Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1131) → Режиссер Марк Ларионов: День отца

Режиссер Марк Ларионов: День отца

№42 (1131) / 2 ноября ‘21

Учимся растить любовью

Вы, наверное, не знали, что будет введен такой праздник, и угадали: Ваш проект на эту тему. Насколько я знаю, Вы ездили в многодетные семьи и общались именно с отцами. Почему Вы выбрали такую тему? Вы ведь недавний выпускник ВГИКа?

− Я окончил институт в 2017 г., 4 года назад. Сейчас у меня своя студия. Снимаю разные проекты – не только коммерческие, но и социальные.

Моя первоочередная задача – нести пользу обществу, то есть снимать фильмы на темы, которые будут актуальны, интересны и будут укреплять традиционные ценности нашего общества.

Почему была выбрана такая тема? Я думаю, никому не нужно доказывать, что у нас сейчас институт семьи, брака находится в достаточно плачевном состоянии. У нас огромное количество разводов (по Ленобласти − около 85%), колоссальное количество детей живет без отцов, очень много абортов.

Семья находится в страшном положении. Если мы эту ситуацию не исправим, страна развалится. Без семьи никому не нужны искусство, IT-технологии, наука, современное оружие: тогда не будет людей, которые могут это использовать, не будет нашего народа.

Мы решили заняться этим, на мой взгляд, первоочередным вопросом. Поскольку Господь создал мужчину первым, значит, он глава семьи, который несет за нее ответственность. Рыба гниет с головы.

Мы решили в первую очередь поговорить о том, каким должен быть глава семьи. Про мам, в принципе, достаточно много фильмов снимают и документальных, и художественных, а про пап я не знаю ни одного документального фильма, который был бы снят в России (может быть, они есть, но я о них не слышал).

Если вы посмотрите на современное общество, вы увидите, что мужчины не хотят нести ответственность за своих женщин – они очень часто используют их, живя с ними в гражданском браке, как выражался отец Димитрий Смирнов. И это нужно прекращать. Если бы все женщины вместе договорились и перестали жить с мужчинами в гражданском браке, началось бы возрождение семьи. Наша студия тоже выступает против гражданского брака.

Мы хотели показать, что ответственность с мужчины перешла на женщину. Женщина сейчас, выходя замуж, все же строит себе карьеру. Почему она не в детях заинтересована, а в карьере? Потому, что думает: «Я выхожу замуж, но меня муж когда-нибудь обязательно бросит, поэтому я строю свою карьеру».

Мне кажется, это лукавство. Зачем выходить замуж, если ты в голове держишь мысль, что разведешься? Если у тебя есть такая мысль относительно избранного мужчины, не надо выходить за него замуж – ищи того, с кем не будет таких мыслей. Что касается мужчин, они с удовольствием говорят: «Хорошо, мы тогда ничего не будем делать».

Так что поскольку такого фильма нет, а этот вопрос, как мне кажется, самый важный, мы решили поднять эту тему.

Как Вы набирали героев для своего фильма? Когда Вы задумали эту тему, были ли вокруг вас те, кто мог бы стать примером? Или их пришлось искать?

− Честно говоря, изначальная задумка фильм была немного другая: снять про многодетных отцов разных национальностей и культур. Мы приложили огромные усилия, долго искали и набрали базу из 50 многодетных семей из Петербурга и всей Ленинградской области, которые были готовы сниматься в этом фильме. Я лично со своими коллегами ходил в мечеть, синагогу, буддийский дацан, армянскую, грузинскую, протестантскую церкви, разные культурные центры (хотя, конечно, большая часть семей были русские).

Почему я в итоге не стал снимать разные национальности? Я просто почувствовал, что мегаполис у живущих в нем семей сжирает традиции, культуру, и они стали совершенно обрусевшими: такими же, как 99% других семей, проживающих там. Все, что их отличает от русской семьи, − это цвет кожи, прическа, одежда, но они потеряли глубинный культурный код. Я это почувствовал и понял, что по этому пути нельзя идти.

Я находил семьи, которые сохранили свою культурную традицию, но это были семьи почти не разговаривающие по-русски и не считающие себя частью русского мира: они живут здесь, чтобы зарабатывать деньги.

В итоге мы отказались от национальных семей и начали искать интересных героев, интересных пап. Так получилось, что в одной семье 6 детей, в другой − 7, в третьей – 8. Не было такой задумки, просто так получилось. Один папа − кузнец, другой − пожарный, третий папа − реставратор.

Мы выбирали их по следующим принципам.

Первое (самое главное) − чтобы семья была благополучная. Алкоголики, наркоманы − совершенно не тот пример, который мы хотим показать. Все семьи благополучные.

Второй момент – важно, чтобы папа был лидером в семье. Третий момент − чтобы у папы была интересная профессия и хобби, чтобы его жизнь была интересная: бухгалтер, юрист, экономист − это «бумажные» профессии, и показать их по законам кинематографа я не смогу. А если снимать кузнеца, пожарного, реставратора, то любой кадр − это кино.

Мне кажется, Вы создаете образ отца многогранным. Ведь у многих есть такой стереотип: многодетный отец такой же замученный, как многодетная мать. И если она замучена бытовыми проблемами, то он замучен тем, что зарабатывает на жизнь, обеспечивает своих детей – своей жизни, творческой реализации у него нет. Получается, что в Ваших примерах это не так? Значит, семья не мешает реализации мужчине?

− Вопрос, что вкладывать в слово «реализация». Вы вкладываете в него профессиональную реализацию.

В том числе.

− Эти люди напрямую говорят: наша главная реализация − не карьера, а наша семья, то, что я папа, муж. У женщин – то же самое: их главная реализация – в их семье. Поэтому, мне кажется, даже если папы не будут гениальными архитекторами, скульпторами, кузнецами, пожарными, их это не будет сильно беспокоить. У них совершенно другие приоритеты.

А что касается работы, то они очень устают: некоторые работают на 2-х работах, приходят домой в 12 часов ночи. В свободное время они с детьми либо на лыжах катаются, либо в хоккей играют (3-й папа на конюшне проводит время с детьми) – у них вообще нет своего личного времени.

Я часто слышал от зрителей, что многодетные семьи неправильные: сначала надо накопить миллион долларов, а потом создавать семью. Но это бред.

Все эти семьи не были миллионерами – они, живя в квартирах (сейчас они живут в домах), делают прыжок веры: это колоссальный шаг доверия Богу. И никто из них не умер в нищете, детей не забрали службы опеки. Они выросли даже финансово, переехали в свои дома. У кого-то развито свое дело (у реставратора сейчас одна из крупнейших фирм в городе). Поэтому многодетность – это доверие Господу. И Он полностью его оправдал.

А что-то общее у них Вы уловили? Что это за особенные мужчины, из которых получаются такие замечательные отцы?

− Все эти люди – верующие. Я еще раз говорю, что не специально подобрал трех православных. Так получилось. Я вообще пытался найти мусульман или еще кого-то. Ну так получилось!

Открою страшный секрет: 99% многодетных семей – это верующие люди. Разных конфессий, разных религий. Почему? Как я себе это объяснил, все родители жертвуют собой – особенно если у них 6–8 детей они полностью жертвуют собой. У них нет личного времени. А многих верующих людей к понятию «жертва» приучает их вера. В христианстве главное проявление любви – это жертва. Схожие вещи и в других религиях. Поэтому когда человек не имеет Бога в душе, если он даже внутри не имеет этого представления (знаете, хотя бы вот это: «В церковь не хожу, но в Бога верю»), то человек хочет жить для себя: для себя, для своей карьеры, для самореализации, и вот эти маленькие сопливые гномы, которые бегают по дому, мешают ему. Я не увидел ни одной атеистической семьи, в которой было бы много детей. Максимально из того, что я встречал, были семьи, где, например, мама или папа верующий, а второй супруг более светский. Вот это было, – но это все равно не назвать атеистической семьей.

Насчет мужчин. Во-первых, получилось так, что они все были верующие, и я объяснил почему. А во-вторых, все они были мужчинами, готовыми взять на себя ответственность. У очень многих мужчин это был 1-й брак, и они встретили свою половинку, когда им было около 17–20 лет, в институте, при поступлении. И причем оба папы – Жуков, кузнец, и папа Мыльников – сказали мне, и в фильме есть эта фраза: «Мы встретили свою половинку и сразу же были готовы жениться».

Денис сказал, что он сделал предложение через 3 дня, например. Такая вот готовность – можно сказать «сдуру ляпнули» или «он просто пытался затащить ее в постель», а в том-то и дело, что нет: за это предложение он до сих пор отвечает – он сделал ей предложение через 3 дня, а прошло 20 лет их совместной жизни и у них уже шестеро детей. Он несет ответственность за то, что он предложил.

Соответственно, первое – вера, как мне кажется. Второе – ответственность.

Минусы есть у всех. Просто какие-то минусы лишают вас мужского или женского, а какие-то не лишают. Например, у многих пап (и у меня) такой минус – раздражительность, вспыльчивость, агрессивность. Это плохо, но вспыльчивый мужчина не перестает быть мужчиной. А если мужчина не может нести ответственность за семью, то он, соответственно, не мужчина. Поэтому второе – это ответственность.

А вообще, я вспоминаю слова батюшки Андрея Ткачева (не говорю, что я придерживаюсь этой системы, но она мне просто понравилась). Он говорит: «Ребята, у нас мужиков меньше, чем женщин, так что не придирайтесь. Если он хочет семью, может ее обеспечить, не имеет вредных, разрушающих привычек, работает, а если он еще и верующий, то бери – с руками отрывай и выходи за него замуж» (смеется).

Мы сегодня разрушаем стереотипы. Сейчас есть мнение, что ранний брак – это почти всегда неудача и сначала надо присмотреться к человеку, оценить его качества, а только потом заключать брак. Ваши примеры показывают, что это может быть и быстро, и рано и удачно! Может быть, какие-то еще стереотипы, ваши или общественные, были разбиты за время, когда вы снимали фильм? Вы что-то открыли для себя? Были ли у вас личные откровения после знакомства с этими замечательными семьями?

– Самое главное откровение – то, что я хотел остаться жить во всех этих семьях: я почувствовал спокойствие, радость, как в церкви, когда приходишь… Люди, которые ходят в церковь, понимают, о чем я: необязательно биться лбом в пол, ставить свечи – ты просто заходишь в церковь и чувствуешь себя уже хорошо. Тут то же самое: я в эти семьи заходил, мне было очень хорошо. И я до сих пор стремлюсь к ним в гости по любому поводу, чтобы там просто посидеть, без каких-либо целей: просто там очень здорово.

Многие зрители мои, которые смотрели фильм, говорили, что хотели бы, чтобы их, уже взрослых людей, усыновили или удочерили в такую семью (смеется).

Понятно, что это все не наигранно. Эта идиллическая картина не была сыграна семьями только для фильма, для картинки. Вы увидели, что эту атмосферу не создать, правильно?

− Вы не сыграете это. Даже профессиональные актеры, если и смогут это сыграть, то с большим трудом. А это – обычные люди.

Как детей, когда их 8 человек, заставить что-то сыграть? Да никак. Если им плохо, то они совершенно спокойно скажут вещи, которые им не нравятся. Они в фильме и говорят, например, что им не нравится, что папа ругается с братом, что папа где-то агрессивно себя ведет: какие-то папины минусы они, не стесняясь, высказывают, за что им огромное спасибо.

Марк, все-таки Ваша аудитория целевая (надеюсь, в том числе и молодые люди, которые только еще готовятся вступить в брак, создать семью) – значит, у фильма должна быть какая-то воспитательная роль, открывающая новые горизонты перед молодыми людьми? Как молодежь приняла Ваш фильм?

– На самом деле у нас первоочередная аудитория – молодежь: не «в том числе», а первоочередная – этот фильм снимался на государственные деньги. Это не секрет, это грантовые средства – мы в 2020 г. выиграли самый большой грант, который у нас у молодежи в России, и этот проект состоялся.

И мы как раз работаем в первую очередь с молодежью и для молодежи – и прокатываем этот фильм (уже заканчиваем прокат) в школах, вузах, ПТУ, колледжах. Я не буду врать, это сложно, очень. У нас молодежь не бросается рукоплескать с криками: «Ура, классно, сейчас будут показывать фильм» – да нет, конечно. Я благодарен всем школам и вузам, кто нас пустил.

Но, если быть честным, кто учится в ПТУ (не все, но в основном)? Это дети от 16 до 20 лет, с не самой легкой судьбой, не из самых благополучных семей, и с очень разными взглядами на жизнь. Многие из них из неполных семей, трудные подростки, – а ты приходишь и рассказываешь им про розовые облачка, про счастливую семью, и многие из них плюются от этой темы и воротят нос, сидят в телефоне, смеются над этим, хихикают, шутят, на диалог не идут совершенно. Я Вам больше скажу: таких не 3 человека – большинство на самом деле.

Я сначала расстраивался, что дети так реагируют, но потом стал замечать, что после каждого такого показа ко мне подходят из ста человек трое-пятеро и благодарят меня за мою работу (и, в частности, подходят парни, что странно для меня – я думал, будут подходить девчонки).

И в целом я понял, что реально думающей молодежи действительно около 5% – задумывающихся о серьезных вещах в свои 17–18 лет. Я рад, что эти 5% были у меня в прокате и вот, в частности, ради них мне не стыдно работать. Я считаю, что работа сделана не зря. А у остальных ребят, дай Бог, потом это где-то «щелкнет».

Если говорить про аудиторию школьную, то многие ведут себя, как ребята в ПТУ – и еще: многим скучно. Сейчас у многих клиповое сознание, все смотрят всякую дрянь в интернете на известных платформах (я сам там часто зависаю и знаю, какой там показывают контент, какую гадость). Молодежи интересно вот это. Работает клиповое сознание, и если за 10 секунд никто не разделся и не сказал гадость, это неинтересно: переключаем.

А если говорить про вузовскую аудиторию, это ребята постарше, поэтому в вузах было попроще: ребята в вузах были, что ли, более осознанными. Все-таки в ПТУ и в школах их загоняют палкой, а в вузе человек может просто не прийти. Поэтому в вузах приходили те, кто действительно хотел это посмотреть, и беседы в вузах тоже складывались достаточно хорошо.

Я очень много показывал фильм в молодежных клубах, в православных: там вообще просмотры прошли на «ура» – это и есть целевая аудитория, по сути.

В целом, я считаю, этот фильм и для молодежи, и для людей постарше: тем, кто постарше, у кого семья уже есть, он может помочь сделать шаг в многодетность. Это главный момент. А молодым людям – создать свою семью. Поэтому я считаю, что этот фильм для всех возрастов: любой может в нем почерпнуть что-то важное и интересное.

Работа с молодежью была сложной, но мне это дало новый стимул: хотелось бы в будущем продолжать снимать подобные фильмы, прокатывать их в молодежной среде. Мы сейчас завершаем этот проект и приступаем к другому. Следующий фильм, если нам дадут финансирование, мы планируем снимать на тему силы духа, здорового образа жизни, про наших паралимпийцев. Так что, может быть, через годик-другой мы уже будем обсуждать новый фильм.

А все наши фильмы производит студия «Береста» – это созданная мной студия, и все, кто захочет нас найти, смогут это сделать в соцсетях: там можно найти все наши фильмы, в том числе и про многодетных отцов. Через пару недель фильм выйдет в этой студии.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс