Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Шестую главу Евангелия от Иоанна мы знаем благодаря тому, что это целый богословский трактат на тему Евхаристии. Начинается она с описания чуда насыщения пяти тысяч слушателей Спасителя всего лишь горсточкой хлебов и двумя рыбками, которые были у одного неизвестного мальчика. Во второй части этой главы – удивительное чудо, явленное Господом ученикам: хождение по водам. Оно подробно описано с разными деталями во всех Евангелиях, что очень примечательно.
После этих событий – насыщения людей хлебом, хождения по водам – дается развернутая и очень интересная дискуссия Христа с иудеями о хлебе Небесном.
Это необыкновенно важный для нас, людей церковных, текст, ведь речь идет о Евхаристии, а вся церковная жизнь строится вокруг нее как опыта благодарения и вкушения Тела и Крови Христовых.
Кроме Евхаристии в этом диалоге, очень глубоком и в чем-то даже резком, есть тема, которая, мне кажется, касается не только богословов, но и вообще любого человека, который пытается вести религиозную жизнь: здесь дается явное противопоставление двух систем координат, которые религиозный человек непременно должен различать.
Беседа о хлебе Небесном напоминает нам молитву «Отче наш» – ее мы читаем каждое утро и в ней есть слова «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Считалось, что это первая евхаристическая молитва, что до нас дошла, и ее читали не просто перед едой, а как молитву перед Причастием. По своему содержанию она именно такова: хлеб насущный – это хлеб Евхаристический, хлеб живый, сшедший с небес.
В разговоре с иудеями Господь упрекает тех, кто пришел за Ним после чудесного насыщения, в том, что они пришли за Ним не потому, что ищут слова жизни, а потому, что ели и насытились. Вот в чем Его упрек. Почему он очень важен? Почему мы должны над этими словами размышлять?
Потому, что иногда в религии, вере, Церкви мы ищем не того, что дает Господь, и поэтому очень часто разочаровываемся. Он говорит: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились – «вам не Я нужен, не Истина важна, а поесть важно, решить для себя продовольственный вопрос». Иудеи, конечно, не совсем понимали, в чем проблема: разве Христос не пришел решить продовольственный вопрос для своего народа?
И идет очень интересное противопоставление Христа, Его Отца, Который посылает Христа как Хлеб Жизни, с религиозной системой координат, в которой жили иудеи – они никак не могли понять, почему Христос не вписывается в нее.
Они говорят Ему: дай нам знамение. Они только что видели, как Христос насытил 5 000 человек хлебом, узнали, что Он ходил по воде и стихия Его не поглотила (Он ей не подчиняется – Он Сам ее сотворил), но требуют с Него еще какое-то знамение. Они говорят: отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
Здесь противопоставление двух отцов. Есть такое выражение (оно встречается, например, в текстах протопопа Аввакума – на этом настаивали старообрядцы): «отцепреданное благочестие». Наверное, это очень важная вещь, но в Писании это выражение имеет негативный оттенок – предание отцов противопоставляется преданию Отца с большой буквы.
Тут снова отсылка к молитве «Отче наш»: там говорится не об отцах, не о старцах, которые нам что-то дали, а о единственном Отце Небесном, Который послал Своего Единородного Сына в Жертву за грехи всего мира. И Он дает не манну с небес – не пищу тленную, а пищу истинную, и она вводит человека в жизнь вечную, в жизнь Святой Троицы.
Этого иудеи никак не могли понять, ибо мыслили, как мещане: нам нужны хлеб, власть, стабильность, своя политическая картина мира, решение проблем – здесь и сейчас. «У нас есть отцы, есть определенная традиция, есть Моисей. А кто Ты такой?»
И когда Христос говорит: «Я есмь хлеб жизни», они тут же говорят Ему: «Да мы же знаем Тебя. Что, мы Твоего папку не знаем – не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами?» – тут же понижают статус Христа: для них Он просто современник, сосед напротив, не более.
Мещанское мышление все профанирует, низводит до обыденного сознания мелкого масштаба и не дает человеку пробиться туда, куда зовет Евхаристический возглас «Горé имеим сердца». Каждый раз священник возглашает этот призыв во время Евхаристической молитвы на Литургии и поднимает руки вверх.
Что это значит: «Горé имеим сердца»? Наши сердца должны быть устремлены ввысь: мы должны оторваться от мещанского мышления, которое мыслит только ценниками, картошкой, хлебом...
Я как-то показывал одной старушке стадион у нас в Гомеле, она посмотрела и сказала: «Это же сколько бульбы можно было тут посеять!» Мне не в чем эту старушку упрекнуть: у нее было голодное детство, она мыслит понятными ей категориями. Но кроме плоскостного мышления, кроме горизонтальной мысли есть еще мысль вверх, и об этом говорит Христос. Если не прорваться через горизонт мещанства, невозможно принять Христа.
И разговор как раз заканчивается тем, что иудеи, с Христом беседовавшие, уходят от Него – и не только они, но и большинство учеников. Мещан, людей, которые не приемлют слово Истины, слово Жизни, оказалось большинство. И только 12 остались перед Христом, смотрели на Него в растерянности и не понимали, что происходит.
Христос не расстраивается, не отчаивается, Он понимает, что происходит, и спрашивает учеников: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
Только 12 человек остались со Христом и были готовы лечиться от мещанства, которое мешает принять Евангелие, путая его с обыденными проблемами (политикой, экономикой, здравоохранением, с чем угодно – даже с философией), затмевая то, ради чего пришел Христос. А в Евангелии от Иоанна Он прямо говорит: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
Он имел в виду вовсе не благополучие, не решение наших политических, экономических и прочих проблем и продовольственного кризиса – Он пришел приобщить человека к полноценной жизни, жизни нетварной, жизни троической, которой Он хочет с нами поделиться: это и есть глаголы жизни вечной – устремление «Горе имеим сердца», к которому нас зовут наши старцы, богословы, те, кто жил Христом и для кого слово Жизни было самым важным в их духовном пути. Они преодолели в себе мещанскую религиозность и стали христианами на 100%.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.