-то физические действия тяжелые. Проходит около двух дней, боли совершенно исчезли, только потом она обратила на это внимание, подходит к батюшке, спрашивает: «Как это произошло?» Он говорит: «По молитвам батюшки Антония Господь исцелил вас».

В 1996 г. в собственность Чебоксарской епархии передали два строения – церковь и игуменский дом.

иг. Феодосий: – Вначале были постройки неосновательные – стройматериала не было. Сейчас некоторые братские келии мы перестраиваем, тем более что у нас один корпус сгорел – сейчас его разбирают.

послушник Георгий: – Мы находимся возле последнего строения, сейчас идет разборка, старому игуменскому корпусу более ста лет. На этом месте будет установлена точная копия этого здания. Здесь находились келии братии.

иг. Феодосий: – Надо будет восстановить все – братские келии, отдельную трапезную сейчас делаем, баню: обычные хозяйственные дела делаем. И, конечно, службы – это самое главное: как в монастырях и положено, все строится вокруг богослужений.

Богослужение в основном проводится в самом большом храме в честь святого Александра Невского, здесь находится и главная святыня обители.

послушник Георгий: – Сейчас мы с вами находимся возле образа Пресвятой Богородицы «Иверская». Эта икона к нам прибыла с Афона – ее привез наш настоятель игумен отец Феодосий с братией. Нашему батюшке показалось, что Богородица улыбается на иконе.

Другой храм посвящен Святому Серафиму Саровскому.

послушник Георгий: – Прихожане задают такой вопрос: «Серафим Саровский почитаемый во всем мире святой, а храм такой маленький?» (сейчас мы зайдем и увидим, что храм маленький). А ответ такой, что Серафим Саровский не во дворце жил, а в маленькой келье монаха, поэтому и храм такой маленький – хорошенький домашний храм.

Не знаю, напомнит ли вам это место Саровский лес, но храм – словно уютная тихая келья батюшки Серафима.

послушник Георгий: – Молимся, как у себя дома в келье общей семьей. Получается такая семейная атмосфера – очень тепло.

Почувствовать глубину молитвы в этом месте могут все желающие. Посмотрите, какой уютный маленький домик – это келии для монахов. Вся святая обитель напоминает небольшой деревянный городок, и если вы хотите здесь пожить, специально для вас есть паломнический корпус, а для самых аскетически настроенных пилигримов – дом, где нет электричества: сидеть в интернете постоянно точно не получится (да и, к слову сказать, здесь уж точно не до всемирной паутины) – это подтвердят многие.

иг. Феодосий: – Приходят и местные жители, что недалеко от нас живут, и приезжают из Чебоксар те, кто любит уединение. Здесь у нас, в лесу, и обстановка соответствующая, и тишина, деревянный храм, где уютно себя чувствуешь молиться. Даже приезжают из соседней Марийской Республики, из Ульяновска, из Москвы, даже немцы приезжали – путешествовала пара пожилых немцев, они приехали к нам на машине, которую я никогда не видел, мы не знали языка, но жестами и их добрым расположением как-то пообщались; они остались довольны.

Люди приезжают, пусть немного, но бывают иногда и целыми экскурсиями – приезжают детские воскресные школы на экскурсию и для духовной беседы: не просто посмотреть стены, а задать вопросы на злобу дня священнику, как себя вести в той или иной ситуации, которые сейчас в связи с таким техническим развитием непонятны для христианина, и вообще с духовной обстановкой, которая сейчас есть.

Паломники могут окунуться в воды святого источника. Всего в монастыре два святых родника. Вот этот посвящен образу Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», здесь можно не только окунуться в воду, но и набрать питьевой. 11-й год обитель возглавляет игумен Феодосий.

иг. Феодосий: – Смотрю, и мне все кажется, что я мало сделал. Люди говорят, что это появилось, то, – а мне все кажется, что я мало делаю. Но стараюсь на это внимание не обращать, ведь мы делаем не чтобы что-то сделать и потом этим любоваться, а делаем то, что нам необходимо для монашеской жизни, для молитвы, и чтобы люди, которые к нам приходят, тоже чувствовали себя удобно, чтобы духовное утешение получили и от молитвы, и от общения с братьями: люди приходят не просто так в храмы и обители – у всех в душе есть скорби, недоумения, жизненные вопросы, и когда они приходят, стараемся помогать им в этом чем можем.

Отправляйтесь в местечко Карлшыхи – и зимой, и летом здесь удивительно красиво и гостеприимно.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс