Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1133) → Протоиерей Андрей Канев: Гнев – человекоубийца. Часть 4. Если я хочу, чтобы мне мои бесчисленные тяжкие грехи были прощены, я должен простить сам, а не наоборот

Протоиерей Андрей Канев: Гнев – человекоубийца. Часть 4. Если я хочу, чтобы мне мои бесчисленные тяжкие грехи были прощены, я должен простить сам, а не наоборот

№44 (1133) / 15 ноября ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №43 (1132) 2021 г.

Мы продолжаем разбирать страсть гнева. Сегодня 4-я часть и 70-я передача в рамках большого цикла, в котором мы разбираем основы веры и страсти.

Мы разбираем самые тяжелые проявления грехов – смертные грехи, то есть проступки, которые, если человек не покается, непременно погубят его духовно и в загробной жизни утянут, как камень, на дно ада. Сначала мы проходим смертные грехи, потом тяжкие и основы борьбы с ними.

Первые проявления страсти гнева мы изучили в прошлых передачах, они касались убийства (в том числе на войне). Вы до сих пор задаете вопросы − видно, что эта тема не оставляет вас равнодушными. Она на самом деле глубокая и сложная. Просто жить в мире, где все добрые, не получится, и христианство не сейчас появилось: человечество, узнав Бога, живет уже тысячи лет – есть библейская традиция понимания, что грех, а что нет. Если мы будем говорить, что убийство на войне, военные, силовые структуры – это плохо, что мы будем за общество, если не поддерживаем свою армию?

Почему я так часто на это обращаю внимание? На приходе у нас есть военно-патриотические клубы. Не так давно мы проводили областной сбор десантных клубов – дети несколько суток жили в лагере, делали разные интересные упражнения, проходили испытания. Чтобы провести такое мероприятие, нужны средства. Мы обратились к знакомым бизнесменам, и они все сказали: «На что угодно можем дать, но не на это». Для меня это тревожный сигнал: видимо, у современных людей есть внутреннее отвращение к армии, они против нее. Для них армия – это силовики, «это плохо». Тогда надо вспомнить пословицу: «Народ, не желающий кормить свою армию, будет кормить чужую»… В интернете есть информация о православном отношении к войне, убийству на войне: там очень глубоко эти вещи раскрыты.

Вся прошлая беседа была посвящена отношению к нашим детям, к их жизни, к разнообразным грехам от того, что мы не ценим человеческую жизнь и жизнь наших детей, погибающих во чреве матери.

Сейчас мы продолжим разбирать смертные грехи: как они проявляются. Если у нас они были до прихода к Богу, давайте раскаемся в них и не будем их повторять.

Грех «лечения» детей у бабок, экстрасенсов, колдунов, народных целителей, которые лечат не травами, а с помощью шаманизма, оккультизма, народной языческой магии и так далее. Мы несколько лет анализировали причины, по которым современные люди идут креститься: 60% этих людей послали креститься бабки, экстрасенсы, чтобы потом они пришли к ним якобы лечиться. Это немалое число людей, которые до сих пор доверяют им и обращаются к ним.

Почему это относится к гневу? Мы же добра хотим нашему ребенку. Он плачет, кто-то говорит: у него пупочная грыжа, надо идти ее заговорить, и ребенок успокоится. Казалось бы, это благо: ребенок перестанет плакать. Но когда мы приносим физическую или духовную гибель другому, это проявление гнева. Бывает осознанное, спланированное убийство, а бывает неосознанное, незапланированное: не хотел причинять вред человеку, но так получилось по неосторожности (несчастный случай или еще что-то). Здесь нет гнева, бурных эмоций, но есть факт − человек умер.

Лечение детей у бабок − точно такое же убийство, только духовное. Когда родители по доброй воле, не желая обращаться к традиционной медицине, лечат ребенка у бабки, что в этом случае происходит? Духовное убийство ребенка. В ходе ритуала происходит подселение беса к ребенку взамен физического выздоровления.

Кажется, как хорошо: бабушка не бралась за скальпель, не выписывала аспирин, зато быстро, в один сеанс, решила все вопросы. Но кто решил эти вопросы? Божия ли это воля, чтобы некие люди, обложившиеся иконками, крестами, свечками, решали эти вопросы? Нет.

Если бы Богу это было угодно, это бы решалось на уровне Церкви: были бы специальные люди − приходи к ним и лечись. При всем сочувствии к больному человеку, болезнь – это путь, который Бог определил ему пройти. И традиционное лечение ребенка в классической медицине – это тоже путь.

Мы рождаемся в поврежденном мире поврежденными людьми. Болезнь – это епитимья, которую несут все люди, живущие на Земле. Нам нужно лечиться традиционно. Если мы пришли и посвятили своего ребенка бесам, то, получается, мы его убили духовно. Какие будут последствия? Нам кажется: он сейчас плачет и нам мешает, а туда отнесли − он уже не плачет и нам не мешает: мы и свои вопросы решили в том числе. А потом мы думаем: «Почему ребенок повзрослел и никого не слушается, ворует, стал злым и так далее?», – но не связываем это с тем, что в младенчестве мы носили его к колдунам, посвятили бесам: по сути, мы принесли в жертву его душу, чтобы он какое-то время нам не мешал.

А потом мы удивляемся: почему у нас такое поколение? А это логично. Лечение детей у колдунов и бабок (обращение к служителям бесов) – это смертный грех. А тут еще происходят и предательство Христа, и духовное убийство ребенка, которого не спрашивают, хочет он этого или нет.

Следующий грех тоже часто встречается (на него надо обратить особое внимание). Это доведение человека до самоубийства. Можно подумать, что это не про нас, а про людей, подвластных какому-то ограниченному обществу (в колонии, в армии): на него надавили − он не выдержал и что-то с собой сделал. Нет, дорогие мои.

Я встречал в своей приходской практике (и многие священники тоже): приходит женщина в горе. Начинаем выяснять, в чем дело, а у нее муж покончил с собой. Внешне все благополучно: современная благополучная семья, квартиру и машину купили, в отпуск съездили, есть неплохая работа, дети. Вроде все нормально, но факт самоубийства произошел − мужа уже нет.

Глубже начинаешь копать, и выясняется, что эта женщина постоянно мужа судила, укоряла, командовала им. Она доводила своего мужа: то люблю – то не люблю, то буду жить с тобой – то не буду, то шубу давай – то уходи. Мужчина мучился. Поскольку он был неверующий, покончил с собой. И она удивляется: «Что случилось? Ведь нормально, хорошо жили…». Вроде не надавили на человека, но было это постоянное, ежедневное отношение...

Или, бывает, человек так относится к близкому, что тот начинает пить и в пьянке погибает. Это тоже зависит от отношений. Мужчины погибают, а женщины, которые постоянно гнобят своих мужей, оказываются проводниками бесовских сил. Нужно обратить на это внимание.

Надо жить совсем по-другому: по-Евангельски, по-христиански, – а мы хотим, чтобы всегда проявлялась наша воля. Вроде напрямую человека не трогал, но словами, своим отношением, чувствами можно довести человека до такого состояния.

Бывает, что мужчина влезает в очень большие долги, кредиты и сводит счеты с жизнью: у него зарплата 40 000, а он набрал их столько, что должен отдать 80 000. Понятное дело, он не сможет это сделать. Для банков это выгодно... Начинаем разбираться, почему здоровый, нормальный мужик покончил с собой… Для чего он взял кредит? Оказывается, нужна шуба жене, нужно свозить ее на Бали, машину ей надо и так далее. Он залезает в долги, со временем начинают звонить коллекторы: «Отдай деньги». Человек понимает: все беспросветно, проще залезть в петлю, чем так жить. Он виноват? Конечно. Но давайте согласимся, что виноваты и обстоятельства, которые его до этого довели. Не было рядом человека, который бы сказал: «Давай решим эти вопросы»… Или женщина, ради которой он залез в долги, видит, что с него больше взять нечего, и бросает его.

А сколько таких историй связано с блудной страстью! Хочется девушке поиграть своим избранником, а заканчивается тем, что он оканчивает свою жизнь грехом, который единственный не может быть прощен, ибо человек уже умер и покаяться не может...

Человек, который косвенно или напрямую довел другого до суицида, совершает смертный грех: он участвует в убийстве, гибели души. Нужно быть крайне внимательными, ценить отношения друг с другом, учиться жить не залезая в кредиты – довольствоваться тем, что у нас есть. Но самое главное – нужно ценить то, что мы есть друг у друга. По-другому невозможно.

Следующий смертный грех – непрощение обидчиков. Казалось бы, что тут такого? Мы постоянно недовольны, обижаемся на правителей, руководителей, родственников, пап, мам, мужей, жен, детей, друзей, коллег, сослуживцев: все не такие… На наше самолюбие постоянно кто-то наступает, но тут убийства никакого нет: «Я обижаюсь – какие ваши проблемы? Ни людей, покончивших с собой, ни трагедий нет».

Это грех уже другого типа, где нет конкретного проявления зла в виде жестокости.

Давайте вспомним Евангельский закон. Господь сказал в Евангелии: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. В молитве «Отче наш» мы просим: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» – «прости нас, как и мы прощаем». Если я хочу, чтобы мне мои бесчисленные тяжкие грехи были прощены, я должен простить сам, а не наоборот.

Меня очень часто удивляют христиане, которые приходят на Исповедь и говорят: «Я поссорился с близким». Спрашиваешь: «Ты помирился?» − «Нет еще». – «А что ты здесь тогда делаешь, родной? Сначала помирись с ним, потом приходи – таков закон».

Помните, мы в Евангелии об этом читали, когда говорили про сребролюбие? Господь говорит: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» – и тогда твоя жертва будет принята, она будет чистой и принесет твоей душе плоды, но если ты обижаешься, жертва будет тебе во грех… Так же и участие в таинствах – если мы на кого-то обижаемся и думаем, что причастимся и будет легче, то мы заблуждаемся: тогда мы делаем противоположное Евангелию и со Христом в этом случае не встретимся никогда. Сначала мы должны простить, попросить прощения, примириться с ближним и с чистым сердцем идти каяться в этом грехе. Тогда можно участвовать в таинстве Причащения. А если не прощаем, годами живем с обидами, то это – состояние смертного греха, и ты не будешь прощен, помилован. Какие у тебя перспективы? Ад.

Мы должны быть крайне внимательными – проверить, нет ли у нас на кого обид. Понятно, что мы живем в такой обстановке, что кто-то все равно нас задевает, делает нам неприятности, – но если мы боремся, стараемся, то все нормально; а если не боремся, продолжаем ненавидеть, обижаться, то ничего доброго у нас не будет – мы можем годами ходить в церковь, причащаться, исповедоваться, но ничего не произойдет, ибо мы не выполняем Евангельский закон. Поэтому обязательно нужно проверять себя на наличие обид и прощать обидчиков.

Следующий момент – непростой для понимания (так как трудно привести примеры): злоречивый характер.

В чем сложность? Это не тот вспыльчивый человек, который гневается. Обладатели злоречивого характера очень неприятные люди: часто обижаются, ругаются, проклинают своих обидчиков, строят козни, жалуются – с ними крайне тяжело жить рядом. Не дай Бог попасться им на пути, тем более сделать им что-то неприятное… Ничего доброго от них нет.

Думаю, что вы, наверное, встречали людей, которые любят судиться, сутяжничать, писать жалобы: они вечно всем недовольны, постоянно находят во всяком добре зло, учиняют какие-то разборки. С такими людьми сложно общаться.

Приходится их жалеть, ибо злоречивый характер − это очень тяжелое духовное состояние. «Злоречие» – злая речь, злое сердце, злой ум: это несчастные люди, поврежденные страстью гнева. Они, к сожалению, становятся проводниками бесов – и сами мирно не живут, страдают, и другим людям приносят большие страдания своим недовольством, спорами, руганью (я пару раз общался с такими людьми – не хочется это повторять).

Эти несчастные люди, имея злой ум, находятся в состоянии смертного греха. Есть у них возможность справиться с этим? Есть – как у всякого грешника. Как правило, они думают, что борются за правду, справедливость: они возомнили себя рыцарями на белом коне, но на самом деле все вокруг от них страдают, никто с ними не хочет общаться – они всем досаждают и всем неприятны. Они могут исправиться, если поймут, что делают зло, и перестанут всех учить, бороться якобы за правду – отстанут от людей. Тогда потихоньку их характер может исправиться.

Следующий страшный грех – предательство. Это когда на тебя надеются, ты должен выполнить свой долг, но ты этого не сделал.

Предательство в семье, среди друзей – это страшно, но предательство людей, которые должны выполнять свой служебный долг, тем более страшно. Предательство духовника – это тоже страшно. Всякие истории бывают.

Само по себе предательство – это нехорошо, но бывают истории, когда предательство (человек смалодушничал, не стал выполнять свой долг) повлекло за собой гибель других людей. Это бывает в обстоятельствах, связанных с катаклизмами, войной: вроде не напрямую человек виноват в смерти другого, но, смалодушничав, не выполнив свой долг, он предал, а это повлекло за собой гибель людей – это редко встречается, но все равно бывает.

Следующий пункт − «принуждали кодироваться». Когда мы разговаривали про чревоугодие, говорили про то, что кодирование само по себе грех.

Кто-то из близких людей, видя, что его родной человек в запое, хочет помочь и говорит: «Иди закодируйся» или «давай мы сводим тебя к колдунам, экстрасенсам, парапсихологам, и ты перестанешь пить». Если мы в этом участвуем, то тоже совершаем грех – это подобно лечению детей у бабок: там ребенок (который не может выбирать), а здесь зависимый человек. Ему говорят: «Или ты кодируешься, или уходишь из семьи». Алкоголик хочет сохранить семью и поэтому кодируется: он думает, что так решит этот вопрос. Практика показывает, что от этого становится только хуже. Без Бога избавиться от греха никак невозможно.

«Жестокая месть» – описывать не буду, думаю, что вы понимаете. Бывает месть мелкая в отношениях людей, а бывает жестокая: допустим, из чувства мести ты не предупредил своего обидчика, и он понес большие убытки, повредил себе здоровье или погиб. Желание мстить обидчику, которое влечет за собой тяжелые последствия, – тоже смертный грех.

Давайте над этим подумаем, вспомним, было ли у нас такое, и постараемся не допускать этого в нашей жизни.

Помоги всем Господь. (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс