Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №44 (1133) 2021 г.
Цикл наших передач посвящен не только гневу, а основам веры: их необходимо изучать для борьбы со страстями. Мы разбираемся с общераспространенными проявлениями страстей – изучили чревоугодие, блудную страсть и сребролюбие, а сейчас приступили к разбору страсти гнева: у нас с вами часть 5-я темы и 71-я встреча в рамках цикла.
Ели мы хотим полностью разобраться со страстью, попробовать ее в себе увидеть, чтобы покаяться, нужно изучить сначала основы веры: это самое главное условие.
Если мы не будем изучать веру, не будем знать, как Церковь верит в Спасителя, как правильно жить по христианской нравственности, по заповедям, то ничего не получится. Можно только фиксировать, что да, у меня есть падения, есть грехи – вроде пытаемся что-то делать, но ничего не получается. Часто не получается именно потому, что у нас в самой основе трещина – в самой основе может лежать ложь, когда мы неправильно понимаем о Боге, неправильно верим. В обязательном порядке надо начать с изучения основ веры, чтобы четко знать, как верить.
Можно не смотреть столько передач – читайте классические произведения по догматическому богословию, классический катехизис, если кто любит читать, а не смотреть, но это нужно делать.
Продолжаем разбирать смертные грехи страсти гнева. (Напомню, что смертные грехи – те проступки человека, которые однозначно его отрывают от Бога, и если такой человек не покается, кроме ада ему ничего не светит за порогом смерти.) Мы внимательно должны за этим следить и не допускать в своей жизни таких проступков.
Был вопрос в предыдущей передаче про обращение к бабкам, колдунам: относится ли к этой страсти, когда человек полечился у травника, у остеопата. Любые народы, живущие на одной территории долго, не взялись откуда-то с неба. Есть много народов, живущих на одной территории столетия, тысячелетия, и они знают опытно, сохраняют и передают знания о целебных свойствах тех или иных растений этой территории. Есть ли тут оккультизм, шаманизм, колдовство? Ничего нет.
Бог дал растениям приносить какую-то пользу, обладать какими-то веществами, которые положительно влияют на организм человека, помогают в той или иной болезни. Использование знаний о свойствах трав или растений – это не оккультизм, это просто элементарное знание природы и даров Божиих. Если нам нужно обратиться к массажу, к правлению костей, суставов, это тоже относится не к оккультизму: тут нет призывания нечистой силы, нет мистицизма – это просто воздействие на тело человека.
Это не традиционная медицина, но она не оккультная: она основана на знании тела человека и тех растений или веществ, которые могут принести пользу при наличии болезней.
Угроза убийства
Сама страсть называется «гнев – человекоубийца». Человека можно убить не обязательно взяв в руки оружие. Грех этот тоже не связан с непосредственным пролитием крови и лишением жизни.
С чем он связан? Во-первых, это состояние ненависти, когда один угрожает убить другого. Такие вещи даже в шутку нельзя допускать в нашей речи, в нашем общении. Постепенно эта мысль входит в человека, где-то он с ней соглашается. А если это реальное чувство? Еще ничего не сделано, поступка еще нет, но уже есть чувство, есть ненависть, есть слово, есть угроза.
Более того, даже с точки зрения светского законодательства, это уголовно преследуемое преступление, когда один человек угрожает лишить жизни другого. Почему? От слов к делу бывает очень маленький промежуток времени: страсть так может захватить ум человека, что если он накопил ненависть, выразил ее и практически согласился, то до дела остались уже считаные капельки этой ненависти в сердце. Уже это состояние на сердце в грехе гнева – смертный грех. Нужно очень сильно поработать над собой, чтобы этого не было: это очень серьезное повреждение носителя этого греха – дело даже не в том, что испугался тот, кому угрожают: тот, кто ненависть носит, навредил себе.
В страсти гнева мы будем изучать очень много этих проявлений этой силы против самого себя. А гнев – это сила, данная Богом изначально еще в раю. Она после повреждения, после грехопадения Адама, стала оружием против нас самих, когда мы сами себя уничтожаем. Многие грехи внутренние, они выражены не в драку, какую-то ругань, а сидят внутри. Мы должны быть внимательны к своему сердцу.
Угроза лишения жизни – уже смертный грех. Надо одуматься и прийти в себя, раскаяться, взять епитимью и только потом можно приступать к таинствам. Не надо думать, что поугрожал и ничего не случилось: не просто же так ты угрожал – ты показал, что в сердце у тебя находится гневная гниль.
Дальше смертные грехи, которые тоже не связаны с непосредственным уничтожением своего врага.
Проклятие личных врагов
Господь говорит: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Это тоже настроение сердца, как благословение родителями своих детей, или благословение священника, или благословение крестного. Добрые отношения помогают человеку, так же и проклятие наносит духовный вред.
Давайте вспомним, как действует такое проклятие в Священном Писании. Хам посмеялся над своим отцом, и, по сути, тот приговор, который Ной дал своему сыну Хаму, – это слова проклятья: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (так потом и произошло).
Получается, слова имеют свою силу. Это не оккультная сила привлекает что-то там такое и вредит: это сила греха влияет на человека. Твоим личным врагам ничего не будет – это же не что-то вроде пули, вылетевшей из ствола оружия. Если ты внутри ненавидишь так, что проклинаешь, тем ты себе наносишь огромный вред.
Проклятье своих детей
Такое тоже встречается. Такое отношение родителей очень сильно влияет на жизнь детей: дети связаны с родителями духовной родственной связью, а враги нет. Когда кто-то проклинает своих врагов, наносит вред прежде всего себе. Этот смертный грех губит самого носителя этого греха.
В Евангелии совсем иначе заповедано отношение к врагам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас.
Если нас кто-то проклинает как христиан, нам от этого хуже не станет, особенно если человек не заслужил такого отношения к себе. Но нам заповедано не проклясть в ответ, не посылать нехорошие пожелания человеку, а благословлять его: добром отвечать на зло. Если, будучи христианами, мы всех проклинаем налево-направо, кто нам не понравился, это в первую очередь наша беда – сами себе приносим такое страшное повреждение… Мы на христиан мало будем похожи, если будем так делать.
Дети зависят от родителей: они – носители их генов, биологической стороны нашей жизни, но и духовной тоже. Часто бывает, что кто-то из детей наследует душевные качества по отцовской или по материнской линии (душевные свойства не берутся из ниоткуда: мы – наследники). Получается, что если родители так относятся к своим детям, или дети заслужили такое отношение к себе, а родители забыли про Евангелие, про борьбу со страстями, и проклинают своих детей, это сильно влияет на их жизнь.
Я помню такую историю. Одна молодая мама проклинала своего маленького ребенка, который не давал ей спать и заниматься своими делами, а потом ребенок умер. А она задавалась вопросом: почему так? Но если он не нужен тебе, то заберут у тебя – это же не твоя собственность. Если Бог тебе дал, а ты не любишь своего ребенка, то что его здесь мучить? Вот Бог и забрал.
В нашем народе очень внимательно к этому относились. То, что я говорю, очень поверхностно, а на самом деле там существует глубокое понимание, что слово благословения оживляет, а слово проклятия убивает – порой в буквальном смысле слова, как оружие. Мы должны быть крайне внимательными к этим словам: «Да чтобы тебя… что б ты… чтобы с тобой такое-то прошло» – это злое пожелание и есть проклятье.
Это не оккультный обряд: проклинаю такого-то человека. У нас ведь не магия вуду, когда иголки втыкают в фигурку врага своего, – но слово имеет силу: может возрождать, укреплять. Все это мы чувствуем на себе, сила слова так проявляется. Вспомните, когда вам было плохо и кто-то пришел из друзей и сказал простые, но теплые слова, – вы взбодрились, стало на душе теплее, легче, силы появились. Откуда что произошло? А если придут нас ругать, проклинать, тут же настроение становится плохое.
Никогда нельзя допускать такие вещи ни к врагам, ни к друзьям, ни к детям: никому нельзя желать зла. Желаешь другим? Это же зло потом вернется к тебе. Если ты произносишь проклятия, то делаешь это в состоянии гнева, самого глубокого повреждения, поэтому будем внимательны.
Еще из разряда угроз: пожелание беды, смерти, болезни, трагедии своим врагам или тем, кто тебе досадил, – это тоже признак смертного греха, ведь, по Евангелию, мы не должны так относиться к врагам.
Не важно, кто что нам сделал: нужно понимать, что случайного ничего нет. Если какой-то человек досадил и мы потеряли что-то материальное или мирное настроение из-за того, что кто-то на нас напал, ругал нас, – это не означает, что в ответ будем желать беды. Мы еще ничего не сказали, ведь желания – это чувства. Если проклятия – это чувство, выросшее в слово, то желание – это чувство: это еще непроговоренные, невысказанные чувства, мысли, которые, допустим, мы не можем высказать (начальник ругает, и редко кто скажет: «Уважаемый, желаю Вам беды» – редко кто так ответит, а в сердце легко так сказать).
Мы должны быть внимательными к себе: нельзя ничего плохого желать нашим врагам – надо их благословлять, добром отвечать на зло, любить. Но любить надо правильно. Даст Бог, мы разберемся, что любить – это не обниматься, целоваться, а прощать, терпеть, делать добро, независимо от того, что враги тебе не делают добро, – это составляющее любви.
Возможно, это не полный список смертных грехов, но мы должны понять их общие признаки – лишение жизни, ненависть, причинение вреда (в том числе духовного), соучастие так или иначе в смерти других людей, духовное влияние на своих врагов через ненависть, угрозы, проклятия, желание беды. Это очень страшное состояние, согласитесь, – поэтому нельзя его допускать.
Чтобы не допускать проявления смертных грехов, нужно знать, как проявляются тяжкие грехи страсти гнева.
В святоотеческих трудах (допустим, у свт. Игнатия (Брянчанинова)) происходит условное деление: смертные грехи, тяжкие грехи и условно простительные.
Условно простительные – это не «делай, и тебе ничего не будет»: есть поступки, которые легко исправляются, а есть такие, которые исправляются очень тяжело. Одно дело рассердился на кого-то в сердце, другое дело – убил другого человека. Понятно, что за первое человек никак не наказывается – ведь никто не видел, а за второе и духовно нужно долго нести епитимию, и с точки зрения светского закона должно ответить за свой проступок и понести наказание.
Приступим к разбору тяжких грехов.
Не помогли погибающему
Почему здесь гнев? Ведь мы не послали на гибель этого человека, не пошли и не забили его до смерти? Нет.
Какие могут быть погибающие? Человек тонет, а другой ничего не предпринял, чтобы его спасать. Понятно, что не все умеют плавать, но можно привлечь внимание: хоть что-то пытаться делать.
Допустим, лежит на дороге человек. Мы думаем: «Наверное это пьяница, бомж», – а оказывается, человеку было плохо, у него сердечный приступ… Можно было вызвать «скорую помощь», а мы не вызвали: осудили его, записали в пьяницы, бомжи – человек погиб, а мы ходим рядом...
У нас такое общество, что каждый за себя: мы невнимательны друг к другу, не заботимся, не сочувствуем – сердце у нас каменное.
Помню историю, которая была несколько лет назад. Между Екатеринбургом и Челябинском большая, оживленная трасса. Зима была не холодная, а человек погиб, замерз в машине – у него машина заглохла. Он пытался остановить другие машины – никто не остановился… Не знаю, почему человек не стал предпринимать какие-то действия по выживанию и замерз на оживленной трассе между крупными городами, где днем и ночью ездят сотни машин… Так получилось.
Бывают более «жесткие» истории, когда мы становимся свидетелями драки – кто-то кого-то обижает (особенно мужчин это касается).
Один зритель задал вопрос: «Что делать, когда при тебе унижают твою жену?» Может быть, я где-то ошибусь, но абсолютно уверен, что ты, как мужчина, обязан заступиться за честь своей жены. Не надо прятаться якобы за духовность, что ты – такой духовный христианин: при тебе поливают грязью, обижают жену, а ты отошел в сторонку.
Нередко в художественных фильмах показывают противного религиозного человека, который так поступает: когда надо защищать, он громко всем мешает, читает молитву. Я не считаю, что так надо поступать. Возможно, я когда-то буду думать по-другому, но сейчас уверен, что надо защищать, заступаться за своих женщин – это долг воина, мужчины, христианина.
Когда мы видим, что кто-то при нас обижает слабых (даже если ты сам слабый, не боец, не качок, не солдат) – надо идти и пробовать защищать. Победа – это не когда всем накостылял налево, направо. Даже если заступился, не уронил свою христианскую и мужскую честь: попытался защитить, отвлечь на себя часть ударов, которые получает избиваемый – вы вдвоем не победили, но ты духовно победил, как побеждали наши мученики.
Вспомните, сколько наших мучеников, особенно в раннехристианскую эпоху, будучи воинами, могли себя физически защищать, но не стали это делать, ибо пошли за Христом. Мы считаем их победителями – они не сдались и не физически победили своих врагов, а духовно.
Поэтому когда мы видим, что кого-то избивают, причиняют вред, – даже если сам не можешь это остановить, позвони в полицию, привлеки внимание других людей (не обязательно лезть с кулаками, если не можешь этого делать, немощный или женщина).
У нас новости пестрят тем, что четыре странных товарища нападают на одного или избивают человека, заступившегося за девушку. Кто эти люди? Их трудно назвать мужчинами. Понятно, что о христианстве тут речи не идет, но суть вопроса в том, что это есть. А когда весь вагон метро видит, как избивают одного человека и все мужчины сидят, отвернувшись – думают: «Лишь бы не меня!»? Это как раз грех – не помогли погибающему.
Оставление своих детей
Это когда родители не просто не обращают внимания на своих детей, а именно бросают: бывают такие истории, когда родители, занимаясь собой, желая устроить свою жизнь, новую любовь, карьеру или еще что-нибудь, отдают детей в интернаты, детские дома.
Это тяжкий грех: тебе дали ребенка, чтобы ты его воспитывал, а не чтобы сплавил его куда-то.
Тут никто с горящими глазами не бегает, не дерется, – но это тоже проявление греха: ради своего собственного спокойствия ты сплавил ребенка, а как он там страдает? Тебя это не касается. (Продолжение в следующем номере)
Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.