Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Лень – это умирание, это образ смерти, пропитывающий каждую секунду человеческой жизни. Идеал лени – постепенное уподобление человека сначала животному, а затем неживой органике, кучке гниющего праха.
Не надо путать инфантилизм и священное бездействие
В современной церковной жизни встречается такое явление, как инфантилизм – нежелание брать ответственность за свою жизнь. Делать это в церковной среде удобнее всего. Если в обычной жизни, потеряв работу, попав в трудные житейские обстоятельства, человек, вместо того чтобы браться за любые предложения (работать грузчиком, разносить газеты, пиццу возить, делать вообще что угодно, лишь бы семья не сидела голодной), станет каждый день с утра как по будильнику на целый день уходить гулять в парке или сидеть в библиотеке, то его близкие через какое-то время станут бить тревогу. В конце концов наверняка вызовут врачей, потому что для взрослого человека такое поведение ненормальное и говорит о каких-то серьезных психологических проблемах. Но если потерявший работу человек станет с утра до вечера ходить не в библиотеку или парк, а в храм, где тепло, сухо, сердобольные люди всегда накормят, такое поведение может вполне себе сойти и за духовность. Помню, встречал таких. Человек приходит в храм чуть ли не раньше священников, службы все и молебны стоит как солдат, будь его воля – вообще из храма не уйдет. Можно было бы порадоваться такому благочестию, если бы в это время у него дома не сидели голодные дети, о которых он совершенно не заботится. Сердобольные простодушные бабушки спрашивают, почему он не идет работать, а тот спокойно отвечает, что Бог обо всем позаботится. Главное ведь что? Спасаться. Попробуй скажи такому: иди работай. «Нет, – скажет, – это искушение». Враг мешает ему спасаться. И все – спрятался в домике. Кому не нравится – до свидания.
Понятно, что в основе такого поведения лежит гордыня, когда человек искренне считает себя достойным, чтобы Господь за него решал все его проблемы. Я молюсь, пощусь, поклоны кладу, все пальцы о четки стер, из храма не вылезаю – чего еще надо? Спасаюсь. А то, что дома голодная семья, счета за квартиру неоплаченные – так это Господь управит. Есть другое, с виду похожее поведение, а на деле совершенно ему противоположное. Священное бездействие, которое мы видим в святых родителях Пресвятой Богородицы праведных Иоакиме и Анне. Господь долго не посылал этим праведным, благочестивым людям детей, хотя они были достойны этого больше, чем кто-либо. В древнем Израиле бездетность считалась признаком не чести, а каких-то тяжких грехов, за которые Господь наказывал, не давая потомство. Внешне, на первый взгляд, они ничего вроде не делали для того, чтобы у них были дети. Они жили жизнью благочестивой и достойной, смиренно несли свой крест, доверяя свою жизнь Богу. Имея тучные стада и большие пастбища, жили лишь на треть доходов, остальное жертвуя на храм и раздавая нуждающимся. Однажды Иоаким отправился в Иерусалимский храм принести по иудейскому обычаю жертву. Но первосвященник не принял ее, прямо обвинив бездетного отца в тайных пороках. Тогда тот отправился в пустыню и, постясь 40 дней, скорбел в рыданиях, недоумевая и молясь Богу. В это время его благочестивая, праведная жена Анна оправдывала его, обвиняя себя, считая достойной всякого наказания и жалея своего праведного мужа. Как мы знаем, их вера была вознаграждена – уже в преклонном возрасте престарелым родителям Господь подарил дочь – Пресвятую Богородицу Деву Марию, будущую Мать Спасителя Господа нашего Иисуса Христа.
Про веру, надежду и любовь в нашей жизни
Когда Церковь праздновала день памяти Веры, Наде-жды, Любови и матери их святой Софии, в социальных сетях все друг друга поздравляли, особенно именинниц, носящих эти имена, ставили иконки со святыми к себе на стену. Еще бы: эти имена давно стали нарицательными, слились с нашей жизнью. Разве можно представить мир без веры, надежды и любви? Но, как грустно заметил один знакомый батюшка, горько и страшно слышать от прихожанки Веры, что веры она не имеет, а от Любови рассуждение о том, что она никого не может любить – тех, кто рядом, так как они все «змеи подколодные». А потом подойдет Надежда и долго убеждает его, что все в ее жизни пропало, что Бог ей не помогает и надежды в сердце у нее не осталось. А София вообще на службу не приходит, она всегда занята – дел у нее по горло, некогда в храм ходить. Сегодня, к сожалению, часто людьми управляет не вера, наде-жда, любовь, а эгоизм, зависть и порок. К счастью, еще таких имен нашим детям мы пока не даем, но порой ведем себя так, что, кажется, дело осталось только за малым.
Про лень
Василий Великий говорил о лени: «Всякий предлог к бездействию есть предлог ко греху». То есть ничего не делать на самом деле тоже дело, но вредное для души. Вообще появление труда у человека стало прямым результатом его отпадения от Бога. Даже молитвенный труд святых – прямое следствие этой метафизической катастрофы, когда самое естественное для человека – общение с Богом – вдруг оказалось связано с болезненным усилием и преодолением в себе темного начала – греха, ставшего стеной между человеком и Богом. Сейчас мы называем это состояние ленью. Человеку лень молиться, лень ходить в храм, лень убирать квартиру, менять грязные носки тоже порой лень… Откуда берется это желание ничего не делать? Что его питает?
Мой друг психолог просто ответил: это смерть. Это ее мягкое прикосновение мы чувствуем, когда в нежной истоме валяемся на диване после сытного обеда. Это ее вкрадчивый голос говорит о любом деле: брось, отложи, ведь это можно сделать завтра (а лучше – послезавтра), сейчас не нужно ничего делать, полежи, отдохни, расслабься, поспи часок-другой. Лень – не что иное, как стремление к распаду, к необратимому рассеянию энергии, к полному прекращению всяких процессов в человеческом теле и душе. Лень – это умирание, это образ смерти, пропитывающий каждую секунду человеческой жизни. Идеал лени – постепенное уподобление человека сначала животному, а затем неживой органике, кучке гниющего праха.
После этого разговора прочитал у святителя Иоанна Златоуста, что рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными, что этим Человеколюбивый Бог, чтобы смягчить строгость наказания, отнять у смерти страшный вид, явил в детях образ Воскресения. Подумалось, что стоит правда завести детей, даже самые ленивые сталкиваются с неизбежностью неустанно о них заботиться, играть с ними, гулять, проверять уроки, делать и то, и другое, и третье, разом забывая про любимый диван и свою лень. А значит, на самом деле отсрочивают свою смерть. Как говорила моя покойная бабушка: некогда болеть – столько внуков! И не болела.
Такие дела.
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-ne-nado-putat-infantilizm-i-svyaschennoe-bezdeystvie;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-pro-veru-nadezhdu-i-lyubov-v-nashey-zhizni;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-pro-len
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.