Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1136) → Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Я всегда молюсь о нашем народе. Всегда молюсь о Президенте. Молюсь о нашей стране. Но, конечно, в первую очередь я молюсь о нашей Церкви»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Я всегда молюсь о нашем народе. Всегда молюсь о Президенте. Молюсь о нашей стране. Но, конечно, в первую очередь я молюсь о нашей Церкви»

№47 (1136) / 6 декабря ‘21

Первосвятитель

20 ноября Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 75 лет. В этот день в эфире телеканала «Россия 1» состоялся показ большого интервью, посвященного юбилею Предстоятеля Русской Церкви, в ходе которого Святейший Владыка ответил на вопросы генерального директора телеканала «Спас» Б.В. Корчевникова.

С днем рождения, Ваше Святейшество!

– Спасибо!

У меня подарок для Вас, посмотрите.

– Да, отец Иоанн Кронштадтский. Такие фотографии во времена моего детства и юности были очень распространены среди верующих в Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде.

Это старинная литография конца XIX века, и я предположил, что такая же или сходная висела у Вас в комнате в коммунальной квартире...

– Да, точно такая, только отец Иоанн был без орденской ленты.

С этой литографией связано, может быть, первое чудо в Вашей жизни?

– Это факт из моей биографии. Мне было совсем немного лет, когда я тяжело заболел воспалением легких. В то время медицина не была на таком уровне, как сегодня, и такое тяжелое заболевание, как воспаление легких, очень часто плохо кончалось. Все были очень встревожены – и мама, и папа. Мы жили в коммунальной квартире, и помню, что над моей кроваткой висел портрет отца Иоанна Кронштадтского. Мама сняла этот портрет, дала мне в руки и сказала: «Молись, он тебе поможет». Буквально через несколько дней я почувствовал себя хорошо, и мама сказала: «А теперь давай поедем на Карповку и поблагодарим отца Иоанна Кронштадтского». Хорошо помню, как я, закутанный в какие-то теплые платки, поехал вместе с мамой на Карповку. Мы молились около стены, к которой в то время приходило много ленинградцев, и я своими словами благодарил отца Иоанна за исцеление. В относительной близости к месту, где собирались верующие, всегда стоял милиционер, так что на глазах этого милиционера мы и молились – у стены, которая отделяла нас от гробницы отца Иоанна Кронштадтского. Вот самый яркий эпизод в моей жизни, который ввел меня лично в соприкосновение с отцом Иоанном.

Мы много говорим про нападки на Православие и очень мало, почти совсем не говорим про разворот мира к Православию, а ведь он тоже происходит. Вот у меня подборка публикаций за последнюю пару месяцев. Православный американец помогает переезжать в Россию другим иностранцам, и уже многие православные американские семьи, в некоторых по восемь-девять детей, хотят переехать жить в Россию. Семья Клайн, Сент-Луис: «Россия – лидер свободного мира, место, где можно жить в соответствии со своей верой»; они хотят переехать. Семья Боулинг, глава семьи, кстати, полицейский: «Мы хотим, чтобы наши дети росли в таком обществе, какое мы видим в России»; они собираются писать письмо нашему Президенту. Семья Кей, шесть человек; семья из Колорадо, девять детей, и так далее. Так что же все-таки происходит, Ваше Святейшество? Мировое отпадение, или мировое прозрение, или то и другое одновременно?

– Не побоюсь сказать, поддерживая авторов этого письма, что Россия – внимательно послушайте! – лидер свободного мира. Мы действительно свободная страна. Это реальный факт. Представляю, какая будет реакция с разных сторон на эти мои слова, но я могу доказать, что Россия сегодня – действительно лидер свободного мира. Мы свободны от самых мощных влияний извне, мы развиваемся своим собственным путем, и дай Бог, чтобы этот путь был успешным. Россия может служить примером для других. Хотя у нас много проблем, но эти проблемы решаемы. У нас нет сейчас никакой острой темы, вокруг которой сталкивались бы общественные интересы и разворачивались глубинные, непримиримые противоречия. Считаю, что это милость Божия. А существующее разномыслие – нормальное разномыслие, не разрушающее основы человеческой жизни, государственного бытия, духовной жизни, – создает почву для творческого столкновения мнений, в результате которого могут появиться новые идеи, новые проекты, направленные на дальнейшее развитие нашего Отечества.

Помню, когда я Вас впервые увидел вживую, – это было в Киеве в 2009 году. Уже цвела бурным цветом вся эта сложная история с раскольниками, с Филаретом, и Ваш приезд тогда был, конечно, очень рискованным, но очень успешным. Десятки тысяч людей на Литургиях, плакаты «Кирилл – наш Патриарх!» Потом 2013 год – просто фантастика: 1025-летие Крещения Руси, больше ста тысяч людей на Крещатике, на Майдане, концерт артистов двух стран, митрополит Иларион мощами святого Владимира благословляет это человеческое море... Но прошло полгода или семь месяцев, и на том же самом Майдане, на том же самом Крещатике стало опасно появляться без бронежилета. То человеческое море исчезло, появились совсем другие люди, совсем другие лица, скрытые балаклавами, – наступил февраль 2014 года. Вообще, как это могло произойти? У Вас есть ответ на этот вопрос?

– Есть ответ, и он заключается в следующем: нельзя предавать ни своей веры, ни своей традиции, ни своих подлинных национальных интересов. Но я не хочу говорить о политике, мне хотелось бы сказать о религиозном факторе. Самая большая трагедия в том, что Украина разделилась по религиозному признаку, а это разделение началось не сегодня и не в наше время. Появление униатства стало первым таким ударом по Украине, затем были расколы XX века, и меня никто не переубедит в том, что это осуществление определенного плана, направленного на ослабление духовной жизни Украины, на разрыв единства исторической Руси. И нынешняя политика, направленная на разделение Православной Церкви, очень привязана к политической конъюнктуре, потому что никакими богословскими соображениями невозможно объяснить попытки разделить Церковь Православную, ослабить ее. В угоду чему, ради каких целей? Цель только одна – увести как можно дальше от России и от Русской Православной Церкви, но это цель политическая, а не духовная. Но я благодарю Бога за то, что православные люди на Украине сохраняют чистоту Православия и безупречный канонический строй, который полностью отвечает каноническому преданию Вселенской Православной Церкви. А для меня как для Патриарха всея Руси нет разделения на народы и на государства, а есть паства Русской Православной Церкви.

Вызов пандемии. Помню Пасху 2020 года, то, как страшно прозвучали из Ваших уст слова «храм пуст». О чем Вы думали, когда впервые в жизни служили в такой обстановке?

– Это один из самых трудных эпизодов в моей жизни. Когда я вышел из Царских врат и увидел огромное пространство Храма Христа Спасителя практически пустым, я пережил очень непростые минуты, и печать такого состояния легла на все Пасхальное празднование. От этого трудно было отрешиться, и единственное, что оставалось, – надежда на то, что тяжелое время не может продолжаться долго, что оно пройдет.

Почему с нами это произошло? «С нами» в данном случае – со всем миром, со всей планетой. Почему Господь такое попустил?

– На ваш вопрос, конечно, никто не ответит. Только Господь знает, почему это было попущено. Но мы можем порассуждать на эту тему, без претензий на то, что выражаем истину. Вот как развивалась цивилизация, особенно в XX веке, в начале XXI века? Постоянно присутствовал некий триумфализм: мы полетели в космос, еще раньше мы расщепили атом, мы создаем технологии, мы, мы, мы становимся сильными-сильными… А в центре этой идеологии человек, который становится таким сильным, автономным от Бога, – это практически реставрация язычества, ведь именно такой была философия язычников. Как писал Горький, «человек – это звучит гордо». А кто отец гордости? Сам диавол. И если «человек – это звучит гордо», если у человека нет смирения, нет способности критически относиться к самому себе, то он превращается в язычника. Но если вернуться к теме пандемии, то, может быть, Господь немножечко привел нас в чувства. Вы такие всемогущие, вы все умеете, все знаете, – вот вам дается опыт вашей слабости, вашей растерянности, вашей неспособности что-то сделать. Не думаю, что Господь будет долго испытывать нас, но придется пройти через какой-то период критического отношения, в первую очередь к современной высокотехнологической цивилизации, чтобы понять, что не все мы можем решить одномоментно, что потребуется время, усилия и так далее. Я бы сказал, что это опыт самокритичного отношения к самим себе, и, может быть, в XXI веке стоит пройти через него, чтобы осознать свои ошибки и заблуждения – в первую очередь, в сфере оценки самих себя. Ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6).

Вы сделали так, что сегодня на школьных партах лежит учебник по Основам православной культуры, один из многих в целой стопке учебников. Он так красиво начинается: «Дорогой друг! Перед тобой книга по самому интересному предмету – о главном для человека. Что же это? Главное – наша жизнь, и потому самые важные знания для человека – это знания о том, как надо жить». Зачем же понадобилось, чтобы появился этот урок в школе?

– Ну, а где детям знакомиться с основами духовной жизни? Некоторые, в том числе государственные деятели, говорили нам так: «Пускай они сперва вырастут, а потом сами решают». Но это было бы неправильно, потому что, пока они вырастут, они могут столько натворить в своей жизни, что, простите, мало не покажется. Задача и заключалась в том, чтобы детям с раннего возраста, с того самого, когда мы преподаем Основы православной культуры, была представлена система ценностей, которую бы они приняли и в рамках которой они бы развивались. Тогда можно надеяться на то, что люди будут делать меньше зла в своей жизни, создавать меньше трудностей для ближних. Ведь если христианская этика как-то прорастет через сознание уже в детском возрасте, то есть надежда, что и плоды будут соответствующие.

Я вынужден по работе читать практически все, что о Церкви пишут, и читаю кучу ерунды. Иногда мне бывает почти физически больно, потому что гадости пишут о том, что мне дороже всего на свете, и о тех, кто мне дороже всего. Вы ведь тоже, наверное, что-то из этого читаете – как Вы это воспринимаете?

– Что-то читаю, мне приносят какие-то сводки. Вы знаете, если бы меня лет десять назад спросили, как я к этому отношусь, я бы тоже сказал, что это меня больно ранит. Сейчас я так не скажу, потому что отчетливо понимаю, кто и зачем все это пишет. Дело в том, что влияние Церкви, несомненно, укрепилось, количество людей, сознательно приходящих в Церковь, принимающих Крещение, увеличивается, а у каждого действия возникает определенное противодействие. Таков уж закон природы, а если учесть, что многие люди в нашем обществе от своей антицерковной позиции получают еще и материальные блага, то становится понятным, откуда все это противление Церкви.

А Вы можете понять, что у наших противников в голове и на сердце? Я люблю смотреть в глаза людей, которые идут на Причастие: в них часто слабость, беззащитность, уязвимость бесконечная, но при этом какая-то непобедимость, сила. Чем же мешает Православие, которое в жизни никому зла не сделало – ни в истории, ни в настоящем?

– Здесь мы с вами прикасаемся к мистике. Объяснить ненависть к Церкви с рациональной точки зрения невозможно. Понимаю, во времена тоталитаризма, когда государственная идеология была связана с атеизмом, чиновники, получавшие зарплату от государства, педагоги и прочие должны были бороться с Церковью, потому что был заказ государства на истребление религиозных убеждений. Чаще всего эта борьба была скорее формальная, чем фактическая, – хочу подчеркнуть, что даже в то чрезвычайно идеологизированное время невозможно было вытравить силой государства религиозность, потребность людей в духовной жизни. Сегодня у этого явления другая природа. Диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей (Ф.М. Достоевский). Это апокалипсическая борьба, она никогда не уйдет, покуда диавол сопротивляется Богу.

У Церкви сегодня колоссальные возможности для проповеди. Собственный телеканал в каждом доме страны, огромная аудитория, много православных аккаунтов в интернете, сотни миллионов просмотров – ни в одной Церкви мира нет такого. Но при этом проповедь идет посреди какого-то вселенского шума. Шумит все вокруг, информационный шум из каждой щели. Вот как среди этого шума проповедовать, будет ли услышана проповедь?

– Я когда-то близко сошелся с одним замечательным ученым из среды русской эмиграции, он работал в Принстоне и других очень известных американских университетах. Мы с ним очень подружились. Однажды мы оказались вместе на какой-то конференции – я был тогда совсем молодым и только начинал свой путь во внешней деятельности нашей Церкви. И вот я внимательно записывал все, что слышал во время заседания, а он посмотрел на меня и спросил: «Отец Кирилл, а зачем Вы это делаете?» Я отвечаю: «Ну, как же, хочу записать все, что говорят, а потом проанализировать». А он говорит: «Не делайте этого. Я вам дам сейчас очень важную установку, и Вы будете очень успешным человеком, если ее осуществите. Умейте отличать шумы от сигналов».

А как нам научиться этому? Ведь чем дальше, тем невыносимее становится, тем сложнее отличить шумы от сигналов...

– Сигнал несет в себе реально существенное и полезное для человека. Если нет, во-первых, содержания, а во-вторых, ценностной ориентации, то это шум или сигнал со знаком минус. Поэтому очень важно уметь отделять одно от другого, и то, что несет в себе негатив, способный отрицательно повлиять на внутреннюю жизнь, следует отметать сразу, как и пустоту. Потому что пустоты так много, что если заполнить ею свою жизнь, то на другое уже не хватит места и времени.

Задам Вам такой личный вопрос, простите за него. Когда Вы, закончив вечерние молитвы, откладываете молитвослов и начинаете молиться своими словами, – о чем Вы чаще всего просите Бога?

– Конечно, об этом трудно говорить, и позвольте, я не буду говорить обо всем, с чем я обращаюсь к Господу. Но я всегда молюсь о нашем народе. Всегда молюсь о Президенте. Молюсь о нашей стране. Но, конечно, в первую очередь я молюсь о нашей Церкви, чтобы Господь оградил нас от расколов, от разделений, от всего, что ослабляет церковный организм. Вот эта молитва присутствует у меня каждый день.

Ваше Святейшество, Вы так часто в своих проповедях в последние годы говорите если не про последние времена, то про последний акт истории. Вы действительно видите какие-то приметы конца? В чем они?

– Невозможно сказать, действительно ли это приметы конца истории или до него еще очень далеко, но то, что есть приметы определенной духовной нравственной деградации в планетарном масштабе – это факт. То, что сужается пространство духовной и высоконравственной жизни, – это факт. То, что происходит смешение понятий добра и зла, – тоже факт. И все это плохие симптомы, поэтому верующему человеку особенно нужно не терять духовного зрения и стараться проникать в суть того, что нас сегодня окружает, в суть тех проблем, с которыми мы сталкиваемся, – чтобы не потерять ориентации в этом очень сложном пространстве цивилизации XXI века.

Спасибо Вам, Ваше Святейшество! C днем рождения Вас!

Публикуется в сокращении. Полный текст беседы вы можете прочитать по ссылке.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс